Решение №170 Признать жалобу <…….> на действия заказчика – <…….>(извещени... от 27 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №170

 

22.03.2017 г.                                                                                              г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: <…….>; при участии: представителя Заявителя – <…….>; представителя Заказчика:  <…….>, рассмотрев жалобу <…….> (далее – Заявитель) на действия Заказчика – <…….> (далее – Заказчик), в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению компьютерной, периферийной техники и программного обеспечения (извещение № 31704781323), в связи с нарушением порядка организации и проведения закупки.

Заявитель в своей жалобе сообщает, что совершенные Заказчиком действия по отмене закупки по истечению срока окончания подачи заявок являются незаконными и противоречат Федеральному закону №223-ФЗ и Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика.

Представитель Заказчика считает доводы жалобы необоснованными, так как решение об отказе от проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению компьютерной, периферийной техники и программного обеспечения (извещение № 31704781323) принято на основании Положения о закупках и документации о запросе котировок, предусматривающих право отказа от проведения закупки, в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, возражения Заказчика, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ устанавливает, что наряду с иными целями регулирования указанного закона являются расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст. 2 Федерального закона №223-ФЗ).

Деятельность Заказчика в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц регламентирована Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд <…….> (далее – Положение о закупках), утвержденным протоколом Наблюдательного совета <…….> №12 от 20 декабря 2016 г.

Главой 181 Положения о закупках в качестве одного из способов закупки предусмотрен запрос котировок в электронной форме, определены требования к порядку подготовки и проведения такой процедуры, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением процедуры положения.

Заказчиком 12.02.2017 г. в единой информационной системе (http://zakupki.gov.ru/) (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению компьютерной, периферийной техники и программного обеспечения (извещение № 31704781323). Дата окончания приема заявок – 17.02.2017. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов – 20.02.2016 г.

Согласно протоколу №U4167104-7496456-1 открытия доступа к заявкам на участие в открытом запросе котировок в электронной форме от 20.02.2017 г. на участие в закупке поданы 3 заявки, одной из которых является заявка <…….>.

Пунктом 181.12 Положения о закупках, а также пунктами 3.11 и 5.6 Документации о закупке предусмотрена обязанность закупочной комиссии Заказчика рассмотреть поступившие на участие в запросе котировок заявки на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, в течение 3-х (трех) дней после окончания срока подачи ценовых заявок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам

В соответствии с п. 181.15 и п.  181.17 результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами закупочной комиссии. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме не позднее чем через три дня со дня его подписания направляется Заказчиком оператору ЭП и размещается в ЕИС. Данный порядок установлен также п. 8.5 документации о закупке.

В установленные документацией и извещением о закупке сроки рассмотрение поданных на участие в запросе котировок заявок, а также подведение итогов закупки, в нарушение указанных положений, Заказчиком не осуществлено.

03.03.2017 года комиссией по закупкам Заказчика принято решение об отказе от проведения запроса котировок в электронной форме, которое размещено в ЕИС в этот же день.

Пунктом 181.4 предусмотрено право Заказчика отказаться от проведения запроса котировок в электронной форме не позднее дня окончания срока подачи заявок на участие. Решение об отказе от проведения запроса котировок в электронной форме размещается в ЕИС в день принятия этого решения. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в ЕИС. Одновременно с этим, Заказчиком в п. 3.9 Документации о запросе котировок в электронной форме установлена возможность принятия решения об отказе от проведения запроса котировок в любое время до заключения договора, не неся никакой ответственности перед Участниками Запроса котировок или третьими лицами, которым такое действие может принести убытки.

Таким образом, в составе документации содержаться сведения, не соответствующие Положению о закупках Заказчика в части права отказа от проведения закупки, что является нарушением ч. 10 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ, закрепляющей обязанность Заказчика указывать в документации о закупке сведения, определенные Положением о закупке, как документом, регламентирующим правила закупки, и не противоречащие ей.

Принятие решения об отказе от проведения закупки после истечения срока подачи заявок на участие в закупке не предусмотрено Положением о закупке и является нарушением требований к организации и проведению запроса котировок в электронной форме, а именно пункта 181.4 указанного Положения.

В обоснование законности своих действий представитель Заказчика указал на отсутствие возможности рассмотрения поданных на участие в закупке заявок членами комиссии в составе 4 человек 20.02.2017 г., в связи с нахождением в командировке председателя комиссии – <…….>. Следствием этого стало принятие решения о переносе срока рассмотрения заявок, поданных на участие в запросе котировок, на 03.03.2017 г. – день принятия решения об отказе от проведения запроса котировок.

Указанные доводы представителя Заказчика Комиссия Иркутского УФАС считает необоснованными в связи со следующим.

Документы, регламентирующие порядок осуществления деятельности комиссии по закупкам, созданной приказом <…….> №21-ав от 13.05.2016 г., в том числе устанавливающие кворум комиссии, необходимый для рассмотрения заявок на участие в закупке и подведения ее итогов, основания для переноса даты рассмотрения заявок и подведения итогов, в том числе в связи с невозможностью председателя либо членов комиссии участвовать в рассмотрении заявок и подведении итогов закупки, на обозрение комиссии Иркутского УФАС не представлены. Таких документов у Заказчика, согласно устным пояснениям его представителя, нет.

Документального подтверждения факта нахождения председателя комиссии по закупкам в командировке 20.02.2017 года также не предоставлено. Кроме того, на протоколе №U4167104-7496456-1 открытия доступа к заявкам на участие в открытом запросе котировок в электронной форме от 20.02.2017 г. присутствует подпись председателя комиссии (<…….>) об утверждении указанного протокола 20 февраля 2017 года, что является свидетельством наличия возможности рассмотрения заявок, поданных на участие в закупке, и подведения ее итогов 20.02.2017 г в присутствии указанного лица.

Кроме того, отсутствие возможности участия в комиссии по закупкам в установленный документацией и извещением о закупке срок только ее председателя, по мнению Комиссии Иркутского УФАС России, не является достаточным основанием для оставления поданных на участие в закупке заявок, доступ к которым был открыт оператором электронной площадки, без рассмотрения.

Совокупность вышеуказанных обстоятельств дает основание полагать о злоупотреблении Заказчиком возможностью изучения поступивших заявок на участие в закупке после открытия доступа к ним оператором электронной площадки, в результате которого принято решение об отказе от проведения закупки, основанное исключительно на личных и субъективных предпочтениях Заказчика по отношению к участникам закупки без учета условий исполнения договора, в том числе цены, содержащейся в заявках на участие в закупке. Указанные действия могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и неэффективному расходованию денежных средств Заказчика.

Решения о переносе срока рассмотрения заявок на участие в закупке с 20.02.2017 г. на 03.03.2017 г., а также об отказе от проведения закупки приняты комиссией по закупкам Заказчика с нарушением положений действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, Положения о закупках Заказчика и документации о закупке, а именно:

- п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ, устанавливающих принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

- ч. 10 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ, в части указания в документации о закупке сведений, противоречащих Положению о закупке;

- пунктов 181.12; 181.15; 181.17 Положения о закупках, а также пунктов 3.11 и 5.6, 8.5 Документации о закупке, устанавливающих порядок рассмотрения заявок, поданных на участие в запросе котировок;

- п 181.4 Положения о закупках, в части принятия решения об отказе от проведения закупки.

Таким образом, изложенные в жалобе заявителем доводы о незаконности действий Заказчика по принятию решения об отказе от проведения закупки по истечении срока окончания подачи заявок, являются обоснованными, в связи  с нарушением Заказчиком при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению компьютерной, периферийной техники и программного обеспечения (извещение № 31704781323) требований Федерального закона №223-ФЗ, Положения о закупках заказчика и документации о закупке.

На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <…….> на действия заказчика – <…….> при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению компьютерной, периферийной техники и программного обеспечения (извещение № 31704781323), обоснованной.
  2. Признать <…….> нарушившим: п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 3, ч. 10 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ, пунктов 181.4; 181.12; 181.15; 181.17 Положения о закупках, а также пунктов 3.11, 5.6 и 8.5 Документации о закупке.

3.  Выдать <…….> предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению компьютерной, периферийной техники и программного обеспечения (извещение № 31704781323), путем отмены решения об отказе от проведения указанной закупки от 03.03.2017 г., установления новой даты рассмотрения заявок на участие в запросе котировок и новой даты подведения итогов закупки, осуществления рассмотрения поданных на участие в запросе котировок заявок и подведения итогов данного запроса котировок в электронной форме.

  1.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
  2. Направить копии решения и предписания в адрес Заявителя и Заказчика.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    <…….>

 

Члены Комиссии                                                                                <…….>

 

                                                                                                             <…….>

 

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

  ПРЕДПИСАНИЕ №84

 

22.03.2017 г.                                                                                              г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: <…….>; руководствуясь пунктом 31 части 1 статьи 23, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения №170 от 22.03.2017 г. (ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  Заказчику – <…….> совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению компьютерной, периферийной техники и программного обеспечения (извещение № 31704781323), путем:

- отмены решения об отказе от проведения указанной закупки от 03.03.2017 г., установления новой даты рассмотрения заявок на участие в запросе котировок и новой даты подведения итогов закупки, в течение 2 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания;

- осуществления рассмотрения поданных на участие в запросе котировок заявок и подведения итогов данного запроса котировок в электронной форме в течение 3 рабочих дней с момента отмены решения об отказе от проведения закупки от 03.03.2017 г.

  1. Об исполнении предписания незамедлительно представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.

 

 

Председатель Комиссии                                                                   <…….>

 

Члены Комиссии                                                                               <…….>

 

                                                                                                            <…….>

 

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны