Решение №038/916/22 Решение;признание;15;1;Молодежное МО от 4 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 

Дата заседания 30.09.2022г. г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

;

Члены Комиссии:

 

в отсутствие представителя ООО «Сибирский холод Иркутск», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела;

в отсутствие представителя Администрации Молодежного муниципального образования, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела;

рассмотрев дело №038/01/15-897/2022, возбужденное в отношении Администрации Молодежного муниципального образования по признакам нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) поступило заявление ООО «Сибирский холод Иркутск» о том, что на территории Молодежного муниципального образования незаконно размещены 13 нестационарных торговых объектов (далее - НТО) по адресу: Иркутский район, п. Молодежный, конечная остановка.

В соответствии с ответом Администрации Молодежного МО, данные НТО размещены на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением Иркутского районного муниципального образования «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018-2020 годы» от 22.12.2017г. №631. Информации о проведении аукциона, заключении договоров на земельные участки для размещения НТО, а также разрешений на размещение НТО Администраций не представлено.

Также, согласно ответу Администрации Иркутского районного муниципального образования, исходя из сведений, полученных из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:7239 является Молодежное муниципальное образование. Согласно пункту 5 положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 № 271-пп, размещение объектов (в том числе нестационарных торговых объектов) осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов, выданного органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, из чего следует, что предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности Молодежного муниципального образования в месте, определенном схемой размещения НТО, осуществляется администрацией Молодежного муниципального образования.

Вопросы предоставления мест под размещение нестационарных торговых объектов согласно п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и пределах, которые установлены Федеральным законом №381-ФЗ.

Постановлением Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017г. №631 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018-2020 годы (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ предусмотрена аналогичная норма о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В силу части 3 этой статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Однако такое положение не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключая при этом необходимость оформления в установленном порядке права пользования земельным участком (в том числе путем заключения соответствующих договоров).

Схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права таких субъектов на места, указанные в ней. Указанная схема является инструментом систематизации размещения таких объектов на территории муниципального образования и представляет собой перечень мест размещения соответствующих объектов без указания конкретных лиц, которые являются их владельцами и эксплуатируют их (таково содержание схемы, утвержденной Постановлением Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017г. №631).

Права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель должны быть оформлены посредством заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта или договора аренды земельного участка.

В данной ситуации, размещенные по адресу «Иркутский район, п. Молодежный, конечная остановка» НТО и хозяйствующие субъекты использующие данные НТО поставлены в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в части размещения нестационарного торгового объекта без правовых на то оснований.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая изложенное, бездействие Администрации Молодежного МО, выразившееся в непринятии мер по контролю за размещением нестационарных торговых объектов, по адресу Иркутский район, п. Молодежный, конечная остановка, содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приводит или может привести к недопущению, ограничению  или устранению конкуренции.

В соответствии с ч.2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3,5,6 и 8 ч. 1 ст. 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в связи с наличием в бездействии Администрации Молодежного муниципального образования (664038, Иркутский район, п. Молодежный, д. 7, ИНН 3827020552, ОГРН 1053827058603) (далее – Администрация) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в непринятии мер по контролю за размещением 13 нестационарных торговых объектов на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:7239, по адресу «Иркутский район, п. Молодежный, конечная автобусная остановка», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области выдано предупреждение от 16.12.2020 №038/96/20 о необходимости прекращения указанного бездействия путем уведомления владельцев 13 нестационарных торговых объектов расположенных на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:7239, по адресу «Иркутский район, п. Молодежный, конечная остановка», «Иркутский район, п. Молодежный, конечная автобусная остановка» о прекращении исполнения договоров в связи с их ничтожностью и дальнейшего использования земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также проведения торгов на право заключения договоров на размещение вышеуказанных нестационарных торговых объектов.

Письмом от 01.04.2022 №038/1553/22 по ходатайству администрации Молодежного МО срок исполнения предупреждения продлен до 31.05.2022г. в связи с подготовкой документации для проведения торгов на право заключения договора на размещение НТО.

По состоянию на 31.05.2022г., 03.06.2022г. информация об исполнении предупреждения от 16.12.2020 №038/96/20 в адрес Иркутского УФАС России не поступила, ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения администрации Молодежного МО также заявлено в установленный срок не было.

Согласно ст.39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Таким образом, приказом от 21.06.2022 №038/203/22 в отношении администрации Молодежного МО возбуждено дело №038/8/01/15-897/2022 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, в связи с совершением действий, выразившееся в непринятии мер по контролю за размещением 13 нестационарных торговых объектов на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:7239, по адресу «Иркутский район, п. Молодежный, конечная остановка», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела 038/01/15-897/2022 проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Временной интервал исследования:

Администрации Молодежного МО надлежало уведомить владельцев нестационарных торговых объектов расположенных на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:7239, по адресу «Иркутский район, п. Молодежный, конечная остановка», «Иркутский район, п. Молодежный, конечная автобусная остановка» о прекращении исполнения договоров в связи с их ничтожностью и дальнейшего использования земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также провести торги на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов в срок до 17.02.2021г. по выданному Иркутским УФАС России предупреждению №038/96/20 от 16.12.2020г .

С учетом неоднократных ходатайств, срок исполнения предупреждения продлен до 31.05.2022г.

В соответствии с Приказом Иркутского УФАС России 21.06.2022 №038/203/22 возбуждено дело 038/01/15-897/2022 по признакам нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции  в отношении Администрации Молодежного МО.

Таким образом, исходя из цели исследования, руководствуясь п.2.2 Порядка,  временной интервал исследования установлен с 16.12.2020 (дата выдачи предупреждения) по 21.06.2022г. (дата возбуждения дела).

Продуктовые границы товарного рынка:

В соответствии с Порядком (п.3.4) определение товара проводится в т.ч. на основе: условий договора, заключенного в отношении товара; разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ услуг, видов экономической деятельности.

Товар – это объект гражданских прав (в т.ч. работы, услуга, включая финансовую услугу), предназначенную для продажи обмена или иного введения в оборот (п.1 ст.4 Закона о защите конкуренции).

Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно классификатору ОКВЭД деятельность по розничной торговли в НТО  входит в группу «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах» -  код 47.19.

Эта группировка в том числе  включает:

- розничную торговлю широким ассортиментом товаров, из которых продукты питания, напитки или табачные изделия не преобладают.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка ограничены товарной группой «розничная торговля в  неспециализированных магазинах (НТО)».

Географические границы товарного рынка:

В соответствии с п.п. «в» п.10.7 Порядка при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие).

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вопросы предоставления мест под размещение нестационарных торговых объектов согласно п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и пределах, которые установлены Федеральным законом №381-ФЗ.

Постановлением Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017г. №631 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018-2020 годы.

Следовательно, географические границы рынка розничной торговли в НТО  ограничены границами Иркутского района, пос. Молодежный.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие действия (бездействия) Администрации Молодежного МО.

Бездействие Администрации Молодежного МО по непринятию мер по контролю за размещением и демонтажу нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: Иркутский район, п. Молодежный, конечная остановка может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке розничной торговли в неспециализированных магазинах.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательств 038/01/15-897/2022 лицами, участвующими в деле представлены следующие устные и письменные пояснения и материалы.

Заявителем ООО «Сибирский холод Иркутск» в ходе рассмотрения дела письменных пояснений по существу рассматриваемого дела не представлено.

Ответчиком - Администрацией Молодежного МО, представлены следующие письменные пояснения.

Администрацией Молодежного МО в ходе исполнения предупреждения проведена работа по отмене распоряжения «Об использовании части земельного участка находящегося в муниципальной собственности Молодежного муниципального образования» в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:7239. На основании распоряжения от 09.02.2021г. №11 «Об отмене распоряжения об использовании части земельного участка находящегося в муниципальной собственности Молодежного муниципального образования», всем пользователям данного участка направлены уведомления. Велась работа по выделению и смене вида разрешенного использования земельных участков под нестационарные торговые объекты для проведения аукционов на право заключения договора на размещение НТО, а также подготавливалась документация для организации и проведения аукциона.

В том числе, решением Думы Молодежного муниципального образования утвержден порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Молодежного муниципального образования от 16.12.2021г. №09-04/дсп.

Администрация Молодежного МО провела работу и заключила муниципальный контракт по подготовке отчетов об установлении рыночной стоимости места для размещения НТО. По завершению работ по оценке рыночной стоимости места для размещения НТО Администрацией Молодежного муниципального образования подготовлено извещение для размещения на официальном сайте Администрации Молодежного муниципального образования: http://molodegnoe-mo.ru/ и в периодическом печатном издании газете «Молодежный. Вчера. Сегодня. Завтра».

Администрация Молодежного муниципального образования подготовила документацию для проведения торгов на право заключения договор на размещение НТО и разместила извещение на официальном сайте Администрации Молодежного муниципального образования http://molodegnoe-mo.ru/ и в периодическом печатном издании газете «Молодежный. Вчера. Сегодня. Завтра» № 6. Июль. 2022 год, стр. 16, в котором указано, что юридические или физические лица, заинтересованные в размещении нестационарного торгового объекта, указанного извещении, имеют право в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения подать заявление о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в Администрацию Молодежного муниципального образования на имя Главы Молодежного муниципального образования Степанова Александра Геннадьевича, в течение 30 календарных дней со дня опубликования извещения подать заявление о заключении договора на размещение. Заявления принимаются с 15.07.2022г. по 15.08.2022г.

Спорным нестационарным торговым объектам расположенным на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:7239 присвоены следующие адреса, которые также отражены в извещении о проведении аукциона на право заключения договоров на размещение НТО на территории Молодежного муниципального образования Иркутского района Иркутской области:

    1. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, 2 «А», кадастровый номер 38:06:140701:1949, площадь 12м2 (лот №1);

    2. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, 2 «А», кадастровый номер 38:06:140701:1949, площадь 12м2 (лот №2);

    3. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, 2 «А», кадастровый номер 38:06:140701:1949, площадь 24м2 (лот №3);

    4. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ул. Исхинская, кадастровый номер 38:06:000000:7239, площадь 27м2 (лот №4);

    5. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ул. Исхинская, кадастровый номер 38:06:000000:7239, площадь 196м2 (лот №5);

    6. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ул. Исхинская, кадастровый номер 38:06:000000:7239, площадь 6м2 (лот №6);

    7. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, 2 «А», кадастровый номер 38:06:140701:1949, площадь 8м2 (лот №7);

    8. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, 2 «А», кадастровый номер 38:06:140701:1949, площадь 34м2 (лот №8);

    9. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ул. Исхинская, кадастровый номер 38:06:000000:7239, площадь 19м2 (лот №9);

    10. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ул. Исхинская, кадастровый номер 38:06:000000:7239, площадь 30м2 (лот №10);

    11. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ул. Исхинская, кадастровый номер 38:06:000000:7239, площадь 14м2 (лот №11);

    12. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, пер. Снежный, кадастровый номер 38:06:000000:9398, площадь 14м2 (лот №12);

    13. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, пер. Снежный, кадастровый номер 38:06:000000:9398, площадь 43м2 (лот №13);

    14. Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, пер. Снежный, кадастровый номер 38:06:000000:9398, площадь 20м2 (лот №14).

В зависимости от количества поданных заявлений, Администрация Молодежного муниципального образования принимает решение либо о проведение аукциона, либо о заключении договора аренды места под НТО.

На дату рассмотрения дела 05.09.2022г. Администрацией представлены следующие письменные пояснения.

19.08.2022г. и 22.08.2022г. состоялись аукционы на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов. Определены победители. По условиям аукциона, победитель заключает договор не ранее 10 дней и не позднее 30 дней с даты проведения торгов. В настоящее время период для заключения договора не истек. Договоры направлены победителям для подписания. Таким образом, предусмотренные предупреждением Иркутского УФАС России процедуры исполнены в полном объеме.

Комиссия Иркутского УФАС России заслушав доводы лиц, участвующих в деле и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Полномочия по выявлению самовольно размещенных НТО на территории Молодежного муниципального образования относятся к Администрации Молодежного МО.

Распоряжением Правительства РФ от 30 января 2021 года № 208-р (далее – Распоряжение Правительства) органам местного самоуправления рекомендовано оказывать содействие в получении юридическими и физическим лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках; продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов; обеспечить максимальную доступность торговых объектов для населения, увеличение ассортимента и разнообразия товаров, предлагаемых к реализации юридическими и физическими лицами; содействовать открытию юридическими и физическими лицами новых торговых объектов всех форм торговли, обращая особое внимание на необходимость увеличения количества ярмарок, розничных рынков, торговых мест на них, мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, а также предоставления компенсационных мест для размещения таких торговых объектов.

Однако, Администрацией Молодежного МО не осуществлялся соответствующий контроль за размещением нестационарных торговых объектов на территории Молодежного муниципального образования, а именно, размещением без законных оснований нестационарных торговых объектов по адресу: Иркутский район, п. Молодежный, конечная остановка на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:7239, а также использованием данного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Более того, как установлено антимонопольным органом, по настоящее время спорные нестационарные торговые объекты заняты третьими лицами без законного на то основания, где данные лица осуществляют предпринимательскую деятельность. Администрацией Молодежного МО каких-либо мер направленных на урегулирование отношений при размещении указанных незаконно установленных нестационарных торгов объектов и их демонтажа принято не было.

Таким образом, хозяйствующие субъекты осуществляющие свою предпринимательскую деятельность в вышеуказанных нестационарных торговых объектах поставлены в неравные, более выгодные условия деятельности, нежели другие хозяйствующие субъекты на рынке розничной продажи товарами.

На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России при рассмотрении дела №038/01/15-897/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу, что в действиях администрации Молодежного МО установлено нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в непринятии мер по контролю за размещением нестационарных торговых объектов на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:7239, «Иркутский район, п. Молодежный, конечная автобусная остановка», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

Лицам, участвующим в деле направлено заключение Комиссии от 07.09.2022г. об обстоятельствах дела №038/01/17-897/2022 и предложено направить в срок до 23.09.2022г. возражения или письменные пояснения относительно обстоятельств изложенных в заключении. Определением от 07.09.2022 №38/1630/22 рассмотрение дела назначено на 26.09.2022г.

Лицами, участвующим в деле возражений и пояснений относительно обстоятельств изложенных в заключении об обстоятельствах дела №038/01/15-897/2022 не представлено.

26.09.2022г. Комиссией Иркутского УФАС России по собственной инициативе объявлен перерыв в заседании до 30.09.2022г. 11 часов 00 минут.

Как установлено Комиссией антимонопольного органа, торги на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов проведены, между администрацией и победителями торгов по 14 лотам заключены договоры на размещение нестационарных торговых объектов.

Однако, в ходе рассмотрения дела и принятия решения Комиссией Иркутского УФАС России 30.09.2022г. установлено, что в ходе проведения торгов - открытых аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Молодежного муниципального образования Иркутского района Иркутской области по 14 лотам были выявлены существенные нарушения процедуры проведения аукционов.

Так, организатор торгов - администрация Молодежного МО признана нарушившей пункт 9, 16, 26 Положения об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов на территории Молодежного муниципального образования, утвержденного Решением Думы Молодежного муниципального образования от 24.02.2022г. №01-10/дсп, что отражено в решении Иркутского УФАС России от 30.09.2022г. №038/906/22, согласно которому:

1) организатором торгов, в нарушение пункта 9 Положения, опубликовано Извещение о наличии свободных от прав третьих лиц мест для размещения нестационарного торгового объекта по 14 лотам, в то время, как фактически места для размещения НТО заняты третьими лицами, которые не имеют законных оснований осуществлять там свою деятельность и размещать НТО.

    1. организатором торгов нарушена процедура проведения аукциона на право размещения НТО, установленная Положением.

Исходя из совокупного толкования норм Положения, следует, что в случае, если после опубликования извещения о наличии в схеме свободного от прав третьих лиц места для размещения НТО, поступило два и более заявления, то организатор торгов обязан отказать в заключении договора и принять решение о проведении аукциона. Причем, после публикации Извещения о проведении аукциона все заинтересованные лица имеют право подать заявки на участие в аукционе.

По лотам № 1, 2, 3, 5, 12, 13, 14 было подано два и более заявления (в порядке пункта 11 Положения), однако, Администрацией, в нарушение требований Положения, не принято решение об отказе в заключении договора и о проведении аукциона на право заключения договора на размещение с одновременным уведомлением заявителей о принятии такого решения.

Также, Администрацией не было опубликовано извещение о проведении аукциона в порядке установленном пунктом 26 Положения.

При этом, стоит отметить, что заявление, поданное с целью предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта путем заключения договора на размещение (пункт 11 Положения) и заявка на участие в аукционе (пункт 31 Положения) не являются тождественными документами и не должны подменять друг друга.

Таким образом, нарушение организатором торгов пунктов 16 и 26 Положения повлекло нарушение прав и законных интересов заинтересованных лиц, лишенных возможности подать заявку на участие в аукционе. Фактически организатором торгов рассмотрены и допущены до участия в аукционе лица, которые не подавали заявки на участие в нем в порядке, установленном пунктом 31 Положения.

По результатам рассмотрения жалобы в порядке статьи ст.18.1 Закона о защите конкуренции, ввиду наличия на момент принятия решения заключенных по результатам торгов договоров, предписание организатору торгов не выдавалось.

Однако, в рамках рассмотрения дела по ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, Комиссия Иркутского УФАС России считает необходимым выдать Администрации Молодежного муниципального образования предписание о принятии исчерпывающих мер по устранения вышеизложенных нарушений при проведении открытых аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Молодежного муниципального образования Иркутского района Иркутской области и проведения конкурентных процедур на предоставление мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории Молодежного муниципального образования Иркутского района Иркутской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 15, статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию Молодежного муниципального образования нарушившей ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с совершением действий, выразившихся в непринятии мер по контролю за размещением нестационарных торговых объектов на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:7239, «Иркутский район, п. Молодежный, конечная автобусная остановка», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

2. Выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия исчерпывающих мер направленных на проведение конкурентных процедур на предоставление мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории Молодежного муниципального образования Иркутского района Иркутской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Копии решения и предписания направить лицам, участвующим в деле.

4. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Администрация Молодежного МО
ИНН 3827020552, ОГРН 1053827058603
Сибирский Холод Иркутск ООО
ИНН 3808214506, ОГРН 1103850016962