Решение №1141 Жалоба УФПС Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России» ... от 23 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1141

17 ноября 2017 года                                                                                       г. Иркутск

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>

члены Комиссии: <…..>,

при участии представителей УФПС Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России» (далее также филиал ФГУП «Почта России», заявитель) – \\\; представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе (далее – заказчик) – <…..>,

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме в  порядке, предусмотренном ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России поступила жалоба филиала ФГУП «Почта России» на положения документации об аукционе в электронной форме на оказание услуг по сбору, приему, обработке и доставке всех видов почтовых отправлений и предоставление телематических услуг, позволяющих осуществлять отслеживание корреспонденции на сайте исполнителя в режиме реального времени через личный кабинет заказчика.

В соответствии с доводами жалобы заявитель считает, что в нарушение ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукционе не указано обоснование причин ограничения размещения закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Также заявитель утверждает, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя действующей лицензии на оказание телематических услуг связи.

Заказчиком представлены возражения на жалобу, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными.

Из материалов жалобы установлено, что заказчиком 30.10.2017г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0234100003017000013 и документация об аукционе на оказание услуг по сбору, приёму, обработке и  доставке всех видов почтовых отправлений  и предоставление телематических услуг связи, позволяющих осуществлять отслеживание  корреспонденции на сайте исполнителя в режиме реального времени через личный кабинет Заказчика (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 156 528 рублей 80 копеек.

Комиссией установлено, что данная закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В силу ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 63, п. 4 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе должны содержать ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом; преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 44-ФЗ участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 44-ФЗ).

Часть 4 статьи 27 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ).

Таким образом, Федеральный закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не ограничивая при этом каким-либо перечнем товаров, работ и услуг, закупка которых должны осуществлять только у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, следовательно, заказчики самостоятельно определяют предмет закупки, в которых будет установлено ограничение, предусмотренное ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ.

Предусмотренное ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ требование заказчиком исполнено, а именно, в извещении о проведении электронного аукциона и в пунктах 14, 17 раздела 1.3 документации об аукционе заказчиком указано об ограничении и преимуществе осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом, предусмотренное ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 44-ФЗ обоснование причин такого ограничения извещение о проведении электронного аукциона не содержит, что является нарушением ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 3, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Одним из единых требований, которое заказчик должен установить к участникам закупки при осуществлении закупок, является требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

Пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должны содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона.

Предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ требование установлено заказчиком в пункте 19 раздела 1.3 документации об аукционе.

Документы, подтверждающие соответствие участника закупки указанному требованию, и которые участник закупки должен представить в составе второй части, определены в пункте 19.1 раздела 1.3 документации об аукционе, в частности:

«- Действующая лицензия на предоставление услуг почтовой связи (в соответствии с Федеральным законом от 07.07. 2003  № 126-ФЗ «О связи»);

- Действующая лицензия на оказание телематических услуг связи (в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»);

- Выписка из Реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, выданная Роскомнадзором по Иркутской области (в соответствии с требованиями и нормами Федерального Закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»)».

В соответствии с доводами жалобы филиал ФГУП «Почта России» считает неправомерным установление заказчиком требования о наличии лицензии на оказание телематических услуг.

При этом, в ходе рассмотрения жалобы представители заявителя сообщили, что у филиала ФГУП «Почта России» имеется данная лицензия.

В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона № 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Таким образом, установленное заказчиком в пункте 19.1 раздела 1.3 документации об аукционе требование не нарушает права и законные интересы заявителя.

Представители заявителя на рассмотрении жалобы пояснили, что получение указанной лицензии требует высоких материальных затрат и не каждый участник закупки, который хотел бы принять участие в электронном аукционе, может позволить себе ее приобрести.

Документы, подтверждающие вышеуказанные доводы, а также факт невозможности иных участников закупки принять участие в электронном аукционе, заявителем не представлены.

Как указывалось выше, предметом закупки являются услуги связи.

В соответствии п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

В силу ч.1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Так, согласно ч. XVI Постановления Правительства РФ № 87 в перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи входит обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю:

а) доступа к сети связи лицензиата;

б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

в) приема и передачи телематических электронных сообщений;

г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Изучив раздел 1.4 документации об аукционе, содержащий в себе техническое задание на оказание услуг, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о правомерности установления заказчиком требования к составу заявки на участие в аукционе о наличии лицензии на телематические услуги связи.

Комиссия считает, что обжалование филиалом ФГУП «Почта России» документации об аукционе в части требования о наличии лицензии на оказание телематических услуг при наличии такой лицензии является злоупотреблением правом на обжалование положений документации о закупке, предусмотренное ст. 105 Федерального закона № 44-ФЗ.

В то же время, филиал ФГУП «Почта России» не является общественным объединением, общественной организацией юридических лиц, уполномоченных на осуществление общественного контроля и имеющих право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке главы 6 Федерального закона № 44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу УФПС Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России» частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 44-ФЗ.

3. Направить копии решения сторонам по жалобе.

4. Оператору электронной площадки отменить приостановление закупки в части заключения контракта.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны