Решение №178 Решение по заявлению ОСАО «Ингосстрах» на действия СОАО «ВСК... от 12 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 178

 

«08» мая 2015 г.                                                                                          г. Иркутск

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» апреля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен «08» мая  2015 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <…>

Членов Комиссии: <…>, <…>, <…>

при участии представителей:

- ОСАО «Ингосстрах» <…>, <…>

- САО «ВСК» <…>, <…>

представителя третьего лица - ОАО «СОГАЗ» <…>,

рассмотрев дело № 43 от 17.02.2015г. по признакам нарушения САО «ВСК»  ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России поступило заявление ОСАО «Ингосстрах» (вх. № 13814 от 07.11.2014г., с уточнением № 13896 от 10.11.2014г.), указывающее на наличие СОАО «ВСК» в лице Иркутского филиала признаков нарушения, выразившегося в совершении акта недобросовестной конкуренции
в части совершения действий по указанию коэффициентов страховых
тарифов в заявке на участие в запросе котировок на оказание
услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности
владельца транспортных средств Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее – Управление Росреестра по Иркутской области) (извещение № 0134100013614000143), в нарушение действующего законодательства РФ, направленных на получение преимуществ при осуществлении обязательного страхования транспортных средств Управления Росреестра по Иркутской области.

В ходе проведенного антимонопольного расследования установлено следующее.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) Управлением Росреестра по Иркутской области (далее – Заказчик) объявлен запрос котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом, годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса
котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Извещение № 0134100013644000143 о проведении данного запроса котировок (далее – Извещение) размещено 23.10.2014г. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 124 123 руб. 33 коп., которая определена на основании применения метода сопоставления рыночных цен (анализа рынка) путем запроса коммерческих предложений.

Срок подачи заявок с 8-00 часов  24.10.2014г. до 17-00 часов 30.10.2014г., дата и место вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок – 10-00 часов по местному времени 31.10.2014г., г. Иркутск, ул. Академическая, 70. Срок оказания услуг – с 24.12.2014 по 24.12.2015г.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок № П1 от 31 октября 2014 года (далее – Протокол рассмотрения и оценки заявок) на участие подано 5 заявок:

Наименование участника

Заявка № 1

ОСАО «Ингосстрах»

Заявка № 2

ОАО «СОГАЗ»

Заявка № 3

СОАО «ВСК»

Заявка № 4

ООО «Страховая компания «Согласие»

Заявка № 5

ООО «Страховая группа «Компаньон»

Цена, предложенная участником размещения закупки (руб.)

 

 

117649,76

 

 

117649,78

 

 

106457,88

 

 

117649,76

 

 

117649,76

Условия исполнения государственного контракта УРЗ

Согласие исполнить условия государственного контракта

 

 

Согласен

 

 

Согласен

 

 

 

Согласен

 

 

Согласен

 

 

Согласен

             

 

Все заявки соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Отклоненных котировочных заявок нет.

На основании Протокола рассмотрения и оценки заявок победителем запроса предложений признано СОАО «ВСК» в связи с предложением наименьшей цены контракта - 106457,88 руб.

П. 2 ст. 8 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту - Закон об ОСАГО) предусмотрено, что страховые
тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Центральным Банком РФ в соответствии с пунктом 1 указанной статьи.

Согласно Указанию Центрального Банка РФ от 19.09.2014г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов» (далее – Указание ЦБ РФ), а также порядке их
применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) и Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1008 об отмене действующих страховых тарифов по ОСАГО, с 11.10.2014г. вступают в силу предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (далее - ТБ), а именно:

•Минимальное значение ТБ для легковых ТС (категории «В», «BE»), находящихся в собственности ЮЛ, равно 2 926, 00 (рублей).

•Максимальное значение ТБ для легковых ТС (категории «В», «BE»), находящихся в собственности ЮЛ, равно 3 087, 00 (рублей).

Кроме этого, согласно этому же указанию ЦБ РФ, обязанностью Страховщиков является размещение документа, устанавливающего размеры базового страхового тарифа на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В частности, размеры базовых страховых тарифов СОАО «ВСК» размещены по ссылке http://www.vsk.ro/upload/iblock/ccd/ccd9f9fa0cbb2aleb85e9239ee6e43db.pdf (Приказ № 00-08-06/823-АХД от 09.10.2014г.).

Базовые же страховые тарифы ОСАО «Ингосстрах» - по ссылке http://www.ingos.ru/upload/info/BaseOSAGO.pdf (Приказ № 443 от 07.10.2014г.).

При подаче СОАО «ВСК» в лице Иркутского филиала заявки на участие в запросе котировок были предложены страховые тарифы ниже минимальных, что не соответствует информации, представленной в сети «Интернет» и прямо запрещено законом.

 

 

В документации о проведении запроса котировок приведена вся необходимая информация для корректного расчета страховой премии - территория преимущественного использования, КБМ и наличие выплат по предыдущему периоду страхования, мощность двигателя ТС, категория ТС.

Несмотря на вышеуказанные императивные положения законодательства, СОАО «ВСК» предложило цену меньшую, чем цена контракта, рассчитанная в соответствии с установленными Указанием ЦБ РФ страховыми тарифами и их предельными уровнями, и в результате данных действий было признано победителем запроса котировок.

Согласно имеющейся информации, страховые компании, участвовавшие в данном запросе котировок, в своих расчетах использовали минимальное значение ТБ для указанного типа и назначения ТС.

В  извещении  о  проведении  запроса  котировок  были   представлены  достаточные сведения для корректного расчета страховой премии и определения цены контракта, соответственно, все страховые компании могли предложить только одинаковый размер страховой премии, равный 117 649,76 руб.

ОСАО «Ингосстрах» обратилось к Заказчику с запросом о даче разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. 06.11.2014г. посредством электронной почты был получен
ответ, что победителем запроса котировок признан участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, одновременно с этим указав, что Единая комиссия при оценке заявок проверки расчетов цены закупаемых услуг не осуществляет.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.2014г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 01.09.2016 г. срок действия установленных предельных значений базовых ставок страховых тарифов, указанных в п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО (в редакции настоящего Федерального закона), не может быть менее шести месяцев.

В рамках антимонопольного расследования установлено, что базовый тариф (БТ) у СОАО «ВСК» и Заявителя одинаковые и составляет 2926 рублей.

СОАО «ВСК» указало базовый (утвержденный и размещенный на Интернет-сайте) тариф в заявке, тем самым довод заявителя не находит своего подтверждения.  

Согласно ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России. Установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Согласно ст. 31 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается федеральным антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность

каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

П. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.  

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия
хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим
субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

06.12.2014г. внесены изменения в организационно-правовую форму СОАО «ВСК», полное наименование – Страховое акционерное общество «ВСК» (далее – САО «ВСК»).

На основании изложенного, Иркутским УФАС России приказом № 43 от 17.02.2015г. в отношении САО «ВСК» (121552, г. Москва, ул. Островная, 4, ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062) возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в совершении действий по указанию коэффициентов
страховых тарифов в заявке на участие в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств - Управления Росреестра по Иркутской области (извещение № 0134100013614000143), в нарушение действующего законодательства РФ, направленных на получение преимуществ при осуществлении обязательного страхования транспортных средств Управления Росреестра по Иркутской области, которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам (в данном случае   добросовестным участникам данного запроса котировок).

Определением № 240 от 18.02.2014г. о назначении дела № 43 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены ООО «СГ «Компаньон» в лице Филиала Иркутского (443067, г.Самара, ул. Гагарина, 141а, 664047 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, д. 121, оф. 309, ИНН 6316104046); ООО «СК «Согласие» в лице Восточно-Сибирского филиала (129110, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 42; 664022 г. Иркутск, ул. Кожова, 20; ИНН 771408214131); ОАО «СОГАЗ» в лице Иркутского филиала (107078, г. Москва, пр. Академика Сахарова, д. 10; 664025, г. Иркутск, ул. 5-й Армии, д. 6; ИНН 7736035485); организатор запроса котировок - Управление Росреестра по Иркутской области (664011, г. Иркутск, ул. Желябова, д.6).

В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии Иркутского УФАС России представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении и представили дополнительные пояснения, из которых установлено следующее.  

Согласно Закону об ОСАГО, Указанию ЦБ РФ размер страховой премии по ОСАГО в отношении транспортных средств категории «В», находящихся в собственности юридических лиц определяется формулой:

Страховая премия = ТБ х КТ х КО х КМ х КС х КН х КПр х КБМ, где:

• ТБ - Базовая ставка

Определяется на основании типа (категории) и назначения транспортного средства. Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в паспорте транспортного средства или в свидетельстве о регистрации транспортного средства, с учетом информации, указанной страхователем в заявлении на страхование, об использовании транспортного средства с прицепом или без прицепа. Размер базового страхового тарифа, установленного СОАО «ВСК», равен размеру базовых страховых тарифов, установленных иными участниками запроса котировок, и составляет 2926рублей.

• КТ - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства

Территория преимущественного использования транспортного средства определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица. КТ при проведении запроса котировок, установленный Заказчиком равен 1,7.

• КО - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством

Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КО=1,8. В остальных случаях, КО=1. КО при проведении запроса котировок установлен Заказчиком в размере 1,8.

• КМ - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля.

При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. Если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, то при пересчете в


лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с. КМ при проведении запроса котировок установлен заказчиком для каждого ТС индивидуально.

• КС - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства

КС при проведении запроса котировок установлен заказчиком в размере 1.

• КН - Коэффициент нарушений

При наличии нарушений, предусмотренных п. 3 ст. 9 Закона Об ОСАГО, применяется коэффициент КН -1,5. КН при проведении запроса котировок установлен заказчиком, в размере 1.

• КПр - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему.

КПр при проведении запроса котировок был установлен заказчиком в размере 1.

КБМ - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, то есть в зависимости от страховой истории в предшествующий период.

В настоящее время установлено 15 классов страхования водителей, предусматривающих применение соответствующих коэффициентов (КБМ) (законодательством предусмотрен порядок предоставления 5% скидки за каждый год безубыточного страхования).

Для расчета страховой премии и корректного определения коэффициента КБМ требуется информация о предыдущем страховании по каждому транспортному средству. Достоверной информацией, необходимой для расчета КБМ обладает только Страхователь и Страховщик, осуществлявший страхование по предыдущему периоду страхования. В данном случае участники запроса котировок располагали только КБМ, указанными Страхователем (Заказчиком) в Документации, при этом ни один из участников запроса котировок не располагал достоверными сведениями о страховых случаях за предыдущий период страхования. Заказчиком при запросе котировок не было предоставлено идентификационных данных, благодаря которым участники запроса котировок могли бы через АИС РСА самостоятельно определить КБМ или проверить КБМ, указанный Заказчиком.

Из вышеизложенного следует, что участники запроса котировок не обладали сведениями, необходимыми для определения КБМ с помощью АИС РСА, соответственно, участникам запроса котировок следовало применить КБМ, установленный Заказчиком.

В извещении о проведении запроса котировок Заказчиком указано, что страховые выплаты в предыдущем периоде страхования не осуществлялись, далее Заказчик прилагает расчет с указанием КБМ по каждому ТС. Из вышеизложенного невозможно сделать вывод о том, что при указании КБМ Заказчиком не учитывалась скидка за безаварийную езду в прошедшем периоде

страхования. Соответственно, CAО «BCK» безосновательно (произвольно) применило указанную,  что является нарушением Закона Об ОСАГО.

Представитель Иркутского филиала САО «ВСК» <…> не признал вменяемые Обществу нарушения в силу следующего.

Начало периода страхования - 25.12.2014г., следовательно, расчет КБМ был предоставлен заказчику более чем за 60 дней до начала страхования, КБМ в расчете был применен на 15.10.2014г. Расчет КБМ на 2015 год был осуществлен на 0,5 ниже, чем в конкурсной документации в связи с тем, что в прошлом году у Заказчика отсутствовали страховые выплаты,
соответственно можно считать, что не было нарушений за прошлый период страхования. Данные сведения подтверждаются положениями Документации, где в графе «Наличие/отсутствие страховых выплат» стоит «ноль». В своих расчетах САО «ВСК» руководствовалось Документацией, следовательно, на следующий период страхования (2015 год) правомерно применен
коэффициент ниже на 0,5 с учетом скидки за безаварийную езду в прошедшем периоде страхования.

Из пояснений Управления Росреестра по Иркутской области, представленных на рассмотрение, следует, что участником запроса котировок САО «ВСК» в лице Иркутского филиала подана заявка, соответствующая установленным в Извещении требованиям, при этом предложена наиболее низкая цена. Так как отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается, членами Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Заказчика единогласно принято решение о признании победителем в проводимом запросе котировок САО «ВСК», при этом расчет правильности стоимости контракта Заказчиком не осуществлялся.

Установлено, что 14.11.2014г. с победителем запроса котировок САО «ВСК» в лице Иркутского филиала заключен государственный контракт № ОСАГО/2015.

Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев представленные материалы по делу № 43 от 17.02.2015г., заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Доводы САО «ВСК» о правомерности расчета коэффициента КБМ ниже на 0,5 Управление Иркутского УФАС России считает не состоятельными в силу следующего.       

Коэффициент страховых тарифов, в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ), у СОАО «ВСК» указан ниже на 0,5, кроме автомобиля № 16 – ГАЗ 31105, по которому указан ниже на 0,25. Данные показатели по коэффициенту КБМ составлены в нарушение порядка расчета, установленного Указаниями ЦБ РФ. Кроме того, данное обстоятельство позволило СОАО «ВСК» предложить наилучшую - наименьшую цену при участии в запросе котировок и победить в нем.

 

№ п/п

Предложение СОАО «ВСК»

ОСАО «Ингосстрах»

Страховая премия

Базовый страховой тариф (ТБ)

 ТС (КТ)

КБМ

 ТС (КО)=1,8

ТС (КМ)

Страховая премия

Базовый страховой тариф (ТБ)

 ТС (КТ)

КБМ

 ТС (КО)=1,8

ТС (КМ)

1

2 926

1,7

0,65

1,8

1,1

6401,80

2 926

1,7

0,7

1,8

1,1

6894,24

2

2 926

1,7

0,65

1,8

1,1

6401,80

2 926

1,7

0,7

1,8

1,1

6894,24

3

2 926

1,7

0,65

1,8

1,1

6401,80

2 926

1,7

0,7

1,8

1,1

6894,24

4

2 926

1,7

0,65

1,8

1,1

6401,80

2 926

1,7

0,7

1,8

1,1

6894,24

5

2 926

1,7

0,65

1,8

1,1

6401,80

2 926

1,7

0,7

1,8

1,1

6894,24

6

2 926

1,7

0,65

1,8

1,1

6401,80

2 926

1,7

0,7

1,8

1,1

6894,24

7

2 926

1,7

0,65

1,8

1,1

6401,80

2 926

1,7

0,7

1,8

1,1

6894,24

8

2 926

1,7

0,65

1,8

1,1

6401,80

2 926

1,7

0,7

1,8

1,1

6894,24

9

2 926

1,7

0,65

1,8

1,1

6401,80

2 926

1,7

0,7

1,8

1,1

6894,24

10

2 926

1,7

0,65

1,8

1,1

6401,80

2 926

1,7

0,7

1,8

1,1

6894,24

11

2 926

1,7

0,5

1,8

1,1

4924,46

2 926

1,7

0,55

1,8

1,1

5416,90

12

2 926

1,7

0,5

1,8

1,1

4924,46

2 926

1,7

0,55

1,8

1,1

5416,90

13

2 926

1,7

0,5

1,8

1,4

6267,49

2 926

1,7

0,55

1,8

1,4

6894,24

14

2 926

1,7

0,65

1,8

1,2

6983,78

2 926

1,7

0,7

1,8

1,2

7520,99

15

2 926

1,7

0,55

1,8

1,1

5416,90

2 926

1,7

0,6

1,8

1,1

5909,35

16

2 926

1,7

0,6

1,8

1,4

7520,99

2 926

1,7

0,85

1,8

1,4

10654,74

17

2 926

1,7

0,65

1,8

1,1

6401,80

2 926

1,7

0,7

1,8

1,1

6894,24

   

 

 

 

итого

106457,88

 

 

 

 

итого

117 649,76

 

Согласно п. 2, 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

СОАО «ВСК» (далее – Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1027700186062, ИНН 7710026574, местонахождение: 121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4.

Согласно п. 4.1, 4.2 ст. 4 Устава СОАО «ВСК» от 18.04.2014г. предметом деятельности Общества является страхование и перестрахование, а также иная деятельность, направленная на извлечение прибыли в рамках действующего законодательства. Общество осуществляет указанную деятельность по страхованию и перестрахованию на основании лицензии С № 0621. На территории Иркутской области имеется филиал, расположенный по адресу: г.Иркутск, ул. Советская, д. 109Б, созданный на основании решения Совета директоров от 08.10.1993г. № 4.

Филиал является обособленным подразделением САО «ВСК», осуществляет все функции Общества или их часть, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическим лицом, действует от имени и в интересах Общества на основании Положения, утвержденного решением Совета директоров САО «ВСК», Протокол № 23 от 17.12.2010г., иных нормативных и распорядительных актов Общества. 

Согласно п. 2.1 ст. 2 Устава ОСАО «Ингосстрах» от 28.05.2014г. осуществление всех видов страхования и перестрахования и получение прибыли является основной целью Общества.

СОАО «ВСК» (в лице Иркутского филиала) и ОСАО «Ингосстрах» (в лице Иркутского филиала) участвовали в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств Управления Росреестра по Иркутской области (извещение № 0134100013614000143), следовательно, данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Иркутской области.

Согласно действующему законодательству, а именно положению Закона об ОСАГО, Указаниям ЦБ РФ, расчет стоимости финансовой услуги – услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является регулируемым, соответственно отступление от данного расчета будет считаться нарушением действующего законодательства. 

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям
делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в предложении САО «ВСК» наименьшей цены контракта, рассчитанной в нарушение требований действующего законодательства.

По результатам рассмотрения дела в действиях САО «ВСК» установлены все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в статье 4 Закона о защите конкуренции:

1. САО «ВСК» (в лице Иркутского филиала) и ОСАО «Ингосстрах» (в лице Иркутского филиала), осуществляя деятельность по страхованию и перестрахованию, являются конкурентами на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Иркутской области. В связи с тем, что Документацией о проведении запроса котировок Заказчиком определены конкретные показатели коэффициентов, в том числе КБМ, соответственно участие в закупке осуществляется для всех участников одинаковым образом и в равной мере на равных условиях.

2. Согласно действующему законодательству, а именно положению Закона об ОСАГО, Указаниям ЦБ РФ, расчет стоимости услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является регулируемым, соответственно отступление САО «ВСК» от данного расчета считается нарушением действующего законодательства. САО «ВСК» не вправе было применять коэффициенты страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России, т.к.  установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

В результате нарушения порядка расчета страховой премии САО «ВСК» неправомерно снизило цену контракта до 106457 тыс. руб. 83 коп. (вместо 117 649,76 руб.), что повлекло введение Заказчика в заблуждение относительно цены контракта, и, соответственно, неправильный выбор победителя запроса котировок.

3. Преимущество – превосходство, качество, возвышающее кого-то над другими, дающее перевес над другими.

Под получением САО «ВСК» преимуществ над прочими равными хозяйствующими субъектами-конкурентами, в том числе ОСАО «Ингосстрах», понимается победа в запросе котировок при неверном расчете цены контракта (106457,88 руб. вместо 117 649,76 руб.). Причиной возникшей разницы цены

контракта явилось то, что ООО «ВСК» неверно осуществило расчет страховой премии по отдельным позициям, применив коэффициенты ниже на 0,5 и 0,25, чем указанные в Документации, в нарушение действующего законодательства об ОСАГО.

4. Согласно положениям ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из вышеизложенного следует, что с победителем запроса котировок САО «ВСК» в лице Иркутского филиала 14.11.2014г. заключен государственный контракт № ОСАГО/2015 на сумму 106457,88 руб., соответственно, действия САО «ВСК» влекут причинение убытков  добросовестным участникам запроса котировок, в том числе ОСАО «Ингосстрах», которые, соблюдая законодательство об обязательном страховании, не смогли одержать победу в запросе котировок и получить суммы страховых премий по государственному контракту.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает возможность увеличить размер получаемой
прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. То есть, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Следовательно, признаками недобросовестной конкуренции являются:

- недобросовестная конкуренция может осуществляться только активными действиями;

- субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, являющиеся конкурентами;

- данные действия могут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;

- целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации (достаточно и потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации правонарушения как недобросовестная конкуренция).

Из совокупности признаков, приведенных в определении ст. 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция заключается в

использовании приемов конкурентной борьбы, противоречащих законодательству, обычаям делового оборота (правилам конкуренции), и направленные на усиление рыночной власти в экономическом соперничестве за счет других предпринимателей.

Таким образом, указанные действия САО «ВСК» привели к заблуждению относительно цены контракта, направлены на получение незаконных преимуществ перед другими участниками запроса котировок при осуществлении предпринимательской деятельности на одном рынке, действующими с соблюдением требований законодательства РФ, являются недобросовестной конкуренцией, противоречат требованиям законодательства РФ и причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам в виде неполученных доходов в размере цены контракта, которые могли быть им получены в условиях конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 23, 39, 41, 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

КОМИССИЯ РЕШИЛА:

 

1. Признать Страховое акционерное общество «ВСК» в лице Иркутского филиала (125373 г. Москва, ул. Островная, 4; адрес филиала: 664009, Советская ул., 109 б; ИНН 77710026574, ОГРН 1027700186062) нарушившими часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по указанию в заявке на участие в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств Управления Росреестра по Иркутской области (извещение № 0134100013614000143) коэффициентов страховых тарифов в нарушение действующего законодательства РФ, направленных на получение преимуществ при осуществлении обязательного страхования транспортных средств Управления Росреестра по Иркутской области, которые могут причинить или причинило убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.

2. Выдать САО «ВСК» в лице Иркутского филиала предписание о прекращении совершения акта недобросовестной конкуренции
путем применения тарифов в соответствии с действующим законодательством РФ. Информировать Иркутское УФАС России об участии в государственных и муниципальных заказах на оказание услуг по обязательному
страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных
средств на территории Иркутской области путем предоставления копий извещения и заявки САО «ВСК» не позднее 3 дней с момента
представления соответствующей заявки уполномоченному органу или заказчику.

3. Передать материалы дела № 43 от 17.02.2015г. уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении,
предусмотренном ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.

4. Копии решения, предписания направить сторонам по делу.

 

Председатель Комиссии                                                            <…>                                        

      

        Члены Комиссии:                                     <…>, <…>, <…>                                  

 

 

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 
 

 

 

 

Предписание  № 89

 

«08» мая 2015 г.                                                                      г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России  по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председателя комиссии: <…>

Члены Комиссии: <…>. <…>. <…>

рассмотрев дело № 43 от 17.02.2015г. по признакам нарушения САО «ВСК» в лице Иркутского филиала (125373 г. Москва, ул. Островная, 4; адрес филиала: 664009, Советская ул., 109 б; ИНН 77710026574, ОГРН 1027700186062) требований ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №  135-ФЗ в части совершения действий по указанию в заявке на участие в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств - Управления Росреестра по Иркутской области (извещение № 0134100013614000143) коэффициентов страховых тарифов в нарушение действующего законодательства РФ, направленных на получение преимуществ при осуществлении обязательного страхования транспортных средств Управления Росреестра по Иркутской области, которые могут причинить или причинило убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании решения  № 178 от 08.05.2015г. по делу № 43 от 17.02.2015г. о нарушении САО «ВСК» в лице Иркутского филиала ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ

 

1. САО «ВСК» в лице Иркутского филиала (125373 г. Москва, ул. Островная, 4; адрес филиала: 664009, Советская ул., 109 б; ИНН 77710026574, ОГРН 1027700186062) с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по указанию в заявке на участие в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств Управления Росреестра по Иркутской области коэффициентов страховых тарифов в нарушение действующего законодательства РФ, направленных на получение преимуществ при осуществлении обязательного страхования транспортных средств Управления Росреестра по Иркутской области, которые могут причинить или причинило убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, путем применения тарифов с соответствии с действующим законодательством РФ.

2. САО «ВСК» в 3-дневный срок с момента получения данного предписания информировать Иркутское УФАС России об участии в государственных и муниципальных заказах на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Иркутской области путем  предоставления копий извещения и заявки САО «ВСК» не позднее 3 дней с момента представления соответствующей заявки уполномоченному органу или заказчику.

3. О выполнении настоящего предписания уведомить Иркутское УФАС России в срок до 30.06.2015г.

 

Председатель комиссии                                                       <…>

 

Члены комиссии                                                                    <…>, <…>, <…>

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны