Решение №265 Жалоба ОАО «Русский уголь» на действия организатора откры... от 3 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 265

 

«01  »  июня 2015г.                                                                                                          г.Иркутск

 

Резолютивная часть решения  оглашена  28.05.2015г.

В полном объеме решение изготовлено   01.06.2015г.

 

      Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Иркутского УФАС России), в составе: «     ,,,,»

      при участии представителя организатора конкурса на поставку  энергетического угля марки  2 БР ТУ0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения  общим  ориентировочным объемом 100 000 тн (+/-10%) ,  в отсутствие  представителя  заявителя - ОАО «Русский уголь» ( уведомлено  надлежащим  образом о месте и времени  рассмотрения  жалобы),  руководствуясь ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Иркутское УФАС России 20.05.2015г. (вх.  № 5630) обратилось с жалобой  ОАО «Русский уголь»   на действия /бездействие ООО «Братская электрическая компания» при проведении конкурса на поставку  энергетического угля марки  2 БР ТУ0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения  общим  ориентировочным объемом 100 000 тн (+/-10%).

       В соответствии с доводами,  изложенными  в жалобе заявителем  организатором  открытого конкурса – ООО «Братская электрическая компания»  были  нарушены   основные  требования  к закупке товаров, работ, услуг, установленные  Федеральным  законом  от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О  закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами  юридических лиц» ( далее – Закон о закупках):

 -    на официальном  сайте  www.zakupki.gov.ru организатором закупки  не размещены  протоколы, составляемые  в ходе закупки  в единой  информационной системе в нарушение п.12 ст.4  Федерального закона  «О закупках товаров, работ,  услуг отдельными  видами  юридических лиц»  № 22З-ФЗ (далее  Федеральный закон № 223-ФЗ), предусматривающего  обязательность  размещения протоколов,   составляемых  в ходе закупок  в единой  информационно системе  не позднее чем  через три  дня  со дня подписания  таких протоколов;

- заказчиком при  проведении  закупочной процедуры  сформулированы  необоснованные  требования  к закупаемой продукции  таким  образом, что единственной продукцией  является  продукция  одного производителя, что   исключает  возможность участия  в конкурсе лиц, представляющих продукцию, по качественным  характеристикам  соответствующую  заявленному  ГОСТу, однако у иных производителей, что по мнению заявителя  является нарушением  части 1 статьи 17  Закона  о защите конкуренции, выразившегося в  предоставлении  преимущественных условий  участия  в конкурсе производителю/ покупателям угля  лишь Бородинского  месторождения .

       На   основании изложенных доводов, ОАО «Русский уголь»  просит  признать  действия  ООО «Братская электрическая компания»  незаконными   и  выдать  предписание  об аннулировании  результатов  указанного конкурса.

      ООО «Братская электрическая компания» представило  возражения,   согласно которым    заявленные требования ОАО  « Русский уголь»  посчитало не обоснованными. 

     Организатор запроса котировок указал,  что  ОАО «Русский уголь» не является  участником  конкурса на поставку  энергетического угля марки  2 БР ТУ0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения  общим  ориентировочным объемом 100 000 тн (+/-10%),  с заявкой на участие  в названном конкурсе не обращался, таким образом,  не  могут  быть нарушены  его права.

     Факт   не опубликования  протоколов  по результатам вскрытия конвертов.  рассмотрения,  оценки  и сопоставления  конкурсных  заявок в установленный в извещении  срок подтвердил, пояснив, что   нарушение   указанных сроков   произошло  по техническим причинам,  ввиду неисправностей  на  персональном компьютере,  на котором  установлено  программное  обеспечение  КпритоПро и сертификаты  организации, позволяющее осуществлять  опубликование  информации  на официальном  сайте  закупок. Обществом  были  размещены  сведения  о результатах  конкурса с опозданием  на 4 дня  по независящим   от него причинам. Нарушение  сроков,   по его мнению,  не  привело  к нарушению прав  участников закупок и иных лиц.

      Также, представитель  ООО «БЭК» представил пояснения,   согласно которым указание  в конкурсной документации  информации о товаре – энергетические  угли  марки 2 БР ТУ 0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского  месторождения  обусловлено  тем, что  пароводогрейные  котлы, установленные  в котельной  ООО «БЭК»        спроектированы под применение  бурого  угля  Ирша - Бородинского  месторождения, указанный факт отражен  в  технических паспортах на котлы. При этом  водогрейные котлы  теоретически  способны кроме  бурого   угля Ирша-Бородинского  месторождения

потреблять каменный уголь Минусинского месторождения, однако система подачи топлива на котельной предусматривает наличие единого приемного лотка в месте хранения угля, а следовательно, невозможно разграничить уголь, подающийся на разные котлы из топливоподатчика. Учитывая, что пароводогрейные котлы работают только на угле Ирша-Бородинского месторождения, применение иного типа угля ввиду существующих особенностей системы топливоподачи без существенных инвестиций в реконструкцию системы топливного склада и топливоподачи невозможно. Заводом-изготовителем котельных агрегатов предусмотрено использование угля Ирша-Бородинского месторождения. Данные о проектном топливе внесены в паспорт котельного агрегата. Использование непроектного топлива может привести к снижению КПД котельного агрегата, ускоренному износу поверхностей нагрева, как следствие,  выходу из строя котлоагрегата. Для изменения проектного вида топлива требуется выполнение поверочного расчета котельного агрегата, проведение тепло-технических испытаний, проведение опытного сжигания проектного топлива, согласование использования непроектного вида топлива с заводом-изготовителем и допуск в эксплуатацию от Ростехнадзора. На основании Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115). С учетом того, что в котельной ООО «Братская электрическая компания» возможно применение только угля указанного месторождения, то такое указание технических условий не  ограничивает  конкуренцию  и не  нарушает прав  потенциальных  поставщиков угля.

       По мнению ООО «БЭК»    жалоба ОАО «Русский уголь»  не обоснована    и  удовлетворению не подлежит.

        Дополнительно организатор  закупки сообщил, что дальнейшая процедура по проведению конкурса   была  приостановлена, договор с победителем не заключался.

        Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы,  Комиссия по рассмотрению жалобы ОАО «Русский  уголь»    пришла к следующим выводам.

        При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 закона  от  от 18.07.2011  № 223-ФЗ  «О закупках»).

        В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 закона  от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках»  в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, в аукционной документации заказчик обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

 Комиссией  была  исследованы требования  к  качеству, техническим   характеристикам товара, работ, услуг  к их безопасности, к функциональным характеристикам  ( потребительским свойствам) товара, к р размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам  работы и иные требования, связанные  с определением  соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, установленные   конкурсной документацией  ООО «Братская  электрическая компания»  : « марка 2 БР  Ирша-Бородинского  месторождения : требования  безопасности  применения  по ГОСТ   Р 51591-2000; нормы показателей качества по ТУ 0325-001-14859134-2005, ту 12.36.241-91. Предельное  содержание  массовой доли:  St d- 0,4 % ; Хлора Сl d – 0, 04%  Мышьяка Аs d – 0, 0007%; зола A d- не более 10% Влага W d – не более 35%, Минеральные примеси – не более  2 %. Низшая теплота сгорания Qi r – средняя 3940 ккал/кг. Метод отбора  проб должен  удовлетворять ГОСТ  11223-88.

    Комиссия   исследовала технические  паспорта на котлы : № КЕ 50-14-225С ( рег. № 4669), рег. № 4356,  ( рег.№ 4562) , зарегистрированные  Прибайкальским  управлением  Федеральной  службы  по экологическому , технологическому надзору  с  указанием технических характеристик и параметров,  в т.ч. расчетных   видов топлива  и их  теплоты сгорания  : Ирша – Бородинский ( рег.  № 4669) , Минусинский, Ирша-Бородинский (рег.  № 4356), Минусинский  Ирша-Бородинский  (рег.  № 45620),  План – схему  топливоподачи угля и установила, что  данные   о проектном топливе  внесены  в паспорт  котельных агрегатов,  система подачи топлива на котельной предусматривает наличие единого приемного лотка в месте хранения угля, а следовательно, невозможно разграничить уголь, подающийся на разные котлы из топливоподатчика.  Для изменения  проектного вида топлива  требуется  выполнение  поверочного   расчета  котельного   агрегата, проведение  тепло-технических испытаний, проведение  опытного сжигания проектного топлива,   согласование  использования непроектного  вида топлива  с заводом – изготовителем  и допуск в эксплуатацию  от Ростехнадзора на основании Правил  технической эксплуатации тепловых энергоустановок ( утв.  приказом  Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115).

      Таким образом,  довод ООО "Русский уголь"  об ограничении  числа участников  конкурса  на поставку  угля 2 БР, путем включения в документацию об аукционе требований к качеству, техническим характеристикам оборудования, соответствующим потребностям заказчика, не может быть признан обоснованным. 

       Информационное  обеспечение  закупки   установлено   ст. 4 Федерального закона  №223-ФЗ, в т.ч.  пунктом  12  указанной статьи определено: « Протоколы, составляемые  в ходе закупки, размещаются  заказчиком в  единой  информационной  системе  не позднее  чем  через три  дня со дня  подписания  таких протоколов».      

      Согласно распечатки   информации (скриншот), размещенной  организатором  конкурса на поставку  энергетического угля марки  2 БР ТУ0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения  общим  ориентировочным объемом 100 000 тн (+/-10%)   на официальном  сайте  www.zakupki.gov.ru    ( закупка 31502255440):

      Дата и время рассмотрения  заявок 15.05.2015г. в  12ч.00 мин.

      Дата и время подведения итогов : 15.05.2015г.  в 12 ч. 00 мин.

      Протоколы   заседания  закупочной  комиссии  по рассмотрению  результатов  проведения  открытого конкурса на поставку энергетических углей  марки 2 БР ТУ 0325-001-1489134-2005 Ирша-Бородинского  месторождения  Красноярский край  размещены 22.05.15г.

       Таким образом, опубликование  протоколов, заседания  закупочной  комиссии  по рассмотрению  результатов  проведения  открытого конкурса на поставку энергетических углей  марки 2 БР ТУ 0325-001-1489134-2005 Ирша-Бородинского  месторождения  Красноярский край    и размещенных 22.05.2015г. ООО «Братская электрическая компания»     на официальном сайте  www.zakupki.gov.ru     свидетельствуют о нарушениях  сроков  размещения  заказчиком  в  единой  информационной  системе,   установленных требованиями  п. 12 ст. 4 Федерального закона  №223-ФЗ  « О закупках».

 

 

    В  соответствии с ч. 4  ст. 447 Гражданского кодекса РФ  торги  проводятся  в форме   аукциона  или конкурса. Выигравшим  торги  на аукционе  признается лицо, предложившее  наиболее  высокую цену, а по конкурсу  - лицо, которое  по заключению  конкурсной комиссии , заранее назначенной  организатором торгов, предложило лучшие условия.

     Комиссия  установила, что ООО «Братская электрическая компания»  проводила закупку  на право заключения договора  поставки энергетических углей  марки 2 БР ТУ 0325-001-1489134-2005 Ирша-Бородинского  месторождения  Красноярский край  для нужд  общества  в форме   открытого конкурса.

    Участниками  открытого конкурса на поставку  энергетических  углей  марки  2БР ТУ 0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского  месторождения, Красноярский край  являются:  ООО «Углегруз» ( г.Иркутск)  и ООО «СибэнергоМаш» (г.Братск). Победителем  открытого  конкурса признано  ООО «Углегруз», предложившее лучшую  стоимость услуги - 193 600 000, 00 руб ( включая НДС).   Стоимость  услуги максимальная ( включая НДС)  установлена  конкурсной  документацией  и составляет - 209 000 000, 00 руб. Предложенная  цена  ООО «СибЭнергоМаш» составила - 208 000 000, 00 руб.

     Однако, в  соответствии с п. 4.5 Положения о  закупке товаров,  работ, услуг  ООО «Братская электрическая компания»,   конкурс проводится  в случае,  когда в процессе закупки   первоочередное  значение  придается  оценке квалификации  и опыта поставщиков  ( исполнителей, подрядчиков), либо условиям  поставки  ( работ, услуг), условиям  исполнения договора, а также при закупке  узкоспециализированных товаров ( работ, услуг), продукции  высоких  технологий, сложной техники сложных  или дорогостоящих  товаров ( работ, услуг).

      В соответствии с п. 6.4.2  Положения   о  закупке товаров,  работ, услуг  ООО «Братская электрическая компания» оценка и  сопоставление  заявок  на участие  в конкурсе осуществляется в целях  выявлениях лучших  условий  исполнения договора в соответствии  с критериями  и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.

      В соответствии с п.8 Конкурсной документации ООО «Братская электрическая компания» ( Приложение № 2)  установлен   порядок  проведения  конкурса. Критерии  и порядок  оценки  и  сопоставления  заявок  на участие  в закупке. Так,  пунктом 8.2.2. установлено : « Оценка и сопоставление  заявок на участие  в конкурсе  осуществляется  в целях  выявления  лучших условий исполнения  договора  и в соответствии с критериями  и в порядке, которые  установлены конкурсной документацией. Победителем  конкурса признается  участник  конкурса, который предложил  лучшие условия  исполнения договора и заявке,  на участие  в конкурсе которой присвоен  первый номер».

       Однако, сами критерии  и порядок  оценки конкурсных заявок заказчиком не определены  и не указаны  в конкурсной документации. Также в документации отсутствует методика оценки  участников конкурса.

      В соответствии с  п.2 ст.2   Федерального закона  от 18.07.2011 № 223-ФЗ  " О закупках" Положение  о закупке является документом, который  регламентирует закупочную  деятельность  заказчика и должен содержать требования  к закупке. в том числе  порядок  подготовки  и проведения  процедур закупки (включая способы закупки)  и условия их применения  порядок заключения  и исполнения  договоров, а также иные связанные  с обеспечением  закупки  положения.

    Пунктом 12 ст.10  Федерального закона  от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках» установлено  обязательное требование  об указании  сведений, определенных  положением  о закупке,  в том числе: критерии оценки  и сопоставления  заявок на участие в закупке.

     Таким образом, заказчик не определил, какие конкретно сведения, предложенные участником, будут учитываться заказчиком, и каким образом это будет происходить, т.е. не установил в документации о торгах порядок оценки показателей критерия "качество работ и квалификация участника" чем нарушил требования п. 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона  от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках».

Такие действия ООО «Братская электрическая компания» привели к тому, что оценка и сопоставление заявок по неценовому критерию не осуществлялись. Представитель ООО «Братская электросетевая компания»  подтвердил, что цена  являлась единственным критерием  для определения победителя  в конкурсе.

       Методика оценки  была  заведомо закрыта от претендентов, когда необходимость полного раскрытия информации о торгах с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам предусмотрена требованиями законодательства, кроме того, данные критерии являются необходимыми для участников конкурса, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

       Таким образом, действия ООО «Братская электрическая компания"   противоречат  требованиям   части 6 статьи 3 Федерального закона  от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках», которой установлено, что не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

          На основании изложенного, руководствуясь 18.1 Федерального закона о защите конкуренции, Комиссия Иркутского УФАС России,

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ОАО «Русский уголь» обоснованной.

2. Признать организатора  конкурса – ООО «Братская электрическая компания»  нарушившим  п.12 ст.4 Федерального закона  от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках».

3. Признать ООО «Братская электрическая компания»  нарушившим п. 4.5, п.6.4.2  Положения о закупке товаров, работ, услуг, необходимых  для осуществления  регулируемого  вида деятельности  в сфере  теплоснабжения, утв.  Решением  единственного участника  ООО «Братская электрическая компания»  от 29.03.12 № 01/2012 .

4. Организатору  конкурса   выдать предписание  об аннулировании  конкурса на поставку  энергетического угля марки  2 БР ТУ0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения  общим  ориентировочным объемом 100 000 тн (+/-10%) .

5. Материалы  дела  передать должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении виновных лиц  по ч. 4, 8 ст. 7.32.3 КоАП  РФ.

6.    Направить копии решения сторонам по жалобе.

 

 Решение  комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявитель считает, что заказчиком некорректно составлено техническое задание, требования, предъявляемые к участникам по нему завышены и не соответствуют названию закупки. Так же,  в договоре,   приложенном к документации проводимой закупки ни слова не говорится о перевозке и утилизации ртутьсодержащих ламп. Предметом данного договора является порядок определения взаимоотношений сторон по вопросам, связанным с предоставлением услуг на планово-регулярную вывозку твердых бытовых отходов и их утилизацию (захоронение), находящимся в управлении ООО «Сетевая компания «ИРКУТ».

 

 

 

 

 

 

Название закупки  «Запрос  котировок по выбору  подрядной организации  на вывоз  твердо-бытовых  отходов  с территории г.Иркутск –II и  их  утилизацию  ( захоронение) не  соответствует  техническому заданию на вывоз  ТБО  с территории  г.Иркутск-II. По техническому заданию предъявляются требования к  участникам закупки  в соответствии с которыми  у последних должны быть  договоры  со специализированными   организациями по приему  ртутьсодержащих ламп от населения, наличие спецтранспорта  для  транспортировки ртутьсодержащих ламп, наличие  помещения  ( переносного контейнера) в количестве  2 штук  для  организации  приема  от населения  ртутьсодержащих ламп. Твёрдые бытовые отходы и ртутьсодержащие лампы относятся к разным классам опасности, соответственно это разные виды отходов.

 

 

 

 

Так, Отходы - это вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции. Отходы в свою очередь подразделяются на виды и классы опасности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155 утверждены «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», согласно которым под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.). В соответствии с Приказом МПР России от 15.06.01 №511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», с СанПином 2.1.4.1074-01 твердые бытовые отходы относятся к 4 , 5 классам опасности, а именно малоопасным и практически неопасные, а ртуть содержащие лампы относятся к 1 классу опасности -чрезвычайно опасные вещества. Так в соответствии с ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об отходах производства и потребления", со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке отходов 1 класса опасности является лицензируемой, а для перевозке отходов 4, 5 класса опасности лицензия не требуется.

3. Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса
или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке.
Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям,
содержащимся в документации о закупке. Так на основании п. 9 ст. 4 ФЗ № 223-ФЗ в
извещении о закупке должны быть указаны, сведения о начальной (максимальной) цене
договора (цене лота).

       Комиссия   рассмотрела  форму, порядок, дату начала и  окончания  срока предоставления  участникам  запроса  котировок  разъяснений  положений  документации  о запросе котировок.  В соответствии с п. 11  документации  каждый претендент  на участие  в запросе котировок  имеет  право подать запрос  на разъяснение положений  извещения  о проведении  запроса котировок  и документации  о запросе котировок.

любое лицо может подать заявку на разъяснение положений извещения в срок не превышающий 3-х рабочих дней до момента окончания срока подачи заявок на  участие в запросе котировок. Далее комиссия в течение 3-х рабочих дней рассматривает запрос, а потом в течение 3-х рабочих дней публикуется разъяснение положений извещения/на сайте Учреждения. Итого на предоставление разъяснений 6 рабочих дней. А в соответствии с извещением проведения закупки установлен трехдневный срок для предоставления участниками, запрашиваемой документации (с 23.01.14 г. - 27.01.14 г.). Получается, что пока комиссией готовятся разъяснения и публикуются на сайте, срок для подачи документации истекает. Соответственно сроки, указанные в извещении и в документации запроса противоречат друг

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны