Решение №197 Признать жалобу <…….> (извещение № 31704794827), необоснован... от 10 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №197

 

31.03.2017 г.                                                                                                            г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: <…….>; при участии представителей <…….> (далее Заказчик): <…….>; представителей <…….> (далее – Заявитель): <…….>, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении аукциона на поставку продуктов питания для <…….> в апреле 2017 года – июне 2017 года (извещение № 31704794827), в связи с несоответствием положений документации требованиям законодательства.

Заявитель в своей жалобе сообщает, что действия Заказчика по указанию в документации о закупке конкретных наименований закупаемых кисломолочных напитков («Целебный», «Бифилайф», «Бифимикс»), а также по установлению требований к качеству продукции путем указания на соответствующие технические условия (ТУ 9222-008-02069473-2004, ТУ 9222-001-14173891-04, ТУ 9222-001-66510777-2011), необоснованно ограничивают конкуренцию. Такое формирование требований к товару, являющемуся предметом закупки, указывает на наличие сговора Заказчика с конкретными производителями указанного товара с целью предоставления последним преимуществ перед иными потенциальными участниками торгов.

Заявитель просит рассмотреть документацию на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательству о защите конкуренции.

Представители Заказчика считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, так как для описания предмета закупки в документации установлены требования к качеству, которые соответствуют характеристикам, установленным документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации – техническими условиями (ч. 15 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»). Указание на конкретные технические условия, которым должен соответствовать закупаемый товар, по мнению Заказчика, не является ограничением конкуренции по отношению к поставщикам и/или производителям продукции.

Исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, возражения Заказчика, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Иркутского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона №223-ФЗ одной из целей регулирования указанного закона являются помимо прочих создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции.

Пунктами 2 и 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг  и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Деятельность Заказчика в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц регламентирована Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд <…….> (далее – Положение о закупках), утвержденным Наблюдательным Советом <…….>.

Заказчиком 15.02.2017 г. в единой информационной системе (http://zakupki.gov.ru/) (далее – ЕИС) опубликованы извещение и документация о проведении аукциона на поставку продуктов питания для <…….> в апреле 2017 года – июне 2017 года (извещение №31704794827). Дата окончания срока приема заявок – 07.03.2017 г. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки – 09.03.2017 г.

Согласно извещению и документации о проведении аукциона, предмет закупки разделен на 13 лотов, одним из которых является поставка напитка кисломолочного для <…….> в апреле 2016 года – июне 2016 года (лот №9).

Пункт 1 части 10 Федерального закона №223-ФЗ устанавливает, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пп. 1 п. 5.11 и п. 12.2.1 Положения о закупках Заказчик обязан указать в документации о закупке требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В п. 20 раздела I документации  о закупке установлены следующие требования к напитку кисломолочному: «ТУ 9222-008-02069473-2004 напиток кисломолочный «Целебный» фруктово-ягодный диетического (лечебного и профилактического) питания, жирность 2,5%, и/или ТУ 9222-001-14173891-04, напиток кисломолочный фруктово-ягодный диетического (лечебного и профилактического) питания «Бифилайф», жирность 2,5%, и/или ТУ 9222-001-66510777-2011, напиток кисломолочный  «Бифимикс», жирность 3,2%, либо ТУ производителя, соответствующему вышеуказанным ТУ. Пропорции каждого напитка в ассортименте определяются поставщиком. Допускается формирование ассортимента из одного, двух, либо всех трех видов напитков, по усмотрению поставщика. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции ТР ТС 033/2013. Фасовка стаканчик 125 грамм. Остаточный срок годности товара на момент поставки - 100% от срока годности указанного производителем. Страна производитель Россия». В п. 3.9 «Форма заявки по лоту №9» раздела III «Форма заявки на участие в аукционе» документации о закупке содержатся аналогичные характеристики продукции.

Из указанных положений, следует, что ассортимент поставляемых кисломолочных напитков определяется поставщиком самостоятельно и может формироваться из трех, двух или одного напитка. Участником закупки может быть любой субъект, имеющий возможность поставить продукцию, соответствующую хотя бы одному из указанных в документации технических условий.

Пунктом 22 документации о закупке предусмотрено право любого претендента на участие в закупке направить Заказчику в письменной форме запрос о разъяснении положений документации об аукционе.

На участие в закупке по лоту №9 поданы заявки двух участников:

  1. <…….> (наименование товара в заявке: продукт кисломолочный «Лактовит» и бифидойогурт «Бифилайф». Предложение о цене договора: 2 436 000, 00 рублей);
  2. <…….> (наименование товара в заявке: биопродукты: «Целебный», «Бифилайф», «Бифимикс». Предложение о цене договора: 2 314 200, 00 рублей).

Ни один из указанных участников правом направления Заказчику запроса о разъяснении положений документации до окончания срока подачи заявок на участие не воспользовался, что свидетельствует о понятности формулировок, изложенных в документации о закупке, а также о согласии указанных лиц поставить товар в соответствии с требованиями документации.

Протоколом №04/2017 заседания закупочной комиссии Заказчика от 09.03.2017 г. оба претендента, подавшие заявки на участие в закупке, допущены к участию в аукционе. Аукцион признан состоявшимся. Победителем в закупке на право заключения договора поставки напитка кисломолочного для <…….> с 01 апреля 2017 г. по 30 июня 2017 года признано <…….>.

Комиссией Иркутского УФАС установлено, что жалоба подана Заявителем в антимонопольный орган после подведения закупочной комиссией Заказчика итогов закупки, результатом которой стало определение в качестве победителя аукциона не <…….>, а иного лица, заявившего наименьшее предложение о цене договора. Указанные обстоятельства являются свидетельством злоупотребления Заявителем своим правом на обжалование действий Заказчика при организации и проведении закупок товаров, работ и услуг.

В ходе рассмотрения жалобы, Заказчиком даны пояснения, согласно которым производителями продукции, составляющей предмет лота, являются помимо участников закупки: <…….>, <…….>, <…….>, <…….>, <…….>, <…….> и иные. Их продукция производится в соответствии с требованиями, указанными Заказчиком в документации о закупке. Это подтверждается информацией из Единого реестра сертификатов соответствия (http://fsa.gov.ru). Кроме того, подача Заявителем заявки на участие в закупке, свидетельствует о наличии у него возможности поставить товар, соответствующий требованиям документации.

По результатам рассмотрения жалобы, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу, что указание конкретного наименования закупаемого товара, а также конкретных технических условий в документации о закупке не может быть признано в качестве условий, ограничивающих число участников закупки, так как в законодательстве в сфере закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц отсутствует запрет на указание в документации о закупке сведений о любых характеристиках предмета закупки (например, сведений о марке, товарном знаке и т.д.), в том числе в части указания конкретного наименования товара и технических условий, которым такой товар должен соответствовать. В соответствии с требованиями действующего законодательства заказчик самостоятельно принимает решение по формированию лотов на поставку товаров в соответствии с потребностями, спецификой деятельности с учетом соблюдения положений антимонопольного законодательства, а также основных принципов и целей законодательства о закупках. Действия Заказчика обусловлены целью своевременного и полного удовлетворения своих потребностей с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективного использования денежных средств. При этом Заказчиком не ограничена возможность участия в закупке различных производителей и поставщиков закупаемого товара, спектр которых является широким на указанном товарном рынке, что в свою очередь способствует развитию конкуренции. Обстоятельств, указывающих на дискриминацию и необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки со стороны Заказчика, антимонопольным органом в ходе рассмотрения жалобы не установлено.

Таким образом, доводы жалобы о необоснованном указании в документации о закупке конкретного наименования закупаемого товара, конкретных технических условий, которым должна соответствовать продукция, а также о сговоре Заказчика с какими-либо поставщиками и (или) производителями продукции, являющейся предметом лота, с целью предоставления им преимуществ и установления дискриминационных условий по отношению к иным претендентам на участие в закупке, являются необоснованными.

Нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о защите конкуренции в действиях Заказчика при проведении аукциона на поставку продуктов питания для <…….> в апреле 2017 года – июне 2017 года (извещение № 31704794827) не установлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <…….> обратилось с жалобой на действия заказчика – <…….> при организации и проведении аукциона на поставку продуктов питания для <…….> в апреле 2017 года – июне 2017 года (извещение № 31704794827), необоснованной.
  2. Копии решения направить в адрес Заявителя и Заказчика.

 

Председатель Комиссии                                                          <…….>

 

Члены Комиссии                                                                      <…….>

 

                                                                                                   <…….>

 

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны