Решение №211/18 Жалоба ООО «НАЭЛ» на положения документации о проведении эле... от 27 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 211/18

 

Резолютивная часть решения объявлена 21.02.2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27.02.2018 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <….>;

Члены Комиссии: <….>; <….>;

 в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы МУ «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун» (далее ‒ заказчик), Общества с ограниченной ответственностью «НАЭЛ»; рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на приобретение грейдера, извещение №0134300021618000002 (далее – электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 15 февраля 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель указывает, что у заказчика имелась возможность внести изменения в документацию об электронном аукционе, вместе с тем, заказчик 14.02.2018г. дал ответ на запрос о разъяснения положений документации об электронном аукционе, в котором указал, что крайний срок внесения изменений был 12.02.2018 года. В связи, с чем у заказчика отсутствует возможность внести изменения в документацию об электронном аукционе.

Также, заявитель считает, что заказчиком допущено нарушение части 5 статьи 65 Федерального закона №44-ФЗ поскольку на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе, изменяющие суть документации об электронном аукционе.

Кроме того, заявитель указывает, что заказчиком допущено нарушение статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ.

Как следует из жалобы заявителя, к требованиям, содержащимся в документации о проведении электронного аукциона и которые влекут, по его мнению, за собой ограничение количества участников закупки отнесены следующие характеристики товара:

- Минимальный радиус поворота при движении по сухой бетонированной поверхности у грейдера, м - 15;

- Аккумуляторные батареи тип / количество – 6СТ-190А/2шт;

- Угол резания- 30-70;

- Угол установки в горизонтальной плоскости неполноповоротного отвала - 0±64.

Помимо этого, заявитель указывает, что в нарушение требований Федерального закона №44-ФЗ в проекте контракта имеются требования, которые не сможет исполнить ни один из производителей автогрейдеров.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 30 января 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.sberbank-ast.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134300021618000002, а также Документация о проведении электронного аукциона на приобретение грейдера (далее – Документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 000 000 руб. 00 коп.

Частью 4 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона №0134300021618000002, последним днем приема заявок на участие в электронном аукционе является 15.02.2018г., таким образом, последним днем подачи запроса о даче разъяснений положений документации является 12.02.2018г.

Комиссией в ходе рассмотрения жалобы, установлено, что запрос о разъяснении положений документации поступил заказчику в 00 часов 37 минут местного времени 13.02.2018г.

Согласно статье 191 ГК РФ (далее - Гражданский кодекс) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с частью 1 статьи 194 ГК РФ в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» (рабочее время с 08:00 до 17:00).

В связи с тем, что запрос о даче разъяснений положений документации поступил в адрес заказчика 13.02.2018г., у заказчика отсутствовала возможность внесения соответствующих изменений в документацию об электронном аукционе.

Таким образом, довод заявителя в указанно части, является необоснованным.

 

В соответствии с частью 4 Федерального закона №44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом, согласно части 5 статьи 65 Федерального закона №44-ФЗ разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Комиссией установлено, что 02.02.2018г. в ЕИС размещен ответ на запрос разъяснений, направленный заявителем. При этом данный ответ содержит следующие положения: «Дополнительный комплект ножей отвалов 2 комплекта – наличие».

Представленные заказчиком разъяснения положений документации об электронном аукционе не изменяют и не противоречат положениям аукционной документации.

Вместе с тем, заявитель явку представителей на заседании Комиссии не обеспечил, в составе жалобы доказательств, подтверждающих, что заказчиком разъяснения положений документации об электронном аукционе, которые изменяют ее суть, не представил.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя в указанной части не нашел своего подтверждения.

 

Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент».

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должны содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, которые должны быть представлены участником закупки, указаны в главе III документации о проведении электронного аукциона «Техническое задание».

Так, согласно Техническому заданию участникам закупки необходимо поставить следующий товар:

 

 

АВТОГРЕЙДЕР СДМ-25 ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ.

 

Технические характеристики грейдера:

 

1.

Колесная формула

1х3х3

Эксплуатационная масса грейдера, кг.

21000-25000

Ширина (при отвале в транспортном положении) грейдера, мм, не более

3220

Высота (без проблесковых маяков), мм, не более

4000

Длина (без рыхлительного оборудования), мм, не менее

10950

Колея передних колес, мм, не более

Габарит 3,2- 2250

Колея задних колес, мм, не более

Габарит 3,2-2280

Продольная база, мм, не менее

6274

2.

Двигатель

ЯМЗ-238НД3 173кВт. (235лс) или эквивалент

Передний мост

Управляемый с самоблокирующимся дифференциалом

Средний и задний мост

С самоблокирующимся дифференциалом

Тяговая рама

А-образная, с возможностью изменения угла реза отвала

КПП

Механическая с гидравлическим переключением

Количество передач / скорость (мин-макс) км/ч при движении вперед

16/1-39,4

Количество передач / скорость (мин-макс) км/ч при движении назад

8/1,8-31

3.

Минимальный радиус поворота при движении по сухой бетонированной поверхности у грейдера, м.

15

Размер шин, дюйм

16,00-24 или 20,5-25

Аккумуляторные батареи тип / количество

6СТ-190А/2шт.

Топливный бак, л, не менее

500

Кабина

Повышенной комфортности, двери типа купе, двойное остекление, наличие кондиционера

Проблесковые маячки на кабине грейдера

наличие

Рыхлитель заднего расположения

наличие

Ножи отвалов 2 комплекта

наличие

4. БУЛЬДОЗЕРНЫЙ ОТВАЛ

 

Ширина отвала, мм, не менее

3200

Высота отвала, мм, не менее

970

Опускание отвала ниже опорной поверхности, мм, не менее

110

Основной угол резания отвала, не менее

55

5. ГРЕЙДЕРНЫЙ ОТВАЛ

 

Длина отвала, мм, не менее

4200

Высота отвала с ножами, мм, не менее

700

Угол резания

30-70

Угол установки в горизонтальной плоскости неполноповоротного отвала

0±64

Боковое выдвижение отвала в обе стороны

относительно тяговой рамы, мм, не менее

1050

Опускание отвала ниже опорной поверхности, мм, не менее

500

6.

Требования к качеству.

Гарантийный срок.

Условия гарантийного обслуживания.

1. Поставляемый грейдер должен быть новым (не бывшим в употреблении), год выпуска не ранее 2017 год, не

восстановленный после ремонта, не выставочным экземпляром. Качество товара должно соответствовать стандартам установленным законодательством РФ для данного вида продукции,

соответствовать установленным

требованиям. Необходимо наличие документов, подтверждающих качество товара и его безопасность.

Частичная поставка товара не допускается.

2. Гарантийный срок - не менее 12 месяцев или 1200 моточасов, в зависимости от того, что наступит ранее.

3. Предпродажная подготовка.

4. Гарантийное обслуживание.

5. При поставке, наличие инструментов, приспособлений, согласно ЗИП завода изготовителя.

 

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Как указывалось выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что документация о проведении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в аукционной документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам грейдера в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в документации отсутствуют, следовательно, документация о проведении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

В Техническом задании документации об аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд заказчика, непосредственно применяющего закупаемый грейдер.

В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

В рассматриваемом деле указание заказчиком на необходимость поставки грейдера с такими техническими характеристиками, как:

- Минимальный радиус поворота при движении по сухой бетонированной поверхности у грейдера, м - 15;

- Аккумуляторные батареи тип / количество – 6СТ-190А/2шт;

- Угол резания- 30-70;

- Угол установки в горизонтальной плоскости неполноповоротного отвала - 0±64.

Предметом данного электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающие установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, Комиссия, оценив условия аукционной документации, пришла к выводу о том, что сформулированные в ней требования к грейдеру не являются обстоятельством, свидетельствующим об ограничении количества участников закупки, поскольку действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.

Кроме того, требование к предмету закупки, установленное в документации об электронном аукционе, распространяло свое действие на всех участников закупки, и каждый из них имел возможность его исполнить, так как грейдеры имеют широкие каналы дистрибуции, свободно обращаются на российском рынке.

Также, Комиссией установлено, что в случае затруднения расшифровки указанных характеристик, у участника закупки имеется возможность ознакомиться с обозначением характеристик автогрейдера общедоступным способом в сети Интернет или обратиться к заказчику за разъяснениями положений документации.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком допущено нарушение статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ не нашел своего подтверждения.

 

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ к аукционной документации должен быть приложен проект государственного контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Комиссией установлено, что в пункте 4.3 проекта контракта заказчиком установлено: «Приемка Товара осуществляется путем передачи Товара и подписанных Поставщиком сопроводительных документов, относящихся к Товару: товарной (товарно-транспортной) накладной, акта приема-передачи Товара, счета (счета-фактуры), подписанные Поставщиком в 2 (двух) экземплярах, ПТС».

Согласно пункту 1.3 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники (утв. Госстандартом РФ и Минсельхозпродом РФ 26, 28.06.1995) (с изменениями и дополнениями от 27.09.2001) паспорт выдается на тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам, подлежащие регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

В ГОСТ Р ИСО 20474-8-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Машины землеройные. Безопасность. Часть 8. Требования к грейдерам» закреплено, что автогрейдер (grader) – это самоходная колесная землеройная машина с регулируемым отвалом, расположенным между передней и задними осями, которая может быть также оборудована передним отвалом или рыхлителем, установленным между передней и задними осями.

Таким образом, на автогрейдер выдается паспорт самоходной машины, а не паспорт транспортного средства.

Согласно письменным пояснениями заказчика, данное противоречие допущено заказчиком по технической ошибке. Вместе с тем, указанное противоречие не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов участников закупки.

Помимо этого, потенциальный участник имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 3 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ, направив на адрес электронной площадке запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако данным правом заявитель не воспользовался.

В связи с тем, что в Федеральном законе №44-ФЗ отсутствует норма позволяющая квалифицировать действия заказчика, как нарушение требований законодательства о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о невозможности установления нарушения в действиях заказчика.

 

Пунктом 3.33 Административного регламента установлено, что по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.

В силу части 9 статьи 105 Федерального закона №44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Из приведенных положений Федерального закона № 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона №44-ФЗ заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «НАЭЛ» необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления

определения поставщика в части подписания контракта.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

<….>

Члены комиссии

<….>

 

 

 

 

 

 

 

<….>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны