Решение №212/18 Жалоба ООО «Навигатор-Т» на положения документации об электр... от 27 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение № 212/18
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе: <….>, <….>, <….>;
при участии представителей Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Черемховская городская больница № 1» <….>. (по доверенности), <….>. (по доверенности) (далее - Заказчик), при участии представителя ООО «НПК Пожхимзащита» <….> (по доверенности от 09.01.2018г.), в отсутствие надлежащим образом уведомленного ООО «Навигатор-Т» (далее — Заявитель), рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на поставку газодымозащитного комплекта (ГДЗК), извещение №0334300228218000011 (далее – электронный аукцион) в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 14 февраля 2018 года поступила жалоба Заявителя на положения документации об электронном аукционе на поставку газодымозащитного комплекта (ГДЗК), извещение №0334300228218000011.
Заявитель указывает, что составленное Заказчиком описание объекта закупки не соответствует требованиям ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ, а именно в Техническом задании указаны такие характеристики требуемого к поставке товара, которые соответствуют товару, выпускаемому конкретным производителем, а также Заявитель указывает на то, что закупаемые Заказчиком самоспасатели не имеют подтверждения соответствия по защите от продуктов горения в соответствии с требованиями п.4.1.3 ГОСТ Р 53261-2009.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя, из которых следует, что Заказчик доводы жалобы считает необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 06 февраля 2018 г. в Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее- ЕИС) размещены извещение №0334300228218000011 и документация об электронном аукционе на поставку газодымозащитного комплекта (ГДЗК) (далее – документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 254 053,60 рублей.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы уполномоченного органа, возражения Заказчика приходит к следующим выводам.
Согласно Извещению, Документации об электронном аукционе, объектом закупки является Газодымозащитный комплект (ГДЗК) в количестве 80 шт.
Техническим заданием (часть III Документации об электронном аукционе) установлены, в том числе такие требования к ГДЗК:
-Капюшон для изоляции подмасочного пространства должен иметь внутреннюю систему самонатяжения оголовья, обеспечивающую плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья.
-Капюшон и фильтр (фильтры) при использовании не должны ограничивать подвижность головы и шеи. При движении головы в стороны фильтр (фильтры) не должны упираться в тело пользователя для предотвращения сдвига полумаски (снижения герметичности). Для этого самоспасатель должен иметь боковое расположение фильтра (фильтров).
Требования к содержанию документации об аукционе урегулированы статьей 64 Федерального закона № 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 указанной статьи документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ.
Пунктом 1 ч. 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ установлены, помимо прочего, следующие правила описания объекта закупки: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п.2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ, допускается использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемым и в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Самоспасатели фильтрующие, используемые при пожаре, должны в обязательном порядке соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» 019/2011 (Далее «ТР ТС 019/2011») и требованиям ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 53261-2009).
Пунктом 4.4.1 пункта 4.4 «Требования к капюшону» ГОСТа Р 53261-2009 определено: «Капюшон должен полностью закрывать голову человека. Примечание - В конструкцию капюшона рекомендуется включать полумаску или четвертьмаску, которые закрывают нос и рот человека, изолируя подмасочное пространство от остального пространства под капюшоном».
В Техническом задании установлено требование: Капюшон для изоляции подмасочного пространства должен иметь внутреннюю систему самонатяжения оголовья, обеспечивающую плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья.
Пунктом 4.4.4 пункта 4.4 ГОСТа Р 53261-2009 установлено: капюшон при использовании не должен ограничивать подвижность головы, шеи, рук и туловища человека.
Заказчиком в Техническом задании установлено требование: Капюшон и фильтр (фильтры) при использовании не должны ограничивать подвижность головы и шеи. При движении головы в стороны фильтр (фильтры) не должны упираться в тело пользователя для предотвращения сдвига полумаски (снижения герметичности). Для этого самоспасатель должен иметь боковое расположение фильтра (фильтров).
Как пояснил представитель Заказчика, в ходе изучения функционирующего рынка фильтрующих самоспасателей, используемых при пожаре, было установлено, что самоспасатели фильтрующие, имеющие в своей конструкции внутреннюю систему самонатяжения оголовья, а также боковое расположение фильтров включены в Перечень инновационной, высокотехнологичной продукции (Приказ Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы от 25 ноября 2016 г. № П-18-12-286), где боковое расположением фильтров исключает возможность сдвига полумаски, а внутренняя система самонатяжения оголовья обеспечивает плотное прилегание полумаски к лицу независимо от внешнего оголовья, что в совокупности приводит к существенному улучшению показателей безопасности на пожарах и ЧС. Вышеуказанные самоспасатели включены в указанный перечень, а также сертифицированы на требования ТР ТС 019/2011 и ГОСТ Р 53261-2009.
Статьей 10 Федерального закона №44-ФЗ установлено, что Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Федеральным законом №44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе характеристик объекта закупки, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Более того, указание в документации об электронном аукционе требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Данная позиция согласуется с выводами Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28 июня 2017 года.
Так как предметом электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку ГДЗК, а не на изготовление (производство) объекта закупки, то согласно части 4 статьи 3 Федерального закона №44-ФЗ, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика. Следовательно, любой участник закупки имеет возможность приобрести товар с необходимыми Заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона.
Таким образом, установленные Техническим заданием требования не противоречат требованиям Федерального закона №44-ФЗ, отвечают требованиям ГОСТа и обусловлены потребностью Заказчика в закупке инновационной и высокотехнологичной продукции.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика представил документы, подтверждающие, что под описание объекта закупки попадают несколько производителей ГДЗК, в частности, СФ «Зевс-У» производства ОАО «Сорбент»; СФ «Прометей» производства ООО «Прометей»; УФМС «Шанс»-Е производства ООО «НПК Пожхимзащита».
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Относительно второго довода Заявителя Комиссия поясняет следующее.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №123-ФЗ) принят в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ) и определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона №184-ФЗ, 10 марта 2009 года Распоряжением Правительства РФ №304-р утвержден перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона №184-ФЗ. В п. 164 перечня указан ГОСТ Р 53261- 2009.
Cогласно п. 4.1.3 ГОСТ Р 53261-2009, самоспасатель, используемый при пожарах, должен обеспечивать защиту в течение 15 минут при воздействии на него следующих тест-веществ: монооксида углерода; водорода хлорид; водорода цианид; акролеина.
Решением №878 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» от 9 декабря 2011 года Комиссия Таможенного союза приняла ТР ТС 019/2011.
ТР ТС 019/2011 утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №878 в соответствии со статьей 14 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 г. (далее - Соглашение). Указанное Соглашение имеет статус международного договора и ратифицировано Федеральным законом от 27.06.2011 №152-ФЗ.
Вместе с тем, согласно пп. 15 п. 4.4. ТР ТС 019/2011 фильтрующий самоспасатель, используемый при пожарах, должен обеспечивать в течение не менее чем 30 минут защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека от продуктов горения - аэрозолей (дымов), паров и газов органических, неорганических кислых, неорганических основных веществ, а также от монооксида углерода.
Таким образом, требования п. 4.1.3 ГОСТ Р 53261-2009 противоречат положениям пп. 15 п.4.4. ТР ТС 019/2011.
Согласно п.2 ст. 5 ФЗ от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» нормы международного договора имеют приоритет перед национальным законодательством.
В ч.4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с ч.2 ст. 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Таким образом, ТР ТС 019/2011 имеет статус международного договора, в силу чего к сертификации ГДЗК по защите от продуктов горения применяются требования именно пп. 15 п. 4.4. ТР ТС 019/2011, а не требования ГОСТ Р 53261-2009.
В соответствии с разъяснениями Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, самоспасатели предназначенные для защиты органов дыхания людей при пожаре, наряду с требованиями пп. 7-9, 14, 15 п.4.4. ТР ТС 019/2011 должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53261-2009 по защите от воздействия открытого пламени, теплового потока, повышенной температуры окружающей среды и эргономики.
Все самоспасатели сертифицированные на ТР ТС 019/2011, в частности на пп.15 п. 4.4. ТР ТС 019/2011 обеспечивают защиту от продуктов горения включая монооксид углерода.
Представителем Заказчика были представлены сертификаты, подтверждающие соответствие самоспасателей СФ «Зевс-У» производства ОАО «Сорбент»; СФ «Прометей» производства ООО «Прометей»; УФМС «Шанс»-Е производства ООО «НПК Пожхимзащита» пп.15 п.4.4. ТР ТС 019/2011.
Кроме этого, на участие в электронном аукционе было подано 8 заявок, по результатам рассмотрения первых частей которых все из них были допущены к участию в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу необоснованной.
- Направить копию решения сторонам по жалобе.
- Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <….>
Члены комиссии <….>
<….>