Решение №178 Признать жалобу <…….> на действия заказчика – <…….> при орг... от 4 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №178

 

27.03.2017 г.                                                                                         г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: <…….>; при участии представителя <…….> - <…….>, представителя <…….> - <…….>, рассмотрев жалобу <…….> (далее – Заявитель) на действия <…….> (далее – Заказчик) в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении запроса котировок на поставку шовного хирургического материала (извещение № 31704882528), в связи с несоответствием положений документации требованиям законодательства Российской Федерации.

Заявитель в своей жалобе сообщает, что документация о закупке составлена Заказчиком с нарушением норм действующего законодательства в сфере закупки товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о защите конкуренции, так как техническое задание документации о закупке составлено таким образом, что в наименовании закупаемого товара указаны товарные знаки. При этом возможность указания в заявках на участие материала с эквивалентными (аналогичными) характеристиками, но иным товарным знаком, Заказчиком в документации не предусмотрена. Кроме того, часть позиций товара производится несколькими производителями и его ограничения в товарообороте отсутствуют, а позиция №1 «Сургикрил 910» является «блокирующей», так как товар с указанным наименованием производится единственным изготовителем, реализующим данный товар только через своих дистрибьютеров. Указанные действия заказчика, Заявитель считает неправомерными и необоснованными, ограничивающими конкуренцию, так как они создают препятствия для участия в закупке потенциальным поставщикам, имеющим возможность поставки шовного материала с характеристиками, соответствующими установленным Заказчиком в документации требованиям, но имеющего при этом иное наименование. <…….> просит рассмотреть жалобу по существу, а также принять решение об отмене закупке.

Представитель Заказчика пояснил, что Федеральный закон №223-ФЗ не содержит требований о необходимости использования в документации слов «или эквивалент» при указании характеристик товара и его товарного знака. Такой обязанности не содержит и Положение о закупках Заказчика. Кроме того, указание в документации о закупке наименования товара с использованием товарного знака направлено на определение потребностей Заказчика и выявление подлежащего поставке товара, в наилучшей степени отвечающего требованиям Заказчика. Товары с указанными в техническом задании товарными знаками применялись ранее Заказчиком на практике и отлично зарекомендовали себя в ветеринарной практике мелких домашних и декоративных животных при оперативной урологии, сосудистой хирургии дистальной брюшной аорты в области бифуркации. Практического применения иного шовного материалы специалисты хирургического отделения Иркутской городской поликлиники не имеют при лечении вышеуказанных патологий. Указание конкретного товара является для Заказчика принципиально важным и необходимым для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности. Указание на конкретный товар с товарным знаком конкретного производителя определено потребностью учреждения. Кроме того, документация устанавливает конкретные требования к товару, необходимому для осуществления профессиональной деятельности, а не к участникам закупки, что не является ограничением конкуренции. Количество поданных на участие в закупке заявок, а также количество коммерческих предложений от потенциальных участников, способных поставить указанный товар, свидетельствует о наличии как минимум 5 поставщиков, имеющих возможность поставки товара, указанного в техническом задании документации. На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

Исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, возражения Заказчика, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Иркутского УФАС России установила следующее.

Заказчик обязан осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными Федеральным законом №223-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 ст. 2 Федерального закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Деятельность Заказчика в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц регламентирована Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд <…….> (далее – Положение о закупках), утвержденным приказом службы ветеринарии Иркутской области от 14 декабря 2016 года №72-спр. Указанное Положение о закупках в пунктах 2.2 и 2.3 воспроизводит общие цели и принципы Федерального закона №223-ФЗ.

 Заказчиком 13.03.2017 г. в единой информационной системе (http://zakupki.gov.ru/) (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении запроса котировок на поставку шовного хирургического материала (извещение №31704882528) и документация о закупке. Дата окончания срока подачи заявок – 20.03.2017. Дата рассмотрения предложений участников закупки и подведение итогов закупки – 20.03.2017 г.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 1 раздела 1 документации требования к товару установлены в техническом задании (раздел 2 документации о закупке).

Согласно п. 2 раздела 1 документации о закупке заявка на участие в запросе котировок должна быть составлена в соответствии с разделом 4 документации о закупке и подана в письменной форме (не допускается подача факсимильной копии заявки). В соответствии с формой заявки, установленной разделом 4, заявка должна содержать описание поставляемого товара.

Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств) установлены в Техническом задании (разделе 2 документации о закупке) и в Форме заявки (раздел 4 документации о закупке) (п. 3 раздела 1 документации о закупке).

В разделе 2 документации «Техническое задание» указаны следующие наименования шовного хирургического материала, необходимого Заказчику: 1) Сургикрил 910. Номер -  15150122. 4/0, 75 см.; 2) Викрил W9113, 4/0, 75 см.; 3) Викрил Плюс VCP1036H, 2/0, 70 см.; 4) Викрил Плюс VCP1058H, 1, 90 см.; 5) Викрил Плюс VCP1059H, 2, 90 см.; 6) Викрил Плюс VCP242H, 3/0, 90 см.; 7) Викрил Плюс VCP319H, 3/0, 70 см.; 8) Викрил Плюс VCP322H, 3/0, 70 см.; 9) Викрил Плюс VCP323H, 2/0, 70 см.; 10) Викрил Плюс VCP520H, 2, 90 см.; 11) Викрил Плюс VCP587H, 0, 70 см.; 12) Викрил Плюс VCP829E, 1, петля, 150 см.; 13) Викрил Плюс VCP9378H, 2, 70 см.; 14) Кожный клей ДЕРМАБОНДАHVM12. Также техническое задание содержит требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности и к функциональным (потребительским) свойствам товара.

Документация о закупке не предусматривает возможности указания в заявке на участие отличающегося от указанного в техническом задании торгового (фирменного) наименования товара, полностью соответствующего при этом параметрам, установленным Заказчиком к шовному хирургическому материалу в техническом задании.

Пунктом 13 раздела 1 документации установлено, что заявка участника, в которой выявлены арифметические ошибки, присутствуют незаполненные поля, отсутствует требуемая информация, считается несоответствующей требованиям извещения и документации и подлежит отклонению. Участник, подавший такую заявку, не допускается к дальнейшему участию в запросе цен.

Таким образом, заявка участника, содержащая торговые (фирменные) наименования приобретаемого Заказчиком шовного хирургического материала, отличающиеся от указанного в техническом задании, подлежит отклонению.

На участие в закупке поданы 3 заявки на участие, одна из которых (заявка <…….>) содержала в своем составе вместо торгового (фирменного) наименования «Сургикрил 910» (Бельгия) наименование иного шовного материала, полностью идентичного параметрам и характеристикам «Сургикрил 910», а именно указано «ИАКПл «Волоть» ПГА-ЛАК» (Россия). Согласно протоколу №11-К/17 от 20.03.2017 г. рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, принятому единой комиссией заказчика, Заявка <…….> отклонена, в связи с несоответствием пункту 1 раздела 1 документации, установленному согласно п. 18.18 Положения о закупках Заказчика. Из пояснений представителя Заказчика следует, что данная заявка была признана несоответствующей требованиям документации, в связи с указанием в ней торгового (фирменного) наименования материала, несоответствующего наименованию, требуемому в соответствии с техническим заданием.

Согласно пояснениям Заявителя, возможность поставки шовного материала «Сургикрил 910» у него отсутствует, но при этом в свободном обороте на товарном рынке шовного хирургического материала присутствует иной товар под названием «Полигликтин 910» (Бельгия), в полной мере отвечающий требованиям, установленным Заказчиком в документации к «Сургикрил 910».

На момент рассмотрения жалобы определен победитель закупки. Договор не заключен.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно Письму ФАС России от 31 марта 2014 г. N АЦ/11870/14 при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения (в том числе, наименование желаемого к поставке товара, работы, услуги, сведения о модели, марке, товарном знаке, технических характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки), определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.

Данная позиция подтверждена ФАС России позже в Письме №РП/14188/17 от 07.03.2017 г., согласно которому не смотря на отсутствие в законодательстве Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц конкретных требований  к порядку формирования лотов закупки, правилам установления требований к закупаемым товарам, работам, услугам, а также отсутствие запрета на указание в документации о закупке сведений о любых характеристиках предмета закупки (например, сведений о марке, товарном знаке, модели  и иных сведений о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки), заказчик обязан при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Необоснованное предъявление требований к закупаемым товарам, работам, услугам может содержать признаки нарушения статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ и противоречит положениям части 1 статьи 1 Федерального закона №223-ФЗ.

Из изложенного следует, что положения Федерального закона №223-ФЗ не содержат каких-либо ограничений в части указания в документации конкретного торгового (фирменного) наименования товара без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов.

Вместе с тем, Заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии с собственными потребностями, руководствуясь утвержденным Положением о закупках при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком не представлены доказательства того факта, что установление в документации о закупке требования о поставке шовного хирургического материала с конкретным торговым (фирменным) наименованием способствует достижению установленных в Федеральном законе №223-ФЗ целей, направлено на удовлетворение потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности, наиболее эффективном использовании денежных средств при закупке товара необходимого качества и функциональных характеристик.

Таким образом, довод Заказчика о том, что приобретение товара исключительно указанного в техническом задании торгового (фирменного) наименования является для него принципиально важным и необходимым для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности, в связи с наличием ранее подтвержденного в ходе практического применения высокого качества указанного шовного материала, что в свою очередь не является фактором, свидетельствующим об отрицательном качестве товара, имеющего  аналогичные параметры и характеристики, но иное торговое (фирменное) наименование, является необоснованным.

На основании изложенного, доводы Заявителя о необоснованном ограничении конкуренции при организации запроса котировок на поставку шовного хирургического материала (извещение №31704882528) нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы. Установление Заказчиком в техническом задании требований о конкретном торговом (фирменном) наименовании закупаемого товара является незаконным и ограничивающим конкуренцию, так как препятствует возможности участия в закупке претендентов, имеющих товар с иным торговым (фирменным) наименованием, но соответствующий требованиям технического задания документации о закупке. Данные действия заказчика противоречат целям, указанным в ч. 1 ст. 1 Федерального закона №223-ФЗ и п. 2.2 Положения о закупках, а также нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ, пп. 2 п. 2.3 Положения о закупках Заказчика,

Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения порядка организации и проведения закупки путем ее аннулирования.

На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия

 

РЕШИЛА

 

  1. Признать жалобу <…….> на действия заказчика – <…….> при организации и проведении запроса котировок на поставку шовного хирургического материала (извещение № 31704882528), обоснованной.
  2. Признать <…….> нарушившим ч. 1 ст. 17 Федерального закона №135-ФЗ, ч. 1 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ, а также п. 2.2 и пп. 2 п. 2.3 Положения о закупках.
  3. Выдать <…….> предписание об устранении допущенных при организации и проведении запроса котировок на поставку шовного хирургического материала (извещение № 31704882528) нарушений, путём аннулирования данной закупки.
  4. Копии решения и предписания направить в адрес Заявителя и Заказчика.

 

Председатель Комиссии                                                  <…….>

 

Члены Комиссии                                                               <…….>

 

                                                                                            <…….>

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

 

  ПРЕДПИСАНИЕ №91

 

27.03.2017 г.                                                                                         г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: <…….>; руководствуясь пунктом 31 части 1 статьи 23, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения №178 от 27.03.2017 г. (ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  Заказчику – <…….> устранить допущенные при организации и проведении запроса котировок на поставку шовного хирургического материала (извещение № 31704882528) нарушения, путём аннулирования данной закупки в течение 3 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.

  1. Об исполнении предписания незамедлительно представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.

 

 

Председатель Комиссии                                                                   <…….>

 

Члены Комиссии                                                                               <…….>

                                                                                                            <…….>

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны