Решение №290 Признать обоснованной жалобу ООО «Дельта Комплект» от 26 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 290

19 мая 2016 г.                                                                                     г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия),  в составе:

(…)

в отсутствие заявителя – ООО «Дельта Комплект», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы и заявившего ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя; представителя заказчика (организатора закупки) – МУП «Водоканал» г. Иркутска (…) по доверенности; в присутствии (…),

рассмотрев жалобу ООО «Дельта Комплект» на действия заказчика (организатора закупки) – МУП «Водоканал» г. Иркутска при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Иркутской области обратилось ООО «Дельта Комплект» с жалобой на действия заказчика – организатора закупки: МУП «Водоканал» г. Иркутска при организации и проведении закупки путем запроса предложений (№ извещения 31603629300) на поставку полиэтиленовых фитингов различных диаметров, в связи с отсутствием в документации закупки порядка оценки и сопоставления заявок, в том числе, в части отсутствия порядка расчета баллов по критериям (формул, шкал), количества (объема) предполагаемого к поставке товара, условий (периодичности) поставок и установлением срока заключения договора по результата закупки с нарушением срока, установленного ч. 4 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

Из доводов заявителя следует, что Документация об указанной закупке в связи с нарушением требований действующего законодательства противоречит установленному нормативными правовыми актами порядку размещения информации о проведении закупок в связи с неполнотой информации, порядку подачи заявок на участие в торгах и не позволяет оформить заявку на участие в закупке.

Из пояснений заказчика следует, что Документация о закупке соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые сведения, в том числе, порядок расчета баллов по критериям, количество (объем) предполагаемого к поставке товара, условия (периодичности) поставок и устанавливает срок заключения договора по результата закупки в соответствии с гражданским законодательством, в связи с чем жалоба является необоснованной.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения заказчика, устные пояснения заказчика и заявителя, представленные документы, установила следующее.

05.05.2016 г. организатором закупки – в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 31603629300 о проведении закупки способом запроса предложений по выбору поставщика полиэтиленовых фитингов  различных диаметров, а также Документация о закупке.

В процессе организации и проведения закупки Заказчик руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положением о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупке), а также документацией о закупке (далее - Документация).

В соответствии с извещением о проведении закупки (с учетом изменений), дата завершения приема предложений – 18.05.2016 г., дата рассмотрения предложений – 18.05.2016 г., дата подведения итогов – 25.05.2016 г.

К установленному сроку для участия в закупке предложений не поступило.

В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, в документации о закупке указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 24 Документации установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений и порядок оценки и сопоставления заявок на участие. Оценка и сопоставление заявок на участие осуществляется по 2ум критериям:

- уровень цены заявки по Перечню и единичным расценкам Товара (сумма единичных расценок по всем наименованиям). Заказчику предпочтительнее более низкий уровень цен;

- срок поставки товара (срок поставки отдельной партии товара с момента получения заявки Заказчика). Заказчику предпочтительнее более короткие сроки поставки.

Из Документации следует, что Заказчик оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений по установленным критериям путем присвоения баллов и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика.

Порядок оценки по критериям установлен следующий.

При оценке уровня цены заявки по Перечню и единичным расценкам товара (суммы единичных расценок по всем наименованиям) минимальный предложенный уровень цен оценивается в 40 баллов. Максимальный предложенный уровень цен – 0 баллов, стоимость предложенных промежуточных уровней цен уменьшается пропорционально увеличению уровня цен.

Для оценки срока поставки товара Документацией установлен максимальный срок поставки Товара – 4 (четыре) календарных дня с момента поступления заявки Заказчика, который оценивается в 0 баллов, при этом минимальный предложенный срок поставки товара оценивается – 60 баллов.

Стоимость промежуточных предложений уменьшается пропорционально увеличению срока поставки товара.

Коэффициент пропорциональности, применяемый при оценке, как верно указано Заявителем, Документация не содержит, также Документация не содержит математических формул подсчета баллов, что может способствовать  недобросовестным действиям со стороны заказчика и дает ему возможность действовать при оценке заявок по своему усмотрению.

Документация также не содержит порядок сопоставления заявок между собой, порядок присвоения той или иной заявке первого номера. Указание на «предпочтительность» не позволяет определить взаимосвязь между начисляемыми баллами и определением заявки с лучшими условиями, а также порядок определения лучшей заявки в случае если две и более окажутся с равными условиями и/или равным количеством баллов, присвоенных по результатам оценки 2 ух критериев: цене и сроку поставки, в связи с отсутствием указания на значимость того или иного критерия, что также может способствовать  недобросовестным действиям со стороны заказчика при оценке заявок по своему усмотрению.

 

Довод Заказчика о том, что общий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке установлен в разделе 11 Положения о закупке, который согласно п. 11.6. Положения применяется, если иное не предусмотрено конкретной документацией о закупке, так, пунктом 11.6.6. установлен порядок присуждения заявки рейтинга по критерию «Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и соответствующая формула расчета, а совокупная значимость всех критериев должна быть равна 100% (п. 11.1), является необоснованным.

Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны  сведения о порядке оценки и сопоставления заявок на участие  в закупке. 

Документация о закупке не содержит указания на возможность применения общего порядка оценки и сопоставления заявок, указанного в Положении о закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 стать 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия  юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.

Буквальное отсутствие указания на необходимость установления (опубликования) в Документации о закупке порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны доводится до сведения участников закупки, в случае применения балльной системы оценки. Они необходимы для определения порядка оценки заявок  на участие в закупочных процедурах  в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Порядок оценки и сопоставления заявок в документации, установленный на основании положения о закупках должен содержать перечень конкретных требований (критериев) которым должна соответствовать заявка участника, условия, при которых заявка одного участника будет признана  наиболее предпочтительной по сравнению с другими заявками.  В порядке сопоставления заявок должна быть указана значимость каждого критерия предъявляемого к участнику закупки.

Отсутствие  порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Документации о закупке, доступной для участников, может привести к злоупотреблениям  со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшие условия, будет основано исключительно на субъективном  усмотрении комиссии Заказчика.

Более того, критерии оценки заявок участников, а также порядок начисления баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам  открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организатора закупок при подведении их итогов.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Порядок оценки и сопоставления поступивших заявок и контрагентов по бальной системе по каждому из установленных критериев установленный Положением о закупках не доведены до сведения заинтересованных лиц путем его опубликования в составе Документации о закупке или указания на возможность его примнения.

В действиях Заказчика, в связи с отсутствием в Документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, усматриваются нарушения части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, пункта 4.5 раздела 4 Положения о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного приказом директора МУП «Водоканал» г. Иркутска № П-14-00164 от 03.03.2014 г., устанавливающие требования к информационному обеспечению закупок.

В отношении доводов заявителя об отсутствии в Документации количества (объема) предполагаемого к поставке товара, условий (периодичности) его поставок Комиссией установлено.

Извещение о закупке не содержит сведения о количестве поставляемого товара.

Пунктом 5 Документации установлено, что количество поставляемого товара определено в Приложении № 4 к документации. Участник должен подать заявку на весь перечень номенклатуры, указанный в Приложении № 4. Не допускается подача заявки по отдельным позициям Приложения № 4 или на часть перечня, указанного в Приложении № 4.

Приложение № 4 содержит перечень из 168 номенклатурных позиций, который должен содержаться в коммерческом предложении участников без указания на количество каждой из указанных позиций, предполагаемой к поставке.

Пункт 4 Документации устанавливает, что срок поставки отдельной партии товара определяется на основании коммерческого предложения победителя запроса предложений.

Максимальный срок поставки отдельной партии товара – 4 (четыре) календарных дня со дня получения заявки Заказчика.

Согласно п. 2.4 Договора (приложение № 6 к Документации) наименование и количество отдельной партии товара определяются на основании заявки Покупателя

Пунктом 3 части 9 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, пунктом 4.4 раздела 4 Положения о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного приказом директора МУП «Водоканал» г. Иркутска № П-14-00164 от 03.03.2014 г., установлено, что в извещении о закупке должны быть в частности указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара.

Пунктом 4 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, пунктом 4.5 раздела 4 Положения о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного приказом директора МУП «Водоканал» г. Иркутска № П-14-00164 от 03.03.2014 г., предусмотрено, что в Документации о закупке должны быть указаны в том числе условия и сроки (периоды) поставки товара.

В нарушение указанных выше положении извещение о закупке, а также Документация о закупке, опубликованные Заказчиком, не содержат условия и сроки (периоды) поставки товара, а также сведения о количестве поставляемого товара

Довод Заказчика о том, что указание в Документации на то, что  товар должен поставляться партиями, согласно установленному перечню товара по заявкам Заказчика в течение срока действия договора и не предполагает определение конкретных периодов поставки, является необоснованным, поскольку не позволяет установить количество товара, предлагаемого к поставке, его ассортимент (из пояснений Заказчика следует, что отдельные позиции могут и не понадобиться), а также периодичность поставки, т.е. условий, которые являются обязательными.

 

Пункт 25 Документации к запросу предложений по выбору поставщика полиэтиленовых фитингов различных диаметров устанавливает, что договор с победителем процедуры закупки заключается в течение 20 (двадцати) дней после завершения процедуры закупки.

В соответствии с пунктом 13.2. Положения о закупках товаров, работ, услуг договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее в данном разделе - участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения закупок должен быть заключен Заказчиком не позднее двадцати дней, а по результатам неторговых процедур - не позднее срока, указанного в закупочной документации.

Согласно части 4 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частями 18, 19 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.  В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Из пункта 25 Документации к запросу предложений по выбору поставщика полиэтиленовых фитингов различных диаметров, пункта 13.2. Положения о закупках товаров, работ, услуг следует, что договор по результатам закупки, может быть заключен заказчиком МУП «Водоканал» г. Иркутска ранее истечения установленного срока на обжалование, по результатам которого антимонопольный орган вправе применить меры, направленные на устранение выявленных нарушений, в административном порядке.

Положением о закупках МУП «Водоканал» г. Иркутска, а также Документацией о выше указанной закупке установлен порядок (срок) заключения договора по результатам закупки, не обеспечивающий соблюдение предусмотренного десятидневного срока на обжалование действий организатора закупки в антимонопольный орган, до истечения которого договор не может быть заключен, что может привести к сокращению указанного срока на обжалование и является нарушением ч. 4 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия

РЕШИЛА

1.   Признать обоснованной жалобу ООО «Дельта Комплект» на положения опубликованной документации к запросу предложений по выбору поставщика полиэтиленовых фитингов различных диаметров, (извещение № 31603629300), утвержденной и опубликованной заказчиком (организатором закупки) МУП «Водоканал» г. Иркутска при организации и проведении закупки путем запроса предложений на поставку полиэтиленовых фитингов различных диаметров, в связи с отсутствием в документации закупки порядка оценки и сопоставления заявок, количества (объема) предполагаемого к поставке товара, условий (периодичности) поставок и установлением срока заключения договора по результата закупки с нарушением срока, установленного ч. 4 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

2.  Признать организатора закупки (заказчика) – МУП «Водоканал» г. Иркутск нарушившим пункт ч. 4 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, в связи с утверждением пункта 25 Документации к запросу предложений по выбору поставщика полиэтиленовых фитингов различных диаметров, пункта 13.2. Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «Водоканал» г. Иркутска, устанавливающих порядок (срок) заключения договора по результатам закупки, не обеспечивающий соблюдение предусмотренного десятидневного срока на обжалование действий организатора закупки в антимонопольный орган, до истечения которого договор не может быть заключен, что может привести к сокращению указанного срока на обжалование.

  1. Признать организатора закупки (заказчика) – МУП «Водоканал» г. Иркутск нарушившим часть 1 статьи 3, пункты 3, 4, 13 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, пункты 4.4 4.5 раздела 4 Положения о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного приказом директора МУП «Водоканал» г. Иркутска № П-14-00164 от 03.03.2014 г., устанавливающие требования к информационному обеспечению закупок и к содержанию извещения и документации о закупках товаров, работ, услуг, в связи с отсутствием в Документации к запросу предложений по выбору поставщика полиэтиленовых фитингов различных диаметров порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, условий и сроков (периодов) поставки товара; отсутствием в Извещении об указанной закупке сведений о предмете договора с указанием количества поставляемого товара.

4.  Выдать организатору закупки – МУП «Водоканал» г. Иркутск предписание о совершении в срок до 03.06.2016 г. действий, направленных на устранение нарушения порядка организации и проведения закупки, установленных частью 1 статьи 3, пунктами 3, 4, 13 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, пунктами 4.4 4.5 раздела 4 Положения о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного приказом директора МУП «Водоканал» г. Иркутска № П-14-00164 от 03.03.2014 г., предусматривающих требования к информационному обеспечению закупок и к содержанию извещения и документации о закупках товаров, работ, услуг, путем внесения изменений в извещение о проведении закупки в части указания сведений о предмете договора с указанием количества поставляемого товара; путем внесения изменений в Документацию о закупке в части указания порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, условий и сроков (периодов) поставки товара, а также внесения изменений в пункт 25 Документации к запросу предложений по выбору поставщика полиэтиленовых фитингов различных диаметров, пункт 13.2. Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «Водоканал» г. Иркутска, в части установления порядка (срока) заключения договора по результатам закупки, обеспечивающего соблюдение предусмотренного десятидневного срока на обжалование действий организатора закупки в антимонопольный орган, до истечения которого договор не может быть заключен.

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса  о возбуждении дела об административном правонарушении.

6.  Копию решения направить заявителю и организатору торгов.

 

Председатель Комиссии                                                               

Члены Комиссии:                                                                          

Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 96

«19» мая 2016 г.                                                                          г. Иркутск

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия),  в составе:

председатель Комиссии: (…)

руководствуясь частью 20 статьи 181, пунктом 31 части 1 статьей 23,  статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 290 от «19» мая 2016 г.,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору закупки – МУП «Водоканал» г. Иркутск (664085, г. Иркутск, ул. Станиславского, 2) в срок до 03.06.2016 г. совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка организации и проведения закупки, установленных частью 1 статьи 3, пунктами 3, 4, 13 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, пунктами 4.4 4.5 раздела 4 Положения о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного приказом директора МУП «Водоканал» г. Иркутска № П-14-00164 от 03.03.2014 г., предусматривающих требования к информационному обеспечению закупок и к содержанию извещения и документации о закупках товаров, работ, услуг, путем внесения изменений в извещение о проведении закупки в части указания сведений о предмете договора с указанием количества поставляемого товара; путем внесения изменений в Документацию о закупке в части указания порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, условий и сроков (периодов) поставки товара, а также внесения изменений в пункт 25 Документации к запросу предложений по выбору поставщика полиэтиленовых фитингов различных диаметров, пункт 13.2. Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «Водоканал» г. Иркутска, в части установления порядка (срока) заключения договора по результатам закупки, обеспечивающего соблюдение предусмотренного десятидневного срока на обжалование действий организатора закупки в антимонопольный орган, до истечения которого договор не может быть заключен.

2. Информацию об исполнении предписания  предоставить в срок до «03» июня 2016 г. (с приложением подтверждающих документов, в том числе, опубликования изменений на официальном сайте).

 

Председатель Комиссии:                                                         

 

Члены Комиссии                                                                       

 

                                                                                                          

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного орга

Связанные организации

Связанные организации не указаны