Решение №038/192/23 Решение от 10 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.03.2023г.

Решение в полном объеме изготовлено 10.03.2023г. г. Иркутск

 

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: ;

Члены Комиссии:

;

;

при участии представителей заказчика — ОГАУЗ Братская городская больница №5 — ., (доверенности);

при участии представителя ИП К (доверенность),

рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратился ИП К. с жалобой на действия заказчика – ОГАУЗ Братская городская больница № 5 в связи с нарушением при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку анализатора гематологического, извещение № 32312087366.

Заявитель считает, что в техническом задании указаны характеристики ограничивающие конкуренцию и под данные техническим характеристики подходит только один анализатор гематологический конкретного производителя.

Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

03.02.2023г. в единой информационной системе в сфере закупок — www.zakupki.gov.ru, размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку анализатора гематологического, извещение № 32312087366 (далее – закупка) и документация.

Заказчиком осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках и ПОЛОЖЕНИЕМ О ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ НУЖД ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «БРАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 5», утвержденное Протоколом Наблюдательного совета областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Братская городская больница № 5» (далее - Положение о закупке).

Согласно первоначально размещенному техническому заданию поставке подлежал Анализатор гематологический ИВД, автоматический, установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, требования к показателям, а также обоснование.

Исходя из жалобы, как утверждает заявитель, пунктами 13 и 15 технического задания предусмотрены специальные методы исследования без указания на физические или химические принципы такого исследования, применяемые единицы измерения и т. п. Примененная заказчиком формулировка допускает возможность субъективного произвольного толкования понятия «специальный», не имеющего никакого технического и качественного описания, что нарушает права заявителя участвовать в торгах на равных условиях. Разъяснение заказчика о том, что специальный это на самом деле стандартный еще больше вводит в заблуждение. Также, совокупностью таких функциональных характеристик как возможность измерения ретикулоцитов, наличие автоподачи и производительность от 55 до 70 тестов в час обладают одновременно только следующие анализаторы: Sysmex ХN-550 (Япония), Urit-5380 (КНР). Вместе с тем, сравнительный анализ технических характеристик указанных анализаторов показал, что анализатор Urit-5380 по ряду функциональных параметров не соответствует требованиям технического задания.

Руководство по эксплуатации анализатора Urit-5380 не содержит информации о минимальных и максимальных значениях диапазонов измерений лейкоцитов, эритроцитов, гемоглобина, тромбоцитов. Данная информация содержится в меню анализатора и в своих максимальных и минимальных значениях не соответствует требованиях технического задания.

Обоснование параметров пунктов 16.1, 20, 23, не относится к данным пунктам, в связи с чем, необходимость заказчика в таких параметрах не мотивирована.

Согласно пункту 24 технического задания, обоснование количества реагентов не более 4-х c целью экономии времени на замену реагентов также не соответствует действительности, так как замена реагентов, имеющих фасовку 1 литр и менее, не требует ни значительных физических усилий, ни значительного времени. Замена одного флакона требует не более 1-2 минут и требуется в зависимости от вида реагента от одного раза в неделю, до одного раза в месяц, что составляет от 0,05 % до 0,001% от продолжительности рабочего времени в неделю или месяц соответственно.

Габаритные размеры и вес также не имеют принципиального значения, поскольку все анализаторы данного класс имеют +/- одинаковые размеры и вес, в любом случае позволяющие разместить прибор в лаборатории.

Также заказчиком отражено индивидуальное техническое наименование функции контроля X-bar (п.32 технического задания), которое используется только в анализаторах Sysmex XN-550.

Заявитель считает, что в данном случае подтверждено соответствие техническим требованиям только одного анализатора Sysmex XN-550 (Япония).

Более того, как указал заявитель и установлено Комиссией Иркутского УФАС России, в действующей редакции извещения № 32312087366 отсутствует описание предмета закупки — действующее техническое задание.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

    1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указаны описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Пунктами 1 и 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, заказчик обязан указать в документации технические и функциональные характеристики предмета закупки, а участники, в свою очередь, подавая заявку на участие в закупке, обязаны предложить товар, соответствующий данным характеристикам.

Как установлено Комиссией Иркутского УФАС требования к техническим характеристикам недействующей редакции анализатора гематологического указанные заказчиком функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также требования к показателям аналогичны техническим характеристикам анализатора гематологического Sysmex XN-550.

Более того, как установлено Комиссией Иркутского УФАС, заказчиком посредством электронной почты в адрес не менее чем трем потенциальным поставщикам направлены запросы на предоставление ценовой информации о возможности поставки анализатора гематологического соответствующего техническому заданию. Представленные ответы от поставщиков содержали информацию о соответствии техническому заданию заказчика анализатора гематологического Sysmex XN-550. Иных предложений поставки анализаторов не представлено.

Принцип недопустимости ограничения конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона о закупках) согласуется с предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретом при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Указание требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.

Таким образом, довод заявителя об ограничении конкуренции и соответствии техническому заданию заказчика определенного анализатора гематологического конкретного производителя - Sysmex XN-550 является обоснованным.

Более того, учитывая что в действующей редакции извещения №32312087366 отсутствует описание предмета закупки — техническое задание, заказчиком также нарушены положения п.1 ч.6.1 ст.3 Закона о закупках.

Комиссия антимонопольного органа, исследовав все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя обоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ИП К.на действия заказчика – ОГАУЗ Братская городская больница № 5 в связи с нарушением при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку анализатора гематологического, извещение № 32312087366,обоснованной;

    2. Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 1,2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

    3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования закупки.

    4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности;

    5. Направить копии решения сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны