Решение №038/1136/22 Решение о признании обоснованной жалобы АО СатисСвязь на дей... от 21 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение


 

Резолютивная часть решения оглашена 16.11.2022г.

Решение в полном объеме изготовлено 21.11.2022г. г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:;

Члены Комиссии: ;

при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - АО «Росгеология» - (доверенность);

при участии посредством видео-конференц-связи представителя заявителя - АО «СатисСвязь» - генерального директора приказ, паспорт)

рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось АО «СатисСвязь» с жалобой на действия заказчика, закупочной комиссии – АО «Росгеология» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг спутниковой связи, извещение №32211676991.

Заявитель считает, что Комиссией по осуществлению конкурентных закупок АО «Росгеология» (далее — закупочная комиссия) неправомерно принято решение об отказе АО «СатисСвязь» в допуске к участию в конкурсе.

Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчиком осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке АО «Росгеология», утвержденным Советом директоров (протокол № 86 от 25.05.2022) (далее - Положение о закупке).

Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок -www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 32211676991 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг спутниковой связи.

Ознакомившись с указанной информацией АО «СатисСвязь» была подана заявка на участие в закупке.

Согласно Протоколу №469-ЗК от 05.10.2022г. по результатам рассмотрения первых частей заявок к дальнейшему участию в конкурсе допущено две заявки.

Протоколом №481-ЗК от 19.10.2022г. по результатам рассмотрения вторых частей заявок, закупочной комиссией принято решение отказать в допуске к участию в конкурсе участнику закупки, не соответствующему требованиям, установленным в документации о закупке, а именно Заявка № 906787 от 27.09.2022 18:58 (АО «СатисСвязь») отклонена по основаниям следующим основаниям:

«несоответствие Заявки участника закупки требованиям п. 4.1.2 Приложения 1 к документации о проведении конкурса (Проект договора), п. 6.1 (Техническое задание), а также в связи с несоответствием участника закупки требованиям, предъявляемым действующим законодательством РФ к осуществлению отдельных видов деятельности, а именно: 1) отсутствует лицензия на оказание услуг местной телефонной связи, за 3 исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; 2) в лицензии № Л030-00114-77/00073100 от 02.10.2019 на оказание услуги связи по предоставлению каналов связи отсутствует покрытие Иркутской области (место оказания услуг) в соответствии с требованиями Технического задания.»

Как указывает заявитель в жалобе, закупочной комиссией принято неправомерное решение об отклонении заявки АО «СатисСвязь» на основании отсутствия у общества указанных лицензий, поскольку конкурсной документацией была установлена возможность участника конкурса привлечь к выполнению работ и оказанию услуг соисполнителей, что было и сделано АО «СатисСвязь» при подаче заявки, а именно привлечен соисполнитель АО «Межрегиональный ТранзитТелеком», обладающий всеми необходимыми лицензиями.

Согласно пояснениям заказчика, в силу законодательства оказывать услуги связи может только оператор, то есть лицо, обладающее соответствующей лицензией, при этом Закон о связи не предусматривает возможность лицу, не обладающему лицензией на оказание услуг связи оказывать такие услуги пользователю (абоненту) путем привлечения для их оказания третьего лица, обладающего необходимой лицензией – то есть в таком случае правоотношения должны быть оформлены напрямую между таким третьим лицом (оператором) и абонентом.

Рассмотрев доводы жалобы, пояснения сторон, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

Аналогичное положение закреплено в подпункте «и» пункта 1 статьи 4.4 Положения о закупке.

Пунктом 14.5 конкурсной документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе, документ, подтверждающий соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 настоящей части.

В соответствии с пунктом 17 Информационной карты на весь период оказания услуг Оператор поддерживает действующий статус следующих лицензий:

- лицензия на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

- лицензия на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

- лицензия на телематические услуги связи;

- лицензия на Услуги связи по предоставлению каналов связи;

  • лицензия на Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.

Участник закупки, признанный Победителем конкурса, обязан предоставить заверенные копии указанных лицензий до заключения договора в соответствии со сроком, указанным в п. 33 Информационной карты.

При этом, пунктом 18 Информационной карты установлено, что при выполнении работ допускается привлечение соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, предусматриваемых лицензиями, и соответствующие перечни лицензионных требований устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью конкурсной документации, устанавливает, что услуга связи состоит в предоставлении Абоненту цифровых каналов спутниковой связи с использованием радиочастотного спектра, организованного с применением Малой Земной Станции Спутниковой Связи принадлежащей Оператору с использованием частотно – энергетических ресурсов геостационарной орбитальной группировки Российской Федерации, поскольку в каналах спутниковой связи Абонентом допускается возможность передачи данных составляющих комерческую тайну и/или информации являющейся интеллектуальной собственностью Абонента.

В силу широкой географии работы предприятия Абонента и его дочерних зависимых обществ, а так же требований по максимальной доступности, помехоустойчивости и минимизации зависимости от влияния атмосферных явлений требуемых Абоненту услуг связи для обеспечения производственных процессов и взаимодействия с подразделениями, а так же в силу минимизации габаритов антенных систем, универсальности парка эксплуатируемых Малых Земных Станций Спутниковой Связи, настоящим ТЗ определяется необходимость в оказании таких услуг Оператором исключительно в Ku-диапазоне частот.

Пунктами 2.1-2.2 Технического задания установлено, что оператор организует (инсталлирует) Абоненту Каналы и обеспечивает круглосуточную возможность получения Абонентом услуг ПД и ПДПГИ по Каналам через сеть Оператора в/из территориально разрозненных локальных сетей Абонента. Услуги, предоставляемые Оператором посредством МЗССС, обеспечивают соединение производственного оборудования Абонента в единую сеть связи, через Канал от МЗССС до одного из узлов связи Сети Оператора с целью передачи данных Абонента. Канал связи организуется с применением МЗССС Оператора.

Сеть спутниковой связи для передачи данных Абонента должна быть построена по топологии «Звезда» с расположением центра сбора трафика с МЗССС Оператора на ЦЗССС Оператора и последующей передачи трафика от ЦЗССС Оператора к точке присоединения (входа) в корпоративную сеть связи Абонента путем организации канала связи L2 пропускной способностью не менее 10/10 Мбит/с от точки А: адрес ЦЗССС Оператора до точки Б: Российская Федерация, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Клары Цеткин, д. 9, технический этаж, серверная.

Согласно пункту 6.1 Технического задания оператор должен обладать действующими лицензиями на всей территории Российской Федерации и предоставить их заверенные копии до подписания Договора, вместе с приложениями Абоненту в составе технической части заявки по следующему направлениям услуг:

Лицензия на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

Лицензия на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

Лицензия на телематические услуги связи.

Лицензия на Услуги связи по предоставлению каналов связи.

Лицензия на Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.

Как установлено Комиссией Иркутского УФАС России, у АО «СатисСвязь» имеется 15 действующих лицензий. Однако, среди указанных лицензий у заявителя отсутствует лицензия на услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, также лицензия на услуги связи по предоставлению каналов связи ограничена 10 субъектами РФ, среди которых отсутствует Иркутская область.

При этом, АО «СатисСвязь» в составе заявки было предоставлено Информационное письмо от 13.09.2022г. б/н, согласно которому общество декларирует наличие перечня имеющихся у него лицензий. Также, в данном письме указывается, что для оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, АО «СатисСвязь» имеет действующий межоператорский договор с партнером АО «Межрегиональный ТранзитТелеком» ИНН 7705017253 для оказания таких услуг. Прилагается также перечень лицензий, выданных АО «Межрегиональный ТранзитТелеком», согласно которому у соисполнителя имеются Лицензия на Услуги связи по предоставлению каналов связи и Лицензия на Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.

Комиссией Иркутского УФАС России, на основании информации о предмете договора, указанной в Техническом задании, а также на основании пояснений представителей заявителя и заказчика, установлено, что услуги местной телефонной связи и услуги связи по предоставлению каналов связи, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ и услуг, предусмотренных Техническим заданием и проектом договора.

В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям законодательства.

При исполнении договора исполнитель может привлечь к их выполнению соисполнителя, имеющего соответствующую лицензию.

При этом заказчиком установлено в проекте договора требование о наличии указанных лицензии у исполнителей, которые будут оказывать такие услуги.

Таким образом, учитывая, что документацией предусмотрено право участника привлечь соисполнителя, в том числе, для оказания услуг местной телефонной связи и услуг связи по предоставлению каналов связи, необоснованным является отклонение заявки АО «СатисСвязь» на основании отсутствия у участника некоторых лицензий, поскольку отсутствие подтверждения наличия указанных лицензий у участника конкурса не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса.

При этом Комиссией Иркутского УФАС отклоняется довод заказчика относительно того, что указание в пункте 18 Информационной карты документации о закупке возможности участнику закупки привлекать соисполнителей означает право участника, обладающего всеми необходимыми по предмету закупки лицензиями, но не имеющего, например, в достаточном объеме специалистов, технических мощностей, прибегнуть в этой части к помощи соисполнителей.

Так, подобное толкование данного пункта документации о возможности привлечения соисполнителей лишь в части выполнения определенных работ, основано лишь на субъективном мнении заказчика и не следует из буквального толкования указанного в документации правила. В Техническом задании и проекте договора также отсутствуют какие-либо ограничения в отношении права участника привлекать соисполнителя для оказания услуг.

Ссылка заказчика на подход, отраженный Определением Верховного Суда РФ от 10.01.2022 №307-ЭС21-25502 по делу №А56-118174/2020, не подтверждает доводов, озвученных заказчиком. Напротив, суды при рассмотрении данного дела удовлетворяя заявленные требования, руководствовались, в том числе положениями статей 2, 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», установили, что документацией об аукционе не допускалось привлечение соисполнителей для исполнения договора, и с учетом перечня и объема подлежащих оказанию услуг связи исходили из соответствия установленных аукционной документацией требований к участникам закупки положениям Закона о закупках.

В рассматриваемом же Комиссией Иркутского УФАС случае, конкурсная документация допускает привлечение соисполнителей для исполнения договора, а услуги, на оказание которых у заявителя отсутствует лицензия, являются лишь составной частью всего объема оказываемых по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о неправомерном отклонении закупочной комиссией заказчика заявки АО «СатисСвязь», что является нарушением требований, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия антимонопольного органа, исследовав все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя обоснованной и выдаче заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать жалобу АО «СатисСвязь» на действия заказчика, закупочной комиссии – АО «Росгеология» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг спутниковой связи, извещение №32211676991, обоснованной;

      2. Признать Комиссию по осуществлению конкурентных закупок АО «Росгеология» нарушившей пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

      3. Выдать Комиссии по осуществлению конкурентных закупок АО «Росгеология» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учетом решения антимонопольного органа;

      4. Направить копии решения сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии

   

 

Члены Комиссии

   

 

 

Связанные организации

АО "САТИССВЯЗЬ"
ИНН 7713682662, ОГРН 1097746109230
АО Росгеология
ИНН 7724294887, ОГРН 1047724014040