Решение №2874 В действиях ОАО НПК «Иркут» в лице Иркутского авиационного з... от 29 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 2874

 

 

«15» января 2015г.                                                                                           г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.12.2014г.

Полный текст решения изготовлен 15.01.2015г.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель комиссии:

«…»;

Члены Комиссии:

«…»;

«…»;

 при участии заявителя – «…», представителей ответчика – ОАО «НПК «Иркут», «…», «…», «…», «…» и «…», «…», представителя заинтересованного лица – ЗАО «ЛАКИСТРОЙ», «…» и «…»,

рассмотрев дело № 358 от 03.10.2014г. по признакам нарушения ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ИНН 3807002509; ОГРН 1023801428111; 129626, г. Москва, ул. Новоалексеевская, 13,1; 664020, г. Иркутск, ул. Новаторов, 3) в лице Иркутского авиационного завода ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения при проведении запроса предложений № 31401182727 по разработке проектно-сметной документации и строительству: «Производственная база – Логистический центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд Общества, действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно: установления в п.6.2. документации о закупке требования о предоставлении участником, с которым заключается договор, безотзывной банковской гарантии, выданной первоклассным российским банком (входящим в ТОП 50 по размеру чистых активов согласно РА «Эксперт»); отсутствия в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок в части информации по методике расчета баллов по каждому из установленных критериев, повлекшего за собой необоснованное признание победителем закупки ЗАО «ЛАКИСТРОЙ», и выбора способа проведения закупки – запрос предложений, противоречащего установленным п.8.1.2. Положения о закупочной деятельности принципам,

 

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 30.06.2014г. поступила жалоба Дмитриева Д.Н. на действия Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», связанные с проведением закупки по отбору претендента на проектирование и строительство «Производственной базы – Логистический центр».

Согласно доводам вышеуказанной жалобы Иркутским авиационным заводом- филиалом ОАО «НПК «Иркут» в результате сговора, направленного на завладение средствами федерального бюджета, фиктивно проведена закупка по выбору подрядчика  по разработке проектно-сметной документации и строительству: «Производственная база – Логистический центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд Общества. В частности, по мнению заявителя, данные обстоятельства подтверждаются следующими обстоятельствами:

- неоднократность проведения процедуры закупки по вышеуказанному предмету,

- незаконное признание победителем закупки ЗАО «ЛАКИСТРОЙ» как субъекта, не отвечающего установленным документацией о закупке требованиям,

- нарушение процедуры закупки в ходе заседаний отборочных комиссий заказчика.

При этом правового обоснования изложенных доводов Дмитриевым Д.Н. не представлено.

Иркутским УФАС России вышеуказанная жалоба рассмотрена на предмет соответствия требованиям, установленным ст.18.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», по результатам чего Дмитриеву Д.Н. направлен ответ исх. от 03.07.2014г. № 5881 об отсутствии оснований для рассмотрения жалобы в рамках указанной нормы закона.

Вместе с тем, Иркутским УФАС России принято решение о проведении антимонопольного расследования на предмет установления в действиях Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «НПК «Иркут» признаков нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции, о чем также было сообщено Дмитриеву Д.Н. в письме исх. от 03.07.2014г. № 5881.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по итогам проведения антимонопольного расследования по заявлению Дмитриева Д.Н. установлено следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг урегулированы нормами Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках).

Приказом от 13.11.2013г. № 1481 генерального директора ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» постановлено проведение процедуры запроса предложений на разработку проектно-сметной документации и строительство здания «Производственная база – Логистический центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд  ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут». 

Проведение закупки на разработку проектно-сметной документации и строительство здания «Производственная база – Логистический центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд  ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» включено в план закупок товаров, работ, услуг Общества на 2013г. с плановой датой размещения извещения о закупке в IV квартале 2013г.

Порядок проведения ИАЗ – филиалом ОАО «Корпорация «Иркут» закупки путем запроса предложений регламентирован разделом 8 Положения о закупочной деятельности Общества.

09.12.2013г. на официальном сайте в сети интернет www.zakupki.gov.ru  ИАЗ – филиалом ОАО «Корпорация «Иркут» в соответствии с Положением о закупочной деятельности Общества размещено извещение № 775 и документация по проведению вышеуказанного запроса предложений (реестровый номер закупки 3130669674).

Вместе с тем, на основании п.8.5.4. Положения о закупочной деятельности ИАЗ – филиал ОАО «Корпорация «Иркут» отказался от проведения запроса предложений № 3130669674 (протокол № 241-775/ДИ от 23.12.2013г.) до подведения итогов закупки.

На основании приказа № 564 от 17.04.2014г. генерального директора ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» 16.04.2014г. на официальном сайте в сети интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений № 602 по разработке проектно-сметной документации и строительству здания «Производственная база – Логистический Центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» (реестровый номер закупки № 31401078270).

Вместе с тем, также на основании п.8.5.4. Положения о закупочной деятельности ИАЗ – филиал ОАО «Корпорация «Иркут» отказался от проведения данной закупки (протокол № 176-602/И от 20.05.2014г.).

Основанием для отмены указанного запроса предложений послужила необходимость внесения изменений в документацию о закупке, а именно: включение требования о предоставлении участником гарантийного письма, заверенного печатью организации о намерении предоставления гарантии банка на момент заключения договора, банковская гарантия должна быть от банка «ТОП 50», гарантийного письма, заверенного печатью организации с указанием названия страховой компании (рейтинг не ниже «А++»), с которой будет заключен договор, а также копии бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств на последнюю отчетную дату и за последние 3 года; установление дополнительных критериев оценки заявок – «финансовое состояние участника», «банковская гарантия» и «страхование» (письменные пояснения от 18.08.2014г. руководителя подразделения инициатора Зашкола А.В.).

23.05.2014г. ИАЗ – филиалом ОАО «Корпорация «Иркут» на сайте www.zakupki.gov.ru  размещено извещение № 602 и документация по проведению запроса предложений (реестровый номер закупки 31401182727) по разработке проектно-сметной документации и строительству: «Производственная база – Логистический центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд  ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут».

30.05.2014г. комиссией по закупкам ИАЗ – филиала ОАО «НПК «Иркут» произведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке № 602, по результатам которой составлен протокол № 202-602/К. Всего подано 5 заявок на участие в закупке.

В соответствии с протоколом № 225-602/Д от 11.06.2014г. по проведению отборочного этапа запроса предложений четыре участника, которыми поданы заявки, допущены к итоговой оценке. По результатам итоговой оценки победителем запроса предложений признано ЗАО «ЛАКИСТРОЙ».

В отношении доводов Дмитриева Д.Н. о нарушении порядка проведения заседаний отборочной комиссии по определению победителя закупки антимонопольным органом проведена проверка и обоснованность данных доводов не нашла своего подтверждения.

Вместе с тем, Иркутским УФАС России в действиях Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «НПК «Иркут» установлены следующие признаки нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса предложений (реестровый номер закупки 31401182727) по разработке проектно-сметной документации и строительству: «Производственная база – Логистический центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд  ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут»:

- установление в п.6.2. документации о закупке требования о предоставлении участником, с которым заключается договор, безотзывной банковской гарантии, выданной первоклассным российским банком (входящим в ТОП 50 по размеру чистых активов согласно РА «Эксперт»);

-  отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок в части информации по методике расчета баллов по каждому из установленных критериев, повлекшего за собой необоснованное признание победителем закупки ЗАО «ЛАКИСТРОЙ»;

- выбор способа проведения закупки – запрос предложений, противоречащего установленным п.8.1.2. Положения о закупочной деятельности принципам.  

Вследствие чего приказом № 358 от 03.10.2014г. в отношении Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ИНН 3807002509; ОГРН 1023801428111; 129626, г. Москва, ул. Новоалексеевская, 13,1; 664020, г. Иркутск, ул. Новаторов, 3) возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения при проведении запроса предложений № 31401182727 по разработке проектно-сметной документации и строительству: «Производственная база – Логистический центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд Общества, действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно:

- установления в п.6.2. документации о закупке требования о предоставлении участником, с которым заключается договор, безотзывной банковской гарантии, выданной первоклассным российским банком (входящим в ТОП 50 по размеру чистых активов согласно РА «Эксперт»);

-  отсутствия в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок в части информации по методике расчета баллов по каждому из установленных критериев, повлекшего за собой необоснованное признание победителем закупки ЗАО «ЛАКИСТРОЙ»;

- выбора способа проведения закупки – запрос предложений, противоречащего установленным п.8.1.2. Положения о закупочной деятельности принципам.  

ОАО «Корпорация «Иркут» по факту возбужденного дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства РФ в Иркутское УФАС России представлены письменные пояснения исх. от 17.11.2014г. № 146/346, исходя из которых требование о предоставлении участником, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, в срок, установленные для заключения договора, не носит какой-либо избирательный характер в отношении участников закупки, и данное требование предъявлено ко всем участникам и потенциальным контрагентам ОАО «Корпорация «Иркут». Ограничение по рейтингу («входящим в ТОП 50 по размеру чистых активов согласно РА «Эксперт» сформулировано в отношении кредитных организаций с целью минимизации рисков и последствий от недобросовестных действий кредитных организаций, занимающих неустойчивое финансово-экономическое положение и неспособных реально исполнить гарантии по обеспечению возврата суммы авансового платежа в размере не более 25% от стоимости работ, составляющей более 300 млн.руб. В связи с активной политикой ЦБ РФ по оздоровлению финансовой системы РФ за период с 01.11.2013г. по 01.11.2014г. произведен отзыв лицензий с последующим закрытием деятельности 86 банков. Всеми участниками закупки представлены банковские гарантии банков, входящих в ТОП-50. Учитывая, что ОАО «Корпорация «Иркут» является хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, требование к контрагенту по обеспечению исполнения обязательств по договору в связи с подачей заявки на участие в закупке, по мнению Общества, является законным и обоснованным.

Относительно отсутствия в документации о закупке методики оценки заявок участников в письменных пояснениях ОАО «Корпорация «Иркут» указано, что Законом о закупках и принятыми на его основе нормативными правовыми актами не предписано размещение в единой информационной системе методики оценки поступивших заявок и контрагентов по балльной системе по каждому из установленных критериев. По мнению ОАО «Корпорация «Иркут» опубликование данной методики расчета баллов, в случаях реализации проектов на несформировавшихся конкурентных рынках с неоднородным составом участников, позволит потенциальным участникам, с целью обеспечения победы в закупке, варьировать значениями критериев оценки, предлагая заведомо неисполнимые условия.  Выбор способа проведения закупки – запрос предложений, соответствует цели получения дополнительной информации, позволяющей лучше сформулировать условия выполнения работ, в результате чего ОАО «Корпорация «Иркут» помогло доработать запросы предложений в процессе последовательного уточнения технических, экономических и других требований к данной закупке. В силу ст.8.1.1. Положения о закупках ОАО «Корпорация «Иркут» под запросом предложения понимается процедура закупки, при которой Общество доводит информацию о закупке до неограниченного круга лиц (открытая форма процедуры), либо заранее определенного круга лиц (закрытая форма процедуры) и выбирает поставщика по результатам рассмотрения поступивших предложений по лучшему соотношению показателей, которые указываются в документации о закупке. Проведение запроса предложении, в отличие от других способов закупки, не накладывает на Общество гражданско-правовых обязанностей по заключению договора с победителем запроса предложений и иным его участником, что является актуальным, учитывая стоимость проводимой закупки, отсутствие при её проведении проектно-сметной документации, а также принимая во внимание сложную текущую макроэкономическую ситуацию в стране. Таким образом, ОАО «Корпорация «Иркут» считает, что избрав способ закупки в форме запроса предложений обеспечено соблюдение требований Закона о конкуренции, и Обществом проявлена должная осмотрительность в выборе контрагента в целях недопущения срыва сроков выполнения производственных программ и обязательств перед РФ, принятых в соответствии с условиями государственных контрактов. На основании вышеуказанных обстоятельств, ОАО «Корпорация «Иркут» просит рассмотрение дела № 358 от 03.10.2014г. прекратить за отсутствием нарушения антимонопольного законодательства РФ.

В ходе рассмотрения настоящего дела представителями ОАО «НПК «Иркут» даны пояснения, согласно которым при выборе способа проведения закупки – запрос предложений, Общество руководствовалось п.8.1.2. Положения о закупочной деятельности, в силу которого данная форма закупки целесообразна вследствие рисков юридического характера, связанных с высокой вероятностью отказа от заключения договора с победителем.

При этом исходя из письменных пояснений исх.16.12.2014г. № 11766 ОАО «НПК «Иркут», представленных в антимонопольный орган, рисками юридического характера, с учетом которых Обществом выбран способ проведения закупки – запрос предложений, являются:

- необходимость изменения существенных (объем, цена, срок выполнения работ) и иных условий договора, когда они могут измениться настолько, что договор может быть заключен заказчиком только на значительно отличающихся условиях и которые контрагент может не акцептовать. Объем, цена, срок выполнения работ и иные условия договора могут быть уточнены в связи с тем, что на момент принятия решения о проведении закупки технические и функциональные требования к логистическому обеспечению производства самолета МС-21, к которому непосредственно относится предмет данной закупки, находятся в стадии уточнения. Внесение таких изменений возможно только при проведении закупки путем запроса предложений и невозможно при проведении конкурса или аукциона;

- риск изменения обстоятельств, находящихся вне воли сторон, из которых стороны исходили при принятии решения о проведении закупки, в частности порядок финансирования работ по проекту МС-21 предусматривает при выборе и определении объема работ необходимость учета изменений конъюнктуры рынка, а также согласования работ с финансирующим банком (ОАО «Сбербанк России»);

- риски, связанные с контрагентом, которые могут выявиться в результате проверки хозяйственной деятельности, ресурсов и финансовой устойчивости контрагента. Так, при проведении отборочной процедуры могут возникнуть уточняющие вопросы, вызывающие необходимость углубленной проверки отдельных аспектов информации о контрагенте, например, о динамике и прогнозах изменения его финансового положения, что может потребовать запроса и анализа дополнительных материалов.

Таким образом, альтернативные способы закупки, предусмотренные Положением о закупочной деятельности ОАО «Корпорация «Иркут», включая конкурс и аукцион, отличаются от запроса предложений тем, что обязывают заказчика заключать договор с победителем конкурсных процедур строго на установленных в закупочной документации императивных условиях. В противном случае заказчик может быть понужден к заключению договора в судебном порядке. ОАО «Корпорация «Иркут» считает, что при расходовании средств, предусмотренных на финансирование программы МС-21, Общество обязано действовать с соблюдением должной заботливости и осмотрительности, что, в данном случае, было бы невозможно при использовании альтернативных способов закупки. Учитывая вышеизложенное, ОАО «Корпорация «Иркут» просит прекратить рассмотрение настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ.

Также, ОАО «НПК «Иркут» в антимонопольный орган представлены сведения о том, что договор по результатам запроса предложений № 31401182727 не заключен (письма исх. №№ 12136, 159/346 от 23.12.2014г.).

Заявителем на рассмотрении настоящего дела подтверждены доводы, указанные в заявлении, поданном в антимонопольный орган.

В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ представителями ОАО «НПК «Иркут» поддержана позиция, изложенная в письменных пояснениях Общества, представленных в антимонопольный орган. Кроме этого, ввиду того, что ОАО «Корпорация «Иркут» входит в стратегический холдинг, имеет прямые указания как Правительства РФ, в настоящее время по усилению финансового контроля и ведению системы казначейских операций, так и головной компании, которой предписано с особым вниманием относиться к выбору банковских и финансовых структур. При этом требования головной компании являются более жесткими, поскольку требуют от нас того, что работать необходимо с банками, входящими в Топ-15, однако, при проведении запроса предложений перечень банков расширен до ТОП-50 учитывая территориальность выполнения работ по предмету закупки. Имеются случаи, когда банки не обладая достаточной финансовой устойчивостью, не выполняют своих обязательств. Рейтинг РА составляется на основе публикуемых финансовых отчетностей банков и ЦБ РФ. Норма закона, которой предусмотрено установление данного требования, отсутствует. При этом данное требование предусмотрено п.8.7.2 Положения о закупках Общества, в соответствии с которой в качестве обеспечения заявки может быть предоставлена безотзывная банковская гарантия. Федеральным законом № 223-ФЗ не установлено требования о размещении в сети Интернет методики оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Данная методика разработана и согласована одновременно с документацией по проведению запроса предложений. Выбор способа проведения закупки обусловлен минимизацией рисков юридического характера, связанных с высокой степенью вероятности отказа от заключения договора с победителем, и проведение конкурса нецелесообразно. В результате проведения закупки несколько раз степень сложности выполняемых работ для ОАО «НПК «Иркут» уменьшилась.

На рассмотрении настоящего дела представителями ЗАО «ЛАКИСТРОЙ» даны устные пояснения, согласно которых признаки нарушения антимонопольного законодательства РФ при проведении ОАО «НПК «Иркут» запроса предложений № 31401182727 отсутствуют.

Определением № 1623 от 19.12.2014г. комиссии Иркутского УФАС России осуществлено уточнение лица, в отношении которого возбуждено дело № 358 от 03.10.2014г. по признакам нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции - ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» в лице Иркутского авиационного завода.

Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев представленные сторонами документы и пояснения по делу, приходит к следующим выводам.

1. В соответствии с ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно п.8.2.2. Положения о закупочной деятельности Общества в документации о закупке может быть указано, какие требования организатора запроса предложений (включая условия и/или форму договора) являются обязательными и которые потенциальные участники запроса предложений должны принять полностью и безоговорочно.

Пунктом 6.2. документации по проведению ОАО «НПК «Иркут» запроса предложений установлены требования, предъявляемые к обеспечению исполнения договора, его размеру, сроку и порядку предоставления заказчику, а именно – договор заключается только после предоставления участником, с которым заключается договор, безотзывной банковской гарантии, в срок, установленные для заключения договора, выданной первоклассным российским банком (входящим в ТОП 50 по размеру чистых активов согласно РА «Эксперт»).

При этом Положением о закупках ОАО «НПК «Иркут» вышеуказанного требования о наличии банка, выдающего банковскую гарантию, входящего ТОП 50 по размеру чистых активов согласно РА «Эксперт», не предусмотрено.

В силу п.8.2. документации о закупке в составе заявки на участие в запросе предложений участник должен предоставить гарантийное письмо, заверенное печатью организации о намерении предоставления гарантий банка на момент заключения договора.

В случае, если заявка участника запроса предложений или сам участник не отвечают какому-либо из обязательных требований, установленных в документации по запросу предложений, его заявка может быть отклонена (п.13.3. документации о закупке).

Таким образом, возможность участия в запросе предложений поставлена в зависимость от наличия у претендента гарантийного письма и банковской гарантии, предоставленной банком, входящим по числу чистых активов в ТОП 50 РА «Эксперт».

Исходя из информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет http://raexpert.ru рейтинговое агентство "Эксперт РА" на постоянной основе составляет рэнкинги ведущих российских банков – отдельно на основе отчетности по российским и международным стандартам, в том числе рэнкинг банков по размеру активов ТОП-100.

Таким образом, установление заказчиком требования о наличии у участника, с которым заключается договор по результатам закупки, банковской гарантии, выданной первоклассным российским банком, входящим в Топ-50 по числу чистых активов, ограничивает возможность потенциальных участников, предоставивших банковскую гарантии банком, не соответствующим вышеуказанному требованию.

В соответствии с положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности РФ» кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

На официальном сайте Центрального банка РФ http://www.cbr.ru размещена информация о количестве банков, имеющих право на осуществление банковских операций, так по состоянию на 01.05.2014г. их количество составило 835шт., на 01.06.2014г. – 829шт., на 01.07.2014г. – 824шт. Следовательно, каждый месяц происходит снижение количества банков, имеющих право осуществлять банковские операции.

Следовательно, довод ОАО «НПК «Иркут» о том, что ЦБ РФ проводит активную финансовую политику путем отзыва лицензий у банков, подтверждает тот факт, что с точки зрения действующего законодательства РФ все банковские организации, имеющие соответствующую лицензию ЦБ РФ, правомочны осуществлять соответствующие виды деятельности. Рейтинг РА «Эксперт» к установленным и обязательным требованиям, предъявляемым к кредитным учреждениям, не относится.

Нормативные правовые акты, предусматривающие  императивное требование о проведении Обществом закупок с установлением вышеуказанного требования, отсутствуют.

Кроме этого, антимонопольным органом установлено, что при проведении запросов предложений по разработке проектно-сметной документации и строительству: «Производственная база – Логистический центр» в декабре 2013г. и апреле 2014г., ОАО «НПК «Иркут» требования о  предоставлении участником гарантийного письма, заверенного печатью организации о намерении предоставления гарантии банка на момент заключения договора, банковская гарантия должна быть от банка «ТОП 50», не установлены. Вследствие чего, комиссия антимонопольного органа считает, что установление данного требования заказчиком могло явиться причиной для сокращения количества потенциальных участников, подавших заявки на участие в запросе предложений, поскольку по каждому из отмененного запроса предложений было подано 8 заявок, а по запросу предложений № 602 – 5 заявок. 

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений на действия, которые приводят или могут привести к  недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, комиссия Иркутского УФАС России считает, что установленное ОАО «НПК «Иркут» в документации по проведению запроса предложений требование о предоставлении участником, с которым заключается договор, безотзывной банковской гарантии российским банком, входящим в ТОП 50 по размеру чистых активов согласно РА «Эксперт», является нарушением ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, поскольку нахождение банковской организации в указанном рейтинге не является обязательным в соответствии с действующим законодательством РФ, наличие банка в ТОП 50 данного рейтинга не исключает возможность отзыва ЦБ РФ лицензии у него, вследствие чего ограничение участников закупки по предоставляемой банковской гарантии только банка, входящего в ТОП 50, нарушает принцип  равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

2. Согласно положениям части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.

Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Таким образом, вышеуказанными нормами законодательства РФ установлено императивное требование о наличии в составе документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок и размещении данной документации в единой информационной системе.

Аналогичное требование о наличии в документации порядка оценки и сопоставления заявок содержится в п.6.7. Положения о закупках ОАО «НПК «Иркут».

Вместе с тем, пунктом 14 документации предусмотрен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в соответствии с которым заявке, содержащей наилучшие условия, присваивается наибольшее количество баллов. Каждой заявке по мере уменьшения выгодности содержащихся в ней условий (количества баллов, присвоенных по итогам оценки) присваивается порядковый номер.

Заявке, в которой содержатся лучшие условия, присваивается первый номер.

В случае неполного предоставления участником запроса предложений информации о предлагаемом товаре, работе, услуге в документе «Техническое предложение», Комиссия по закупкам оценку по данным критериям не осуществляет.

При равной оценке (равное количество баллов) нескольких заявок на участие в запросе предложений приоритет отдается заявке, которая была получена Организатором запроса предложений раньше (пункт 11.5).

Протокол заседания Комиссии по закупкам по подведению итогов запроса предложений оформляется и подписывается в течение 3 (трех) рабочих дней после заседания Комиссии по закупкам, и размещается в единой информационной системе в течение 3(трех) рабочих дней с момента подписания протокола.

Пунктом 14.1. документации по закупке установлены следующие критерии оценки заявок участников запроса предложений:

 

Критерий

1

Цена Договора без НДС,  в руб., Кцi

2

Срок выполнения работ, в кален. дн. (с момента подписания договора), Kсi

3

Размер авансового платежа  (максимальный размер общего авансового платежа от суммы договора не должен превышать 30%, наименьшая предложенная цена общей суммы аванса от общей суммы договора повышает рейтинг Участника запроса предложений) ,в %, Каi

4

Срок гарантии на выполненные работы,  месяц., Крi

5

Опыт проектирования промышленных объектов и т.д. в течении7-ми последних лет, с подтверждением количества построенных объектов, в шт. Кoпi

6

Опыт переноса сетей и подключение к существующей коммуникации промышленных объектов в течении7-ми последних лет с подтверждением количества объектов, в шт Ковi.

7

Средний годовой оборот не менее 300 млн. рублей за три года, в млн. руб, Кгi

8

Выполнение работ в соответствии с Техническими требованиями, Квi

9

Финансовое состояние участника, Kfin  (будет рассматриваться на основании всех документов подданных согласно  приложения №3)

10

Банковская гарантия, Kfg

11

Страхование, Kins

 

При этом методика расчета рейтинга (баллов)  по установленным критериям участников запроса предложений № 602 ОАО «НПК «Иркут» разработана, и представлена в антимонопольный орган, однако на официальном сайте www.zakupki.gov.ruв сети интернет в составе документации о закупке указанная методика не размещена.

На рассмотрении дела представители ОАО «НПК «Иркут» пояснили, что разработанная методика присвоения баллов по установленным в документации критериям, не является частью документации, при этом данная методика была разработана одновременно с разработкой документации.

Иркутское УФАС России считает, что отсутствие в  составе документации по проведению запроса предложений, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в части информации по методике расчета баллов по установленным критериям является нарушением п.13 ч.10 ст.4 Закона о закупках, и неразмещение данной методики в составе документации о закупке противоречит части 5 статьи 4 Закона о закупках.

Участники запроса предложений не были ознакомлены с методикой оценки заявок ни до, ни в момент вскрытия заявок. Тем самым ОАО «НПК «Иркут» не исполнив свою обязанность по соблюдению принципа информационной открытости закупок, предусмотренного ст.3 Закона о закупках, создало предпосылки для возникновения возможной необъективной оценки поступивших заявок на участие в запросе предложений членами отборочной комиссии Общества.

Таким образом, комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о том, что порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке должен включать в себя методику оценки заявок по установленным критериям, в противном случае отсутствие такой методики способно привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов и(или) его закупочной комиссии. Более того, вес (ценность) в баллах каждого из установленных документацией критериев, доступный для ознакомления участникам закупки соответствует, в частности, принципу информационной открытости закупки, закрепленному п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках, в том числе при определении победителя, и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении итогов закупки.

Учитывая вышеизложенное, отсутствие в документации по проведению ОАО «НПК «Иркут» запроса предложений порядка оценки и сопоставления заявок в части информации по методике расчета баллов (в т.ч. значимости критериев) по установленным критериям, является нарушением ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

3. ОАО «Корпорация «Иркут» в лице Иркутского авиационного завода проведена закупка по разработке проектно-сметной документации и строительству: «Производственная база – Логистический центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд  ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» 3 раза в форме запроса предложений в период времени с декабря 2013г. по июнь 2014г. Начальная (максимальная) цена договора составила: по закупке № 3130669674 – не установлена,  № 31401078270  и № 31401182727 - 420 000 000  рублей (с НДС).

Федеральным законом № 223-ФЗ предусмотрено право организатору закупок самостоятельно в рамках разработанного , утвержденного и опубликованного положения о закупках, определить способ для конкретной закупки товаров, работ, услуг.

В силу п.8.1.2. Положения о закупочной деятельности ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» запрос предложений проводится, когда по соображениям экономии времени, усилий либо вследствие наличия рисков юридического характера, связанных с высокой вероятностью отказа от заключения договора с победителем, проведение конкурса нецелесообразно.

При этом в соответствии с п.9.1.2. Положения о закупочной деятельности ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» конкурс проводится при закупках продукции средней и высокой степени сложности, либо простой продукции в значительных объемах.

ОАО «НПК «Иркут» указано, что в рассматриваемом случае был выбран способ проведения закупки – запрос предложений, ввиду того, что имеются риски юридического характера, связанные с высокой вероятностью отказа от заключения договора с победителем, и такими рисками являются, в частности:

- необходимость изменения существенных (объем, цена, срок выполнения работ) и иных условий договора, когда они могут измениться настолько, что договор может быть заключен заказчиком только на значительно отличающихся условиях и которые контрагент может не акцептовать;

- риск изменения обстоятельств, находящихся вне воли сторон, из которых стороны исходили при принятии решения о проведении закупки, в частности порядок финансирования работ по проекту МС-21 предусматривает при выборе и определении объема работ необходимость учета изменений конъюнктуры рынка, а также согласования работ с финансирующим банком (ОАО «Сбербанк России»);

- риски, связанные с контрагентом, которые могут выявиться в результате проверки хозяйственной деятельности, ресурсов и финансовой устойчивости контрагента. Так, при проведении отборочной процедуры могут возникнуть уточняющие вопросы, вызывающие необходимость углубленной проверки отдельных аспектов информации о контрагенте, например, о динамике и прогнозах изменения его финансового положения, что может потребовать запроса и анализа дополнительных материалов.

Комиссией Иркутского УФАС России рассмотрена вышеуказанная позиция ОАО «НПК «Иркут» о возможности возникновения указанных рисков юридического характера, и признана несостоятельной ввиду нижеследующего.

В силу действующего законодательства РФ при проведении закупки в рамках Федерального закона № 223-ФЗ участник закупки и заказчик в равной степени отвечают по своим обязательствам.

Доказательств, подтверждающих обоснованность представленных ОАО «НПК «Иркут» доводов об обоснованности выбора способа закупки – запрос предложений, Общество не представлено.

Обращений от потенциальных подрядчиков относительно возникновения вопросов по наличию приведенных ОАО «НПК «Иркут» обстоятельств как рисков юридического характера, влияющих на принятие ими решения о заключении либо не заключении договора как победителем предполагаемой к проведению закупки, не представлено.

На момент размещения закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках заказчиком утверждается план-график закупок на текущий год, а также в документации о закупки формулируются основные требования к качеству, техническим характеристикам товаров, работ, услуг и иные требования, которые отвечают потребностям заказчика, требования к участникам и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, порядок, форма и сроки оплаты товаров, работ, услуг.

На основании представленных в составе заявки документов комиссия заказчика принимает решение о его соответствии либо несоответствии установленным в документации о закупке требованиям. Таким образом, проверка соответствия участника закупки и его деятельности установленным требованиям должна проводиться на стадии допуска или оценки сделанного предложения, а не на стадии заключения договора.  

Кроме этого, заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке и проекте договора, заключаемого по результатам проведения закупки, изменение порядка оплаты работ, в том числе ввиду изменения финансирования, существенных (объем, цена, срок выполнения работ) и иных условий договора

Таким образом, указанные доводы, по мнению комиссии антимонопольного органа, являются необоснованными.

Проведение ОАО «НПК «Иркут» закупки по разработке проектно-сметной документации и строительству: «Производственная база – Логистический центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд Общества в форме запроса предложений свидетельствует о высокой сложности выполнения работ, являющихся предметом закупки.

На основании вышеуказанных норм Иркутское УФАС России считает, что проведение вышеуказанной закупки в соответствии с п.9 Положения о закупках ОАО «НПК «Иркут» должно быть осуществлено в форме конкурса, вследствие чего в действиях ОАО «НПК «Иркут» имеется нарушение ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, ст.ст. 48,49, Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

         

1. Признать ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» в лице Иркутского авиационного завода нарушившим ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения при проведении запроса предложений № 31401182727 по разработке проектно-сметной документации и строительству: «Производственная база – Логистический центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд Общества, действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно:

- установления в п.6.2. документации о закупке требования о предоставлении участником, с которым заключается договор, безотзывной банковской гарантии, выданной первоклассным российским банком (входящим в ТОП 50 по размеру чистых активов согласно РА «Эксперт»);

-  отсутствия в документации о закупке, размещенной на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru, порядка оценки и сопоставления заявок в части информации по методике расчета баллов (в т.ч. значимости критериев) по каждому из установленных критериев, повлекшего за собой необоснованное признание победителем закупки ЗАО «ЛАКИСТРОЙ»;

- выбор способа проведения закупки – запрос предложений, противоречащего установленным п.8.1.2. Положения о закупочной деятельности принципам.  

2) Копии решения направить сторонам по делу.

 

 

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны