Решение №24 Признать жалобу ООО «Кадастровый инженер» на действия заказ... от 30 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 24

20.01.2017 г.                                                                                                      г. Иркутск

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: (…)

при участии представителей Заказчика: руководителя МУП «Бюро технической инвентаризации города Иркутска» - Х.; С. (доверенность №02-22 от 19.01.2017); А. (доверенность №02-23 от 19.01.2017); в отсутствии представителя надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы Заявителя – ООО «Кадастровый инженер», заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы на действия заказчика в отсутствии представителя заявителя, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кадастровый инженер» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – муниципального унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации города Иркутска» (далее – Заказчик),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации запроса котировок на право заключения договора на кадастровые работы в отношении земельных участков (извещение №31604627315), в связи с отсутствием в документации и извещении о закупке информации о сроках и объемах выполняемых работ, а также нарушением предусмотренного законодательством срока размещения извещения о закупке.

В своей жалобе Заявитель сообщает, что извещение №31604627315 не соответствует установленным ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон №223-ФЗ) принципам и основным положениям закупки товаров, работ, услуг по следующим основаниям.

В нарушение пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ, устанавливающего принцип информационной открытости, в извещении о закупке не указан объем и сроки выполняемых работ, которые предстоит выполнить победителю запроса котировок. При таких обстоятельствах, лицо, намеревающееся принять участие в данной закупке не имеет возможности определить свои предполагаемые расходы и время на выполнение вышеуказанных работ, чтобы сформировать свое предложение для данного запроса котировок.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ извещение о проведении закупки размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в данной закупке. Согласно же открытой информации с официального сайта http://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) извещение о проведении закупки размещено Заказчиком 30.12.2016 г., а в соответствии с п. 4 извещения датой окончания подачи заявок значится 12 января 2017 г., т.е. извещение в нарушение указанной нормы закона было размещено Заказчиком в ЕИС за 13-ть дней до дня окончания подачи заявок на участие в данной закупке.  

На основании изложенных доводов, Заявитель просит провести проверку по указанным в жалобе обстоятельствам и выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

Жалоба заявителя рассмотрена в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители Заказчика считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Основным видом деятельности Заказчика является техническая инвентаризация объектов недвижимости. Кадастровые работы - дополнительный вид деятельности. Объекты, указанные в запросе котировок, не являются собственностью МУП «БТИ г. Иркутска», закупка проводится для выборки кадастровых работ в результате заключенного договора с МУП «БТИ г. Иркутска» в течение 2017 года по заявкам Заказчика. Данные закупки объявлены в счет будущих заключенных договоров.

На момент размещения извещений к запросам котировок Заказчик не располагает сведениями об объеме, сроках исполнения, характеристиках объектов. В начальную максимальную цену за единицу входят все виды работ, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации по предмету запроса котировок, которые позволяют добросовестно исполнить обязательства исполнителя. Также в составе документации в виду отсутствия понимания объемов и точных характеристик документации представлена форма заявки заказчика, а также форма 2 «Предложение на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг)», в которой отражены основные характеристики работ, сроки выполнения работ, условия оплаты и место выполнения работ, а также иная информация.

В связи с этим Заказчик считает, что информация о сроках и объемах выполняемых работ указана в извещении и документации надлежащим образом.

Относительно доводов Заявителя о нарушении предусмотренного законодательством срока размещения извещения о закупке, заказчик пояснил, что законом предусмотрена возможность осуществления иных (помимо конкурса или аукциона) способов закупки, порядок осуществления которых должен быть установлен в Положении о закупке.  Положением о закупках товаров (работ, услуг) муниципального унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации города Иркутска», утвержденным директором МУП «Бюро технической инвентаризации города Иркутска», (далее Положение о закупках) предусмотрен порядок проведения запроса котировок, как одного из способов закупок.

Кроме того, Заказчик считает, что у ООО «Кадастровый инженер» отсутствуют предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ основания для обжалования действий (бездействия) Заказчика в антимонопольном органе.

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, возражения Заказчика, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона №223-ФЗ при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Федеральным законом №223-ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 указанного закона.

Заказчиком в ЕИС 30.12.2016 опубликовано извещение о проведении запроса котировок на кадастровые работы в отношении земельных участков (извещение №31604627315). Дата начала срока приема заявок – 30.12.2016. Дата окончания срока приема заявок - 12.01.2017 в 16:00.

П. 3 ч. 9 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ установлено требование об указании Заказчиком в извещении о закупке предмета договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. В пункте 36.2 Положения о закупках предусмотрено, что извещение о проведении запроса котировок должно содержать наряду с иными, сведения о наименовании, характеристиках и объемах выполняемых работ, оказываемых услуг.

В соответствии с пунктом 6.2 извещения о проведении запроса котировок количество выполняемых работ определяется в соответствии с Техническим заданием.  Документ с наименованием «Техническое задание» не содержит каких-либо сведений и информации об указанной закупке, в том числе и сведений об объемах выполняемых работ и сроках их выполнения. 

 Согласно данным с ЕИС, 09.01.2017 г. Заказчиком размещен ответ на запрос разъяснений к извещению о закупке, содержащий информацию о наличии в извещении формы 2 к запросу котировок «Предложение на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг)», являющееся техническим заданием, в котором указаны: характеристика работ, сроки выполнения работ, условия оплаты работ, место выполнения работ, срок выполнения работ и иная информация. Относительно объемов выполняемых работ Заказчиком в ответе указано следующее: «В составе в виду отсутствия понимания объемов и точных характеристик документации представлена форма заявки заказчика». В данной форме участнику закупки необходимо указать цену договора за единицу измерения, в качестве которой установлен квадратный метр. На рассмотрении жалобы Заказчик пояснил, что начальная (максимальная) цена договора является фиксированной – 7 465000, 00 рублей, и не подлежит изменению. Объемы выполняемых работ каждый участник может определить самостоятельно путем деления указанной в извещении фиксированной цены договора на стоимость одного квадратного метра, которую укажет в своей заявке участник запроса котировок. 

Таким образом, доводы жалобы об отсутствии в извещении о закупке объемов выполняемых работ не обоснованы.

Относительно доводов заявителя об отсутствии в документации сроков выполнения работ, комиссия антимонопольного органа установила следующее.

В соответствии с пп. 4 ч. 10 ст. 4 ФЗ №223 в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. В пункте 36.2 Положения о закупках установлена обязанность Заказчика указать наряду с прочими сведениями, информацию о сроках поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Форма 2 «Предложение на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг)» извещения о проведении закупки содержит следующую информацию: «Сроки выполнения работ: выполнение работ осуществляется по заявкам Заказчика, направленной на электронную почту Исполнителя (либо иным способом, гарантирующим получение заявки). Исполнитель с момента получения заявки от Заказчика обязуется незамедлительно начать работы. В течение 2 календарных дней с момента получения заявки Заказчика Исполнитель обязан назначить ответственного за исполнение договора…».

В разделе 3 проекта договора «Сроки действия Договора» указано:

«3.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Договору в полном объеме.

3.2. Начальный срок выполнения работ по настоящему Договору – с момента подписания Сторонами настоящего Договора в соответствии с Календарным планом (Приложение № 2)

3.3. Конечный срок выполнения работ по настоящему Договору – _________ 201_ г.»

Приложение №2 к проекту договора, содержащее календарный план, отсутствует.

Согласно ст. 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, то есть не зависит от воли и действий сторон.

Частью 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

На основании предоставленных на рассмотрение комиссии антимонопольного органа документов, а также сведений с ЕИС, следует вывод, что в документации о запросе котировок Заказчиком не указан срок выполнения работ, являющихся предметом закупки, что приводит к ограничению возможности участников запроса котировок определить конечный срок, до окончания которого необходимо выполнить предусмотренные извещением работы, а также не позволяет определить расходы и время на выполнение работ, так как исполнение договора, заключенного по результатам закупки, может продолжаться длительный период времени, в том числе исчисляемый большим количеством лет.

Таким образом, комиссией антимонопольного органа в ходе рассмотрения жалобы установлено нарушение Заказчиком предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 3 принципа информационной открытости закупки, которым обязаны руководствоваться Заказчики при осуществлении закупок, п. 4 ч. 10 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ, а также пункта 36.2 Положения о закупках, в связи с не указанием в документации о закупке срока выполнения работ, а именно конечного срока их выполнения.

Доводы жалобы о факте нарушения Заказчиком срока размещения извещения о запросе котировок, комиссия считает необоснованными на основании следующего.

Статьей 2 Федерального закона №223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом №223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Часть 3 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ гласит: в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, и устанавливает в положении о закупке порядок их подготовки и проведения. При чем порядок осуществления иных способов закупки, в том числе сроки размещения извещения в ЕИС, может быть отличным от предусмотренных для конкурса или аукциона.

В пункте 8 Положения о закупках Заказчика установлено, что закупка может осуществляться одним из следующих способов: конкурс, в том числе двухэтапный; аукцион; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Порядок закупки способом запроса котировок указан в разделе 36 «Запрос котировок». 

В соответствии с пунктом 36.1 Положения о закупках извещение о проведении запроса котировок размещается в ЕИС не менее чем за четыре рабочих дня до окончания срока подачи заявок.  

Таким образом, извещение о запросе котировок (извещение №31604627315) размещено Заказчиком в ЕИС в сроки, предусмотренные положением о закупках, что соответствует действующему законодательству о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Доводы жалобы о нарушении срока размещения извещения о закупке в ЕИС не подтвердились в ходе рассмотрения жалобы.

Указание МУП «Бюро технической инвентаризации г. Иркутска» на отсутствие у Заявителя права на обжалование действий Заказчика комиссия считает несостоятельным.

Часть 10 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ гласит, что участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ) в ч. 1 ст. 18.1 предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ.

Частью 2 ст. 18.1 Федерального закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Заявитель имеет право обжаловать действия Заказчика, так как является лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов со стороны Заказчика.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении выявленных нарушений порядка организации и проведения закупки, путём аннулирования запроса котировок на право заключения договора на кадастровые работы в отношении земельных участков (извещение №31604627315).

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Кадастровый инженер» на действия заказчика – МУП «Бюро технической инвентаризации города Иркутска» при организации запроса котировок на право заключения договора на кадастровые работы в отношении земельных участков (извещение №31604627315), в связи с отсутствием в документации и извещении о закупке информации о сроках и объемах выполняемых работ, а также нарушением предусмотренного законодательством срока размещения извещения о закупке, обоснованной.
  2. Признать МУП «Бюро технической инвентаризации города Иркутска» нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 4 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также пункта 36.2 Положение о закупке товаров (работ, услуг) МУП «Бюро технической инвентаризации города Иркутска».
  3. Выдать МУП «Бюро технической инвентаризации города Иркутска» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки, путём аннулирования запроса котировок на право заключения договора на кадастровые работы в отношении земельных участков (извещение №31604627315).
  4. Материалы дела передать должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
  5. Копии решения и предписания направить в адрес Заявителя и Заказчика.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         

 

Члены Комиссии                                                                                      

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №11

 

20.01.2017 г.                                                                                              г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: (…)

, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1,  пп. «а» п. 31 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения № 24 от 20.01.2017 г.,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику – муниципальному унитарному предприятию «Бюро технической инвентаризации города Иркутска» в течении 5 рабочих дней со дня получения копии предписания совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки, путём аннулирования запроса котировок на право заключения договора на кадастровые работы в отношении земельных участков (извещение № 31604627315).
  2. Документы и сведения, подтверждающие исполнение предписания предоставить в Иркутское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения.

 

Председатель Комиссии                                                             

 

Члены Комиссии                                                                         

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны