Решение №038/413/19 Жалоба ЗАО «Амилорос» на положения Документации об электрон... от 7 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №038/513/19

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…>;

Члены Комиссии: <…>; <…>;

при участии представителей ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» (далее – Заказчик) <…>, <…>;

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы ЗАО «Амилорос» (далее – Заявитель).

рассмотрев жалобу Заявителя на содержание Документации об электронном аукционе «Поставка специализированного пищевого продукта диетического профилактического питания при вредных условиях труда для замены молока - кисель», извещение № 0334200010919000059, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 31 мая 2019 года поступила жалоба Заявителя на положения Документации об электронном аукционе.

Заявитель считает, что заказчиком, в нарушение требований Федерального закона № 44-ФЗ в Документации об электронном аукционе установлены излишние требования к составу товара, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 28 мая 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0334200010919000059, а также Документация об электронном аукционе «Поставка специализированного пищевого продукта диетического профилактического питания при вредных условиях труда для замены молока - кисель» (далее – Документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 100282 рубля 00 копеек.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика приходит к следующим выводам.

Требования к содержанию Документации об электронном аукционе установлены в статье 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Статья 33 Федерального закона № 44-ФЗ закрепляет правила описания объекта закупки.

Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В связи с использованием в «Описании объекта закупки» показателей, отличающихся от стандартных, и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, Заказчик прилагает следующее обоснование требования в составе объекта закупки обязательного содержания муки овсяной, экстрактов лекарственных трав, фруктов и ягод: «большое значение для детоксикации организма имеет наличие комплекса биологически активных веществ, которые обеспечивали бы борьбу с оксидантами, что образуются как промежуточный продукт при метаболизме. Комплекс компонентов, содержащихся в лекарственных травах, овсе, минералах, натуральных специях, фруктах, ягодах может обеспечить ферментную систему организма биологически активными веществами, которые участвуют в этом процессе. Так, овес оказывает обволакивающее и детоксикационное действие. Пищевые волокна, в том числе и слизи, оказывают защитное действие на желудочно-кишечный тракт, стимулируют выведение токсинов. Экстракты лекарственных трав стимулируют и поддерживают работу печени, восстанавливают ее клетки, обладают антиоксидантной, противовоспалительной активностью. Фрукты и ягоды нормализуют обмен веществ, улучшают работу сердечно-сосудистой системы и органов желудочно-кишечного тракта, оказывают очищающее, детоксикационное, антиоксидантное, гепатопротекторное действие».  

Таким образом, установленные Заказчиком в Документации об электронном аукционе требования к показателям товара не нарушают требований статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Довод Заявителя об установлении требований к конкретным показателям товара, соответствующих товару единственного производителя, не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Иркутского УФАС России в связи с отсутствием в жалобе документальных доказательств, подтверждающих отсутствие на товарном рынке товаров нескольких производителей, соответствующих требованиям технического задания Документации об электронном аукционе или подтверждающих отсутствие возможности производства товаров, удовлетворяющих потребность Заказчика.

Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в Документацию об электронном аукционе требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не предусматривает обязанность Заказчика в Документации об электронном аукционе обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в Документацию об электронном аукционе особых характеристик товара, которые отвечают потребностям Заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

Таким образом, Заказчик вправе определить в Документации об электронном аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов» (далее - Приказ № 45) помимо поставки молочных продуктов, указанный приказ предусматривает поставку других равноценных продуктов, в связи, с чем заказчик предусмотрел поставку продуктов питания для диетического (лечебного и профилактического) питания в соответствии с таблицей № 1 Приказа № 45.

Согласно пояснениям Заказчика, требования к товару обусловлены потребностями Заказчика.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Документация об электронном аукционе не содержит в себе указания на товарный знак, производителя необходимого ему продукта, следовательно, Заказчиком соблюдены требования статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Предметом рассматриваемой закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.

Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.

В силу части 9 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Из приведенных положений Федерального закона № 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на Заявителе жалобы.

Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии Иркутского УФАС России, в жалобе не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные Заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
  2. Прекратить процедуру приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Копии решения направить сторонам по рассмотрению жалобы.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                                                          <…>

                                                                                                        

                                                                                                                       <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны