Решение №1156/18 Иркутским УФАС России МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей»... от 5 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1156/18

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <….>;

Члены Комиссии: <….>; <….>;,

при участии ответчика – МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» в лице <….>;

в отсутствие заявителя ООО «Пресса»,

надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела;

в отсутствие заинтересованных лиц — ООО Типография «Комсомольская правда в Иркутске» и ООО СК «Успех», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела;

рассмотрев дело № 1-17-59/38--18 от 08.06.2018г., возбужденное по признакам нарушения МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ООО «Пресса», на действия МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» по факту нарушений законодательства при закупке услуг по печатанию газет «Иркутск» и «Иркутск официальный», а также услуг по доставке и распространению газет в 2017 году. На основании указанного обращения Управлением проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.

Согласно п. 2.3 ст. 15 Положения о закупке товаров, работ, услуг для МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» закупка у единственного поставщика применяется, в том числе, в случае осуществления закупки малого объема, стоимость которой не превышает 100 000 рублей.

В 2017 году МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей». заключены договоры на оказание Услуг по печатанию газет (газета И), Услуги по печатанию газет (ИО) и Услуги по доставке и распространению газет с ООО «Типография «Комсомольская правда» и ООО СК «Успех» на общую сумму, указанную в плане-графике (более 0 рублей), при этом, стоимость каждого из договоров не превышает 100 000 рублей.

Указанное свидетельствует, что дробление однородных услуг на несколько договоров осуществлено М. с целью обхода проведения конкурентных процедур на выбор поставщика (исполнителя) при соблюдении формальных требований Положения о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно ч.5 ст. 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В силу требований статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закупка у единственного поставщика относится к закупкам регулируемым указанным законом.

Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств, Приказом Иркутского УФАС России от 08.06.2018г. в отношении МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей»  возбуждено дело №1-17-59/38--18 по признакам нарушения ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении закупок услуг по печатанию, доставке и распространению газет в 2017 году путем закупок у единственного поставщика, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №1-17-59/38--18 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

В соответствии с п.10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (Приказ ФАС России от 28.04.2010г. №220) по делам, возбужденным по признакам нарушения ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:

- определение временного интервала исследования;

- определение предмета закупок, торгов;

- определение состава хозяйствующих субъектов.

В процессе анализа использованы следующие нормативные акты:

- Федеральный закон от 26.07.2007 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции);

- Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

1.Временной интервал исследования.

В 2017 году МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» заключены договоры на оказание услуг по печатанию, доставке и распространению газет с ООО Типография "Комсомольская правда в Иркутске"  в г.Иркутске  и ООО СК «Успех» на общую сумму более 000 рублей.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

На основании изложенного, в качестве временного интервала исследования товарного рынка принимается 2017год.

2. Определение предмета закупки.

Предметом заключенных контрактов являются услуги по печатанию газет, доставки газет и распространению газет.

Согласно «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности»: деятельность по печатанию газет относится к полиграфической деятельности и деятельности по предоставлению услуг в этой области (код 18.1), деятельность по доставке и распространению газет относится к коду 58 (издательская деятельность).

3. Определение состава хозяйствующих субъектов.

ООО Типография «Комсомольская правда в Иркутске» основной вид деятельности – издательская деятельность (код 58 по ОК ВЭД), включая деятельность по изданию газет (код 58.13 по ОК ВЭД);

ООО СК «Успех» основной вид деятельности - распиловка и строгание древесины (код 16.10 по ОК ВЭД), а также дополнительные виды деятельности, включая деятельность вспомогательную прочую, связанную с перевозками (код 52.29 по ОК ВЭД)).

4. Выводы.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции установлено следующее.

1. Временной интервал исследования - 2017 год

2. Предмет закупки - услуги по печатанию газет, доставки газет и распространению газет.

3. Состав хозяйствующих субъектов - ООО СК «Успех», ООО Типография «Комсомольская правда в Иркутске» в г.Иркутске.

Осуществление М. закупок услуг по печатанию, доставке и распространению газет в 2017г. путем закупок у ООО СК «Успех» и у ООО Типография «Комсомольская правда в Иркутске» в г.Иркутске. на общую сумму более 000 рублей (при этом стоимость каждого договора не превышает 100 000 рублей) свидетельствует о намерении отказаться от конкурентных процедур на выбор поставщика, что может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.

В ходе рассмотрения дела № 1-17-59/38-18 лицами, привлеченными к участию в рассмотрении дела, представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела.

На рассмотрении дела представитель ответчика – МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» представил следующие письменные и устные пояснения.

На момент проведения закупки действовала редакция Федерального закона от 18.07.2011№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) от 28.12.2016г.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, Ответчик считает, что статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом №223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в ч.10 ст.3 Закона №223-ФЗ, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействия) заказчиков в случаях:

1. неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

2. предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке

3. осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

4. неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в ч.9 ст.3 Закона №223-ФЗ.

Положения ст.18.1 Закона о защите конкуренции не свидетельствуют о наделении антимонопольного органа дополнительными полномочиями. Данная норма в силу своего процедурного характера не может рассматриваться как расширяющая перечень оснований, в пределах которых антимонопольный орган обладает полномочиями по рассмотрению жалоб, а лишь допускает возможность вынесения решения по итогам рассмотрения жалобы участника закупки с учетом всех нарушений, связанных с обеспечением информационной прозрачности закупок и упомянутых в части 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

С учетом изложенного в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной ст.18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решение только по тем нарушениям, перечень которых установлен в ч.10 ст.3 Закона №223-ФЗ.

Таким образом, Ответчик считает, что договоры правомерно заключены в соответствии с Положением о закупках.

Комиссия Иркутского УФАС России заслушав доводы Ответчика и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.

Доводы ответчика комиссией Иркутского УФАС России являются необоснованными в силу следующего.

Ссылка ответчика на статью 18.1 Закона о защите конкуренции не правомерна, в силу следующего.

Дело №1-17-59/38-18 возбуждено в соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции. Данной статьей установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» является субъектом Закона №223-ФЗ. В соответствии со статьей 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В силу статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными Положениями о закупке, которые регламентируют закупочную деятельность заказчика и должны содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно статье 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ).

В Положении Заказчика о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» (далее — Положение о закупках) в соответствии с п.2.3 ч.2 ст.15 закупка у единственного поставщика применяется в случае закупки малого объема, стоимость которой не превышает 100 000 (сто тысяч) рублей.

В рамках данного пункта Положения о закупках МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» заключили 28 договоров с ООО СК «Успех» и 73 с ООО Типография "Комсомольская правда в Иркутске" в г. Иркутске на общую сумму более 000 рублей (при этом стоимость каждого договора не превышает 100 000 рублей).

Наличие двух контрагентов на один и тот же предмет закупки, а именно ООО СК «Успех» и ООО Типография "Комсомольская правда в Иркутске" в г. Иркутске, указывает на то, что рынок данных услуг конкурентный.

В случае проведения конкурентных процедур по данной закупке, по ее результатам можно выявить наилучшего поставщика услуг, который будет соответствовать и по качеству и по стоимости.

Дробление однородных услуг на несколько договоров осуществлено МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей»  с целью обхода проведения конкурентных процедур на выбор поставщика (исполнителя) при соблюдении формальных требований Положения о закупках.

Данное обстоятельство позволило заказчику самостоятельно, без каких-либо ограничений осуществлять выбор поставщика закупаемых услуг, устраняя при этом конкуренцию на соответствующем рынке.

Формальное соблюдение требований положения о закупке не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт целенаправленного осуществления закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке является неправомерным.

МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» не представлено о правомерности заключения договоров с единственным поставщиком.

В силу п.9 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Таким образом, в действиях МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» выразившихся в осуществлении закупок услуг по печатанию, доставке и распространению газет в 2017 году путем закупок у единственного поставщика, содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Иркутского УФАС России при рассмотрении дела № 1-17-59/38-18 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» по признакам нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении закупок услуг по печатанию, доставке и распространению газет в 2017 году путем закупок у единственного поставщика, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Лицам, участвующим в деле направлено заключение Комиссии от 20.09.2018г. об обстоятельствах дела №1-17-59/38-18. Лицами, участвующими в деле, возражения на заключение об обстоятельствах дела №1-17-59/38-18 не представлены.

Таким образом, обстоятельства, которые могут повлиять на выводы Комиссии Иркутского УФАС России по рассмотрению дела №1-17-59/38-18 о наличии в действиях М. нарушения антимонопольного законодательства, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» нарушившим ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с совершением действий (бездействия) выразившегося в осуществлении закупок услуг по печатанию, доставке и распространению газет в 2017 году путем закупок у единственного поставщика, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

2. Выдать МАУ г. Иркутска «Редакция г. Новостей» предписание о недопущении совершения действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, при проведении закупок услуг по печатанию, доставке и распространению газет, а именно не допускать дробление однородных услуг на несколько договоров с целью обхода проведения конкурентных процедур на выбор поставщика (исполнителя) при соблюдении формальных требований Положения о закупках.

3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле, копию предписания - ответчику.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны