Решение №1339/18 Жалоба Регионального экологического общественного фонда «Гра... от 22 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1339/18

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <….>;

Члены Комиссии: <....>; <….>;

при участии представителя Регионального экологического общественного фонда «Гражданин» (далее – заявитель) – <…..>;

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Администрации Магистральнинского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области (далее – заказчик);

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Магистральнинского городского поселения, извещение № 0134300025218000040, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 13 ноября 2018 года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.

Заявитель указывает, что документация о проведении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, в своей жалобе заявитель указывает, что заказчиком в аукционной документации не установлено требование об использовании при выполнении работ по зимнему содержанию дорог противогололедного материала, на техническую документацию которого имеется действующее положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня и о предоставлении данных документов на стадии исполнения контракта.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 06 ноября 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134300025218000040, а также Документация о проведении электронного аукциона на зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Магистральнинского городского поселения (далее – Документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 300 618 руб. 68 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.

 

На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

В силу части 4 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик должен обеспечить использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Наименование, характеристики и объем выполняемых работ установлен пунктом 2 части 3 документации о проведении электронного аукциона - «Техническое задание».

Так, согласно вышеназванного пункта исполнителю по контракту необходимо осуществить следующий объем работ:

№ п/п

Наименование показателя

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание улично-дорожной сети в Магистральнинском городском поселении

в 2018 году:

Зимнее содержание улично-дорожной сети декабрь 2018 года

 

1. Очистка дороги от наката тяжелыми автогрейдерами (снег уплотненный):

    8330 м.*7 м*4 раза в месяц* 1 месяц = 233 240 м2.

2. Уборка снежных валов автогрейдерами:      

    8330 м * 2 стороны * 4 раза в месяц * 1 месяц = 66,64 км.

3. Россыпь противогололедного материала (0,35м3 на 1000 м2): 

    428 м*7м*4раза*1мес. = 11 984 м2 .

 

 

Иных требований к противогололедным материалам в документации о проведении электронного аукциона не содержится, на основании чего представитель заявителя в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что противогололедные реагенты являются частным случаем противогололедных материалов, в связи с чем исполнитель по данному контракту может использовать при выполнении работ противогололедные реагенты, которые, в свою очередь, должны иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. 3.1 - 3.4 ГОСТ 33387-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования» (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 №1003-ст) (далее - ГОСТ 33387-2015):

Противогололедные материалы (ПГМ) - это твердые, жидкие или комбинированные материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.

Противогололедные реагенты (ПГР) - это химические вещества, способные плавить снежные, ледяные и снежно-ледяные образования на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках. К примеру, хлориды, формиаты или иные соли, удовлетворяющие требованиям указанного стандарта.

Фрикционные материалы (противогололедные) - это твердые, сыпучие нерастворимые (слаборастворимые) в воде материалы, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для ликвидации образования зимней скользкости, путем повышения коэффициента сцепления колес автотранспортных средств, вследствие повышения шероховатости снежно-ледяных отложений.

Комбинированные противогололедные материалы (комбинированные ПГМ) - это многокомпонентные твердые (сыпучие) средства, имеющие в своем составе совокупность не менее одного химического противогололедного реагента и не менее одного фрикционного материала.

Требования к противогололедным материалам установлены в Отраслевых дорожных нормах 218.2.027-2003 «Требования к противогололедным материалам», утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 № ОС-548-р (далее – ОДН 218.2.027-2003).

В соответствии с разделом 9 «Требования безопасности» ОДН 218.2.027-2003:

- Противогололедные материалы должны быть нетоксичны.

-Противогололедные материалы по степени воздействия на организм человека должны относиться к веществам с классом опасности не ниже 3 (умеренно опасные) по ГОСТ 12.1.007.

  • Противогололедные материалы должны быть негорючи, пожаро-, взрыво- и радиационно безопасны.

В разделе 10 «Требования охраны окружающей среды» ОДН 218.2.027-2003 указано следующее:

  1. Компоненты, входящие в состав противогололедных материалов, должны отвечать гигиеническим требованиям в соответствии с нормативными документами, действующими в Российской Федерации.
  2. Токсичные стоки, отходы, газовые выбросы не допускаются. В воздушной среде, почве и сточных водах при различных температурах окружающей среды не должно образовываться токсичных веществ.
  3. Противогололедные материалы не должны содержать примесей тяжелых металлов и других опасных веществ в опасных концентрациях.

Согласно разделу 13 «Требования к поставке противогололедных материалов» ОДН 218.2.027-2003:

  • На дорогах общего пользования допускается применение ПГМ, отвечающих требованиям ОДН 218.2.027-2003.
  • Не допускается применение ПГМ, свойства которых нормированы только документацией производителя (техническими условиями, стандартами предприятий и т.д.). На основании решения Росавтодора к ПГМ могут предъявляться дополнительные требования, характеризующие более высокие эксплуатационные показатели продукции.
  • Поставщик обязан каждую партию продукции сопровождать паспортом поставщика или изготовителя с нормативными показателями качества ПГМ и результатами его испытаний. По требованию заказчика поставщик обязан представить сертификат соответствия качества продукции.
  • В случае, если в ходе дорожных работ будет использован ПГМ, свойства которого не соответствуют установленным требованиям, заказчик или Росавтодор могут предъявить претензии как к его поставщику, так и к получателю в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, в разделе 14 ОДН 218.2.027-2003 установлены требования к составу документации по качеству продукции при проведении конкурсов на поставку противогололедных материалов, в том числе:

  1. Документы о качестве противогололедного материала:
  • технические условия на реагент, разработанные и утвержденные по ГОСТ Р 1.0- 92; Р 11.2-92; Р 1.5-92 ГСС;
  • технологический регламент, разработанный и утвержденный по ГОСТ 15001-88;
  • паспорт безопасности;
  • гигиенический сертификат и сертификат соответствия качеству или заключение, выданное испытательным центром (лабораторией), аккредитованным в установленном порядке на испытание ПГМ.
  1. Имеющиеся материалы по оценке воздействия противогололедных материалов на элементы окружающей природной среды.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон №174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно части 5 статьи 11 Закона №174-ФЗ проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Согласно Рекомендациям Р 50-605-80-93 (утверждены Приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 №18) новая продукция - продукция, впервые изготовленная в стране, отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и получающая новое обозначение. К новой продукции относятся также модернизированная и модифицированная продукция.

Таким образом, новым веществом, является вещество, техническая документация на которое не имеет действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона №174-ФЗ процедуре государственной экологической экспертизе подлежат также объекты, указанные в данной статье, в случае внесения изменений в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня, а также в случае реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня либо в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что при  осуществлении закупки, объектом которой являются услуги по содержанию объектов дорожного хозяйства и иных территорий населенных пунктов, оказание которых предполагает использование противогололедных реагентов, то заказчику необходимо установить в проекте контракта условие об использовании противогололедного реагента, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня, и о предоставлении такого заключения  государственной экологической экспертизы федерального уровня перед началом выполнения работ.

Вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС России исследовав в совокупности все материалы по жалобе, доводы заявителя, письменные возражения заказчика приходит к выводу об отсутствии нарушений положений Федерального закона № 44-ФЗ со стороны заказчика по следующим основаниям.

Так, в ходе заседания Комиссии заявителем не указаны какие конкретно положения Федерального закона № 44-ФЗ нарушены заказчиком, а также не указано каким образом нарушения со стороны заказчика нарушают права и законные интересы заявителя жалобы.

Кроме того, Комиссией установлено, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 19.11.2018 №0134300025218000040-1 на участие в закупке поступила одна заявка признанная соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона.

Исследовав представленную заказчиком заявку участника закупки Комиссия установила, что ООО «ПутьсервисМ» предложил в составе заявке следующие противогололедные материалы: Фрикционные материалы (отсев) 5 мм – 100 м3.

Представитель заявителя жалобы в ходе рассмотрения жалобы подтвердил, что на указанные противогололедные материалы не обязательно наличие государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Таким образом, Комиссия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы и признания нарушений в действиях заказчика в связи с тем, что использование при выполнении работ подрядчиком по контракту представленных в составе заявки фрикционных противогололедных материалов не нарушает положения действующего законодательства Российской Федерации и тем самым свидетельствует об отсутствии необходимости внесения изменений в документацию.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу об отсутствии у заявителя жалобы права на обжалование документации по указанной закупке в связи со следующим.

Из содержания части 1 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что правом на обжалование в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки обладают участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что Региональный экологический общественный фонд «Гражданин» не является ни участником закупки, чьи права могли бы быть нарушены при проведении электронного аукциона на зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Магистральнинского городского поселения (извещение № 0134300025218000040), ни общественным объединением или объединением юридических лиц, осуществляющих общественный контроль.

Так, Комиссия считает, что заявитель жалобы не может быть признан по смыслу норм Федерального закона № 44-ФЗ  организацией, осуществляющей общественный контроль в сфере закупок.

Кроме того, реализация права на оспаривание положений документации о закупке должна преследовать цель восстановления или защиты гражданских прав. Лицо, обращающееся с соответствующим требованием должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

Спорные отношения, связанные с проведением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Регионального экологического общественного фонда «Гражданин» указал, что целью подачи жалобы является защита экологических прав граждан и указал на наличие у него полномочий по осуществлению общественного контроля.

Правовые основы осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды установлены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Так, согласно частям 1,2 статьи 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, установлены Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с данным федеральным законом и другими федеральными законами.

Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ действие данного Федерального закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах, общественные отношения, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а также на общественные отношения, возникающие при осуществлении общественными инспекторами по охране окружающей среды общественного контроля по охране окружающей среды (общественного экологического контроля).

Согласно информационной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя, основным видом деятельности Регионального экологического общественного фонда «Гражданин» является «Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки», соответствующая коду ОКВЭД ОК 029-2014 94.99.

Вместе с тем, указанный в выписке Единого государственного реестра юридических лиц заявителя код 94.99 не содержит деятельность по осуществлению общественного экологического контроля, а также контроля в сфере контрактной системы.

Так, частью 1 статьи 102 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  предусмотрено, что граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с указанным федеральным законом.

Таким образом, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что под организацией, осуществляющей общественный контроль в сфере закупок, понимаются общественные объединения или объединения юридических лиц, к числу которых с учетом норм Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Региональный экологический общественный фонд «Гражданин» не относится.

Выводы Комиссии соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Регионального экологического общественного фонда «Гражданин» необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                         

 <…..>

 

<…..>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны