Решение №038/4402/24 решение от 25 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 25.07.2024 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25.07.2024 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: *– заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;

Члены Комиссии: *– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;

В отсутствии надлежащим образом уведомлённых о времени и месте рассмотрения обращения представителей Администрация Качугского городского поселения (далее – Заказчик), представителя ООО " АМИКОМ " (далее – Участник закупки, Общество)

Рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "АМИКОМ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Реестр) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Благоустройство территории мемориального комплекса "Качугская Судоверфь" по адресу: Иркутская область, р.п. Качуг, ул. Седова, 5а (устройство автомобильной парковки)», извещение № 0134300008224000003, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закона № 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года № 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 19 июля 2024 г. поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО «АМИКОМ» в Реестр.

В своем обращении Заказчик указывает, что ООО «АМИКОМ» не приступило к выполнению работ по контракту от 29 марта 2024 г. № 0134300008224000003 на Благоустройство территории мемориального комплекса "Качугская Судоверфь" по адресу: Иркутская область, р.п. Качуг, ул. Седова, 5а (устройство автомобильной парковки) (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.

ООО «АМИКОМ» не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении № 038/852/24 от 19 июля 2024 года.

 

Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона № 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ № 1078.

Часть 1 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Пункт 3 Постановления Правительства РФ № 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 № 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках» на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (ч. 4 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

 

В ходе проведения проверки установлено, что 07 марта 2024 г. на Официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении электронного аукциона «Благоустройство территории мемориального комплекса "Качугская Судоверфь" по адресу: Иркутская область, р.п. Качуг, ул. Седова, 5а (устройство автомобильной парковки)», извещение № 0134300008224000003.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 123 561 руб.

18 марта 2024 г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.03.2024 №ИЭА1, согласно которому победителем признано ООО «АМИКОМ». Снижение НМЦК составило 24,5%

29 марта 2024 г. между Заказчиком и ООО «АМИКОМ» заключен Контракт.

Цена контракта 1 603 288,56 руб.

 Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по благоустройству территорий мемориального комплекса «Качугская Судоверфь» (устройство автомобильной парковки) (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

Согласно п. 2.7 Контракта Заказчик производит выплату аванса Подрядчику на счет, указанный в Контракте, за счет средств местного и областного бюджета в размере 30% (тридцать процентов) от цены Контракта, в сумме 480 986 (Четыреста восемьдесят тысяч девятьсот восемьдесят шесть) рублей 57 копеек, в течение 10 (десяти) дней со дня выставления Подрядчиком счета на перечисление аванса, по мере поступления денежных средств на расчетный счет Заказчика.

Выплата аванса при исполнении Контракта, заключенного с Подрядчиком, указанным в части 1 или 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, не допускается.

Обязательство Заказчика по внесению аванса считается исполненным с момента списания денежных средств в размере, указанном в настоящем пункте, со счета  Заказчика, указанного в Контракте.

Согласно пункта 3.1 Срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: с 15 мая 2024 года по 15 августа 2024 года.

Согласно п. 5.1.1. Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.

В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено следующее.

Из представленных Заказчиком документов Комиссией установлено, что в ходе исполнения обязательств по Контракту, ООО «АМИКОМ» не приступило к выполнению работ по контракту.

02.04.2024 Обществом выставлен счет №П/24-04/2-2 на оплату аванса

08.04.2024 Обществом подписана Счет фактура на оплату аванса №39

06.05.2024 Заказчиком подписана Счет фактура на оплату аванса №39

20.05.2024 Заказник направил в адрес Общества претензию № 380 по факту невыполнения обязательств по контракту.

31.05.2024 Заказник выплатил аванс по контракту в размере 480986, 56 руб. (Платежное поручение №493)

11.06.2024 Заказник направил в адрес Общества претензию № 478 по факту невыполнения обязательств по контракту.

Указанные претензии остались без ответа.

В силу части 8 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена разделом 9 Контракта.

В связи с тем, что ООО «АМИКОМ» нарушены существенные условия исполнения обязательств по контракту 04 июля 2024 г. Заказчиком принято и размещено в Единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.

Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения Контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 15 июля 2024 г.

Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ, пп. «б» п. 13 Постановления Правительствам РФ № 1078).

Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года № ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года № ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий – наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО «АМИКОМ» проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ООО «АМИКОМ» несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.    

Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.   

Обществом не представлены ни письменные пояснения о причинах неисполнения обязательств по контракту, ни доказательства невозможности выполнения работ либо доказательств того, что невозможность выполнения работ по контракту стала следствием непреодолимой силы.

В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.

Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о недобросовестном поведении участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года № 306-ЭС14-7853 по делу № А65-29455/2013).

Доказательства, свидетельствующие о невозможности Поставщиком выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО «АМИКОМ» не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.

Наличие иных не зависящих от ООО «АМИКОМ» причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.

Учитывая тот факт, что ООО «АМИКОМ» не проявил надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предпринял действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.

Кроме того, ООО «АМИКОМ», при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении электронного аукциона.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «АМИКОМ» не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО «АМИКОМ» как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.

Принимая указанное решение, Комиссия учитывала тот факт, что Общество ранее уже было включено в реестр недобросовестных поставщиков.

Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО «АМИКОМ», выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО «АМИКОМ» в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года № 1078), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АМИКОМ» (ИНН: 7751272240, 108818, г. Москва, вн.тер.г. поселение Десеновское, ул. Андерсена, д. 2, помещ. 1п), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.

2. Сведения об учредителях, о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью «АМИКОМ» (*** ИНН: 320402868567) в реестр недобросовестных поставщиков подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.

3. Копии решения направить сторонам по обращению.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны