Решение №205/18 Администрация Ангарского городского округа признана нарушивш... от 26 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 205/18

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>,<...>;

в присутствии представителя ООО «РТ-НЭО Иркутск» – <...>;

в присутствии представителя администрации Ангарского городского округа – <...> ;

в присутствии представителей АО «АНХК» – <...>, <...>;

рассмотрев дело № 267 от 12 октября 2017г., возбужденное по признакам нарушения администрацией Ангарского городского округа п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ООО «Сиб-Транс-Петройл» на действия администрации Ангарского городского округа по факту предоставления в аренду АО «АНХК» земельного участка с кадастровым номером 38:26:041401:236 без проведения торгов. На основании указанного заявления Управлением проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.

ООО «СТП» обращалось в администрацию АМО с просьбой предоставить земельный участок восточнее земельного участка с кадастровым номером 38:26:041401:192 для эксплуатации полигона ТБО. Заявление подано ООО «СТП» в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации АМО 06.10.2014г. (исх. № 813), в котором ООО «СТП» просило предоставить земельный участок площадью 30 га, расположенного по адресу: Иркутской область, Ангарский р-н, в 500 метров восточнее земельного участка с кадастровым номером 38:26:041401:192 для эксплуатации полигона ТБО.

Запрашиваемый участок на момент обращения в администрацию АМО не был сформирован и как следует из сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте, не пересекал земли иных сформированных земельных участков.

Позднее администрацией АМО был сформирован земельный участок с кадастровым номером 38:26:041401:236 который был передан в аренду АО «АНХК». Границы данного земельного участка частично пересекают границы земельного участка, ранее запрашиваемого ООО «СТП».

Согласно пояснениям администрации (вх. 6437 от 31.05.2017г.), Предоставление земельного участка Открытому акционерному обществу «Ангарская нефтехимическая компания» происходило в следующем порядке:

- постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 25.02.2015 № 243-па «О предварительном согласовании открытому акционерному обществу «Ангарская нефтехимическая компания» места размещения полигона промышленных и твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-53 «Байкал», в 2,5 км южнее мкр. Юго-Восточный, в 300 м восточнее полигона твердых бытовых отходов» был утвержден акт №2544 от 16.02.2015 о выборе земельного участка и предварительно согласовано место размещения.

- распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Ангарского муниципального образования от 16.02.2015 №61 была утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка площадью 720149 кв.м, для строительства полигона промышленных и твердых бытовых отходов.

- постановлением администрации Ангарского городского округа от 02.12.2015 вышеуказанный земельный участок был предоставлен Акционерному обществу «Ангарская нефтехимическая компания» в аренду сроком на 5 (пять) лет в соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года.

На основании вышеперечисленных документов заключен договор аренды земельного участка от 25.03.2016 № 46/2016.

20.07.2017г. администрации Ангарского городского округа (адрес: 665830, г. Ангарск, площадь Ленина) выдано предупреждение №53 о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер по возврату вышеуказанного земельного участка и распоряжения данным имуществом в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе антимонопольным законодательством, в срок до 02.10.2017г.

Предупреждение получено администрацией 25.07.2017г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении. 03.10.2017г. в Иркутское УФАС России поступило ходатайство (вх. № 12273) о продлении срока исполнения предупреждения до 01.12.2017г. В обоснование заявленного ходатайства администрация сообщила, что в адрес АО «АНХК» направлено письмо о необходимости возврата указанного земельного участка, ответ на которое в администрацию не поступал. Однако, к ходатайству не приложены ни копия письма в адрес АО «АНХК» ни доказательства его направления. Более того, в ходатайстве даже не указана дата направления письма АО «АНХК».

Согласно ч.5 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Достаточные основания полагать, что в установленный срок предупреждение не могло быть выполнено, отсутствуют, поскольку администрацией не доказана своевременность принимаемых мер во исполнение предупреждения №53.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного, приказом № 267 от 12.10.2017г. дело в отношении администрации Ангарского городского округа по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в принятии Постановления №1802-па от 02.12.2015г. «О предоставлении АО «АНХК» в аренду земельного участка» и последующем заключении договора аренды земельного участка № 46/2016 от 25.03.2016г. без проведения торгов и несоблюдении условия о предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемого для передачи земельного участка, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания необоснованных препятствий к осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием вышеуказанного земельного участка.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 267 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела № 267 от 12.10.2017г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" в объеме, необходимом для принятия решения.

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды установлено следующее.

Временной интервал настоящего исследования определен с 25.02.2015г- даты принятия администрацией Ангарского МО постановления №243-па «О предварительном согласовании АО «АНХК» места размещения полигона промышленных и твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-53 «Байкал», в 2,5 км южнее мкр. Юго-Восточный, в 300м восточнее полигона твердых бытовых отходов» по настоящее время.

Определение продуктовых границ товарного рынка.

Предметом договора № 46/2016 от 25.03.2016г. является передача в аренду земельного участка с кадастровым номером 38:26:041401:236, площадью 720149 кв.м., по адресу: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-23 «Байкал», в 2,5 км южнее мкр. Юго-Восточный, в 300 м восточнее полигона ТБО, для строительства полигона промышленных и ТБО в границах, указанных в Кадастровом паспорте земельного участка.

С учетом предмета договора, установленных нормативно-правовыми актами особенностей организации полигонов ТБО, общероссийского классификатора видов деятельности, продуктовыми границами являются услуги по размещению ТБО.

Определение географических границ товарного рынка.

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Схемы обращения отходов ограничены зоной деятельности операторов твердых коммунальных отходов, территориальными схемами размещения.

Администрация Ангарского муниципального образования ограничена в полномочиях по выделению земельных участков для размещения ТБО границами муниципального образования.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона Иркутской области от 10.12.2014 № 149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области» (далее – Закон № 149-ОЗ) с 1 января 2015 года муниципальное образование «город Ангарск», Мегетское муниципальное образование, Одинское муниципальное образование и Савватеевское муниципальное образование преобразованы путём их объединения без изменения границ иных муниципальных образований с созданием вновь образованного муниципального образования – Ангарское городское муниципальное образование. Часть 1 статьи 2 данного закона устанавливает, что в соответствиии частью 1.1 статьи 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вновь образованное Ангарское городское муниципальное образование наделено статусом городского округа. При этом согласно статьи 5 указанного закона органы местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствиии законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования «город Ангарск», Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования, Савватеевского муниципального образования, Ангарского муниципального образования, образованных Законом Иркутской области от 16.12.2004 № 105-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области». Исполнительно-распорядительным органом вновь образованного Ангарского городского муниципального образования стала Администрация Ангарского городского округа, зарегистрированная в Едином государственном реестре юридических лиц 14.05.2015.

Таким образом, географическими границами товарного рынка являются границы Ангарского городского округа Иркутской области.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий (бездействия).

В администрацию Ангарского МО обращалось ООО «Сиб-Транс- Петройл» о предоставлении земельного участка в пользование (аренду) в географических границах Ангарского МО для организации и эксплуатации полигона ТБО. Учитывая цели получения хозяйствующими субъектами земельного участка (как место размещения полигона ТБО), ООО «СТП» и ОАО «АНХК» являются конкурентами на одном товарном рынке.

Следовательно, принятие Администрацией Ангарского МО постановления №1802-па от 02.12.2015г. «О предоставлении АО «АНХК» в аренду земельного участка» и последующем заключении договора аренды земельного участка № 46/2016 от 25.03.2016г. без проведения торгов и несоблюдении условия о надлежащей предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемого для передачи земельного участка, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания необоснованных препятствий к осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием вышеуказанного земельного участка.

В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, представлены следующие пояснения.

Заявителем - ООО «СибТрансПетройл» представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела.

06 октября 2014г. ООО «Сиб-Транс-Петройл» обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского муниципального образования с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 30 га, расположенного в Ангарском районе 500 м. восточнее земельного участка с кадастровым номером 38:26:041401:192 для эксплуатации полигона ТБО. Запрашиваемый участок на момент обращения в администрацию АМО не был сформирован и как следует из сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте, не пересекал земли иных сформированных земельных участков. Ответ на указанное заявление Обществу не предоставлялся, Администрация АМО не уведомляла Общество о намерении предоставить земельный участок и не публиковала сообщений о том, что такое предоставление возможно кому-либо в будущем.

ООО «СибТрансПетройл» не получало ответа на свое заявление, а Администрация Ангарского муниципального образования не осуществляла информирование о предполагаемом предоставлении земельного участка, 16 февраля 2015 г. Администрацией Ангарского муниципального образования по заявлению ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» был оформлен Акт №2544 о выборе земельного участка для строительства полигона промышленных твердых бытовых отходов в отношении земельного участка площадью 720149 кв.м., расположенном: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-53 «Байкал», в 2,5 км южнее мкр. Юго-Восточный, в 300 м восточнее полигона твердых бытовых отходов. Земельный участок, указанный в данном акте о выборе земельного участка для строительства полигона ТБО на местности, частично совпадает с земельным участком, ранее запрашиваемым ООО «СибТрансПетройл», но администрация Ангарского муниципального образования передала земельный участок в аренду АО «АНХК» без проведения торгов. Сведения о частичном совпадении земельных участков отсутствовали у ООО «СибТрансПетройл», так как участок, предоставленный ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» с кадастровым номером 38:26:041401:236 был поставлен на кадастровый учет только 12.02.2016 года. Кроме того, по мнению заявителя, Администрацией Ангарского муниципального образования нарушена процедура предоставления земельного участка в части не проведения обязательных инженерных и гидрологических изысканий.

Ответчиком – Администрацией Ангарского городского округа представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела.

Постановление администрации Ангарского городского округа от 02.12.2015 № 1802- па было вынесено в соответствии со статьей 11, 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Земельный участок предоставлен в аренду АО «АНХК» на основании следующих документов:

- заявление АО «АНХК» от 10.11.2014 №09-4-71036 «О выделении земельного участка для размещения полигона промышленных отходов»;

- распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования от 16.02.2015 №61 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-53 «Байкал», в 2,5 км южнее мкр. Юго-Восточный, в 300 м восточнее полигона твердых бытовых отходов;

- акт от 16.02.2015 №2544 о выборе земельного участка для строительства полигона промышленных и твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-53 «Байкал», в 2,5 км южнее мкр. Юго-Восточный, в 300 м восточнее полигона твердых бытовых отходов;

- постановление администрации Ангарского муниципального образования от

25.02.2015 № 243-па «О предварительном согласовании открытому акционерному обществу «Ангарская нефтехимическая компания» места размещения полигона промышленных и твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном: Иркутская область. Ангарский район, вдоль автодороги М-53 «Байкал», в 2,5 км южнее мкр. Юго-Восточный, в 300 м. восточнее полигона твердых бытовых отходов».

Администрация указала, что информация о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства полигона промышленных и твердых бытовых отходов была размещена на официальном сайте администрации Ангарского городского округа, а также опубликована в газете «Ангарские ведомости» №14(831) от 19.02.2015, №16(833) от 27.02.2015.

По мнению администрации, требования пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не нарушены, поскольку земельный участок (площадь 720149 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги м-53 «Байкал», в 2,5 км южнее мкр. Юго-Восточный, в 300 м восточнее полигона твердых бытовых отходов) передан АО «АНХК» в аренду без проведения торгов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в ред. действовавшей до 1 марта 2015 года) с учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Заинтересованным лицом – АО «АНХК» представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела.

Вопрос о предоставлении АО «АНХК» земельного участка для строительства полигона промышленных и твёрдых бытовых отходов , без которого в дальнейшем невозможна производственная деятельность предприятия (действующий объект размещения промышленных и ТБ отходов АО «АНХК» введен в эксплуатацию в 1950 году, на 01.01.2016 заполненность его составляла 82%), рассматривался с 2008 года.

Оформление разрешительной документации о предоставлении земельного участка было остановлено ввиду того, что письмом от 13.07.2012 № 2085 МУП «Ангарский водоканал» отозвало свое согласование Акта выбора земельного участка № 2414 от 10.02.2012 в связи с частичным наложением зон санитарной охраны группового водозабора м-на Юго-Восточный на земельный участок под проектируемый полигон захоронения отходов АО «АНХК».

Согласно Протоколу совещания по вопросу размещения полигона захоронения отходов на территории АМО от 27.11.2012 Администрацией АМО предложено рассмотреть другие варианты перемещения проектируемого полигона АО «АНХК». Ранее принятое Постановление Администрации АМО от 29.03.2012 № 554-па «О предварительном согласовании ОАО «АНХК» места размещения полигона захоронения отходов....» было отменено Постановлением Администрации АМО от 31.10.2013 № 1594-па.

07.11.2013 принято решение Думы г. Ангарска № 168-19гД «О внесении изменений в решение Думы города Ангарска от 28.12.2009 № 391-35гД «Об утверждении генерального плана города Ангарска». В соответствии с внесенными изменениями участок для размещения полигона захоронения отходов АО «АНХК» сдвинут в юго-восточном направлении от ранее согласованного земельного участка.

В связи с тем, что после внесения изменений в генеральный план г. Ангарска дальнейшее продолжение проведения работ по отводу земельного участка для строительства полигона промышленных и твёрдых бытовых отходов АО «АНХК» было возможно только после внесения Администрацией соответствующих сведений о границе населённого пункта в Государственный кадастр недвижимости, АО «АНХК» направило в Администрацию г. Ангарска письмо от 28.11.2013г.

После внесения изменений в градостроительную документацию Ангарска АО «АНХК» направило в Администрацию АМО письмо от 10.11.2014 № 09-4-71036 «О выделении земельного участка для размещения полигона промышленных отходов». На основании разработанных АО «АНХК» материалов Администрацией АМО были утверждены следующие документы:

- Распоряжение КУМИ АМО от 16.02.2015 № 61 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-53, в 2,5 км южнее мкр Юго-восточный, в 300м восточнее полигона твердых бытовых отходов»;

- Акт № 2544 от 16.02.2015 о выборе земельного участка для строительства полигона промышленных и твердых бытовых отходов;

- Постановление Администрации АМО от 25.02.2015 № 243-па «О предварительном согласовании открытому акционерному обществу «Ангарская нефтехимическая компания» места размещения полигона промышленных и твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-53 «Байкал», в 2,5 км южнее мкр. Юго-Восточный, в 300 м восточнее полигона твердых бытовых отходов».

В соответствии с Постановлениями Администрации Ангарского городского округа от 02.12.2015г. № 1802-па «О предоставлении АО «АНХК» в аренду земельного участка» и от 25.03.2016г. № 608-па «О внесении изменений в Постановление Администрации Ангарского городского округа» был заключен договор аренды земельного участка № 46/2016/1170-16 от 25 марта 2016 г. сроком до 02.12.2020.

С учётом изложенного, по мнению АО «АНХК», Постановление Администрации Ангарского городского округа от 02.12.2015 № 1802-па «О предоставлении АО «АНХК» в аренду земельного участка» и последующее заключение договора аренды земельного участка № 46/2016/1170-16 от 25 марта 2016 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:26:041401:236 не нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как поименованное Постановление вынесено в полном соответствии с нормами действующего законодательства, решением органа местного самоуправления, а именно:

- частью 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей, что до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении;

- статьёй 31 ЗК РФ, предусматривающей, в том числе, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет;

- Постановлением Администрации АМО от 25.02.2015 № 243-па «О предварительном согласовании открытому акционерному обществу «Ангарская нефтехимическая компания» места размещения полигона промышленных и твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-53 «Байкал», в 2,5 км южнее мкр. Юго-Восточный, в 300 м восточнее полигона твердых бытовых отходов».

Также АО «АНХК» отмечает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ. При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории. Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ). Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из толкования положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения, изложенного в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10, факты обращений заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении земельного участка будут являться юридически значимыми только в случае, если соответствующие обращения осуществлялись лицами после предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.11.2016 N Ф02-5648/2016 по делу N АЗЗ- 23079/2013).

Согласно письму Администрации АГО от 03.11.2017 № 1/15-5645 за период с 16.02.2015 по 02.12.2015г. в Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского городского округа не поступали заявления от других лиц, кроме АО «АНХК», на предмет предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:26:041401:236 для строительства.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 267 исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы участвующих в деле лиц приходит к следующим выводам.

ООО «СТП» обратилось в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации АМО 06.10.2014года письмом исх. № 813, в котором ООО «СТП» просило предоставить земельный участок площадью 30 га, расположенного по адресу: Иркутской область, Ангарский р-н, в 500 метров восточнее земельного участка с кадастровым номером 38:26:041401:192 для эксплуатации полигона ТБО, ответ на которое в адрес ООО «СТП» не направлялся.

Запрашиваемый участок на момент обращения в администрацию АМО не был сформирован и как следует из сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте, не пересекал земли иных сформированных земельных участков.

Позднее администрацией АМО был сформирован земельный участок с кадастровым номером 38:26:041401:236 который был передан в аренду АО «АНХК». Границы данного земельного участка частично пересекаю границы земельного участка, ранее запрашиваемого ООО «СТП».

Администрация Ангарского муниципального образования, которой было достоверно известно о нескольких претендентах на земельный участок, предпочла передать земельный участок в аренду АО «АНХК» без проведения торгов.

Предоставление земельного участка Открытому акционерному обществу «Ангарская нефтехимическая компания» происходило в следующем порядке:

- постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 25.02.2015 № 243-па «О предварительном согласовании открытому акционерному обществу «Ангарская нефтехимическая компания» места размещения полигона промышленных и твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-53 «Байкал», в 2,5 км южнее мкр Юго-Восточный, в 300 м восточнее полигона твердых бытовых отходов» был утвержден акт №2544 от 16.02.2015 о выборе земельного участка и предварительно согласовано место размещения.

- распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Ангарского муниципального образования от 16.02.2015 №61 была утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка площадью 720149 кв.м, для строительства полигона промышленных и твердых бытовых отходов.

- постановлением администрации Ангарского городского округа от 02.12.2015 вышеуказанный земельный участок был предоставлен Акционерному обществу «Ангарская нефтехимическая компания» в аренду сроком на 5 (пять) лет в соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года.

На основании вышеперечисленных документов заключен договор аренды земельного участка от 25.03.2016 № 46/2016.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.

Согласно пп. 3 п.4 ст. 30 Земельного Кодекса РФ (в ред. действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171) передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

В соответствии со ст. 31 Земельного Кодекса РФ (в ред. действовавшей до 1 марта 2015 года) Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно п.3 ч.4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171) передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Согласно п. 3 ч. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171) решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

По смыслу вышеуказанных положений п.3 ч.4 ст.30, п.3 ч. 7 ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171) и ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» заявки от заинтересованных лиц должны быть поданы до принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Размещенное в газете «Ангарские ведомости» № 14 (831) от 19 февраля 2015 года сообщение «Администрация Ангарского муниципального образования информирует о предстоящем предоставлении земельного участка из земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для строительства полигона промышленных и твердых бытовых отходов.» не содержит ни адреса, ни площади либо иных сведений, позволяющих идентифицировать участок, в связи с чем не может быть признано надлежащим информированием о предполагаемой передаче в аренду земельного участка расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-53 «Байкал», в 2,5 км. Южнее мкр. Юго-Восточный, в 300м восточнее полигона твердых бытовых отходов.

Вместе с тем, иные сообщения, размещенные в газете «Ангарские ведомости» № 14 (831) содержат соответствующие сведения, например, «Администрация Ангарского муниципального образования информирует о предстоящем предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов площадью 33679 кв.м., расположенного: Иркутская область, город Ангарск, микрорайон Китой, в 175 метрах юго-западнее от пересечения улицы Трактовая и улицы Заводская, для размещения образовательной школы.», а также «Администрация Ангарского муниципального образования информирует о предстоящем предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 2159 кв.м., расположенного: Иркутская область, Ангарский район, с. Одинск, для строительства КЛ-10 кВ.».

Постановление администрации Ангарского муниципального образования от 25.02.2015г. № 243-па «О предварительном согласовании открытому акционерному обществу «Ангарская нефтехимическая компания» содержит сведения, позволяющие идентифицировать участок: адрес: Иркутская область, Ангарский район, вдоль автодороги М-53 «Байкал», в 2,5 км. Южнее мкр. Юго-Восточный, в 300м восточнее полигона твердых бытовых отходов», однако, вопреки доводам Администрации Ангарского городского округа и АО «АНХК», публикация в газете «Ангарские ведомости» № 16(833) от 27.02.2015. Постановления от 25.02.2015г. № 243-па не является информированием о предполагаемой передаче в аренду земельного участка, а является публикацией решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Наличие заявлений от иных заинтересованных в получении прав на земельный участок лиц после принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта не предусматривает обязанности органа местного самоуправления проводить торги. В данной ситуации органом местного самоуправления не исполнена обязанность заблаговременной надлежащей публикации сообщения о предполагаемой передаче в аренду земельного участка, что является существенным нарушением установленного Земельным Кодексом порядка предоставления земельного участка и могло нарушить права и законные интересы неопределенного круга лиц, желающих подать заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Лицам, участвующим в деле 01.02.2018г. направлено заключение Комиссии об обстоятельствах дела. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 06.02.2018г. наименование заявителя ООО «СТП» изменено на ООО «РТ-НЭО Иркутск». Заявителем возражений на заключение об обстоятельствах дела не представлено. Представителем администрации Ангарского городского округа устно выражено несогласие с заключением Комиссии без какого-либо обоснования. Заинтересованным лицом – АО «АНХК» представлены письменные возражения на заключения об обстоятельствах дела. Возражения АО «АНХК» основаны на неправильном толковании правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010г. № 4224/10 по делу А76-4758/2009-63-92 и от 15.11.2011 № 7638/11 по делу А43-20629/2010 и законодательства Российской Федерации. Для квалификации действий органа местного самоуправления по ст. 15 Закона о защите конкуренции не требуется установления последствий нарушения, достаточно лишь потенциальной возможности недопущения, ограничения или устранения конкуренции. При этом, в рассматриваемой ситуации затронуты публичные интересы, поскольку нарушены права неопределенного круга лиц, желающих получить права владения и пользования в отношении указанного земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию Ангарского городского округа нарушившей требования п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с принятием Постановления №1802-па от 02.12.2015г. «О предоставлении АО «АНХК» в аренду земельного участка» и последующем заключении договора аренды земельного участка № 46/2016 от 25.03.2016г. без проведения торгов и несоблюдении условия о предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемого для передачи земельного участка, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке услуг по размещению ТБО, путем создания необоснованных препятствий к осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием вышеуказанного земельного участка;

2. Выдать Администрации Ангарского городского округа предписание о прекращении нарушения путем принятия мер по возврату вышеуказанного земельного участка и распоряжения данным имуществом в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе антимонопольным законодательством, в установленный предписанием срок.

3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле, копию предписания – ответчику.

4. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии: <...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны