Решение №2589 МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо признано нарушившим часть 1 с... от 19 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №2589

 

  «12» декабря 2014г.                                                                                                                 г.Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.12.2014г.

В полном объеме решение изготовлено  12.12.2014г.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия),

рассмотрев дело №268 от 12.08.2014г. по признакам нарушения МУП «Тепловодоканал» (ИНН 3802009268; 666901 г.Бодайбо Иркутской обл., ул.П.Поручикова,41А) ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий при проведении предварительного квалификационного отбора для проведения  конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на поставку угля каменного для нужд МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо в 2014г. (извещение №31400939029), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и ущемлению прав потенциальных участников предварительного квалификационного отбора,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Иркутского УФАС России  поступило заявление ООО «Востсибуглесбыт» (вх.№6041 от 26.05.14г.)   на действия МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо,  содержащие признаки  нарушения  антимонопольного законодательства  при проведении  предварительного квалификационного  отбора   с ограниченным  участием  на право заключения  договора  на поставку  угля каменного.

В результате изучения представленных ООО «Востсибуглесбыт» и МУП «Тепловодоканал»  г.Бодайбо   документов,  Иркутским УФАС России установлено следующее.

04 марта 2014г.  на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru  МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо  был объявлен  предварительный  квалификационный  отбор  для проведения  конкурса  с ограниченным  участием  на право  заключения договора  на поставку  угля каменного. Извещение  № 31400939029. Лот №1  - для потребителей  Бодайбинского муниципального  образования  объем: 39 000 тонн. Начальная ( максимальная)   цена договора : 184 860 000,0  руб.  Условия поставки:  до склада  г.Бодайбо , ул. Стояновича, 1 ЦОК №1.  Лот №2 -  для потребителей  Мамаканского  городского поселения. Объем:  9 000,0 тонн. Начальная (максимальная) цена  договора : 452 300 000 руб.  Условия поставки: пос. Мамакан, ул. Станционная, 10  котельная. Склад  Покупателя ( получателя)  Цена  1 тонны : 3983, 05  руб. /т без НДС.

Согласно  разделу 4.2  и приложению № 2  к документации  предварительного квалификационного  отбора  оценка  заявок  на участие  в предварительном  квалификационном отборе  осуществляется  по  следующим  критериям: наличие у участника предварительного квалификационного отбора предоставления  аналогичных  услуг  (оказание  услуг, поставок товаров), аналогичных предмету  предварительного  квалификационного   отбора на  2012-2013годы; наличие собственного  и  (или) арендованного  на срок исполнения  договора  оборудования для  осуществления  погрузо-разгрузочных  работ   непосредственно на месте  перевалки углей  из судов  на автотранспорт в порту  прибытия, а также для  осуществления  промежуточных складских операций;  наличие собственного и  (или) арендованного  речного флота на срок  исполнения договора  с экипажами  в количестве, гарантирующем  перевозку угля в объеме  50  процентов, заявленном  заказчиком  по условиям  данной процедуры; наличие площадок      ( складов)  для хранения  угля площадью  не менее  14 200  кв. метров  и площадью резервных площадок не более 5% их полезной  емкости  для  охлаждения  разогревшегося  угла; соответствие  качественных  характеристик угля строго  определенным  параметрам, указанным в техническом задании.

Заявитель  полагает, что установление  столь  узких критериев  объективно влечет  за собой нарушение принципа  равноправия и отсутствия  необоснованных  ограничений конкуренции  по отношению к участникам  закупки, ограничивая  количество  участников  лишь контрагентами  заказчика, поскольку участники,   не отвечающие  указанным   выше критериям, объективно лишены  возможности победить  в конкурсе.  По мнению  заявителя, установление ограничивающих критериев не позволяет  выявить  участника закупки, исполнение  договора которым  в наибольшей  степени  будет  отвечать  целям  эффективного  использования  денежных средств  и предотвращения  злоупотреблений  в указанной сфере, а также  не способно  обеспечить  равные права  и возможности  участников закупки и равные  условия  для участия  в торгах.

ООО «Востсибуглесбыт» не  участвовало  в предварительном квалификационном отборе, по причине необходимости заключения потенциальным участником дополнительных  договоров  аренды. 

Следует отметить, что  согласно извещения о закупке  № 31400939029  от 04.03.2014г. срок представления предложений осуществлялся  в  предварительном квалификационном отборе  с 05.03.14 по 12.03.2014г. ; дата рассмотрения  заявок -13.03.2014г.,  дата подведения итогов – 14.03.2014г.

ООО «Востсибуглесбыт» ( исх. от 12.03.2014г. №328/328/106-19/778; исх.от 14.03.2014г.  № 328/328/10619/162)  в момент  проведения  процедуры  закупки обратилось в МУП «Тепловодоканал»  с письмами о  продлении  срока подачи   заявок и  рассмотрения возможности      внесении   изменений  в Техническое задание по лотам № 1.2  и  возможности   доставки  угля с использованием  речного флота, перевалочных  мощностей, складских площадей  на основании  договоров  перевозки , оказания  услуг и др.    

МУП «Тепловодоканал»  г.Бодайбо  отказало в продлении  срока процедуры закупки и внесении изменений  в документацию  о предварительном квалификационном  отборе.

Согласно протоколу от 14.03.2014г.  участниками   закупки, подавшими заявку на участие  в конкурсе по лоту №1  являются: ООО  «Верхнеленское речное пароходство»  и ООО «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная база флота»,   по лоту №2: ООО «Верхнеленское речное пароходство»  и ООО « Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная база флота».

ООО «Верхнеленское речное пароходство»  было отказано во включении  в перечень лиц, прошедших  предварительный квалификационный отбор  по лотам №1, №2 т.к. участник  не  представил банковскую гарантию   в соответствии  п.8.2  Документации  о предварительном квалификационном отборе   по лотам  №1, 2.

Единственным участником, прошедшим  квалификационный отбор  было признано ООО «Осетровская  Ремонтно-Эксплуатационная база флота».  В соответствии с п. 8.5  Документации  предварительного  квалификационного отбора,   в случае если после  рассмотрения  заявок  и отбора участников, будет  отобрана  только  одна заявка, конкурс  с  ограниченным  участием признается несостоявшимся. В случае  признания  конкурса с ограниченным участием  несостоявшимся  Заказчик вправе  произвести закупку  из единственного  источника.

14 марта 2014г. был  опубликован  протокол  результата  рассмотрения заявок  и отбора участников  в предварительном  квалификационном  отборе, согласно которому конкурс  признан не состоявшимся  и договор заключен  с единственным  участником, прошедшим  квалификационный отбор  - ООО «Осетровская  Ремонтно-Эксплуатационная  База флота».

На основании  п.8.5 Документации  21 марта 2014г.  между Заказчиком и  ООО «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная база флота»  был заключен договор № 04-пт на поставку  угля каменного  от 21.03.2014г., который действует до  момента полного исполнения  сторонами  обязательств.

Как следует из представленных материалов, на основании требований Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" МУП «Тепловодоканал»  г.Бодайбо  проводило  закупку  путем предварительного квалификационного отбора  для проведения  конкурса с ограниченным  участием на право заключения  договора   на поставку угля каменного.

В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Общие антимонопольные требования к торгам  содержатся  в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» ( далее- закон  № 135-ФЗ) и  определены в ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и(или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Под конкуренцией с силу п.7 ст. 4 закона № 135-ФЗ понимается  соперничество  хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается  или ограничивается  возможность в одностороннем порядке  воздействовать  на общие условия  обращения товаров  на соответствующем товарном рынке.

В ходе рассмотрения информации  (документов)  МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо   на содержание документации  о  проведении предварительного квалификационного  отбора  для проведения  конкурса с  ограниченным  участием  на право заключения  договора  на поставку угля каменного установлено,  что квалификационные требования к участникам, установленные в разделе 4.2  и в приложении  № 2  к документации  предварительного квалификационного отбора  (наличие собственного и  (или ) арендованного  речного флота на срок  исполнения договора  с экипажами  в количестве, гарантирующем  перевозку угля в объеме  50  процентов, заявленном  заказчиком  по условиям  данной процедуры;  наличие площадок ( складов)  для хранения  угля площадью  не менее  14 200  кв. метров  и площадью  резервных площадок не более 5% их полезной  емкости  для  охлаждения  разогревшегося  угла), -  не относятся к техническим характеристикам закупаемого товара; при этом изложенные требования, не являются квалификационными.

Следует отметить, что согласно  расчетов  в соответствии   с  Инструкцией по  эксплуатации  складов для хранения угля на  шахтах, карьерах, обогатительных фабриках  и сортировках  при   объемном   весе угля  в штабеле близкому к 1 т/м3, высота угольного штабеля  около  3м ( 39 000 *5%) 1 т/м3 =  не более 3м. При  использовании  погрузочной техники  с параметрами  погрузки  более  3 метров, высоту  штабеля  можно  формировать  5-10 м и более.  При  высоте  штабеля 5 м требуются  площади  для  хранения  с учетом 5% резервной площади   (39 000 *5% )  1 т/м3    14 200 кв.м = не более 3м. Если  использовать  погрузочную технику  с параметрами  погрузки  более 3 метров высоту штабеля можно  формировать 5-10м и более. При высоте штабеля 5 м требуются  площади  для хранения с учетом  5% резервной площади : 39 000 тонн*5/1т/м3/5м= 8190 кв.м.  и 9000 тонн*5% 1т/м3/5м= 1890 кв.м. При высоте штабеля  10м  требуются площади  для хранения с учетом 5%  резервной площади: 39000 тонн *5% 1т/м3/10м = 4095 кв.м.  и 9 000 тонн * 5% 1т/м3  10м= 945 кв.м.

Таким образом,  требования о   размере  площади  складов  для хранения  не менее  14 200  кв. метров  являются  завышенными.

Кроме того, предварительный квалификационный отбор  проводился в  целях  проведения  конкурса  с ограниченным   участием  на право заключения договора на поставку угля каменного  для нужд  муниципального унитарного   предприятия « Тепловодоканал».

Место поставки по лоту № 1- Иркутская обл., г.Бодайбо, ул. Стояновича, 1 ЦОК №1;  по лоту № 2  определено место – пос. Мамакан, ул. Станционная, 10 котельная. Склад покупателя ( получателя).

Таким образом,  поставщик  производит  доставку угля  до ст. Лена ВСЖД; перевалку с ж/д транспорта  на водный транспорт ( погрузка в п.Осетрово); водный фрахт; выгрузку с речного транспорта; складирование; автодоставку до склада  покупателя ( получателя).

Следовательно, требование о наличии  у участника предварительного квалификационного отбора площадок ( складов)  для хранения  угля площадью  не менее  14 200  кв. метров  и площадью  резервных площадок не более 5% их полезной  емкости  для  охлаждения  разогревшегося  угля  не  является   необходимым  для заключения договора поставки каменного угля с МУП «Тепловодоканал»  г.Бодайбо, также не является требованием  к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика и тем самым, не соотвествует  положениям  п.1 ч.10 ст.4 Федерального закона  № 223-ФЗ .

Иркутскому УФАС России  представлена  информация о том, что, ООО «Востсибуглесбыт»  ( для участия  в аукционах  на поставку  угля  в  северные  районы  Иркутской области )  у ООО «Верхнеленское  речное пароходство», ООО «Алексеевская  РЭБ флота», ОАО «Осетровский  речной порт», ООО «Витимлес»,  ООО «Осетровская  ремонтно-эксплуатационная база флота» запрашивало сведения   о  возможности   оказания   услуг   по доставке ( перевалка, перевозка,  выгрузка) угля и услуг по складированию ( аренды  площадок для хранения  угля).   Исходя из ответов ( исх.  № 1-68 от 13.03.2014г, № 45/5-604 от 06.03.14,  № 8-2-1739 от 06.03.14., № 8-2-1762 от 13.03.14г.  ) у указанных  юридических лиц   отсутствовала возможность   по  оказанию  услуг – аренда площадок  для хранения угля.

 Также, МУП «Тепловодоканал» представило информацию о том, что    ООО «Осетровская  РЭБ флота» ( арендатор)    заключило  договор  аренды угольного склада  от 28.02.2014г.  с ООО «Верхнеленское  Речное пароходство» (арендодатель) (производственное сооружение  (угольный склад, назначение:  нежилое.  протяженность 142 м., инв № 25:202:001:200576550, адрес объекта: г.Бодайбо, м-н Колобовщина, ул. Витимская, 1»А»)  в соответствии  с которым  размер арендной платы в месяц составляет 20 886,00  рублей с учетом  НДС. Данный объект недвижимости предоставляется  арендатору под выгрузку, размещение, хранение  груза, в т.ч. угля каменного.

Согласно  п.3.1 проекта договора  на поставку угля каменного  «Цена  за одну тонну продукции (с учетом НДС), включая цену продукции, транспортные  расходы ( в т.ч.  выгрузку на склад), на условии  франко-склад покупателя (получателя). В цену  продукции включены расходы поставщика по переработке угля на  складе поставщика, а именно расходы по выгрузке угля судно-берег, складирование на отдельной площадке,  расходы  по взвешиванию угля через весовую, погрузке угля в автотранспорт  и доставке со  склада покупателя ( получателя), а также иные расходы, предусмотренные  настоящим договором.

Реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки должна была осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" принципов, а также запретов, содержащихся в ст.17 ФЗ "О защите конкуренции".

Ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников торгов путем установления определенных требований к участникам, а лишь незаконное ограничение круга потенциальных участников торгов путем установления требований, не соответствующих положениям действующего законодательства.

Требования к участникам   предварительного квалификационного  отбора  (наличие собственного и  (или) арендованного  речного флота на срок  исполнения договора  с экипажами  в количестве, гарантирующем  перевозку угля в объеме  50  процентов, заявленном  заказчиком  по условиям  данной процедуры;  наличие площадок ( складов)  для хранения  угля площадью  не менее  14 200  кв. метров  и площадью  резервных площадок не более 5% их полезной  емкости  для  охлаждения  разогревшегося  угла), изложенные  в  предквалификационной  документации  не относятся  к  техническим, качественным, функциональным  или каким-либо иным, предусмотренным положением  о характеристиках   закупаемого  товара.

 В связи с чем можно  заключить  вывод о том, что действия  МУП «Тепловодоканал»  г.Бодайбо  в части указания в предквалификационной документации требований к участникам, изложенных в разделе 4.2. и приложении №2 Документации  приводят к ограничению круга потенциальных участников предварительного квалификационного отбора, аукциона, ограничивают конкуренцию и содержат признаки  нарушения  ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ.

Такие требования основаны на том, что  запрашиваемая документация может характеризовать надежность поставщика, без относительного анализа того, что на участника аукциона налагаются не предусмотренные законом обязанности (по сути,  требование 4.2 документации - это понуждение участника заключать договоры или соглашения с третьими лицами, т.е. обременение исполнением договорных обязательств перед третьими лицами в любом случае, даже при проигрыше на аукционе, что противоречит принципу свободы предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, в действиях МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо  усматриваются признаки нарушения пункта  части 1 ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению дела №268 о нарушении антимонопольного законодательства полно и всесторонне рассмотрены представленные материалы дела, сведения и документы, а также пояснения сторон.

Как пояснил представитель ООО «Осетровская РЭБ флота» (победитель закупки), затраты на хранение угля общество относит на свои затраты, которые впоследствии списываются на убыток.

В соответствии со ст.506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Статья 510 ГК РФ регламентирует доставку товаров покупателю по договору поставки.

Параграф 3 ГК РФ «Поставка товаров» не предусматривает каких-либо норм, которые бы разрешали включать в договор поставки условия по хранению товара, который уже поставлен покупателю.

Между МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо и ООО «Осетровская РЭБ флота» заключен договор поставки угля от 21.03.2014г. №04-пт, предметом которого является поставка угля каменного марки Д обогащенного, рассортированного, крупностью 25-60 мм, (ДО), концентрата.

В соответствии с дополнительным соглашением №02 от 31.07.2014г. к указанному договору, поставка всего угля осуществляется ООО «Осетровская РЭБ флота» в срок до 30.10.2014г. Таким образом, по состоянию на 02.12.2014г. (дату рассмотрения дела №268) договор является исполненным.

Предметом торгов (закупки) является заключение договора на поставку угля каменного (лоты 1,2 поставка каменного угля для нужд г.Бодайбо и п.Мамакан).

Объединение в один договор поставки и хранения угля влечет за собой возложение на участника закупки – победителя торгов, необоснованные дополнительные затраты на хранение угля, что противоречит нормам действующего законодательства, т.к. предметом закупки является поставка угля, т.е. его доставка.

В данном случае, согласно пояснениям МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо, и требованиям конкурсной документации, предполагалось хранение угля на складских площадях контрагента указанной площади (не менее 14200 кв.метров) в течение длительного времени, что однозначно влечет за собой дополнительные затраты контрагента на хранение каменного угля (содержание складского помещения, необходимого персонала, дополнительные затраты по перемещению угля со склада до котельной и т.д.).

Довод ООО «Востсибуглесбыт», заявленный на рассмотрении дела представителем ООО «Востсибуглесбыт», по ограничению общества в вещных правах, из-за указания в Документации предварительного квалификационного отбора наличия именно собственного ли арендованного флота – довод необоснован, т.к. в п.4.2.4 раздела «Квалификационные требования к участникам ПКО» указано, что «…предоставляются копии документов о праве собственности либо копии иных документов, подтверждающих иное законное право пользования имуществом…».

Закупка проведена МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо в форме предварительного квалификационного отбора для проведения конкурса с ограниченным участием.

Конкурс с ограниченным участием в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013г. №1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», проводится только в целях осуществления закупки следующих товаров (работ, услуг):

1. Выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии.

2. Выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации.

3. Выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии.

4. Выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса.

5. Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.

6. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

Особенности проведения конкурса с ограниченным участием установлены статьей 56 Федерального закона от 05.04.2014г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в т.ч. указанной статьей установлены сроки его проведения, включая проведение квалификационного отбора и конкурса, а также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013г. №1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Не смотря на то, что предмет закупки (поставка каменного угля) не относится к перечню товаров (работ, услуг), закупка которых должна осуществляться в форме конкурса с ограниченным участием, МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо приняло решение о проведении закупки в указанной форме - предварительного квалификационного отбора для проведения конкурса с ограниченным участием, следовательно, оно обязано соблюдать требования, предъявляемые нормами действующего законодательства к данной форме закупки, в том числе в части сроков ее проведения.

Максимальный срок проведения предквалификационного отбора, установленный для конкурсов с ограниченным участием, составляет 10 рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (ч. 7 ст. 56 Закона о контрактной системе). Максимальный срок проведения первого этапа двухэтапного конкурса составляет 20 дней (ч. 6 ст. 57 Закона о контрактной системе). С учетом положений гражданского законодательства об определении сроков (ст. 190 ГК РФ) срок для проведения первого этапа двухэтапного конкурса исчисляется в календарных днях.

МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо провело предварительный квалификационный отбор для проведения конкурса с ограниченным участием в течение 12 рабочих дней, исчисляя срок с 04.03.2014г (дата опубликования извещения о закупке на официальном сайте zakupki.gov.ru) до даты заключения договора с ООО «Осетровская РЭБ флота» - 21.03.2014г.

Дополнительные требования МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо по результатам квалификационного отбора не устанавливались, т.к. к участию был допущен только один из 2 участников закупки – ООО «Осетровксая РЭБ флота», с которым был заключен договор поставки каменного угля. Предложенные им условия участия в конкурсе полностью соответствовали требованиям документации предварительного квалификационного отбора.

По заявленному доводу ООО «Востсибуглесбыт» о том, что организатор закупки МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо необоснованно установил параметры и качественные характеристики закупаемого угля, необходимо отметить, что данный довод не может быть оценен Комиссией, исходя из следующего.

В разделе III Технического задания к Документации изложены параметры и качественные характеристики продукции и гранулометрический состав угля, а также содержится требование о том, что качество продукции должно соответствовать ГОСТу (ТУ) и подтверждаться документом, подтверждающим качество продукции.

Как следует из пояснений МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо, уголь, который имел намерение предложить потенциальный участник закупки ООО «Востсибуглесбыт», не может подойти по своим качественным параметрам для сжигания на котельных, принадлежащих МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо, т.к. его использование может привести к угрозе возникновения аварийной ситуации по причине спекания угля на оборудовании, принадлежащем организатору закупки. Подобные выводы о возможности либо невозможности применения Черемховских углей, предлагаемых ООО «Востсибуглесбыт», не представляется возможным сделать без проведения соответствующей экспертизы лицом, имеющим соответствующую лицензию на право ее проведения, с соблюдением установленных законодательством РФ норм и требований, в соответствии с которыми должны проводиться пробные сжигания каменного угля на котлах, установленных в котельных. Ни одной из сторон по делу не заявлялось письменных ходатайств о проведении такой экспертизы. Антимонопольный орган не является экспертной организацией и не имеет полномочий по решению вопросов проведения экспертизы без соответствующего ходатайства заявителя либо ответчика по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о том, что МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо нарушена часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в осуществлении действий при проведении предварительного квалификационного отбора для проведения  конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на поставку угля каменного для нужд МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо в 2014г. (извещение №31400939029), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и ущемлению прав потенциальных участников предварительного квалификационного отбора, в части установления в качестве критерия наличие у участника закупки площадок (складов) для хранения угля не менее 14 200 кв.метров и площадью резервных площадок не более 5% их полезной емкости для охлаждения разогревшегося угля,

РЕШИЛА:

1. Признать МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо, нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в осуществлении действий при проведении предварительного квалификационного отбора для проведения  конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на поставку угля каменного для нужд МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо в 2014г. (извещение №31400939029), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и ущемлению прав потенциальных участников предварительного квалификационного отбора, в части установления в качестве критерия наличие у участника закупки площадок (складов) для хранения угля не менее 14 200 кв.метров и площадью резервных площадок не более 5% их полезной емкости для охлаждения разогревшегося угля.

2. Предписание МУП «Тепловодоканал» г.Бодайбо не выдавать в связи с тем, что на момент возбуждения дела договор поставки угля заключен.

3. Копию решения направить сторонам по делу.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (ст.52 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции») в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны