Решение №194 Признать жалобу ООО «Вираж» необоснованной от 11 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 194

 

06.04.2016г.                                                                                            г. Иркутск

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: председателя Комиссии: <…>; рассмотрев жалобу ,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ООО «Вираж» обратилось с жалобой на действия заказчика – ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (ОАО «ДСИО»), закупочной комиссии, в связи установлением в документации на проведение запроса цен на поставку автошин на легковую, грузовую и спецтехнику для филиалов ОАО «ДСИО» в нарушение п. 2, п. 3 ст. 3 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",неправомерного требования к участникам закупки о предоставлении информации о наличии опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (лота) за последние 2 календарных года, предшествующих опубликованию данного запроса цен, в следствие чего, принятое закупочной комиссией решение об отказе ООО «ВИРАЖ» на участие в проведении запроса цен привело к ограничению прав участия подателя жалобы в закупке (извещение № 31603430321) и порядка определения победителя.

Жалоба заявителя рассмотрена в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На рассмотрении представители ООО «ВИРАЖ» поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Представитель заказчика, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

17.03.2016г. ОАО «ДСИО» опубликовано извещение № 31603430321 о проведении запроса цен по поставке автошин на легковую, грузовую и спецтехнику для филиалов ОАО «ДСИО» с начальной (максимальной) ценой договора-40 млн. рублей. Так же опубликована Документация на проведение запроса цен.

В главе II Документации «Информационная карта о проведении запроса цен» установлены требования к участникам закупки.

В соответствии с п.п. «в» п. 11.3 Положения о закупки товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ДСИО» в Документации на проведение запроса цен установлено требование к участникам о предоставлении информации об  опыте выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (лота) за последние 2 календарных года, предшествующих опубликованию данного запроса цен.

Положение о закупках ОАО «ДСИО» разработано в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, размещено в сети интернет, и является общедоступным для всех участников.

Пунктом 24.2. Положения о закупки товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ДСИО» установлены случаи отказа в допуске на участие.

25.03.2016г. при рассмотрении заявок, закупочной комиссией установлено, что ООО «ВИРАЖ» не соответствует требованиям, которые установлены Документацией на проведение запроса цен.

Кроме того, представитель заказчика обратил внимание на то, что заявка ООО «ВИРАЖ» надлежащим образом не пронумерована, содержит «двойную» нумерацию, что является еще одним нарушением п. 1.5.2. Документации на проведение запроса цен.

Комиссия, исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

17.03.2016г. заказчиком- ОАО «ДСИО» опубликовано извещение № 31603430321 о проведении запроса цен по поставке автошин на легковую, грузовую и спецтехнику для филиалов ОАО «ДСИО» с начальной (максимальной) ценой договора - 40 млн. рублей., в том числе опубликована Документация на проведение запроса цен.

Подпунктом 1 Информационной карты главы II Документации на проведение запроса цен на поставку автошин на легковую, грузовую и спецтехнику для филиалов ОАО «ДСИО» установлено к участникам запроса цен требование о наличии за последние 2(два) календарных года, предшествующих опубликованию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации о настоящем запросе цен опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (лота) установленной документацией запроса цен.

Вышеуказанное требование установлено в соответствии с подп. «в» п. 11.3. Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ДСИО», утв. 16.12.2013г.

25.03.2016г. при рассмотрении заявок закупочной комиссией установлено, что на участие в запросе цен поступили 2 заявки: от ООО «ВИРАЖ» и ООО «Иркутский ТД «Белшина».

ООО «ВИРАЖ» приложило в составе своей заявки справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров за один год-2015, стоимость которых составила менее 20 млн. руб.

ООО «Иркутский ТД «Белшина» в составе заявки приложило справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров за 2014г. и за 2015г., стоимостью более 20 млн. руб.

Таким образом, закупочная комиссия обоснована приняла решение об отказе ООО «ВИРАЖ» в признании его участником закупки, в связи с несоответствием требованиям, установленным в Документации о проведении запроса цен (извещении), в связи с чем жалоба ООО «ВИРАЖ» является необоснованной.

Кроме того, представленный на обозрение комиссии антимонопольного органа оригинал заявки подтвердил факт того, что нумерация в заявке ООО «Вираж» является не корректной.

При рассмотрении жалобы комиссией Управления ФАС по Иркутской области, в действиях заказчика выявлены иные нарушения.

16.12.2013г. Советом директоров ОАО «ДСИО» протоколом б/н от 16.12.2013г. утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (в редакции № 2) (далее Положение).

Пунктом 11.3. Положения, установлено, что заказчик вправе предъявить следующие требования к квалификации участников закупки:

а) наличие квалифицированного персонала. При этом, в документации о закупке должно быть установлено минимально необходимое количество квалифицированного персонала и конкретные требования к их квалификации;

б) наличие производственных мощностей, технологий. При этом, в документации о закупке должно быть установлено, какими именно мощностями, технологиями должен обладать участник закупки и конкретные требования, которым они должны отвечать;

в) наличие за последние два календарных года, предшествующих размещению  информации о закупке на официальном сайте, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (лота) установленной документацией о закупке. При этом, в документации о закупке должно быть указано, какие товары, работы, услуги будут считаться  аналогичным закупаемым товарам, работам, услугам.

г) регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее, чем за один календарный год до дня подачи заявки на участие в закупке.

д) в случае, если заявка подана от группы юридических лиц, физических лиц или индивидуальных предпринимателей, требования, перечисленные в п. п. «г»  относятся к каждому из юридических лиц или индивидуальных предпринимателей соответственно. 

Федеральный закон N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам (ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Включение ОАО «ДСИО» квалификационных требований к участникам, изложенных в подп. «а», «б», «в», «г» п. 11.3 Положения, не отвечает принципам, установленным в п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", поскольку необоснованно ограничивают количество претендентов на участие в закупке.

Установление на стадии допуска к участию в закупке таких критериев как соответствие участника необходимому квалификационному минимуму, устанавливаемому заказчиком; наличие за последний год, предшествующий размещению заказа, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке; регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем, за один календарный год до дня подачи заявки на участие в закупке, ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить поставку, указанные требования также не являются измеряемыми.

Установление таких критериев на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Вираж» на действия заказчика – ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (ОАО «ДСИО»), закупочной комиссии, в связи установлением в документации на проведение запроса цен на поставку автошин на легковую, грузовую и спецтехнику для филиалов ОАО «ДСИО» неправомерного требования к участникам закупки о предоставлении опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (лота) за последние 2 календарных года, предшествующих опубликованию данного запроса цен, в нарушение п. 2, п. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в следствие чего, принятое закупочной комиссией решение об отказе ООО «ВИРАЖ» на участие в проведении запроса цен  привело к ограничению прав участия подателя жалобы в закупке (извещение № 31603430321) и определение победителя, необоснованной.
  2. Признать заказчика (организатора торгов) ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (ОАО «ДСИО») нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в связи с установлением в Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ДСИО»,утв. 16.12.2013г., подпунктов «а», «б», «в», «г», п. 11.3 Положения и других пунктов, содержащих аналогичные положения, не отвечающих принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
  3. Выдать заказчику – ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (ОАО «ДСИО») предписание об аннулировании торгов (извещение № 31603430321) в течение 5 рабочих дней с момента получения решения, о чем незамедлительно представить в Иркутское УФАС России информацию, а также о совершении в срок 01.05.2016г действий, направленных на устранение нарушения п.2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011г., (извещение № 31603430321), а именно: привести Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ДСИО», утв. 16.12.2013г. в соответствие с Федеральным законом № 223-ФЗ, путем исключения из него подпунктов «а», «б», «в», «г», п. 11.3 Положения и других пунктов, содержащие аналогичные положения, о чем в срок 01.05.2016г. направить в Иркутское УФАС России информацию.
  4. Копию решения направить в адрес подателя жалобы.
  5. Копию решения и предписания направить в адрес заказчика (организатора торгов) -ОАО «ДСИО».

Председатель Комиссии                                                                      <..>

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

 

 

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы  в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 73

 

06.04.2016г.                                                                                              г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: председателя Комиссии Космачевой О.К. – заместителя руководителя –начальника ОТИФР Управления ФАС по Иркутской области; членов Комиссии: <…>; руководствуясь пунктом 31 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 194 от 06.04.2016г. (ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Заказчику (организатору торгов)– ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (аннулировать торги (извещение № 31603430321) в течение 5 рабочих дней с момента получения решения, о чем незамедлительно представить в Иркутское УФАС России информацию, а также совершить в срок 01.05.2016г действия, направленные на устранение нарушения п.2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011г., (извещение № 31603430321), а именно: привести Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ДСИО», утв. 16.12.2013г. в соответствие с Федеральным законом № 223-ФЗ, путем исключения из него подпунктов «а», «б», «в», «г», п. 11.3 Положения и других пунктов, содержащие аналогичные положения, о чем в срок 01.05.2016г. направить в Иркутское УФАС России информацию.

 

Председатель Комиссии                                                                      <…>

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны