Решение №162 Признать обоснованной жалобу акционерного общества «Энергети... от 27 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 162

«17» марта 2017 г.                                                                            г. Иркутск

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия),  в составе:

председатель Комиссии: (....)

члены Комиссии: (....)

в отсутствие представителя (....)

в присутствии: .......

рассмотрев жалобу АО «Э.....» (далее – Заявитель) на действия заказчика (организатора закупки) – ФГБОУ ВО «И.......» (далее-Заказчик) при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), в порядке, установленном ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Иркутской области обратился Заявитель с жалобой на действия (бездействие) Заказчика при организации и проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг коммерческого представителя для заключения от имени и за счет университета договора на обработку фискальных данных с Оператором фискальных данных путем присоединения к оферте, размещенной по адресу https://kontur.platformaofd.ru, техническая поддержка Личного кабинета в виде абонентского обслуживания, передача прав использования "Личного кабинета"  (извещение № 31704829007), в связи с ограничением конкуренции и создании непреодолимых препятствий в допуске к участию в закупке.

Из доводов жалобы следует, что при проведении закупки у единственного поставщика Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку, установив способ закупки - закупка у единственного поставщика через коммерческого представителя Заказчик нарушил принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, названный в статье 3 Закона № 223- ФЗ, Положение о закупках Заказчика, лишив Заявителя права на участие в закупке услуг для нужд Заказчика.

Кроме того, Заявитель указывает, что сведения об указанной закупке у единственного поставщика отсутствует в плане закупок; формулировка в информации о закупке (наименование лота) и в протоколе о проведении закупки у единственного поставщика, не соответствует заявленным в сведениях о лоте классификациям по ОКПД2 - «63.11.11.000 Услуги по обработке данных» и по ОКВЭД «63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность»; протокол подписан и.о. начальника отдела закупок Заказчика Т......, а не членами Комиссии по закупке.

На основании изложенного, Заявитель просит выдать предписание об устранении нарушений.

Заказчик считает жалобу необоснованной, поскольку Положение о закупках предусматривает право Заказчика заключать договоры с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) независимо от предмета такого договора на сумму не более 500 000 рублей с НДС включительно.

Условиями договора предусмотрена обработка фискальных данных, соответственно, Заказчиком верно выбран код по ОКПД2 «63.11.11.000 Услуги по обработке данных» и код по ОКВЭД2 «63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанные с этим деятельность».

Довод Заявителя о том, что заключение такого рода договора с единственным поставщиком прикрывает фактическую закупку услуг по обработке фискальных данных у конкретного поставщика, закупкой услуг коммерческого представителя, по мнению Заказчика, не соответствует действительности в силу того, что пунктом 2.8. проекта Договора, предусмотрено, что Исполнитель по Договору вправе самостоятельно выполнять функции Оператора фискальных данных с момента получения разрешения на обработку фискальных данных ФНС России. Таким образом, Университетом первоначально было заявлено об оказании такого рода услуги, как обработка фискальных данных.

Положением не предусмотрена обязанность Университета осуществлять подписание протокола закупки у единственного поставщика всеми членами комиссии в связи с тем, что размещение такого рода документа, а, равно как и извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и документации носит уведомительный характер и не предполагает при их размещении в ЕИС подачу со стороны участников закупки каких-либо заявок, документов и сведений.

Довод Заявителя о том, что информация о закупке услуг (номер позиции плана закупки 286) не отражена в плане закупок ФГБОУ ВО И...., размещенном в ЕИС, Заказчиком подтвержден. Из пояснений следует, что указанная позиция не была внесена отделом закупок Университета в версию Плана закупки товаров (работ, услуг) № 2-ЕИС от 06.02.2017 года.

На основании изложенного, Заказчик считает жалобу необоснованной.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения заказчика, устные пояснения заказчика,  представленные документы, установила следующее.

27.02.2017 г. организатором закупки – в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее-ЕИС) размещено извещение № 31704829007 о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), документация, а также проект договора.

Предметом договора является оказание услуг коммерческого представителя для заключения от имени и за счет университета договора на обработку фискальных данных с Оператором фискальных данных путем присоединения к оферте, размещенной по адресу https://kontur.platformaofd.ru, техническая поддержка личного кабинета в виде абонентского обслуживания, передача права использования «Личного кабинета».

27.02.2017 года между Университетом и ЗАО «Производственная фирма «С....» заключен договор на основании извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и документации.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, услуг для нужд ФГБОУ ВО И....... (далее - Положение о закупке).

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц не предусмотрены требования к порядку обоснования выбора конкретного лица в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг в Законе о закупках не содержится.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки (помимо конкурса и аукциона), в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

Подпунктом 4.1.1 Положения установлено, что приобретение товаров, работ, услуг (закупки) осуществляется, в том числе, способом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - неконкурентным способом закупки, при котором Университет предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Пунктом 4.2 Положения установлены условия выбора способа закупки.

Подпункт 4.2.11 Положения предусматривает, что Университет вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в том числе, в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 500 000 рублей с НДС включительно. При этом совокупный годовой объем закупок, который Университет вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 20 % размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок Университета в соответствии с Планом закупок на текущий финансовый год.

Согласно извещению от 27.02.2017 года сумма договора составила 113 400 (Сто тринадцать тысяч четыреста) рублей 00 копеек.

Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае Университетом правомерно применен способ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Доводы Заявителя о том, что Положение о закупках заказчика прямо не предусматривает закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) услуг коммерческих представителей, в том числе для заключения от имени и за счет Заказчика договора на обработку фискальных данных, не имеет значения для рассмотрения данного дела, поскольку Заказчик вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 500 000 рублей с НДС включительно, независимо от наименования закупки.

Указание Заявителя о фактической закупке услуг по обработке фискальных данных у конкретного поставщика при указании в наименовании на закупку также услуг коммерческих представителей, также не свидетельствует о неправомерности действий Заказчика, поскольку Закупочная документация носит уведомительный характер и не предполагает при их размещении в ЕИС подачу со стороны участников закупки каких-либо заявок, документов и сведений, а, следовательно, не влечет возможность введения в заблуждение участников относительно предмета закупки.

Кроме того, Заказчиком прямо указано в проекте договора, что Исполнитель по Договору вправе самостоятельно выполнять функции Оператора фискальных данных с момента получения разрешения на обработку фискальных данных ФНС России. Таким образом, Университетом первоначально было заявлено об оказании такого рода услуги, как обработка фискальных данных, в связи с чем Заказчиком верно выбран код по ОКПД2 «63.11.11.000 Услуги по обработке данных» и код по ОКВЭД2 «63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанные с этим деятельность».

Довод заявителя о нарушении Заказчиком законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, в связи с оформлением протокола закупки без подписи членов Закупочной комиссии, также необоснован.

Законодательством о закупках, Положением не предусмотрена обязанность Заказчика осуществлять подписание протокола закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) всеми членами комиссии.

Довод Заявителя о том, что информация о закупке услуг (номер позиции плана закупки 286) не отражена в плане закупок ФГБОУ ВО И......, размещенном в ЕИС, нашел документальное подтверждение.

Данный факт Заказчиком подтвержден, из пояснений следует, что указанная позиция не была внесена отделом закупок Университета в версию Плана закупки товаров (работ, услуг) № 2-ЕИС от 06.02.2017 года.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N 932 (далее - Правила), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" размещение заказчиками в единой информационной системе информации о закупке осуществляется без взимания платы. Порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из пункта 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 следует, что размещение плана закупки товаров, работ, услуг (далее - план закупки), информации о внесении в него изменений в единой информационной системе осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.

Из представленных документов следует, что закупка осуществлена на основании приказа № 139-1 от 27.02.2017 г., извещение о проведении закупки № 31704829007, размещенное в ЕИС 27.02.2017 г., содержит сведения о позиции плана закупки, предусматривающей данную закупку: план закупки № 2160213065, позиция плана 286.

Согласно данным ЕИС План закупки № 2160213065 размещен Заказчиком 30.12.2016 г., в последующем в указанный план вносились изменения: 09.02.2017 г. (версия 2), 21.02.2017 г. (версия 3), 07.03.2017 г. (версия 4), 13.03.2017 г. (версия 5).

Позиция № 286 плана закупки № 2160213065, содержащая сведения о закупке услуг коммерческого представителя для заключения от имени и за счет университета договора на обработку фискальных данных с Оператором фискальных данных путем присоединения к оферте, размещенной по адресу https://kontur.platformaofd.ru, техническая поддержка личного кабинета в виде абонентского обслуживания, передача права использования «Личного кабинета» содержится  в плане закупки № 2160213065 (версия № 3-ЕИС от 06.02.2017 г.), который размещен в ЕИС  - 21.02.2017 г.

Из информации, содержащейся в ЕИС план закупок размещен позднее, чем через 10 календарных дней после даты утверждения плана или внесения в него изменении.

 

Таким образом, информация об указанной Закупке, в части ее указания в плане закупки Заказчика на 2017 год, размещенном на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), размещена с нарушением установленного срока.

Учитывая изложенное, указанные действия противоречат пункту 2 Правил и нарушают часть 2 статьи 4 Закона о закупке.

Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП, нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Таким образом, в действиях Заказчика содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 КоАП.

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия

РЕШИЛА

  1. ППризнать обоснованной жалобу акционерного общества «Э.....» на действия организатора закупки - ФГБОУ ВО «И.....» при организации и проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг коммерческого представителя для заключения от имени и за счет университета договора на обработку фискальных данных с Оператором фискальных данных путем присоединения к оферте (извещение № 31704829007), в части несвоевременного размещения информации о закупке и изменений, внесенных в План закупки.
  2. Признать ФГБОУ ВО «И......», нарушившим части 2, 5, 18 статьи 4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, пункт 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908, в связи с нарушением предусмотренного срока размещения в единой информационной системе информации о закупке (извещение № 31704829007), в части несвоевременного размещения информации о закупке и изменений, внесенных в План закупки.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
  4. Копию решения направить заявителю и Заказчику.

 

Председатель Комиссии                                                            (...)

Члены Комиссии:                                                                       (....)

Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны