Решение №038/774/19 Жалоба ООО «Контракт» на положения документации об электронн... от 30 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 038/774/19

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителя ФКУ КП-20 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области (далее – заказчик) – <…..>,

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомлённого о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (далее – ООО «Контракт», заявитель);

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на заготовку леса в хлыстах с разделкой на сортимент, извещение № 0334100019119000010 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

УСТАНОВИЛА:

в Иркутское УФАС России 23 июля 2019 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель указывает, что документация об аукционе содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, по мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика:

1) заказчиком ненадлежащим образом установлен срок окончания предоставления разъяснений на положения документации о проведении электронного аукциона;

2) в извещении о проведении электронного аукциона установлен неверный срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;

3) заказчиком нарушены сроки рассмотрения первых частей заявок;

4) заказчиком в документации о проведении электронного аукциона незаконно установлено требование о декларировании участниками закупки принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ;

5) описание объекта закупки не соответствует принципу объективности и создает препятствия для участников закупки в процессе формирования заявок на участие в закупке.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 16 июля 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0334100019119000010, а также Документация о проведении электронного аукциона на заготовку леса в хлыстах с разделкой на сортимент (далее – документация о проведении электронного аукциона).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 36 555 840 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.

1. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Пунктом 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что извещением о проведении электронного аукциона для закупки № 0334100019119000010 датой и временем окончания подачи заявок указано – 23.07.2019 17:00.

Для расчета даты окончания срока подачи запроса на предоставление разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока подачи запроса на предоставление участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе (аналогичный правовой подход отражен в п. 23 Приложения к Письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 г. № Д28и-1889). Таким образом датой окончания срока подачи запроса на предоставление разъяснений аукционной документации является 19 июля 2019 года.

С учетом части 4 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ датой окончания предоставления разъяснений аукционной документации является 21 июля 2019 года.

В пункте 18 документации о проведении электронного аукциона установлена дата окончания срока предоставления разъяснений – 20 июля 2019 года, т.е. на день раньше установленного законом срока.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 4 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ выразившееся в сокращении сроков предоставления разъяснений на положения документации о проведении электронного аукциона.

 

2. В соответствии с частью 3 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 2 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Частью 1 статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Комиссией установлено, что заказчиком 16 июля 2019 года в 09:18 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на заготовку леса в хлыстах с разделкой на сортимент, при этом, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен 23 июля 2019 года в 17:00.

Учитывая, что электронная площадка работает в непрерывном режиме, следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в аукционе согласно положениям статьи 194 ГК РФ, части 2 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ должен быть установлен не ранее, чем 23 июля 2019 года 23:59.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 2 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ выразившееся в сокращении сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе.

3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 2 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 2 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ).

С учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке не превышает триста миллионов рублей, сроком рассмотрения первых частей заявок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок, то есть не позднее 24 июля 2019 года.

Вместе с тем, извещением о проведении электронного аукциона для закупки № 0334100019119000010 установлена дата рассмотрения заявок – 25 июля 2019 00:00.

Таким образом, заказчиком в нарушение части 2 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ установлены неверные сроки рассмотрения первых частей заявок, что свидетельствует об обоснованности довода заявителя жалобы.

4. В отношении довода заявителя о том, что заказчиком в документации о проведении электронного аукциона незаконно установлено требование о декларировании участниками закупки принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, Комиссией установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Пунктом 7 части 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Пунктом 7.5.1 документации о проведении электронного аукциона установлено, что участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона.

Вместе с тем, Комиссия, исследовав документацию о проведении электронного аукциона установила, что данная закупка не проводится в рамках закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и заказчиком не установлены ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, что свидетельствует о незаконности требования заказчика о декларировании участниками закупки в заявках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Вышеназванное свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 7 части 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ.

5. В отношении довода заявителя о том, что описание объекта закупки не соответствует принципу объективности и создает препятствия для участников закупки в процессе формирования заявок на участие в закупке, Комиссией установлено следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона №№ 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с требованиями, изложенными в статьях 33, 64 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком в пункте 21 Информационной карты установлены требования по оказанию услуг по заготовке леса в хлыстах с разделкой на сортимент.

Так, в пункте 21 Информационной карты установлена длина заготавливаемого сортимента - 4м.

Из пояснений представителя заказчика следует, что все услуги по заготовке леса в хлыстах и разделкой на сортимент производятся в соответствии с действующими Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ», «Правилами пожарной безопасности в лесах» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417, согласно лесохозяйственному регламенту по Усть-Кутскому лесничеству, а также в соответствии с технологическими картами разработки делян и технологическим указаниям по разработке лесосек. При проведении работ, исполнитель обязан организовать мероприятия по сохранению подроста согласно Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.06.2016 № 375, с учетом вносимых изменений в действующие нормативно-правовые акты.

Комиссия приходит к выводу, что установленные заказчиком требования к длине заготавливаемого сортимента не содержат излишних требований, и не влекут ограничение количества участников закупки.

Вышеназванное свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны заказчика при описании объекта закупки.

Частью 3 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Вместе с тем, заявителем не реализовано предоставленное частью 3 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ право на подачу запросов на разъяснения положений документации об аукционах, что в силу части 6 названной статьи могло послужить основанием для принятия заказчиком решений о внесении изменений в документации об аукционах и привело бы к восстановлению нарушенных прав и законных интересов.

Кроме этого, в силу части 9 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Из приведенных положений Федерального закона № 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона № 44-ФЗ заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованность довода жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе и ограничения количества участников закупки, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» частично обоснованной;
  2. Признать заказчика, нарушившим часть 2 статьи 63, часть 4 статьи 65, часть

2 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  1. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта;
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу

Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                          

 

<…..>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны