Решение №2729 О признании СУ СК РФ по Иркутской области и Управления МВД п... от 30 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 2729

«26» декабря 2014 г.                                                                           г. Иркутск

Резолютивная часть решения оглашена «12» декабря 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» декабря 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: (…), члены комиссии: (…),

в присутствии представителя заявителя ООО «Фирма «Береза» - (…); представителей ответчиков – (…) по доверенности, (…) по доверенности; УМВД г. Иркутска – (…) по доверенности; представителя Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области – (…) по доверенности; представителя ГУ МВД России по Иркутской области – (…) по доверенности; представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" – (…), представителя заинтересованного лица - МУП «Ритуал» -(…),

в отсутствие представителя заинтересованного лица - министерства здравоохранения Иркутской области,

рассмотрев дело № 82 от 12.03.2014 г. по признакам нарушения администрацией города Иркутска (664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 14), Следственным управлением Следственного комитета России по Иркутской области (Володарского ул. д. 11, г. Иркутск, 664011), Управлением министерства внутренних дел России по г. Иркутску (664007 г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 23), Главным управлением МВД России по Иркутской области (664003 г. Иркутск, ул. Литвинова, 15) ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

Приказом № 82 от 12.03.2014 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по результатам рассмотрения обращения ООО «Фирма «Береза» возбуждено дело в отношении администрации города Иркутска (664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 14), по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, в связи с бездействием по организации оказания ритуальной услуги на территории муниципалитета по транспортированию останков и праха умерших или погибших в морги для патолого-анатомического вскрытия и (или) судебно-медицинской экспертизы в случаях, установленных федеральным законодательством, в том числе, путем финансирования оказания таких услуг хозяйствующим субъектам, выбранным по результатам торгов, в случае отсутствия иных лиц, взявших на себя обязанность по погребению и или доставке трупов умерших в морги, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг в связи с непроведением публичных процедур по выбору хозяйствующего субъекта.

Определением № 686 от 28.05.2014 г. к рассмотрению в качестве заинтересованных лиц привлечены: министерство здравоохранения Иркутской области (664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 29), МУП «Ритуал» г. Иркутска (664047, г. Иркутск, ул. Байкальская, 77); в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах к рассмотрению дела № 82 привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (664022, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 4).

В связи с обнаружением Комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 82 признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) иных лиц, чем ответчик по делу, определением № 877 от 07.07.2014 г. к рассмотрению дела № 82 в качестве ответчиков по делу привлечены: Следственное управление Следственного комитета России по Иркутской области (Володарского ул. д. 11, г. Иркутск, 664011), Управление министерства внутренних дел России по г. Иркутску (664007 г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 23). Указанные лица ранее участвовали в рассмотрении данного дела в статусе заинтересованных лиц, в соответствии с ч. 1.1 ст. 47 ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дело было отложено.

Определением № 957 от 24.07.2014 г. к рассмотрению дела № 82 в качестве ответчика по делу привлечено – Главное управление МВД России по Иркутской области (664003 г. Иркутск, ул. Литвинова, 3), рассмотрение дела отложено.

Определениями № 1049 от 18.08.2014 г., № 1187 от 16.09.2014 г., 1304 от 10.10.2014 г., 1392 от 05.11.2014 г., № 1503 от 27.11.2014 г. рассмотрение дела откладывалось.

По инициативе Комиссии в рассмотрении дела объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 12.12.2014 г. После перерыва дело рассматривалось Комиссией в прежнем составе, при участии тех же представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела.

В Иркутское УФАС России поступило обращение ООО «Фирма «Береза» о необходимости (обязанности) проведения конкурса на право заключения договора на оказание услуг по доставке трупов умерших граждан в морги органами местного самоуправления или иными органами власти, в целях организации ритуальных услуг на территории поселения.

Из пояснений представителя ООО «Фирма «Береза», следует, что в связи с бездействием органов власти (органов местного самоуправления) по выбору (определению) в порядке, обеспечивающим конкуренцию, конкретных хозяйствующих субъектов для оказания услуг по перевозке тел, останков умершего или погибшего в места проведения судебно-медицинской экспертизы создаются предпосылки к нарушению антимонопольного законодательства.

Так, неопределенность в вопросе об уполномоченной ритуальной службе на эвакуацию трупа для производства экспертизы является коррупционным фактором, в результате которого на место смерти гражданина прибывают несколько ритуальных служб, вызванных разными лицами (органами), уведомленными о факте смерти и родственниками умершего.

Неполучение доходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку трупов умерших граждан  в случае их привлечения правоохранительными органами, в связи с отсутствием фактического урегулирования  товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан за счет бюджетных средств, приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг.

В соответствии с письменными пояснениями администрации, организация доставки (транспортировки) трупов умерших граждан, в том числе, неопознанных в морги города Иркутска для осуществления вскрытия (экспертизы) не является полномочием органов местного самоуправления города Иркутска.

Услуга по транспортированию трупов умерших, являясь ритуальной, не входит в перечень гарантированных ритуальных услуг, оказываемый гражданам безвозмездно специализированной службой, создание которой является обязанностью органов местного самоуправления.

Тела умерших, в случаях, предусмотренных ст. 67 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее - Основы охраны здоровья граждан), направляются для осуществления патолого-анатомического вскрытия либо судебно-медицинского исследования в целях получения данных о причине смерти и диагнозе заболевания.

Согласно Порядку проведения паталого-анатомических вскрытий, утв. приказом Минздрава РФ от 06.06.2013 г. № 354н, медицинские работники, в предусмотренных случаях обязаны организовать направление тела умершего в патолого-анатомическое бюро или патолого-анатомическое отделение медицинских учреждений для осуществления патолого-анатомического вскрытия. При подозрении на наличие признаков насильственной смерти, признаков потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача тело умершего направляется на судебно-медицинскую экспертизу в соответствии с порядком проведения судебно-медицинских экспертиз, утвержденным Министерством здравоохранения РФ в соответствии с частью 2 статьи 62 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ.

Основаниями для осуществления экспертизы являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта (ч. 2 ст. 19 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 12 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 мая 2010 года N 346н, доставка объектов и материалов осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу, в соответствующие структурные подразделения государственных судебно-экспертных учреждений.

Таким образом, по мнению администрации, законодательством установлен круг лиц, органов, на которые возложены обязанности по организации и осуществлению деятельности по направлению (представлению, доставки) трупов умерших граждан в морги для вскрытия (экспертизы).

Согласно статьи 131 УПК РФ суммы, израсходованные на хранение, пересылку и перевозку (транспортировку) вещественных доказательств, а также на перевозку (транспортировку) трупов и их частей относятся к процессуальным издержкам

В силу статьи 132 УПК РФ процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета.

До 2011 года администрацией проводились конкурсы по отбору хозяйствующего субъекта, в рамках реализации мероприятий по укреплению правопорядка в г. Иркутске.

В 2011 г. УМВД по г. Иркутску отказалось подписывать трехсторонний договор на оказание услуг по поднятию трупов людей с мест происшествий и их доставке в ГУЗ «Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» с администрацией и хозяйствующим субъектом, выбранным по результатам открытого конкурса в 2011 году.

В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по организации перевозки (транспортировки) трупов, администрация отказалась от проведения указанных конкурсов.

В соответствии с письменными пояснениями Управления министерства внутренних дел России по г. Иркутску (далее - УМВД по г. Иркутску), в структуре органов внутренних дел не имеется специализированного подразделения по доставке трупов умерших граждан для производства исследований или экспертиз.

Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», в статье 12 не содержит обязанности по доставке трупов умерших граждан для производства судебно-медицинской экспертизы, иных исследований. В соответствии с ч. 2 указанной статьи «иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон». Это означает, что если соответствующая обязанность не прописана в этой статье, то, несмотря на ее наличие в иных нормативных актах, полиция не должна ее исполнять.

Каждый факт о смерти человека является сообщением о происшествии и по нему в обязательном порядке проводится проверка до принятия решения о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев смерти после продолжительной болезни, когда причина смерти удостоверяется лечащим врачом.

В рамках проверки сообщения о преступлении до принятия решения о возбуждении уголовного дела или отказе в его возбуждении (ст. 144 УПК РФ) трупы умерших граждан направляются для производства судебно-медицинской экспертизы или судебно-медицинского исследования участковыми уполномоченными полиции УМВД России по г. Иркутску.

По прибытии на место обнаружения трупа умершего гражданина участковый уполномоченный полиции, осуществляет осмотр места происшествия, составляет протокол осмотра места происшествия, отбирает объяснения, после чего выписывает направление для доставки трупа умершего гражданина в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее ИОБСМЭ) для проведения судебно-медицинского исследования, которое передает родственнику умершего гражданина или представителю приехавшей ритуальной службы.

Обязанность осуществлять транспортировку трупа умершего гражданина на участкового уполномоченного полиции не возложена, также как и на всех сотрудников полиции в целом. Вместе с тем, после осмотра места происшествия сотрудник должен обеспечить  доставку трупа в ИОБСМЭ для проведения экспертизы. С этой целью сотрудники дежурных частей, используя общедоступную информацию, осуществляют звонки в различные ритуальные службы с целью обеспечения вывоза трупа. При этом информация об обнаружении тел умерших граждан по фактам смерти некриминального характера, личность которых установлена и имеющих родственников, отдельным субъектам на рынке услуг ритуально-похоронного обслуживания сотрудниками УМВД России по г. Иркутску не передается. Родственники умерших граждан вызывают ритуальную службу по своему усмотрению.

Федеральным бюджетом РФ не предусмотрена статья расходов на оплату органами внутренних дел  транспортировки трупов умерших граждан в морги, а УМВД России по г. Иркутску является государственным органом, финансируемым за счет средств федерального бюджета.

Процессуальные издержки возмещаются только после заключения договора и подписания акта выполненных работ. Управлением в 2013 – 2014 г.г. не заключались договоры, контракты или соглашения с хозяйствующими субъектами по оказанию услуг по доставке трупов граждан.

Кроме того, процессуальные издержки в соответствии со ст. 131 УПК РФ возмещаются только после возбуждения уголовного дела на основании постановления следователя, дознавателя, а, следовательно только по делам, производство расследования по которым входит в компетенцию органов внутренних дел. Расследование преступлений, связанных с причинением смерти не входит в компетенцию органов внутренних дел.

В соответствии с пунктом 23 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления и Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, по мнению ГУ МВД России по Иркутской области организация ритуальной услуги по транспортированию останков и праха умерших или погибших, не имеющих лиц, взявших на себя обязанность по погребению, входит в компетенцию органов местного самоуправления.

УМВД России по г. Иркутску неоднократно обращалось в администрацию города Иркутска с предложением об организации конкурса на право оказания услуг по поднятию трупов граждан с мест совершения преступления, автодорожного происшествия со смертельным исходом, обнаружения трупов вне жилых помещений, в общественных местах, а  так же трупов граждан, не имеющих супруга, близких, иных родственников, либо законных представителей, и лиц, личность которых не установлена и доставке в ИОБСМЭ и другие морги города Иркутска.

Однако, в УМВД России по г. Иркутску был представлен проект договора на оказание услуг по поднятию всех трупов людей с мест происшествий и их доставке в ИОБСМЭ, который был возвращен в администрацию города Иркутска без подписания, в связи с возможным нарушением антимонопольного законодательства.

Согласно письменным пояснениям ГУ МВД России по Иркутской области, в структуре самого Управления и подчиненных ему органов и организаций не имеется специализированного подразделения по доставке трупов умерших граждан для производства исследований или экспертиз.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» орган или лицо, назначившее экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключений эксперта.

Финансово-экономический департамент МВД России в смете расходов на содержание ГУ МВД России по Иркутской области не предусматривает средства на оплату услуг по доставке трупов умерших граждан для производства экспертиз, исследований следователями, дознавателями. Соответственно, ГУ МВД России по Иркутской области не осуществляет финансирование на указанные цели территориальных органов ГУ МВД России по Иркутской области, в том числе по г. Иркутску.

В соответствии с пунктом 23 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, по мнению ГУ МВД России по Иркутской области организация ритуальной услуги по транспортированию останков и праха умерших или погибших входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Следственное управление Следственного комитета России по Иркутской области (далее – Следственное управление) представило пояснения и документы, в соответствии с которыми в системе Следственного комитета России не имеется специализированных подразделений по доставке трупов умерших граждан для производства судебно-медицинской экспертизы.

Определенного установленного порядка доставки трупов граждан для производства судебно-медицинской экспертизы в системе Следственного комитета Российской Федерации и Следственном управлении по Иркутской области не имеется, какими-либо ведомственными распоряжениями и приказами данная процедура не регламентирована.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ судебные экспертизы, в том числе по исследованию трупов граждан, назначаются при проведении доследственной проверки, в связи с этим почти все трупы граждан направляются сотрудниками Следственного управления в ИОБСМЭ в рамках проверки сообщения о преступлении до принятия решения о возбуждении уголовного дела, исключение составляют уголовные дела, возбужденные по фактам безвестного исчезновения граждан, место нахождения трупов которых устанавливается уже в процессе расследования возбужденного уголовного дела.

Следственное управление является учреждением, деятельность которого финансируется из средств федерального бюджета на основании сметы расходов. В соответствии с методическими указаниями по составлению бюджетной сметы на будущий финансовый год, в статью расходов на процессуальные издержки закладываются расчетные суммы на оплату услуг экспертов, специалистов, переводчиков, адвокатов исходя из состоявшихся расходов предыдущего финансового года

Прочие процессуальные издержки, понесенные в ходе производства по уголовному делу и предусмотренные УПК, также в соответствии с требованиями Следственного комитета РФ, возмещаются из средств федерального бюджета на основании заявок на дополнительное финансирование, направляемых для рассмотрения и согласования Главным управлением криминалистики и Финансово-экономическим управлением Следственного комитета. Оплата за услуги по проведению экспертиз, переводов и прочих услуг, признанных процессуальными издержками, производится на основании постановления следователя, разового договора с физическим или юридическим лицом, других дополнительных документов в соответствии с разработанным регламентом. При этом не подлежат оплате расходы, отнесенные к процессуальным издержкам по уголовным делам, связанные с оказанием услуг экспертов, адвокатов, переводчиков и иные, предусмотренные статьей 131 УПК РФ, осуществленные не по заказу следователя.

Все вопросы, связанные с организацией доставки трупов граждан для производства судебно-медицинской экспертизы, решаются сотрудниками органов внутренних дел, входящими в состав следственно-оперативных групп, как правило, по устному поручению сотрудника Следственного управления, находящегося на месте происшествия.

Также, у Следственного управления не имеется заключенных договоров, контрактов или соглашений с хозяйствующими субъектами на оказание услуг по доставке трупов граждан, соответственно, указанная деятельность Следственным управлением не финансируется.

На основании изложенного, представитель Следственного управления считает, что Управление не может являться ответчиком по делу № 82 о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с пояснениями Министерства здравоохранения города Иркутска в городе Иркутске лицензию на проведение патологоанатомического вскрытия в г. Иркутске  имеют 4 учреждения:

-        ГБУЗ «Иркутское областное патологоанатомическое бюро»;

-        ОГАУЗ «МЕДСАНЧАСТЬ ИАПО»;

-        ОГАУЗ «Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница»;

-        ОГАУЗ «Иркутская городская клиническая больница № 1».

Специализированных подразделений по доставке трупов умерших граждан для производства патологоанатомического исследования либо судебно-медицинской экспертизы в учреждениях здравоохранения Иркутской области нет.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 6 июня 2013 года № 354н «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий» в медицинских учреждениях Иркутской области издается приказ «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий» на основании, которого после констатации биологической смерти человека в медицинских организациях, заведующим отделением (при его отсутствии - дежурным врачом) организуется направление тел умерших на патологоанатомическое исследование.

В случае наступления смерти вне медицинской организации направление на патологоанатомическое исследование тел умерших организует врач (фельдшер) медицинской организации, осуществляющий медицинское обслуживание территории, где констатирована смерть. В случае невозможности установления личности умершего информация телефонограммой направляется в территориальный отдел МВД, после чего решение о направлении на судебно-медицинскую экспертизу принимают органы МВД.

Большинство учреждений осуществляет доставку трупов умерших граждан для патологоанатомического исследования собственным транспортом силами сотрудников учреждения. Исключение составляют учреждения, которые заключают договор доставки с ритуальными службами (например, ГБУЗ Иркутская ордена «Знак Почета» областная клиническая больница).

МУП «Ритуал» г. Иркутска поддержал доводы заявителя, указав на расходы ритуальных организаций, осуществляющих доставку трупов умерших граждан с мест обнаружения в ИОБСМЭ в случае их привлечения правоохранительными органами, которые относятся на затраты предприятия.

Рассмотрев представленные материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 82 установила следующее.

Тела умерших, в соответствии со ст. 67 Основ охраны здоровья граждан, направляются для осуществления патолого-анатомического вскрытия в целях получения данных о причине смерти и диагнозе заболевания.

Часть 3 указанной статьи предусматривает, что по религиозным мотивам при наличии письменного заявления родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев:

1) подозрения на насильственную смерть;

2) невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти;

3) оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток;

4) подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов;

5) смерти:

а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов;

б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него;

в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;

г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы;

д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно;

6) рождения мертвого ребенка;

7) необходимости судебно-медицинского исследования.

Согласно Порядку проведения паталого-анатомических вскрытий, утв. приказом Минздрава РФ от 06.06.2013 г. № 354н, медицинские работники, после констатации факта смерти, обязаны организовать направление тела умершего в патолого-анатомическое бюро или патолого-анатомическое отделение медицинских учреждений для осуществления патолого-анатомического вскрытия.

При рассмотрении дела, ритуальные организации, принимающие участие в рассмотрении дела (ООО «Фирма «Береза», МУП «Ритуал» г. Иркутска), пояснили, что не привлекаются медицинскими работниками к транспортировке трупов умерших граждан в медицинские учреждения города Иркутска для патолого-анатомического вскрытия.

В соответствии с пояснениями, представленными министерством здравоохранения Иркутской области, являющимся учредителем областных медицинских организаций, подведомственные учреждения осуществляют доставку трупов умерших граждан для патологоанатомического исследования собственным транспортом силами сотрудников учреждения или по договору с ритуальной организацией.

В отношении случаев наступления смерти вне медицинской организации, когда в соответствии с Порядком проведения патолого-анатомических вскрытий, утв. приказом Минздрава РФ от 6 июня 2013 года № 354н, направление на патологоанатомическое исследование тел умерших должен организовать врач (фельдшер) медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание территории, где констатирована смерть, при рассмотрении дела установлено следующее.

За исключением редких случаев, связанных с наступлением смерти от продолжительной болезни с известным диагнозом, тела граждан, смерть которых наступила за пределами стационарного лечебного учреждения, направляются сотрудниками правоохранительных органов в ИОБСМЭ для установления причины смерти.

При отсутствии признаков насильственной смерти, сотрудники органов внутренних дел, которым обязательно сообщается о фактах смерти граждан вне стационарных лечебных учреждениях, составляют протокол осмотра места происшествия, отбирают объяснения, после чего выписывают направление для доставки трупа умершего гражданина в ИОБСМЭ для проведения судебно-медицинского исследования, которое передают родственнику умершего гражданина или представителю приехавшей ритуальной службы.

Данное направление осуществляется до момента возбуждения уголовного дела, на основании ст. 144 УПК РФ, в соответствии с которой при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

При наличии оснований полагать о возможной насильственной смерти гражданина, осмотр места происшествия производится сотрудником Следственного управления в соответствии с подследственностью.

В ходе проверки сообщения о преступлении сотрудник Следственного управления в соответствии со статьей 144 УПК РФ по факту обнаружения трупа, с целью определения причины смерти, в том числе ее криминального характера, назначает судебно-медицинскую экспертизу, о чем выносит соответствующее постановление, копия которого вместе с трупом направляется в структурные подразделения ИОБСМЭ для проведения судебно-медицинской экспертизы.

При проведении проверок в порядке ст. 144 УПК РФ, в ходе осмотра места происшествия при обнаружении трупов граждан, сотрудники Следственного управления не осуществляют доставку трупа в подразделения ИОБСМЭ для проведения судебно-медицинской экспертизы, а дают об этом поручение сотрудникам полиции, входящим в состав следственно-оперативной группы, которое обязательно для исполнения. Какие-либо ритуальные службы, иные организации для транспортировки трупов с места происшествия сотрудниками Следственного управления не вызываются.

Таким образом, как в случае направления трупов умерших на экспертизу (исследование) следователем Следственного управления, так и при самостоятельном направлении трупов умерших на экспертизу (исследование) для установления причины смерти, вопросы транспортировки трупов решаются сотрудниками органов внутренних дел.

Сотрудники полиции обеспечивают доставку трупов умерших граждан путем передачи сопроводительных документов представителю приехавшей ритуальной службы, которую вызывают родственники умершего гражданина (при наличии лиц, взявших на себя обязанности по погребению умершего).

При отсутствии родственников (лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего) сотрудники дежурных частей, используя общедоступную информацию, осуществляют звонки в различные ритуальные службы с целью обеспечения вывоза трупа.

При этом, как у органов внутренних дел города Иркутска, так и у Следственного управления договоры, контракты или соглашения с хозяйствующими субъектами на оказание услуг по доставке трупов граждан в ИОБСМЭ, отсутствуют.

В соответствии с пояснениями представителей органов внутренних дел и представителей ритуальных служб, участвующих в рассмотрении дела, затраты ритуальных служб по доставке в ИОБСМЭ трупов граждан, не имеющих родственников, никем не возмещаются.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ) при проверки сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе до момента возбуждения уголовного дела назначить как судебную экспертизу, так и требовать исследование трупов.

До момента внесения изменений в ч. 1 ст. 144 УПК РФ Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ при проверки сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа были вправе до момента возбуждения уголовного дела требовать исследование трупов (по направлению на судебно-медицинское исследование), а не экспертизу.

В соответствии с информацией, предоставленной ИОБСМЭ, привлеченным к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, при поступлении в Бюро трупов умерших граждан в сопровождении определений, постановлений о назначении экспертизы, проводится судебно-медицинское исследование трупа, по результатам которого оформляется заключение эксперта.

При поступлении трупов умерших граждан в сопровождении направлений проводится судебно-медицинское исследование трупа, по результатам которого оформляется акт судебно-медицинского исследования трупа.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, позволяющими при проведении проверки сообщения о преступлении назначать экспертизу до момента возбуждения уголовного дела, большая часть трупов умерших граждан поступает в Бюро в сопровождении постановлений правоохранительных органов о назначении экспертизы.

Так, согласно представленной информации (вх. № 8694 от 18.07.2014 г.:

В 2013 г. выполнено экспертиз по постановлениям – 375, исследований по направлениям – 3087.

В 2014 г. выполнено экспертиз по постановлениям – 997, исследований по направлениям – 903.

Из информации, предоставленной ИОБСМЭ исх. от 10.06.2014 г. № 675, исх. от 07.07.2014 г. б/н следует, что сотрудники и Следственного управления и УМВД г. Иркутска при направлении в 2013, 2014 г. г. трупов умерших граждан в ИОБСМЭ оформляют как постановления о назначении экспертизы, так и направления на судебно-медицинское исследование.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее- Закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ) объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

В соответствии со ст. 19 Закона от 31.05.2001 г. № 73-Ф3 основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановление судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта (ч. 2 ст. 19 Закона от 31.05.2001 г. № 73-Ф3).

Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 г. №346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», зарегистрированного в Минюсте 10.08.2010 г. №18111 (далее - Порядок), доставка объектов и материалов на судебно-медицинскую экспертизу осуществляется органом либо лицом, ее назначившим в соответствующие структурные подразделения государственных судебно-экспертных учреждений. Согласно п. 13 данного приказа, абз. 5 ст. 10 Закона от 31.05.2001 г. № 73-Ф3, в случае, если транспортировка объектов исследования в государственно-судебное экспертное учреждение (ГСЭУ) невозможна, орган или лицо, назначившее экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объектам непосредственно на месте и возможность их максимально полноценного исследования.

Таким образом, эвакуация трупов умерших для проведения судебно-медицинской экспертизы относится к государственной функции, которая должна осуществляться для граждан на бесплатной основе.

При рассмотрении дела установлено, что транспортировка трупов на производство экспертизы в городе Иркутске, производится теми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг, у которых имеется специализированный транспорт, отвечающий техническим и санитарным нормам.

Из пояснений, представленных на рассмотрение дела представителями ритуальных служб следует, что данная услуга предоставляется родственникам умерших граждан бесплатно, вместе с тем, в данном случае хозяйствующий субъект получает возможность оказания всего комплекса ритуальных услуг по погребению.

Затраты по доставке в ИОБСМЭ трупов граждан, не имеющих родственников, ритуальным службам, в случае привлечения их к транспортировке органами внутренних дел, также не возмещаются.

Из вывода о бесплатном характере оказания данной услуги для граждан, не следует, что данный вид услуги должен осуществляться хозяйствующими субъектами за свой счет.

Статья 49 ГК РФ устанавливает право коммерческих организаций иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

В соответствии с подпунктом 2.3.9. пункта 2.3. ГОСТа Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» перевозка тел, останков умершего или погибшего в места проведения патолого-анатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства входит в основные виды ритуальных услуг. Ритуальные услуги, в том числе, по перевозке тел, могут оказываться как на возмездной, так и безвозмездной основе.

Деятельность по транспортированию останков и праха умерших или погибших, в том числе, к местам вскрытия вправе осуществлять любые ритуальные организации в рамках осуществления деятельности по оказанию ритуальных услуг. 

Данный вид деятельности может осуществляться хозяйствующими субъектами, как на возмездной, так и безвозмездной основе, поскольку законодательством не установлена обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять данный вид деятельности бесплатно.

Таким образом, вид деятельности по специализированному транспортированию может приносить доход, а, следовательно, образовывать  отдельный товарный рынок (сегмент рынка ритуальных услуг).

Федеральным законодательством, регламентирующим права и обязанности органов внутренних дел и Следственного управления, не предусмотрена сама возможность использования частного имущества для доставки трупов умерших граждан к местам экспертизы (вскрытия) как безвозмездно, так и с последующим возмещением расходов (ущерба).

Исключительные случаи использования имущества органов власти, юридических лиц и граждан, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба, для выполнения возложенных на полицию обязанностей, предусмотрены п. 37 ст. 13 ФЗ "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Из изложенного следует, что в соответствии с законодательством, должностные лица органов дознания, предварительного расследования органов внутренних дел, а также Следственного управления не вправе использовать имущество других лиц (граждан, органов) для доставки трупов на судебно-медицинскую экспертизу.

Возможность отнесение сумм, израсходованных на перевозку (транспортировку) трупов и их частей к процессуальным издержкам согласно статьи 131 УПК РФ, отсутствие в структуре органов внутренних дел и Следственного управления специализированных подразделений по доставке трупов умерших граждан для производства исследований или экспертиз, финансируемых из бюджета, а также отсутствие права использования частного имущества для реализации обязанности уполномоченных лиц правоохранительных органов по представлению объекта экспертизы на экспертизу, свидетельствуют о том, что привлечение хозяйствующих субъектов для оказания услуг по доставке трупов умерших граждан на экспертизу возможно только на основании гражданско-правовых отношений.

Фактически, выполнение государственной функции по транспортировке (эвакуации) трупов умерших для проведения судебно-медицинской экспертизы на территории города Иркутска, путем привлечения правоохранительными органами, не имеющими собственных специализированных структур, к оказанию данной услуги хозяйствующих субъектов на основании гражданско-правовых отношений, не урегулировано лицами, органами, на которые возложена обязанность по доставке.

Как указывалось выше, вопрос об органе, лице, уполномоченном на перевозку (транспортировку) трупа к месту проведения судебно-медицинской экспертизы, урегулирован действующим законодательством.

Такими лицами являются лицо (орган) назначивший экспертизу: дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа.

Согласно статье 131 УПК РФ суммы, израсходованные на перевозку (транспортировку) трупов и их частей, являются процессуальными издержками, которые выплачиваются на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, судьи или по определению суда.

Статьей 2 Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 122-ФЗ «О внесение изменений в статью 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ» установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением пункта 6 части второй статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год, в пределах средств, выделяемых государственным органам, наделенным полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, а также средств на содержание судов общей юрисдикции.

Согласно Положению о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ, утв. постановлением Правительства РФ  от 01.12.2012 № 1240, выплата денежных сумм гражданам и юридическим лицам, связанных с производством по уголовному делу, производится в ходе рассмотрения дела с последующим решением вопроса о возмещение процессуальных издержек.

В ходе рассмотрения дела правоохранительными органами не представлены договоры, контракты, соглашения с ритуальными службами об оказании услуг по перевозке (транспортировке) трупов и их частей или порядок определения (отбора) хозяйствующих субъектов по оказанию данной услуги в целях выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Довод правоохранительных органов о том, что публичные процедуры по определению исполнителя услуг по доставке трупов на экспертизу для государственных нужд, предусмотренные указанным Законом, не допустимы в рамках уголовного процесса, является необоснованным, поскольку часть 2 статьи 1 указанного Закона содержит перечень отношений, к которым он не применяется. В соответствии с частью 1 указанной статьи настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Часть 3 устанавливает, что особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами. Уголовно-процессуальным законодательством не установлен порядок привлечения ритуальных служб для транспортировки трупов, которые бы не позволяли применить к данным отношениям ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Услуги по перевозке трупов не связаны с охраной прав и свобод обвиняемого (подозреваемого), они предоставляются правоохранительным органом и обеспечивают исполнение возложенных на правоохранительные органы полномочий.

Довод правоохранительных органов об отсутствии финансирования расходов по транспортировке трупа для экспертизы, назначенной до возбуждения уголовного дела в рамках проверки сообщения о преступлении, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 131 УПК РФ процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, также не обоснован.

Невозможность последующего возмещения расходов на оказание услуг для государственных нужд, необходимых для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, не может являться основанием для привлечения хозяйствующих субъектов к оказанию таких услуг на безвозмездной основе.

Статья 196 УПК РФ устанавливает, что назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить, в том числе, причины смерти.

Выше сказанное в равной мере относится к случаям проведения судебно- медицинского исследования с оформлением акта судебно – медицинского исследования трупа по направлениям на исследование в соответствии с полномочием должностных лиц органов внутренних дел и Следственного управления в рамках проверки сообщения о преступлении требовать проведения исследований трупа.

Довод УМВД по г. Иркутску, ГУ МВД России по Иркутской области об отсутствии обязанности полиции осуществлять доставку трупов на исследование (экспертизу), а также отсутствие финансирования данных расходов в связи с не подведомственностью расследования преступлений, связанных с причинением смерти, является необоснованным.

В соответствии с письменными пояснениями органы внутренних дел являются уполномоченным органом на проверку сообщений о фактах смерти, как сообщений о преступлении, назначение экспертизы и требований об исследовании трупа до возбуждения уголовного дела в порядке ст. 141 УПК РФ без привлечения органов (должностных лиц) в подследственность которых входит производство расследования по данной категории дел.

Статьей 12 ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, (п. 1 ч. 1 ст. 12); прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (п.2 ч. 1 ст. 12) в рамках деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.

Таким образом, расходы на оказание услуг по транспортировке трупов для исследования является государственной нуждой, необходимой для выполнения функций и полномочий государственного органа Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела правоохранительными органами не представлены договоры, контракты, соглашения с ритуальными службами об оказании услуг по перевозке (транспортировке) трупов и их частей или порядок определения (отбора) хозяйствующих субъектов по оказанию данной услуги в целях выполнения функций и полномочий государственного органа Российской Федерации.

Как указывалось выше, довод правоохранительных органов о том, что публичные процедуры по определению исполнителя услуг для государственных нужд, предусмотренные указанным Законом, не допустимы в рамках уголовного процесса, является необоснованным, поскольку часть 2 статьи 1 указанного Закона содержит перечень отношений, к которым он не применяется.

В отношении доводов УМВД г. Иркутска, ГУ МВД по Иркутской области о том, что представление объектов экспертизы (исследования) лицами, назначившими их, не включает в себя непосредственную их доставку, что подтверждается отсутствием финансирования, поскольку организация ритуальных услуг, в том числе транспортирование трупов умерших граждан к местам вскрытия, относится к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-Ф, Комиссия установила.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ (далее - закона о погребении) организацией в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности реализуются гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с законом о погребении.

Законодательство о погребении содержит конкретный перечень способов организации  ритуальных услуг и содержания мест захоронения органами местного самоуправления.

Согласно статье 29 ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Кроме того, Законом о погребении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по вопросам организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесено:

- определение порядка деятельности общественных кладбищ (ч. 4 ст. 18);

- установление правил содержания мест погребения ( ч. 1 ст. 17);

- определение порядка деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела (ст. 29).

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления путем создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом о погребении возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (ст. 29 закона о погребению).

Пункт 3 ч. 1 ст. 17 закона предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные предприятия.

В целях оказания ритуальных услуг населению, в том числе предоставлению услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению в городе Иркутске создано Муниципальное унитарное предприятие «Ритуал» г. Иркутска, как специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Согласно ст. 9 закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1)      оформление документов, необходимых для погребения;

2)      предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3)  перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4)  погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Вышеперечисленные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Статья 12 закона о погребении устанавливает гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, гарантии погребения умершего на дому, на улице или в ином месте, а также гарантии погребения умерших, личность которых не установлена.

Услуги при погребении таких умерших оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела и включают в себя:

-оформление документов, необходимых для погребения;

-облачение тела;

-предоставление гроба;

-перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

-погребение.

Таким образом, услуга по транспортированию трупов умерших, являясь ритуальной, не входит в перечень гарантированных ритуальных услуг, оказываемый гражданам безвозмездно специализированной службой, создание которой является обязанностью органов местного самоуправления.

Статья 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают не только полномочиями по созданию муниципальных предприятий. Так, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Как указывалось выше, право хозяйствующих субъектов на осуществление деятельности по специализированной транспортировке трупов на возмездной основе не ограничено федеральным законодательством, а расходы по транспортировке трупов для экспертизы (исследования) относится к государственным нуждам государственных органов (правоохранительных органов) для выполнения функций и полномочий государственных органов в сфере уголовного судопроизводства, связанных с выявлением, пресечением и расследованием преступлений.

Таким образом, расходы по транспортировке трупов для экспертизы (исследования) не относятся к муниципальным нуждам и не могут финансироваться за счет средств местного бюджета.

Неосуществление Следственным управлением Следственного комитета России по Иркутской области действий по доставке (предоставлению) трупов умерших граждан в государственные судебно-экспертные учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования), путем создания специализированного подразделения или заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном Законом порядке и возложением обязанности по доставке трупов на иных лиц (органы внутренних дел), приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, в частности, к неполучению доходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку трупов умерших граждан в случае их привлечения правоохранительными органами, в связи с отсутствием фактического урегулирования товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан за счет бюджетных средств.

Неосуществление УМВД по г. Иркутску (664007 г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 23) действий по доставке (предоставлению) трупов умерших граждан в государственные судебно-экспертные учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования), путем создания специализированного подразделения или заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном Законом порядке и возложением обязанности по доставке трупов на хозяйствующих субъектов, приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, в частности, к неполучению доходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку трупов умерших граждан в случае их привлечения правоохранительными органами, в связи с отсутствием фактического урегулирования товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан за счет бюджетных средств.

Часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. 3 135-ФЗ предусматривает, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании выше изложенного, Комиссия приходит к выводу, что бездействие Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области, выразившееся в неосуществлении законных действий по доставке (предоставлению) трупов умерших граждан в государственные судебно-экспертные учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования), путем заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном Законом порядке и возложением обязанности по доставке трупов на иных лиц (органы внутренних дел), приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, в частности, к неполучению доходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку трупов умерших граждан в случае их привлечения правоохранительными органами, в связи с отсутствием фактического урегулирования товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан за счет бюджетных средств, является нарушением ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

Бездействие УМВД по г. Иркутску, выразившееся в неосуществлении законных действий по доставке (предоставлению) трупов умерших граждан в государственные судебно-экспертные учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) путем заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном Законом порядке и возложением обязанности по доставке трупов на хозяйствующих субъектов, не являющихся законными субъектами товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан, приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, в частности, к неполучению доходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку трупов умерших граждан в случае их привлечения правоохранительными органами, в связи с отсутствием фактического урегулирования товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан за счет бюджетных средств, является нарушением ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ответчикам: Следственному управлению Следственного комитета России по Иркутской области, Управлению министерства внутренних дел России по г. Иркутску предписания о прекращении нарушения, а именно: принять меры для организации надлежащей (в соответствии с действующим законодательством) доставке трупов умерших граждан в государственные судебно- экспертные учреждения для производства  судебно- медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования), в том числе, путем обращения в вышестоящие органы о выделении финансирования для создания специализированного подразделения или заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном порядке за счет средств, выделенных в целях возмещения процессуальных издержек или в целях закупки услуг по доставке трупов умерших граждан в государственные судебно- экспертные учреждения для производства  судебно- медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) для выполнения государственной функции.

Дело  № 82 в отношении администрации города Иркутска (664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 14) прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) указанного лица.

Дело № 82 в отношении Главного управления МВД России по Иркутской области (664003, Иркутск, ул. Литвинова, дом 15) прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) указанного лица.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч. 1-4 ст.41, ст. 41.1, ст. 48, ч.1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия,

РЕШИЛА

  1. Признать Следственное управление Следственного комитета РФ по Иркутской области (664011, г. Иркутск, ул. Володарского д. 11), нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с бездействием, выразившимся в неосуществлении законных действий по доставке (предоставлению) трупов умерших граждан  в государственные судебно-экспертные учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) путем заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном Законом порядке и возложением обязанности по доставке трупов на иных лиц (органы внутренних дел), что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, в частности, к неполучению доходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку трупов умерших граждан  в случае их привлечения правоохранительными органами, в связи с отсутствием фактического урегулирования  товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан за счет бюджетных средств.
  2. Признать Управление министерства внутренних дел России по г. Иркутску (664007 г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 23), нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с  бездействием, выразившимся в неосуществлении законных действий по доставке (предоставлению) трупов умерших граждан в государственные судебно-экспертные учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) путем заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном Законом порядке и возложением обязанности по доставке трупов на хозяйствующих субъектов, не являющихся законными субъектами товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, в частности, к неполучению доходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку трупов умерших граждан  в случае их привлечения правоохранительными органами, в связи с отсутствием фактического урегулирования  товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан за счет бюджетных средств.
  3. Прекратить дело  № 82 в отношении администрации города Иркутска (664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 14) на основании пункта 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) указанного лица.
  4. Прекратить дело № 82 в отношении Главного управления МВД России по Иркутской области (664003, Иркутск, ул. Литвинова, дом 15) на основании пункта 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) указанного лица.
  5. Выдать Следственному управлению Следственного комитета РФ по Иркутской области (664011, г. Иркутск, ул. Володарского д. 11) предписание о прекращении в срок до « 01» апреля 2014 г. нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившегося в бездействии (неосуществлении законных действий) по доставке (предоставлению) трупов умерших граждан  в государственные судебно-экспертные учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) путем заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном Законом порядке и возложением обязанности по доставке трупов на иных лиц (органы внутренних дел), что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, в частности, к неполучению доходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку трупов умерших граждан в случае их привлечения правоохранительными органами, в связи с отсутствием фактического урегулирования  товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан за счет бюджетных средств, а именно: принять меры для организации надлежащей (в соответствии с действующим законодательством) доставке трупов умерших граждан в государственные судебно- экспертные учреждения для производства судебно- медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования), в том числе, путем обращения в вышестоящие органы о выделении финансирования для создания специализированного подразделения или заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном порядке за счет средств, выделенных в целях возмещения процессуальных издержек или в целях оказания услуг по доставке трупов умерших граждан в государственные судебно- экспертные учреждения для производства  судебно- медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) для выполнения государственной функции.
  6. Выдать Управлению министерства внутренних дел России по г. Иркутску (664007 г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 23) предписание о прекращении в срок до « 01» апреля 2014 г. нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившегося в бездействии (неосуществлении законных действий) по доставке (предоставлению) трупов умерших граждан  в государственные судебно-экспертные учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) путем заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном Законом порядке и возложением обязанности по доставке трупов на хозяйствующих субъектов, не являющихся законными субъектами товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, в частности, к неполучению доходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку трупов умерших граждан в случае их привлечения правоохранительными органами, в связи с отсутствием фактического урегулирования  товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан за счет бюджетных средств, а именно: принять меры для организации надлежащей (в соответствии с действующим законодательством) доставке трупов умерших граждан в государственные судебно- экспертные учреждения для производства судебно- медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования), в том числе, путем обращения в вышестоящие органы о выделении финансирования для создания специализированного подразделения или заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном порядке за счет средств, выделенных в целях возмещения процессуальных издержек или в целях оказания услуг по доставке трупов умерших граждан в государственные судебно- экспертные учреждения для производства судебно- медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) для выполнения государственной функции.
  7. Копию решения и предписания направить в адрес ответчиков.
  8. Копию решения направить в адрес лиц, участвующих в рассмотрении дела.

 

Председатель Комиссии                                                           

Члены Комиссии                                                                       

                                                                                                      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 278

«26» декабря 2014 г.                                                                          г. Иркутск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: (…), члены комиссии: (…),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 2729 от «26» декабря 2014 г. по делу № 82 от 12.03.2014 г. о признании Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области (664011, г. Иркутск, ул. Володарского д. 11), нарушившего часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Следственному управлению Следственного комитета России по Иркутской области (664011, г. Иркутск, ул. Володарского д. 11) прекратить в срок до «01» апреля 2014 г. нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившееся в бездействии (неосуществлении законных действий) по доставке (предоставлению) трупов умерших граждан  в государственные судебно-экспертные учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) путем заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном Законом порядке и возложением обязанности по доставке трупов на иные лица (органы внутренних дел), что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, в частности, к неполучению доходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку трупов умерших граждан в случае их привлечения правоохранительными органами, в связи с отсутствием фактического урегулирования  товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан за счет бюджетных средств, а именно: принять меры для организации надлежащей (в соответствии с действующим законодательством) доставке трупов умерших граждан в государственные судебно- экспертные учреждения для производства судебно- медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования), в том числе, путем обращения в вышестоящие органы о выделении финансирования для создания специализированного подразделения или заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном порядке за счет средств, выделенных в целях возмещения процессуальных издержек или в целях оказания услуг по доставке трупов умерших граждан в государственные судебно- экспертные учреждения для производства  судебно- медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) для выполнения государственной функции.

2. Информацию об исполнении настоящего предписания (с приложением подтверждающих документов) предоставить в УФАС по Иркутской области  в срок до «01» апреля 2014 г.

 

Председатель Комиссии:                                                               

 

Члены Комиссии                                                                           

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 277

«26» декабря 2014 г.                                                                           г. Иркутск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: (…), члены комиссии: (…),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 2729 от «26» декабря 2014 г. по делу № 82 от 12.03.2014 г. о признании Управления министерства внутренних дел России по г. Иркутску (664007 г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 23), нарушившего часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Управлению министерства внутренних дел России по г. Иркутску (664007 г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 23) прекратить в срок до «01» апреля 2014 г. нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившееся в бездействии (неосуществлении законных действий) по доставке (предоставлению) трупов умерших граждан  в государственные судебно-экспертные учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) путем заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном Законом порядке и возложением обязанности по доставке трупов на хозяйствующих субъектов, не являющихся законными субъектами товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, в частности, к неполучению доходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку трупов умерших граждан в случае их привлечения правоохранительными органами, в связи с отсутствием фактического урегулирования  товарного рынка по эвакуации трупов умерших граждан за счет бюджетных средств, а именно: принять меры для организации надлежащей (в соответствии с действующим законодательством) доставке трупов умерших граждан в государственные судебно- экспертные учреждения для производства судебно- медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования), в том числе, путем обращения в вышестоящие органы о выделении финансирования для создания специализированного подразделения или заключения договора с хозяйствующими субъектами в установленном порядке за счет средств, выделенных в целях возмещения процессуальных издержек или в целях оказания услуг по доставке трупов умерших граждан в государственные судебно- экспертные учреждения для производства  судебно- медицинской экспертизы (судебно-медицинского исследования) для выполнения государственной функции.

2. Информацию об исполнении настоящего предписания (с приложением подтверждающих документов) предоставить в УФАС по Иркутской области  в срок до «01» апреля 2014 г.

 

Председатель Комиссии:                                                              

 

Члены Комиссии                                                                            

                                                                                                         

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны