Решение №233 Признать обоснованной жалобу <…….> на действия заказчика – <... от 18 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №233

 

13.04.2017 г.                                                                                                   г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: <…….>; при участии представителей <…….>, представителей <…….> (далее – Заказчик): <…….>, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по вывозу и термическому обезвреживанию отходов класса «Б» и «В» (извещение №31704924532).

Заявитель в своей жалобе сообщает следующее. Заказчиком в техническом задании документации о закупке установлены требования к оказываемым услугам, исходя из смысла которых исполнитель должен предоставить Заказчику санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии установленным нормативам предельно допустимых выбросов в атмосферу в отношении используемого оборудования; разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии установленным нормативам санитарно-защитной зоны в отношении используемого оборудования. Согласно документации о закупке, при отсутствии документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным законом и документацией, его участник не может быть признан победителем, даже при условии предложения наиболее низкой цены. В нарушение указанных требований победителем указанной закупки был признан <…В….>, который не представил документы, подтверждающие свое соответствие требованиям, установленным документацией. Заявитель считает, что действия Заказчика по признанию <…В….> победителем закупки являются неправомерными, просит рассмотреть жалобу по существу и выдать Заказчику предписание об аннулировании результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок.

В своих возражениях Заказчик пояснил, что указанные Заявителем в жалобе документы не требуются для предоставления в заявке участника. Документы и информация, подлежащие предоставлению в составе заявке указаны в разделе 3 документации о закупке. Такие документы и информация присутствуют в заявках всех трех участников закупки, в связи с чем признаны соответствующими требованиям документации о закупке.  Требования к оказываемым услугам прописаны в техническом задании (приложение №2 к документации о запросе котировок в электронной форме). Соответствие участника данным требованиям подтверждается предоставлением в составе заявки согласия на оказание услуги в соответствии с требованиями документации. В связи с этим, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения заказчика, устные пояснения заказчика и заявителя, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Деятельность Заказчика в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц регламентирована Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд <…….> (далее – Положение о закупках), утвержденным протоколом №02 от 23.12.2017 г. наблюдательного совета <…….>.

Главой 181 Положения о закупках предусмотрен порядок организации и проведения запроса котировок в электронной форме, определенного в качестве одного из конкурентных способов закупки.

Заказчиком 23.03.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) размещено извещение № 31704924532 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по вывозу и термическому обезвреживанию отходов класса «Б» и «В» (извещение №31704924532), а также аукционная документация. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 29 марта 2017 г. в 11 часов 30 минут по московскому времени. Дата и время начала рассмотрения заявок: 30 марта 2017 г. 04 часов 00 минут по московскому времени. Дата и время подведения итогов запроса котировок: 30 марта 2017 г. 04 часов 30 минут по московскому времени.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок №31704924532-01 от 31.03.2017 г. на участие в запросе котировок поданы три заявки, которые признаны Комиссией по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок соответствующими требованиям документации, а участники подавшие их (<…….>,<…….>,<…В….>) признаны допущенными к участию в закупке. По результатам проведения запроса котировок победителем в проведении запроса котировок признано <…В….>.

Из смысла протокола следует, что все участники закупки соответствуют пункту 3 документации о закупке, устанавливающему следующий перечень документов и информации, которые должны содержаться в заявке на участие:

1) для юридического лица:

фирменное наименование (полное и сокращенное); сведения об организационно-правовой форме; сведения о месте нахождения; КПП, ОКПО, ОГРН, номер телефона, электронный адрес, ФИО контактного лица

для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя:

- фамилия, имя, отчество; сведения о месте жительства; номер телефона, электронный адрес, ФИО контактного лица

- согласие на обработку персональных данных (приложение 3.2. к форме котировочной заявки)

2) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН (для иностранного лица), ОКТМО.

3)  предложение о цене договора;

4) согласие участника запроса котировок на оказание услуги в соответствии с   требованиями документации запроса котировок на условиях, предусмотренных настоящей документацией;

5) копия действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

6) исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в составе котировочной заявки (согласно п.18¹. Положения):

7) выписка из ЕГРЮЛ (для юридического лица) или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

8) в случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем участника закупки или уполномоченным лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в закупке должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица – для юридического лица.

В указанном перечне отсутствуют документы, перечисленные Заявителем в своей жалобе, а именно: санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии установленным нормативам предельно допустимых выбросов в атмосферу в отношении используемого оборудования; разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии установленным нормативам санитарно-защитной зоны в отношении используемого оборудования.

Согласно п. 6 документации о закупке «Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» Заказчиком проверяется правильность оформления и порядок представления заявки (соблюдение сроков представления заявки, соблюдение требований к оформлению заявки, наличие требуемой Заказчиком информации и документов), соответствие предлагаемых услуг требованиям, установленным в техническом задании документации. Победителем становится Участник, заявка которого признана соответствующей требованиям, установленным в документации, и подавший предложение поставить услуги по самой низкой цене.

Согласно п. 181.13 Положения победителем в проведении запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, подавший заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, которая отвечает всем требованиям, установленным в котировочной документации, и в которой указана наиболее низкая цена договора.

В пункте 181.14 Положения о закупках указано, что Закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, если они не соответствуют требованиям, установленным в котировочной документации.

Таким образом, действия закупочной комиссии по допуску к участию в закупке участников, заявки которых содержат все предусмотренные п. 3 документации документы и информацию, но не содержат документов, указанных Заявителем в жалобе, являются правомерными и обоснованными.

Доводы жалобы об обязательности предоставления в составе заявки документов, перечисленных Заявителем, не нашли своего документального подтверждения в ходе рассмотрения жалобы в связи с нижеследующим.

Согласно п. 1.2 Документации о закупке характеристики закупаемых услуг содержаться в техническом задании (приложение №2 к документации), в котором наряду с прочей информацией указано, что услуги должны быть оказаны Исполнителем в соответствии с нормативными документами, действующими в системе здравоохранения Российской Федерации, а именно: СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»; Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Установлены требования к качеству оказываемых услуг:

- Обезвреживание медицинских отходов должно производиться на специализированном оборудовании, предназначенном для обезвреживания / уничтожения медицинских отходов класса «Б» «В» в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее – «СанПиН 2.1.7.2790-10»). Исполнитель должен предоставить паспорт на оборудование и сертификат или декларацию соответствия.

- Исполнитель должен предоставить документацию (заключение), подтверждающую   прохождение государственной экологической экспертизы на объект и оборудование по обезвреживанию / уничтожению медицинских отходов класса опасности «Б» «В» в соответствии со ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

- Исполнитель должен предоставить санитарно – эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора на санитарно - защитную зону в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

- Экспертное заключение о нормативов предельно допустимых выбросах в атмосферу при термическому обезвреживании / уничтожении медицинских отходов класса «Б» «В», в том числе патологоанатомических.

-Документы, определяющие оценку степени негативного воздействия предприятия (стационарного источника) на качество атмосферного воздуха, с указанием категории объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Постановление Правительства РФ      от 2 марта 2000 г. N183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

- для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду предоставляется разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, с указанием предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

- Транспортирование медицинских отходов класса «Б» «В» с территории Заказчика производится транспортом Исполнителя и за счет Исполнителя.

- Транспортные средства для вывоза медицинских отходов класса «Б»  «В» должны быть оборудованы и обслуживаться в соответствии с п.7.4. и п.7.8. СанПиН 2.1.7.2790-10, а также Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ (в ред. от 29.06.2015г.) «Об отходах производства и потребления».

- Исполнитель обязан при оказании услуг по обезвреживанию / уничтожению медицинских отходов класса «Б» вести полное документальное сопровождение в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации.

- Мойка и дезинфекция контейнеров в соответствии с санитарными требованиями.

При этом предоставление в составе заявки на участие документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям документацией не предусмотрено. Представителями Заказчика даны пояснения, согласно которым такие документы проверяются при заключении контракта с победителем закупки. Кроме того, в п. 3 документации в качестве одного из документов, подлежащих предоставлению участником в составе заявки, указано согласие участника запроса котировок на оказание услуги в соответствии с   требованиями документации запроса котировок на условиях, предусмотренных настоящей документацией, что и является подтверждением соответствия участника перечисленным в техническом задании требованиям.

Вместе с тем, Комиссией Иркутского УФАС России выявлены не являющиеся предметом рассмотрения жалобы нарушения Заказчиком порядка организации и проведения закупки, выразившиеся в следующем.

В пп. 5 п. 3 документации о закупке установлено требование о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом, законные основания установления данных требований у Заказчика отсутствовали, так как медицинские отходы класса Б и В не относятся к отходам I-IV классов опасности. Такой вывод следует из Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России №536 от 04.12.2014 г., а также Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 №541, согласно пунктам 2 которых их действие не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы и медицинские отходы. Федеральным законом от 24.06.1008 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающим требования по наличию лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, также предусмотрено, что отношения в области обращения с биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений указанным законом не регулируются.

Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях. Требования к обращению с медицинскими отходами устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

Таким образом, лицензирование деятельности по сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию и транспортированию медицинских отходов законодательно не предусмотрено. Следовательно, установление Заказчиком требования о предоставлении копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является неправомерным при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по вывозу и термическому обезвреживанию отходов класса «Б» и «В» (извещение №31704924532).

Комиссией Иркутского УФАС установлено, что ни одна заявка, поданная на участие в закупке, не содержит в своем составе копии указанной лицензии, что является основанием для признания закупочной комиссией Заказчика указанных заявок несоответствующими требованиям документации, а также для не допуска участников, подавших их, к участию в закупке. Вместе с тем, все поданные заявки были признаны соответствующими требованиям документации и допущены к участию в закупке, определен победитель закупки, заявка которого формально не соответствует требованиям документации. Указанные действия противоречат пунктам 181.13 и 181.14 Положения о закупках, а также п. 6 документации о закупке.

Статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» гласит: при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Действия Заказчика по установлению в документации о закупке требования о предоставлении в составе заявки копии лицензии приводят к ограничению конкуренции, путем устранения возможности принять участие в закупке лиц, не имеющих указанную лицензию, что препятствует реализации целей, закрепленных ч. 1 ст. 1 Федерального закона №223-ФЗ, а именно: расширению возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, установление незаконного требования к участникам запроса котировок в электронной форме привело к нарушению Комиссией Заказчика положений документации о закупке, Положения о закупках, а также к ограничению конкуренции.

Кроме того, установлено нарушение Заказчиком п. 10 ч. 10 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ, пп. 10 п. 11.2 Положения о закупках, предусматривающих обязанность Заказчика указывать в документации о закупке формы, порядка, даты начала и даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, выразившееся в не указании в документации о запросе котировок в электронной форме таких сведений.

На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России  считает доводы жалобы Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по вывозу и термическому обезвреживанию отходов класса «Б» и «В» (извещение №31704924532) о неправомерном допуске к участию в закупке <…В….>, в связи с не предоставлением в составе заявки на участие в запросе котировок санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии установленным нормативам предельно допустимых выбросов в атмосферу в отношении используемого оборудования; разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии установленным нормативам санитарно-защитной зоны в отношении используемого оборудования, необоснованными.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения жалобы Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений порядка организации и проведения закупки, путем аннулирования запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по вывозу и термическому обезвреживанию отходов класса «Б» и «В» (извещение №31704924532).

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать обоснованной жалобу <…….> на действия заказчика – <…….> при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по вывозу и термическому обезвреживанию отходов класса «Б» и «В» (извещение №31704924532).
  1. Признать Заказчика – <…….> нарушившим ч. 1 ст. 1, п. 10 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»; 181.13, 181.14 Положения о закупках, п. 6 документации о закупке.
  2. Выдать Заказчику - <…….> предписание об устранении выявленных нарушений порядка организации и проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по вывозу и термическому обезвреживанию отходов класса «Б» и «В» (извещение №31704924532) путем аннулирования закупки в течение 3 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
  4.  Копию решения и предписания направить Заявителю и Заказчику.

 

Председатель Комиссии                                                            <…….>

Члены Комиссии:                                                                       <…….>  

                                                                                                      <…….>

 

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны