Решение №25/18 Реклама, следующего содержания: «Коробка бережно храним ваши... от 22 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 25/18

                                                      г. Иркутск

Резолютивная часть решения оглашена 15 января 2018г.

В полном объеме решение изготовлено 22 января 2018г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе:

Председатель: <….>;

члены Комиссии: <….>, <….>;                                                                                                   

рассмотрев дело №2495 от 15.12.2017г., возбужденное по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, по факту распространения в декабре 2017 года в городе Иркутске по адресу ул. Свердлова, 36 на рекламной конструкции рекламы следующего содержания: «Коробка бережно храним ваши вещи. Я храню свою девственность у этих ребят. Сервис хранения вещей. (3952)64-88-75 skladkorobka.ru Лермонтова, 130/2»,

в присутствии

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламодателя – ООО «Ресурс», в лице законного представителя;

заявителя — И.

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление от И. (вх. № 14984 от 01.12.2017г.) указывающее на распространение в декабре 2017 года в помещении торгового центра «Сезон» рекламы, нарушающей требования ФЗ «О рекламе».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

По факту распространения данной рекламы 15.12.2017г. возбуждено дело № 2495 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, К участию в его рассмотрении привлечен рекламодатель — ООО «Ресурс»; заявитель — И.

В соответствии с определением № 2495 от 15.12.2017г., рассмотрение дела назначено на 15.01.2018г.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ № 508 от 17.08.2006г. (далее - Правила) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Приказом ФАС России от 23.11.2012г. № 711/12 (далее – Административный регламент).

В указанную дату в Иркутское УФАС России для участия в рассмотрении дела явился законный представитель ООО «Ресурс».

В ходе рассмотрения дела он пояснил, что рекламодателем является ООО «Ресурс», рекламораспространителем — ИП Г. Оплата за размещение рекламного баннера произведена путем оказания встречных услуг. Макет рекламы, а также его согласование, представлены быть не могут, в связи с удалением сразу после размещения рекламы.

На основании пояснений и документов, имеющихся в материалах дела, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ установлен запрет на использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данное положение Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ запрещает использовать в рекламе оскорбительные выражения.

Как установлено Комиссией, в декабре 2017 года в городе Иркутске по адресу ул. Свердлова, 36 на рекламной конструкции распространена реклама следующего содержания: «Коробка бережно храним ваши вещи. Я храню свою девственность у этих ребят. Сервис хранения вещей. (3952)64-88-75 skladkorobka.ru Лермонтова, 130/2» с изображением девушки в черной рясе, на груди которой висит крест, в руках девушка держит конфету на палочке, которая приближена ко рту.

Как разъяснено в энциклопедическом словаре педагога (Основы духовной культуры), Девственность — это состояние девушки или юноши, не имеющих половых сношений; согласно русским народным и православным традициям является показателем их непорочности, целомудрия, чистоты перед народом и перед Богом. Девственность сохраняется до свадьбы и символизирует стремление девушки или юноши к преодолению мирских страстей, победу духа над телом. Девственность требуется от невест до свадьбы, а также монахинь и монахов, готовящих себя к общению с Богом, ушедших в уединение, отрешившихся от мира. Девственным называют что-нибудь нетронутое, невозделанное, природно-естественное, чего не касалась рука человека.

В рассматриваемой рекламе изображена молодая женщина монахиня с ярким макияжем, которая держит в руках леденец, максимально приближенный к чувственным губам, а также фраза «я храню свою девственность у этих ребят». В данной рекламе смешано то, что невозможно совмещать в одном образе. Изображена женщина-хранительница, которая не сохранила. Символ чистоты, образ монахини в данном случае изображен в виде падшей женщины, о чем говорят обнаженные персии, накрашенные красным лаком ногти, яркий макияж, рыжие ниспадающие на лицо волосы, облизывание предмета удлиненной формы.

Таким образом, целью распространения данной рекламы является привлечение внимания неопределенного круга лиц (посетителей торгового центра) к сервису хранения вещей «Коробка» посредством создания комической аналогии данной организации с образом монахини, изображенной в виде падшей женщины, путем: использования фразы «я храню свою девственность», свидетельствующей о непорочности; сравнения «девственности» с «вещью»; использования комического образа монахини, которая по своей сути не является подобающим.

При этом, использование в рекламе выражения «я храню свою девственность» в сочетании с образом порочной монахини формирует у потребителя рекламы ассоциацию между хранением девственности и монахиней, которая в рекламе изображена в порочном образе.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о несоответствии рассматриваемой рекламы сервиса хранения вещей «Коробка» требованиям ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, в связи с наличием оскорбительного и непристойного образа и выражения: «Я храню свою девственность у этих ребят» в сочетании с изображением молодой женщины монахини с ярким макияжем, которая держит в руках леденец, максимально приближенный к чувственным губам.

Данная позиция антимонопольного органа о непристойности и оскорбительности указанного выражения в сочетании с изображением подтверждена также Экспертным советом по рекламе при Иркутском УФАС России (далее – Экспертный совет).

Экспертный совет образован в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также выработки предложений по его совершенствованию. Он является консультативно-совещательным органом при Иркутском УФАС России. В состав Экспертного совета входят специалисты антимонопольного органа, представители органов исполнительной власти Иркутской области, саморегулируемых организаций и профессиональные участники рекламного рынка, эксперты и специалисты в отдельных областях знаний, в том числе в области лингвистики.

Таким образом, у Иркутского УФАС России отсутствовала обязанность по проведению 06.12.2017г. заседания Экспертного совета и включения в его повестку данной рекламы. Однако, антимонопольным органом проведено заседание совета в целях получения объективной оценки содержания рекламы сервиса хранения вещей «Коробка».

Заседание членов Экспертного совета состоялось 06.12.2017г. В заседании приняли участие представители религиозных конфессий, представители ВУЗов: ИГУ, ФГБОУ ВО МГЛУ, ИрНИТУ.

В ходе заседания члены Экспертного совета пояснили, что несмотря на то, что в рекламе говорится про девственность, имеется изображение сексуального образа, сексуального жеста. В рекламе на слово «хранение» внимание привлекается в меньшей степени.

По результатам обсуждения 12 членов Экспертного совета единогласно проголосовали за то, что в рассматриваемой рекламе присутствует оскорбительный образ и выражение.

Таким образом, данная реклама не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 5 данного Федерального закона несет рекламодатель.

По факту распространения рассматриваемой рекламы Иркутским УФАС России проведено расследование, в ходе которого направлен запрос ПАО «Мегафон» (исх. № 10117 от 15.12.2017г.).

По данному запросу обществом представлены пояснения о том, что номер телефона, содержащийся в рекламе (3952)64-88-75 закреплен за ООО «Ресурс».

В ходе рассмотрения дела законный представитель ООО «Ресурс» подтвердил, что он является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

В п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ указано, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из данного определения следует, что рекламодателем рекламы может выступать не только изготовитель или продавец товара, но и иное лицо, которое определило объект рекламирования и (или) содержание рекламы.

Кроме того, из данного определения следует, что законодатель не связывает понятие рекламы с обязательным наличием у рекламодателя цели продвижения товара на рынке. В данном случае важен факт того, что информация способствует продвижению объекта рекламирования на рынке.

С учетом изложенного, лицом определившим объект рекламирования и содержания рассматриваемой рекламы является ООО «Ресурс», самостоятельно определившее объект рекламирования и содержание рекламы.

До начала рассмотрения дела ООО «Ресурс» представлены доказательства устранения допущенного нарушения, в связи с чем, Комиссия считает выдачу предписания нецелесообразной.

Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу распространенную в декабре 2017 года в городе Иркутске по адресу ул. Свердлова, 36 на рекламной конструкции рекламы следующего содержания: «Коробка бережно храним ваши вещи. Я храню свою девственность у этих ребят. Сервис хранения вещей. (3952)64-88-75 skladkorobka.ru Лермонтова, 130/2» с изображением девушки в черной рясе, на груди которой висит крест, в руках девушка держит леденец на палочке, который максимально приближен ко рту, поскольку она не соответствует требованиям: ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, в связи с использованием оскорбительного образа и выражения.

2. Не выдавать ООО «Ресурс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны