Решение №038/550/22 решение от 16 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16.06.2022 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Регионстрой» (далее – ООО «Регионстрой», Заявитель) – <…..>, представителей ФГБУ «Иркутское УГМС» (далее – Заказчик) – <…..>;

рассмотрев посредством системы видео-конференц связи жалобу Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на поставку функционального модуля наземной сети (извещение № 0334100002122000042), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 09 июня 2022 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на поставку функционального модуля наземной сети.

В соответствии с доводами жалобы Заявитель не согласен с решением комиссии по осуществлению закупок об отклонении его заявки на участие в закупке, поскольку, по мнению Заявителя, его заявка на участие в электронном аукционе полностью соответствует требованиям Извещения об осуществлении электронного аукциона и нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

Кроме того, по мнению Заявителя, Инструкция по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение при заполнении заявок на участие в электронном аукционе, и одни и те же положения инструкции применяются к участникам закупки по-разному.

Также Заявитель указывает, что в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 505 проект государственного контракта содержит положение о том, что авансирование по указанной закупке не предусмотрено.

Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 20 мая 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение об осуществлении электронного аукциона № 0334100002122000042 на поставку функционального модуля наземной сети (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 850 000 руб..

На участие в указанном электронном аукционе подано 3 заявки.

Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 02.06.2022 №ЦПА1 минимальное ценовое предложение поступило от Заявителя жалобы (заявка № 111940223 - ООО «Регионстрой») – 2 693 250 руб.

Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.06.2022 №ИЭА1 заявка Заявителя отклонена от участия в закупке, победителем закупки признан участник № 11002887 - ООО «Полярник».

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика приходит к выводу о частичной обоснованности доводов жалобы на основании следующего.

 

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствие с п.п. «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона № 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Аналогичное положение установлено в приложении № 3 к Извещению об осуществлении электронного аукциона «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе».

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, согласно приложению № 1 к Извещению об осуществлении электронного аукциона «Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ» (далее – Техническое задание), участникам закупки необходимо поставить следующий товар: «Функциональный модуль наземной сети».

В качестве комплектации товара в Техническом задании указано следующее:

№ п/п

Наименование товара, комплектующих

1

Функциональный модуль наземной сети Росгидромета в том числе:

1. Отопление:

- конвектор электрический – 4 шт.

2. Водоснабжение:

- емкость для хранения воды большая – 1 шт.;

- емкость для хранения воды малая – 1 шт.;

- умывальник – 1 шт.

3. Канализация:

-унитаз-компакт – 1 шт.;

- труба канализационная для наружного применения - 1 шт.;

- труба канализационная для внутреннего применения – 2 шт.;

- отвод канализационный для внутреннего применения – 2 шт.;

- тройник канализационный для внутреннего применения – 2 шт.;

- переход эксцентрический канализационный для внутреннего применения – 1 шт.;

- заглушка канализационная для внутреннего применения – 1 шт.

4. Система вентиляции:

- вентилятор вытяжной настенный электрический – 3 шт.;

- приточный вентиляционный клапан стеновой – 3 шт.

5. Система охранно-пожарной сигнализации:

- огнетушитель -2 шт.;

- светозвуковвой оповещатель уличный – 1 шт.;

- модуль порошкового пожаротушения – 3 шт.;

- дымовой извещатель – 3 шт.;

- тепловой извещатель – 3 шт.;

- приемно-контрольный прибор пожарной сигнализации – 1 шт.

6. Электроснабжение и освещение:

- светодиодный светильник офисный накладной – 4 шт.;

- светодиодный светильник круглый потолочный внутренний – 4 шт.;

- светодиодный светильник круглый настенный уличный – 1 шт.;

- розетка двухместная с заземлением для открытой проводки – 6 шт.;

- розетка одноместная с заземлением для открытой проводки – 6 шт.;

- розетка четырехместная с заземлением для открытой проводки – 1 шт.;

- выключатель одноклавишный - 7 шт.;

- выключатель трехклавишный – 1 шт.;

- стабилизатор напряжения – 1 шт.;

- понижающий трансформатор – 1 шт;

- ГЗШ в закрывающемся на ключ корпусе – 1 шт.;

- коробка распределительная для наружного освещения – 1 шт.;

- прожектор уличный – 1 шт.;

- светильник светодиодный с выключателем – 1 шт.

6.1. Электрощит в составе:

- корпус металлический ЩРН – 1 шт.;

- воздушные автоматические выключатели – 10 шт.;

- устройство защитного отключения – 1 шт.

7. Рабочее место начальника станции, рабочее место дежурного метеоролога:

- стол письменный – 2 шт.;

- тумба офисная – 2 шт.;

- шкаф для документов (полузакрытый) – 2 шт.;

- шкаф для документов (низкий) – 2 шт.;

- шкаф для одежды – 1 шт.;

- кресло офисное – 2 шт.;

- стол на металлическом каркасе – 4 шт.;

- стеллаж складской металлический – 1 шт.

8. Комплект подключения к линии электроснабжения 380В:

- самонесущий изолированный провод – 150м;

- кабельный наконечник ТА- 6 шт.;

- наконечник штифтовый алюминиевый НША – 6 шт.;

- наконечник кабельный медный штифтовый плоский НШП – 6 шт.;

- кабель ВВГнг(A)-LS 4х4-0,66 – 4 м;

- анкерный клиновой зажим – 4 шт.;

- кронштейн анкерный – 2 шт.;

- ответвительный зажим 16 шт.;

- коробка распределительная  для наружного подключения – 1 шт.;

- блок зажимов БЗН ТС-1004 35 мм. 100А 4 пары – 1 шт.

 

Кроме того, Техническим заданием установлены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики требуемого к поставке товара.

Инструкция по заполнению заявки содержится в приложении № 3 к Извещению об осуществлении электронного аукциона.

Так, Инструкцией установлены следующие правила заполнения заявки:

«6.        Предоставляемая участником закупки информация о характеристиках товара не должна сопровождаться словами «эквивалент», «аналог». Показатели характеристик товара не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование, не должны содержать слов «не более», «не менее», «не выше», «не ниже», «не ранее», «и», «или», символов: «≤», «<», «≥», «>», то есть должны быть конкретными.

7. Если в описании объекта закупки устанавливается характеристика, показатель которой сопровождается словами «соответствие», «наличие», «да», «нет»; знаком «±»; либо указано слово в скобках, участником закупки должен быть указан товар с показателем, соответствующим заявленным требованиям, то есть точно таким же (показатель не может изменяться)».

Из пояснений Заказчика следует, что участникам закупки с учетом вышеназванных положений Инструкции по заполнению заявки в отношении товаров, послуживших основанием для отклонения заявки Заявителя жалобы по позициям №№ 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 1.9.1, 1.11, 3.1, 3.1.2, 4.1, 7.2, 7.3, 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7, 8.8 необходимо было указать конкретные характеристики товара без сопровождения слов/знаков «и», «или», «≤» «≥». Однако, в некоторых случаях в описании товара содержится союз «и», который в свою очередь соединяет части сложносочинённых предложений и по смыслу не является характеристикой товара, при описании которой в заявке нет необходимости указания конкретной характеристики.

Комиссия, исследовав первую часть заявки участника закупки ООО «Ркгионстрой» с учетом положений Инструкции по заполнению заявки и пояснений Заказчика установила, что участник в своей заявке в отношении товаров по позициям №№ 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 1.9.1, 1.11, 3.1, 3.1.2, 4.1, 7.2, 7.3, 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7, 8.8 указал характеристики товара, не соответствующие требованиям Извещения об осуществлении электронного аукциона, однако заявка победителя закупки соответствует положениям Инструкции (с учетом пояснений Заказчика), что свидетельствует о необоснованности довода Заявителя о незаконном отклонении его заявки.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлена ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, поскольку вышеописанные положения инструкции вводят участников закупки в заблуждение, следовательно, комиссия по осуществлению закупок имела возможность субъективного восприятия положений Извещения о проведении закупки, что в свою очередь подразумевает нарушение Заказчиком пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Положения статьи 6 Федерального закона №44-ФЗ устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона №44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона №44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Исходя из толкования пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна максимально точно определять порядок и правила заполнения заявки. Инструкция обеспечивает правильное понимание участниками закупки положений извещения об осуществлении закупки.

При этом, положения инструкции не должны носить противоречивый характер, поскольку это может ввести в заблуждение участников закупки, ограничить количество участников закупки, а также может привести к необоснованному допуску либо отказу участников к участию в электронном аукционе.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Проанализировав позиции Технического задания Извещения, Инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также заявки участников закупки, Комиссия Иркутского УФАС России, пришла к выводу, что в совокупности вышеизложенного, не позволяется возможным однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления показателей товара, что вводит участников закупки в заблуждение при формировании заявки.

Через установленную Инструкцию требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, Заказчиком поставлены в прямую зависимость от формы их изложения. Выявленные нарушения Федерального закона № 44-ФЗ создают условия для указания участниками в заявках неверных характеристик и, соответственно, отклонения заявок аукционной комиссией.

Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.

Инструкция сформирована Заказчиком таким образом, что из ее положений не представляется возможным определить в отношении каких показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений, и каким образом необходимо указывать значения показателей товара перечисленных через союз «и»; «или»; «..≤ и ≤ ..».

Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.06.2022 №ИЭА1 на участие в указанном электронном аукционе подано 3 заявки, 1 из которых отклонена аукционной комиссией заказчика.

В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленная заказчиком в Извещении об осуществлении электронного аукциона Инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе вводит участников закупки в заблуждение при заполнении заявок на участие в электронном аукционе, а также не позволяет однозначно определить какие именно положения указанной инструкции необходимо применять при указании показателя товара.

Таким образом, установленная Заказчиком в документации об электронном аукционе инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе не позволяет участникам закупки заполнить заявки на участие в электронном аукционе надлежащим образом, что противоречит пункту 3 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ.

 

В отношении довода Заявителя о нарушении положений Постановления Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 505 Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер аванса (если предусмотрена выплата аванса).

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Порядок оплаты за выполненные работы по контракту установлен в статье 2 проекта контракта (Приложение № 4 к Извещению), согласно которому аванс не предусмотрен.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» (далее - Постановление Правительства № 505) в 2022 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета (далее - получатели средств федерального бюджета) предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых:

- подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год; - не подлежат казначейскому сопровождению,

- авансовые платежи в размере до 50 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.

В соответствии с пунктом 1 Устава ФГБУ «Иркутское УГМС», утвержденного приказом Росгидромета № 507 от 31 октября 2016 года, учредителем ФГБУ «Иркутское УГМС» является Российская Федерация, полномочия и функции которого осуществляет Росгидромет.

Согласно пункту 4.7 Устава, Заказчик является получателем средств субсидий, предоставляемых из федерального бюджета.

Как указано в Извещении о проведении закупки, источником финансирования для оплаты работ по контракту являются субсидии на иные цели, а также предусмотрено казначейское сопровождение контракта.

На основании изложенного, Комиссия иркутского УФАС России приходит к выводу о нарушении ФГБУ «Иркутское УГМС» пункта 10 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку, являясь получателем средств федерального бюджета, Заказчик не установил в проекте контракта положение о выплате авансового платежа, а также о размере данного платежа, что не соответствует требованиям пункта 2 Постановления Правительства № 505 от 29.03.2022 года.

 

Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. № 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В связи с тем, что установленная ненадлежащая Инструкция по заполнению заявки послужила основанием для отклонения заявки участника закупки, предложившего наименьшую цену контракта, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки, Комиссия полагает, что необходимо выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Регионстрой» частично обоснованной;
  2. 2. Признать Заказчика нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 10 части 1

статьи 42, пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ, пункт 2 Постановления Правительства № 505 от 29.03.2022 года;

3. Выдать Заказчику, комиссии по осуществлению закупок Заказчика предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены Протокола подачи ценовых предложений от 02.06.2022 №ЦПА1, Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.06.2022 №ИЭА1, внесения изменений в Извещение об осуществлении электронного аукциона и продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;

4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;

5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                         

<…..>

 

<…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны