Решение №1382/18 Решением Иркутского УФАС России ООО «Компания «Востсибуголь»... от 3 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1382/18

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии:  <…..>,<…..>;

рассмотрев дело № 1-00-104/38--18, возбужденное по признакам нарушения ООО «Компания «Востсибуголь» требований ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России поступило обращение АО «Раопроект» на действия ООО «Компания «Востсибуголь» (вх. №8685-ЭП/18 от 19.0.2018г.). по данному обращению проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.

07.06.2018г. Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №31806579489 о проведении открытого запроса предложений в электронном виде на выполнение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий, инженерно-гидрометеорологических изысканий, инженерно-экологических изысканий для подготовки проектной документации «Объект приповерхностного захоронения производственных отходов V класса опасности».

Электронная торговая площадка поведения запроса предложений – B2B-CENTER.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 12000000 рублей.

Срок выполнения работ, установленный в документации о проведении запроса предложений (Общие сведения), – июль – сентябрь 2018г. Согласно п.1.4 проекта договора на выполнение инженерных изысканий, срок исполнения работ по Договору - в течение 90 календарных дней с момента подписания договора  и предоставления исходных данных.

Следовательно, в документации о проведении запроса предложений имеются разночтения относительно срока выполнения работ

Кроме того, протоколы закупки датированы 06.08.2018г. и 13.08.2018г. При указанных обстоятельствах выполнение работ в срок, предусмотренный в п.8 документации о проведении закупки (Общие сведения), не представляется возможным.

В документации о закупке установлен критерий оценки и сопоставления заявок «наличие положительного опыта не менее чем на трех аналогичных объектах». В опубликованных разъяснениях положений документации о закупке содержится указание о необходимости наличия такого опыта на Байкальской природной территории, что может ограничить круг участников закупки.

Из протокола №109 от 13.08.2018г. заседания закупочной комиссии следует, что членами комиссии являлись: председатель комиссии –«…»

Вместе с тем, в указанном протоколе отражены результаты голосования – единогласно. При этом отсутствуют подписи председателя комиссии – «..», и члена комиссии – «..», однако имеется подпись ранее не заявленного члена комиссии – «..», что, по мнению Иркутского УФАС России, является процедурным нарушением при проведении закупки.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения приказом Иркутского УФАС России №292/18 от 20.09.2018г. дела №1-00-104/38—18.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-00-104/38--18 Комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела № 1-00-104/38--18 проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее – Порядок проведения анализа).

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды установлено следующее.

Временной интервал исследования товарного рынка.

В соответствии с требованиями п.2.1 Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте zakupki.gov.ru 07.06.2018г.

В качестве временного интервала исследования товарного рынка принимается интервал с даты размещения извещения – с 07.06.2017г. по 20.09.2018г. (дата возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства).

Определение предмета торгов.

Предмет торгов по проведению открытого запроса предложений в электронной форме – выполнение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий, инженерно-гидрометеорологических изысканий, инженерно-экологических изысканий для подготовки проектной документации «Объект приповерхностного захоронения производственных отходов Vкласса опасности».

Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

В указанный в извещении о проведении запроса предложений срок поступили заявки следующих участников:

- ООО «Сибирский стандарт»;

- ООО «Инженерно-изыскательская группа «Горизонт»;

- ЗАО «ВостСибТИСИЗ»;

- ООО «СИБЭКОМ-проект»;

- ООО «Управление проектных работ АО «Красноярскуголь»;

- ООО «Сервиста»;

- ООО «Геоинформ».

Вместе с тем, ввиду установления в документации об аукционе противоречащего законодательству РФ неоднозначных условий относительно срока выполнения работ по договору, необъективного критерия оценки заявок «наличие положительного опыта выполнения работ не менее чем на трех аналогичных объектах на Байкальской природной территории», потенциальные участники торгов могли отказаться от подачи заявки на участие в аукционе.

Таким образом, состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, не ограничен участниками, подавшими заявки на участие в аукционе, и включает в себя также потенциальных участников торгов.

 

По существу возбужденного дела заявителем письменных пояснений не представлено.

Ответчиком представлены письменные пояснения (вх. №15089/18 от 22.10.2018г.), согласно которых в Общих сведениях (п.8) был установлен срок выполнения работ июль – сентябрь 2018 г., т.е. 3 месяца. В проекте договора (п.1.4) установлен срок выполнения работ – 90 календарных дней с момента подписания договора и предоставления исходных данных. Таким образом, общий срок выполнения работ, указанный в Общих сведениях, и проекте договора являются одинаковыми. Кроме того, в опубликованном ответе на запрос АО «Раопроект» указан срок выполнения работ 90 календарных дней.

Установление критерия оценки и сопоставления заявок «наличие положительного опыта не менее чем на трех аналогичных объектах ОРО на Байкальской природной территории обусловлено тем, что работы должны выполняться на территории ПУ «Обогатительная фабрика» п.Алехино, Черемховский р-н, Иркутская обл., которая входит в Байкальскую природную территорию.

Протокол №109 от 13.08.2018г. был размещен ООО «Компания «Востсибуголь» на сайте оператора ЭТП B2B-center дважды. Первый протокол без подписей председателя комиссии «..» и члена комиссии «…» был размещен 13.08.2018г. в связи с отсутствием указанных лиц в г.Иркутске и необходимостью соблюдения сроков его размещения, при этом данный протокол был согласован с поименованными членами комиссии, что не противоречит Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Компания «Востсибуголь» (п.3.3). Второй протокол с подписями всех членов комиссии был размещен 06.09.2018г.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 1-00-104/38--18, исследовав имеющиеся доказательства, приходит к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в том числе бюджетными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках).

Во исполнение норм указанного закона ООО «Компания «Востсибуголь» (далее по тексту – Заказчик) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Компания «Востсибуголь» (далее – Положение о закупках).

В соответствии с п.4 ч.10 ст.4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать, в том числе сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Срок выполнения работ, установленный в документации о проведении запроса предложений (Общие сведения), – июль – сентябрь 2018г. Согласно п.1.4 проекта договора на выполнение инженерных изысканий, срок исполнения работ по Договору - в течение 90 календарных дней с момента подписания договора  и предоставления исходных данных.

Следовательно, в документации о проведении запроса предложений имеются разночтения относительно срока выполнения работ, что не позволяет участникам закупки однозначно определить существенные условия исполнения договора по итогам закупки.

Кроме того, протоколы закупки датированы 06.08.2018г. и 13.08.2018г. При указанных обстоятельствах выполнение работ в срок, предусмотренный в п.8 документации о проведении закупки (Общие сведения), не представляется возможным.

Положениями п.17 документации о проведении закупки (Общие положения) установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений:

Цена с учетом условий оплаты (Цyi)

Бальная система оценки:

yi) = Ц + (Ц * %п * R * П) - (Ц * %о * R * Д), где

– стоимость работ, услуг с учетом условий оплаты;

Ц – цена (руб. без НДС);

%п – процент предоплаты от суммы договора (за 100% принимается общая стоимость по договору);

R – коэффициент 0,00023;

П – срок выполнения работ, услуг (дни);

%о – процент предоставления отсрочки платежа;

Д – срок предоставления отсрочки платежа (дни).

 

Цyi = 60 баллов, если Цyi минимальная;

Цyi = 55 баллов, если Цyi вторая по возрастанию;

Цyi = 50 баллов, если Цyi третья по возрастанию;

Цyi = 10 баллов, все остальные участники.

Срок выполнения работ или оказания услуг (Ci)

10 баллов – необходимый срок выполнения работ/оказания услуг

0 баллов – остальные случаи.

Наличие специального оборудования (его поверок) и техники на законных основаниях (собственность, аренда)

10 баллов - наличие,

0 баллов- остальные случаи

Наличие положительного опыта не менее чем на трех аналогичных объектах

20 - баллов, если опыт есть (представить референс-лист),

0 баллов - остальные случаи

 

Таким образом, наличие положительного опыта не менее чем на трех аналогичных объектах является вторым по значимости критерием после цены договора.

В соответствии с п.8.3.4.2 Положения о закупках оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о закупке, на основании Положения.

Предметом договора, заключаемого по итогам проведения закупки, является выполнение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий, инженерно-гидрометорологических изысканий инженерно-экологических изысканий для подготовки проектной документации «Объект приповерхностного захоронения производственных отходов V класса опасности».

В соответствии с п.16 документации о проведении запроса предложений (Общие сведения) участник закупки вправе обратиться к Заказчику по любому вопросу относительно документации о закупке, а также с просьбой о продлении установленного срока подачи заявок, с учетом направления данных обращений Заказчику не позднее, чем за два дня до даты окончания подачи заявок на участие в закупке. 

09.06.2018г. АО «Раопроект» в адрес ООО «Компания «Востсибуголь» направлен запрос на разъяснение положений документации о закупки, в том числе о необходимости конкретизировать, что считается аналогичными объектами для однозначного толкования участниками и заказчиками сути такого критерия оценки и сопоставления заявок участников как наличие положительного опыта не менее чем на трех аналогичных объектах.

Согласно ответа ООО «Компания «Востсибуголь» на запрос, опубликованного на сайте оператора электронной торговой площадки 18.06.2018г., участнику необходимо подтвердить наличие положительного опыта на объектах размещения (захоронения) отходов на Байкальской природной территории.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика пояснил, что границы Байкальской природной территории следует рассматривать в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006г. №1641-р.

Кроме того, представитель ООО «Компания «Востсибуголь» отметил, что выполнение работ по договору предполагается на указанной территории, при этом установление такого требования обусловлено особыми условиями выполнения работ именно на данной территории.

Комиссия Иркутского УФАС России считает несостоятельным довод ООО «Компания «Востсибуголь», поскольку ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что наличие у участников закупки опыта выполнения работ на аналогичных объектах на иной территории в значительной степени может повлиять на качество выполнения работ по договору. Более того, в опубликованном варианте документации о проведении закупки отсутствовало указание на территориальность аналогичных объектов, положительный опыт по которым должны подтвердить участники, конкретизация территории была отражена только после запроса АО «Раопроект», что свидетельствует об отсутствии объективной необходимости установления такого ограничения.

При указанных обстоятельствах Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о том, что установление в документации о проведении запроса предложений  такого критерия оценки и сопоставления заявок как «наличие положительного опыта не менее чем на трех аналогичных объектах на Байкальской природной территории» является необоснованным в части указания на территориальность объектов и ограничивает круг участников закупки.

Так, например, заявитель - АО «Раопроект» - имело намерение принять участие в закупке, предпринимало активные действия, направленные на получение возможности участвовать в закупке, в частности подавало запрос на разъяснение положений документации о проведении запроса предложений, однако отказалось от подачи заявки.

В соответствии с п.3.3 Положения о закупках численный состав закупочной комиссии не может быть менее пяти человек. Комиссия по закупкам правомочна осуществлять свои функции, если на заседании присутствует 2/3 общего числа ее членов, но не менее трех человек и представитель Службы по защите активов Общества. Делегирование полномочий членов комиссии иным лицам не допускается.

Принятие решения членами комиссии по закупкам осуществляется путем проведения очного, заочного и очно-заочного голосования.

Каждый член комиссии по закупкам имеет один голос. Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в голосовании. При равенстве голосов голос председателя комиссии по закупкам является решающим.

Решения комиссии по закупкам оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами комиссии, принявшими участие в голосовании.

Из протокола №109 от 13.08.2018г. заседания закупочной комиссии следует, что членами комиссии являлись: председатель комиссии – «..», члены комиссии: «…».

Вместе с тем, в указанном протоколе отражены результаты голосования – единогласно. При этом отсутствуют подписи председателя комиссии – «..», и члена комиссии – «..» однако имеется подпись ранее не заявленного члена комиссии – «…», что, по мнению Иркутского УФАС России, является процедурным нарушением при проведении закупки.

ООО «Компания «Востсибуголь» представлен приказ №КВСУ/ПР-191 от 07.08.2018г. о создании Центральной закупочной комиссии по выбору подрядчиков на 2018г., которым утвержден состав комиссии. Согласно указанного приказа, «..» утверждена в качестве секретаря комиссии.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела представитель ответчика пояснил, что председатель комиссии «..» и член комиссии «..» приняли участие в голосовании заочно, посредством телефонных переговоров, что не противоречит п.3.3 Положения о закупках. В дальнейшем, по прибытии в г.Иркутск, указанные лица подписали протокол, который был размещен на сайте оператора ЭТП.

Комиссия, оценив доводы ответчика, считает необходимым отметить следующее.

Пункт 3.3 Положения о закупках предполагает возможность участия членов комиссии в голосовании заочно. Однако указанная норма регламентирует подписание протокола всеми членами комиссии, принявшими участие в голосовании, и не предполагает подписание протокола отсутствовавшими членами комиссии после его опубликования.

В связи с изложенным, по мнению Комиссии Иркутского УФАС России, в целях обеспечения прозрачности закупок необходимо детализировать порядок проведения голосования в заочной форме и оформления результатов такого голосования.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ч.5 ст.17 Закона о защите конкуренции).

Для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов (в рассматриваемом случае в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц), и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду. Таким образом, антимонопольному органу не требуется доказывать недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Достаточно доказать возможность наступления указанных последствий.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Востсибуголь» по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в связи совершением действий, выразившихся в установлении в документации о проведении запроса предложений на выполнение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий, инженерно-гидрометорологических изысканий инженерно-экологических изысканий для подготовки проектной документации «Объект приповерхностного захоронения производственных отходов V класса опасности» неоднозначных условий относительно срока выполнения работ по договору, необоснованного критерия оценки заявок «наличие положительного опыта выполнения работ не менее чем на трех аналогичных объектах на Байкальской природной территории» в части указания территории расположения объектов, а также не соблюдении п.3.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «Компания «Востсибуголь», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, по ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Лицам, привлеченным к участию в рассмотрении дела, направлено заключение Комиссии об обстоятельствах дела.

Лицами, участвующими в деле, возражений на заключение об обстоятельствах дела не представлено.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 1-00-104/38--18 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Востсибуголь» (ОГРН 1023801003764, ИНН 38080699862) признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в части совершения действий, выразившихся в установлении в документации о проведении запроса предложений на выполнение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий, инженерно-гидрометорологических изысканий инженерно-экологических изысканий для подготовки проектной документации «Объект приповерхностного захоронения производственных отходов V класса опасности» неоднозначных условий относительно срока выполнения работ по договору, необоснованного критерия оценки заявок «наличие положительного опыта выполнения работ не менее чем на трех аналогичных объектах на Байкальской природной территории» в части указания территории расположения объектов, а также не соблюдении п.3.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «Компания «Востсибуголь», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с заключением договора по результатам запроса предложений основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 7, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Востсибуголь»   нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в  связи с совершением действий, выразившихся в установлении в документации о проведении запроса предложений на выполнение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий, инженерно-гидрометорологических изысканий инженерно-экологических изысканий для подготовки проектной документации «Объект приповерхностного захоронения производственных отходов V класса опасности» неоднозначных условий относительно срока выполнения работ по договору, необоснованного критерия оценки заявок «наличие положительного опыта выполнения работ не менее чем на трех аналогичных объектах на Байкальской природной территории» в части указания территории расположения объектов, а также не соблюдении п.3.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «Компания «Востсибуголь», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. Предписание не выдавать в связи с заключением договора по результатам запроса предложений.

 

3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                             

 

<…..>

 

<…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны