Решение №038/891/21 прекращение МПКК от 28 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» июля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен «27» июля 2021 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

…. – заместитель руководителя – начальник отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России;

Члены Комиссии:

…. – заместитель начальника отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России;

…... – главный специалист – эксперт отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России (далее – Комиссия),

в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела

рассмотрев дело № 038/01/11-2120/2020 от 02.11.2020 г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (666811, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, РАЙОН МАМСКО-ЧУЙСКИЙ, РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК МАМА, УЛИЦА ОКТЯБРЬСКАЯ, ДОМ 1, ОГРН: 1153850027715, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2015, ИНН: 3802017195, КПП: 380201001; далее – ООО «МПКК»), индивидуального предпринимателя Грушевской Татьяны Константиновны (ОГРНИП: 316385000104932, ИНН: 381212104860, Дата присвоения ОГРНИП: 04.07.2016; далее – ИП Грушевская Т.К.) по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступил запрос ГУ МВД России по Иркутской области (исх. № 20/26-5606 от 15 июня 2020 года) о даче правовой оценки договорам общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (далее – ООО «МПКК»), заключение которых произведено в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц».

Управлением проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.

Управлением установлено, что в 2017-2018 годах между ООО «МПКК» и индивидуальным предпринимателем Грушевской Татьяны Константиновны заключены следующие договоры: договор № 10 поставки товара от 01.10.2017 г.; договор поставки № 15/12-2018 от 15.12.2018 г.; договор № 01-07/2017 от 01.07.2017 г.; договор купли-продажи пиломатериала от 01.02.2017 г.; договор предоставления услуг по технологии б/н от 02.11.2016 г.

Указанные закупки товаров и услуг проведены в обход положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Так, информация об указанных закупках не размещена в единой информационной системе, в договорах отсутствуют ссылки на основания заключения таких сделок (пункты Положения о закупках или ссылки на протоколы закупочной комиссии). Кроме того, из содержания указанных договоров невозможно определить количество поставляемого/приобретаемого товара, что также не отвечает основополагающим принципам закупочной деятельности заказчика (в том числе, принципу информационной открытости закупок). 

Управлением также установлено, что ООО «МПКК» в 2018 году осуществлены следующие закупки у единственного поставщика – ИП Грушеской Т.К.: № 31806597896 (поставка каменного угля до склада Мамского МО), № 31806146521 (приобретение энергетического топлива (уголь каменный) для теплоисточника № 12), № 31806333914 (поставка угля до франко-склад п. Мама), № 31806278595 (поставка угля каменного до теплоисточника п. Луговский).

В обоснование заключения указанных контрактов закупочной комиссией ООО «МПКК» указано следующее: у заказчика имеется необходимость заключения контракта на поставку товара; ИП Грушевская Т.К. зарекомендовала себя с положительной стороны, в рамках действующих договорных отношений нареканий и претензий не имеется; территориально техника ИП Грушевской Т.К. расположена в непосредственной близости, что позволяет оперативно реагировать на заявки и замечания заказчика; исполнитель соответствует требованиям, указанным в ст. 7 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «МПКК». Также в протоколе указано, что Положение о закупке предусматривает заключение договора с единственным поставщиком, с которым в течение 12 месяцев, предшествующим проведению закупок, Заказчиком заключались договоры, при условии, что указанные договоры были исполнены без нарушений.

Между тем, в протоколах закупочной комиссии не указано правового обоснования проведения таких закупок (отсутствуют ссылки на Положение о закупках), а также полностью не раскрыта информация о том, какими документами (договорами) руководствовался заказчик при заключении контракта. Указанное обоснование заказчика, по существу, позволяет ему отказаться полностью отказаться от проведения конкурентных процедур, что не соответствует положениям Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о заключении между ООО «МПКК» и ИП Грушевская Т.К.  ограничивающего конкуренцию соглашения, выразившегося в осуществлении закупок угля для нужд ООО «МПКК» в нарушение Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что привело или могло привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения сторон соглашения. Иначе говоря, факт наличия соглашения, ограничивающего конкуренцию, устанавливается исходя из совокупности доказательств по делу.

Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года, далее - Обзор). Согласно пункту 9 Обзора в указанной сфере, законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства подтверждают антиконкурентное соглашение, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

На особенности доказывания наличия антиконкурентного согласованного поведения, указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 2 постановления Пленума от 30 июня 2008 года № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства": согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Названный подход применим и к доказыванию соглашений, то есть договоренностей, которые, по их существу, не могут быть подтверждены прямыми доказательствами; наличие таких договоренностей косвенно может подтверждаться иными доказательствами, которые могут убедить правоприменительный орган в наличии или отсутствии таких договоренностей.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Приказом Иркутского УФАС России № 038/316/20 от 02.11.2020 г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/11-2120/2020 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (666811, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, РАЙОН МАМСКО-ЧУЙСКИЙ, РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК МАМА, УЛИЦА ОКТЯБРЬСКАЯ, ДОМ 1, ОГРН: 1153850027715, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2015, ИНН: 3802017195, КПП: 380201001; далее – ООО «МПКК»), индивидуального предпринимателя Грушевской Татьяны Константиновны (ОГРНИП: 316385000104932, ИНН: 381212104860, Дата присвоения ОГРНИП: 04.07.2016)  по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении между указанными лицами антиконкурентного соглашения, направленного на осуществление закупок угля для нужд ООО «МПКК» в нарушение Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что привело или могло привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

Из материалов дела следует, что последняя закупка у единственного поставщика проведена заказчиком 13.06.2018 г.

В силу статьи 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» ((666811, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, РАЙОН МАМСКО-ЧУЙСКИЙ, РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК МАМА, УЛИЦА ОКТЯБРЬСКАЯ, ДОМ 1, ОГРН: 1153850027715, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2015, ИНН: 3802017195, КПП: 380201001; далее – ООО «МПКК»), индивидуального предпринимателя Грушевской Татьяны Константиновны (ОГРНИП: 316385000104932, ИНН: 381212104860, Дата присвоения ОГРНИП: 04.07.2016)  по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении между указанными лицами антиконкурентного соглашения, направленного на осуществление закупок угля для нужд ООО «МПКК» в нарушение Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что привело или могло привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок, в связи с истечением срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

2. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии

….

 

 

 

….

 

 

...

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны