Решение №1134 Жалоба ООО «Слава» на неправомерные действия организатора от... от 27 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 1134
16.11.2017г. г. Иркутск
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
Председатель Комиссии: <…..>;
Члены Комиссии: <…..>;
при участии представителей организатора торгов по доверенности – <…..>; при участии заявителя жалобы – директора ООО «Слава» (решение), а также представителей заявителя ..... по доверенности, рассмотрев жалобу ООО «Слава»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области с жалобой обратился перевозчик – ООО «Слава» на неправомерные действия организатора открытого конкурса - Управления транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска, в связи с утверждением документации при проведении открытого конкурса на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на территории г. Иркутска № 22 «м/р Первомайский -Ц. Рынок-м/р Первомайский», в части установления требований, нарушающих действующее законодательство Российской Федерации, в том числе ограничивающих право заявителя (иных заинтересованных лиц) на участие в конкурсе.
Жалоба рассмотрена в порядке, установленном ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».
На рассмотрении заявитель и представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представители организатора конкурса, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, в обосновании своих возражений представлены письменные пояснения.
Комиссия, исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, установила следующее.
Пунктом 1.1. раздела 1 Положения «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске», утв. постановлением администрации г. Иркутска от 24.12.2015г. № 031-06-1231/5. (далее — Положение) определено, что уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Иркутска является комитет городского обустройства администрации города Иркутска в лице Управления.
Управление в соответствии с абзацем 23 п. 4.1. раздела 4 Положения проводит открытые конкурсы на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Согласно п. 8.1., п.8.2. раздела 8 Положения, организатором открытого конкурса является Управление.
Организация открытого конкурса осуществляется Управлением в порядке, установленном Федеральным законом N 220-ФЗ, а также настоящим Положением.
14.09.2017г. организатором торгов - Управлением транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок № 22 в городе Иркутске, также на официальном сайте размещена документация.
Согласно пп. 12 пункта 4.1. Конкурсной документации для участие в конкурсе претенденты представляют один оригинал конкурсной заявки и одну электронную копию конкурсной заявки, в состав которой должны входить сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (дате размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса), выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти (далее - территориальный орган), осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности дорожного движения (сведения должны быть представлены на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа)».
Согласно пп. 6.15.1. п. 6.15 конкурсной документации, в период после проведения процедуры вскрытия до проведения оценки, сопоставления конкурсных заявок претендентов (участников конкурса) члены конкурсной комиссии имеют право запросить дополнительно информацию о претендентах (участниках конкурса) в государственных органах для проверки информации, представленной претендентами (участниками конкурса) в заявке на участие в конкурсе и представить данную информацию на заседание конкурсной комиссии по оценке, сопоставлению конкурсных заявок претендентов (участников конкурса), в том числе сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине претендента (участника) – юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников.
Пунктом 7.6. конкурсной документации установлен перечень оснований, по которым Конкурсная комиссия отказывает Претенденту в допуске на конкурсе, одним из которых является несоответствие конкурсной заявки требованиям пунктов 4.1. - 4.5. (подпункт 7.6.9. пункта 7.6. конкурсной документации).
Следовательно, предоставление сведений, предусмотренных пп. 12 п. 4.1 конкурсной документации сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине претендента (участника) – юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников, в иной форме, может иметь своим последствием отказ в допуске на участие в конкурсной процедуре.
Следует отметить, что частью 10 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 220-ФЗ), прямо установлено, что в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона органы местного самоуправления приводят муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями настоящего Федерального закона.
Во исполнение требований Федерального закона № 220-ФЗ администрацией г. Иркутска 24.12.2015г. принято Постановление № 031-06-1231/5 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске», регламентирующие правоотношения, возникшие в сфере пассажирских перевозок на территории г. Иркутска.
Как указано ранее, пунктом 8.2. раздела 8 Положения, организация открытого конкурса осуществляется Управлением в порядке, установленном Федеральным законом N 220-ФЗ, а также настоящим Положением.
Статьей 23 Федерального закона № 220-ФЗ установлены требования к участникам открытого конкурса.
Так частью 1 ст. 23 Федерального закона № 220-ФЗ определено, что участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;
3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
Согласно п. 1 части 3 Федерального закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по установленным данной частью критериям, в частности: количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса.
Федеральный закон № 220-ФЗ не предусматривает как сам факт предоставления участниками (претендентами) сведений о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (дате размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса), выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности дорожного движения так и представление таких сведений на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа.
Кроме того, предъявление требования о предоставлении вышеуказанных сведений противоречит ст. 23 Федерального закона № 220-ФЗ, и является административным барьером по отношению к отдельным хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на рынке пассажирских перевозок на территории городского сообщения г. Иркутска.
Право организатора торгов, предусмотренное ч. 2 ст. 24 вышеназванного Закона, по установлению требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса, не подменяет собой обязанность организатора торгов по соблюдению норм Федерального закона № 220-ФЗ, в том числе ст. 23, п. 1 ч. 3 ст. 24 названного Закона, в связи с чет довод представителей организатора торгов о правомерности требований, установленных пп. 12 п. 4.1. конкурсной документации в соответствии с ч. 2, п. 1 ч. 3 Закона № 220-ФЗ, являются не состоятельным.
Кроме того, Положение «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске», утв. постановлением администрации г. Иркутска от 24.12.2015г. № 031-06-1231/5, также не содержит обязанности по предоставлению таких сведений участниками торгов, в том числе на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа.
Более того, пунктом 4.1. Положения установлено, что в целях организации регулярных перевозок пассажиров и багажа Управление осуществляет взаимодействие с ОГИБДД МУ МВД России "Иркутское" и Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, структурными подразделениями комитета городского обустройства администрации города Иркутска, общественными объединениями и другими заинтересованными органами в пределах их полномочий.
Следовательно, в целях осуществления оценки претендентов по такому критерию оценки как количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, может быть осуществлено конкурсной комиссией при межведомственном взаимодействии с соответствующим государственным органом.
При этом, формирование конкурсного предложения участником конкурса (претендентом) не будет зависеть от действий 3 лиц, в части получения ответа от иных гос. органов, в части подготовки сведений по отдельным требованиям, которые не согласуются с требованиями пп. 12 п. 4.1 конкурсной документации (в том числе по форме предоставления таких сведений на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа, выдача подготовленного на обращение ответа нарочно).
Подпункт 7.6.11. п. 7.6 конкурсной документации обуславливает обязанность конкурсной комиссия по отказу Претенденту в допуске на участие в конкурсе, в связи с предоставлением недостоверных сведений, содержащихся в заявке на участие конкурсе и (или) в документах, представленных претендентами (участниками).
Поскольку, действующее законодательство не предусматривает обязанности по предоставлению сведений, в том числе по форме, установленной пп. 12 п. 4.1 конкурсной документации, следовательно отклонение заявки в случае не предоставления таких сведений в порядке, предусмотренным названной нормой является необоснованной и противоречащей как Положению, так и Федеральному закону № 220-ФЗ.
Комиссия антимонопольного органа также приходит к выводу об обоснованности довода заявителя в части того, что срок предоставление ответа на обращение в соответствующий орган может составить 30 и более дней, что приведет невозможности подачи заявки заинтересованным лицом (претендентом), а сформированная заявка в отсутствии таких сведений приведет к принятию конкурсной комиссией решения об отклонении такой заявки как несоответствующей требованиям документации.
Организатором торгов, не представлено документальное подтверждения правомерности требования предоставления сведений пп. 12 п. 4.1 конкурсной документации, в том числе по порядку их предоставления.
При этом, представителем заявителя представлено документальное подтверждение того, что справка о количестве дорожно-транспортных происшествий выдается без печати государственного органа.
Комиссия антимонопольного органа исследовав, все имеющиеся в деле документы, пояснения сторон, приходит к выводу о том, что жалоба заявителя является обоснованной, в том числе о наличии правовых оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Жалоба заявителя содержит доводы о нарушении требований ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем комиссия антимонопольного органа приняла решение о передачи материалов по жалобе в ответственное структурное подразделение Иркутского УФАС России для рассмотрения на предмет наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «Слава» на неправомерные действия организатора открытого конкурса- Управления транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска, комиссии, в связи с утверждением конкурсной документации на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении по маршруту регулярных перевозок на территории г. Иркутска № 22 «м/р Первомайский -Ц. Рынок-м/р Первомайский», в части установления требований, нарушающих законодательство Российской Федерации в связи с ограничением права заявителя (иных заинтересованных лиц) на участие в конкурсе, обоснованной.
2.Признать организатора открытого конкурса- Управление транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска нарушившим ст. 23,п. 1 ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 8.2. Положения «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске», утв. постановлением администрации г. Иркутска от 24.12.2015г. № 031-06-1231/5.
3. Выдать организатору торгов - Управлению транспорта комитету городского обустройства администрации г. Иркутска предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию о торгах, в части пп. 12 п. 4.1. конкурсной документации, в том числе исключения требования как по предоставлению сведений, установленных пп. 12 п. 4.1 конкурсной документации, так и требований к их оформлению.
3. Передать материалы по данной жалобе в ответственное структурное подразделение Иркутского УФАС России для рассмотрения по существу в порядке, установленном административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339.
3. Копию решение и предписания направить сторонам по жалобе.
Председатель комиссии ...
Члены комиссии ...
Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ №449
16.11.2017г. г. Иркутск
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: ...; руководствуясь пунктом 31 части 1 статьи 23, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 1134 от 16.11.2017г. (ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов - Управлению транспорта комитету городского обустройства администрации г. Иркутска устранить выявленных нарушения путем внесения изменений в документацию о торгах, в части пп. 12 п. 4.1. конкурсной документации, в том числе исключения требования как по предоставлению сведений, установленных пп. 12 п. 4.1 конкурсной документации, так и требований к их оформлению, в течение 7 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.
2. Продлить срок окончания подачи заявок на участие.
3. Об исполнении предписания незамедлительно направить в Иркутское УФАС информацию.
Председатель комиссии ...
Члены комиссии ...
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня их принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.