Решение №038/196/20 Решение по СТЭК-м (п. 4 ст. 16) от 3 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №038/196/20 от 03.03.2020

 

г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.02.2020г.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

                Председатель Комиссии:

                ……. - руководитель Управления ФАС России по Иркутской области;

                Члены Комиссии:

                ……. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления ФАС России по Иркутской области;

                …… - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления ФАС России по Иркутской области;

                в присутствии — представителя администрации Михайловского городского поселения ……., представителя ООО «Стэк-М» ……, генерального директора ООО «Стэк-М» Устьянцева О.Н. ….,

                рассмотрев дело №038/01/16-1611/2019 от 14.10.2019г., возбужденное по признакам нарушения администрации Михайловского городского поселения, муниципального унитарного предприятия «Михайловское коммунальное управление» и ООО «Стэк-М», п. 4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА

 

                В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) поступило обращение Службы по тарифам Иркутской области (вх. №10904/19 от 31.07.2019г.) на действия муниципального унитарного предприятия «Михайловское коммунальное управление» (далее – МУП «МКУ») при передаче объектов теплоснабжения в нарушение требований действующего законодательства.

                Иркутским УФАС России по обстоятельствам, изложенным в обращении, проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено, что здание котельной на сегодняшний день эксплуатируется в нарушение норм нормативных актов по договору безвозмездного пользования, заключенного без проведения конкурсных процедур между МУП «Михайловское коммунальное управление» и ООО «СТЭК-М», более того данное правонарушение носит систематический характер.

                Таким образом, приказом №038/449/19 от 14.10.2019г. возбуждено дело №038/01/16-1611/2019 в отношении администрации Михайловского городского поселения (665448, Иркутская обл., Черемховский р-н, рп. Михайловка, ул. Советская, 10; ИНН 3820010393), муниципального унитарного предприятия «Михайловское коммунальное управление» (665448, Иркутская обл., Черемховский р-н, рп. Михайловка, ул. Горького, д.11; ИНН 3851019149) и ООО «Стэк-М» (664081, Иркутская обл., г. Иркутск, м-н Крылатый, д. 24/5; ИНН: 3808199819) по признакам нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, результатом которого стало заключения договора №1/19 безвозмездного пользования от 21.05.2019г. без проведения конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения, в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок.

                Для рассмотрения дела №038/01/16-1611/2019 от 14.10.2019г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее Порядок).

                Определение временного интервала исследования товарного рынка.

                Между МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М» были заключены договоры на объекты теплоснабжения (здание котельной с оборудованием):

договор №2/17 безвозмездного пользования от 26.06.2017г.;

договор №1/18 безвозмездного пользования от 01.04.2018г..

Далее, 21.05.2019г. МУП «Михайловское коммунальное управление» заключило с ООО «СТЭК-М» договор №1/19 безвозмездного пользования на объекты теплоснабжения (здание котельной с оборудованием).

                Согласно п. 2.1. временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования и особенностей товарного рынка.

                Так как целью исследования является анализ состояния конкуренции и возможные изменения на товарном рынке вследствие достигнутых соглашений между участниками рынка, то проводится перспективный анализ, в ходе которого определено состояние конкуренции на момент совершения действий по заключению соглашения и его реализации.

                Таким образом, временной интервал настоящего исследования определен с 2017г.- даты подписания Контракта №1/17 по 15.10.2019г. (дата возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства).

                Определение продуктовых границ товарного рынка.

                Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014) относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», классу 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха»; подклассу 35.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха».

                Процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу и сбыт тепловой энергии.

                Тепловая энергия не может быть сравнима по своим функциональным назначениям с другими товарами для потребителей, теплопотребляющие установки которых подключены к тепловым сетям. Таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

                Продуктовыми границами товарного рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией.

                Определение географических границ товарного рынка.

                Географические границы товарного рынка определяются границами муниципального образования, в рассматриваемом случае принимаются границы р.п. Михайловка Черемховского района.

 

                Согласно представленным письменным пояснениям МУП «МКУ», предприятие заключило договор безвозмездного пользования от 27.08.2019г. №1/19 в связи с необходимостью обеспечения потребителей Михайловского муниципального образования тепловой энергией и услугами горячего водоснабжения.

                Целями деятельности МУП «МКУ» являются организация работ по обеспечению тепловой энергией и горячей водой потребителей Михайловского муниципального образования, которое включает в себя: заключение договоров с поставщиками услуг по предоставлению тепловой энергии и горячей воды; контроль качества предоставляемых услуг; организацию применения к поставщикам и потребителям услуг санкций за нарушение условий договоров; организацию начисления и сбора платежей с потребителей за оказанные услуги по подаче тепловой энергии и горячей воды, в т.ч. с граждан с учетом предоставления им льгот, организация взыскания в судебном порядке задолженности с потребителей за предоставленные услуги по подаче тепловой энергии и горячей воды; контроль за производством горячей воды (тепловой энергии) котельными; организация ремонта котельного инженерного оборудования и тепловых сетей в р.п. Михайловка Черемховского района Иркутской области.

                Заключение договора №1/19 от 27.08.2019г. произведено МУП «МКУ» без проведения конкурсных процедур.

                На основании доводов, представленных ООО «СТЭК-М», объекты теплоснабжения принадлежат МУП «МКУ» на праве хозяйственного ведения. Такой способ передачи прав на муниципальное имущество антимонопольному законодательству не противоречит. Последующая передача котельной ООО «СТЭК-М» по договору безвозмездного пользования также являлась вынужденной мерой, ввиду необходимости подготовки котельной к отопительному сезону и отсутствием в штате МУП «МКУ» соответствующего персонала.

                Организация конкурса на право заключения концессионного соглашения требует значительных временных затрат, в среднем от 4 до 6 месяцев.       Учитывая, что договор с предыдущей эксплуатирующей организацией был расторгнут, организация конкурса, без передачи теплоисточника новой эксплуатирующей организации на время проведения конкурсных процедур, могла привести к срыву мероприятий по подготовке котельной и оборудования к отопительному сезону 2019-2020г.

                Более того, никто из хозяйствующих субъектов не обращался в администрацию Михайловского городского поселения с инициативой заключения концессионного соглашения.

                Администрация Михайловского городского поселения представила следующие пояснения.

                Договоры по передаче имущества заключались МУП «МКУ», так как предприятие осуществляет права владения котельной на основании права хозяйственного ведения.

                Между МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М» на данное имущество заключались договоры:

1. договор №2/17 безвозмездного пользования от 26.06.2017г.;

2. договор №1/18 безвозмездного пользования от 01.04.2018г.;

3. договор №1/19 безвозмездного пользования от 21.05.2019г.

                Более того, 05.08.2019г. ООО «СТЭК-М» обратилось в Администрацию Михайловского городского поселения с предложением о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой концессионного соглашения, проект которого в настоящий момент находится на согласовании в   Министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

                В ходе рассмотрения настоящего дела, возникла необходимость привлечь к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее – Министерство).

                Из представленных пояснений Министерства следует, что впервые проект концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры Михайловского муниципального образования поступил в Министерство 28 июня 2018г. По результатам рассмотрения выявлено несоответствие проекта соглашения требованиям законодательства, в том числе в части существенных условий, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ, а также проект не содержал долгосрочных параметров регулирования, ранее согласованных службой по тарифам Иркутской области, в связи, с чем был возвращен без согласования.

                Позже, 14 августа 2018г. проект был направлен повторно в адрес Министерства, однако был возвращен, так как не соответствовал требованиям законодательства, в том числе в части отсутствия ряда существенных условий, наличие ошибок технического характера, отсутствия расчета и обоснования плановых показателей деятельности концессионера.

                7 августа 2019 проект концессионного соглашения поступил в министерство в новой редакции. По результатам рассмотрения выявлено несоответствие требованиям законодательства в виде повторного не представления расчета плановых показателей деятельности концессионера, что послужило основанием возврата проекта на доработку.

                При рассмотрении проекта концессионного соглашения, представленного 28 ноября 2019, установлено, что ранее выявленные замечания к проекту устранены не в полной мере, а также выявлены новые замечания в связи с корректировкой задания концессионера в части мероприятий по реконструкции объекта соглашения.

                Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 038/01/16-1611/2019, пришла к следующим выводам.

                Муниципальным унитарным предприятием «Михайловское коммунальное управление» заключен с обществом с ограниченной ответственностью «СТЭК-М» договор №1/19 безвозмездного пользования от 21.05.2019г. Предметом данного договора выступает источник теплоснабжения, состоящий из объекта недвижимости: наименование: здание производственно-отопительной котельной; назначение: нежилое здание; площадь, м2: 7 196,7; адрес: Иркутская обл., Черемховский район, п. Михайловка, территория ОАО ВСОЗ; кадастровый номер <...> :20:090301:170 и оборудования, согласно приложению № 1 к указанному договору. ООО «СТЭК-М» вправе пользоваться указанным имуществом вплоть до заключения концессионного соглашения, но не более 11 месяцев с даты заключения настоящего договора.

                Заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении)

                Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

                Согласно части 1 статьи 1 Закона о концессионных соглашениях целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного 5 использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

                По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) в силу части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

                Объектами концессионного соглашения в понимании пункта 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.

                Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации прямо установлено, что объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы во временное владение и (или) пользование только на основе концессионных соглашений, если дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта на момент проведения конкурса составляет более пяти лет, либо дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта не может быть определена на момент проведения конкурса.

                Из договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 1/19 от 21.05.2019г. усматривается, что предметом договора являются объекты теплоснабжения с оборудованием, перечень которых указан в приложении № 1 к настоящему договору.

                Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.01.2016 г. здание отопительно-производственной котельной и входящее в ее состав имущество являются собственностью Михайловского муниципального образования, регистрационная запись №38-38/015-38/015/013/2015-60/2.

                Имущество принадлежит МУП «МКУ» на праве хозяйственного ведения, которое зарегистрировано в Управлении Росреестра по Иркутской области 05.04.2017г. за №38:20:090301:170-38/015/2017-6, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

                Закрепление спорного имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия - это предусмотренное действующим законодательством право собственника.

                Данная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.07.2017 №303-КГ17-4054 по делу №А24-1728/2016, согласно которой статья 28.1 Закона о теплоснабжении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника, по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом.

На основании письма ФАС России от 04.10.2017 № ИА/68439/17 «О передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной (муниципальной) собственности», а также с учетом изложенного, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

                Однако, дальнейшая передача МУП «МКУ» объектов теплоснабжения по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 1/19 от 21.05.2019г. ООО «СТЭК-М» была неправомерна, так как данное имущество могло быть передано только по концессионному соглашению, а не по договору безвозмездного пользования.

                Таким образом, анализ приведенных норм права свидетельствует о запрете передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам, а именно ООО «СТЭК-М», без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.

                В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, следствием чего ограничивается доступ в отношении имущества другим хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности.

                Вместе с тем, ранее в Иркутском УФАС России рассматривалось дело №1-00-30/38—18 от 19.03.2018г. в отношении администрации Михайловского городского поселения по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в допущении заключения договора №2/17 временной эксплуатации объектов теплоснабжения от 26.06.2017г. между МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М» без проведения конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения, в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

                Поводом для возбуждения вышеуказанного дела явилось невыполнение администрацией Михайловского городского поселения предупреждения № 77 от 26.10.2017г. о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», путем осуществления передачи прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора № 2/17 временной эксплуатации объектов теплоснабжения от 26.06.2017г., с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством РФ, в том числе антимонопольным законодательством.

                В рамках указанного дела Иркутским УФАС России установлено, что МУП «МКУ» был заключен с ООО «Объединенное коммунальное хозяйство» (далее – ООО «ОКХ») договор № 2 временной эксплуатации объектов теплоснабжения от 05.04.2017г. Предметом данного договора выступает здание котельной. 26.06.2017г. указанный договор расторгнут МУП «МКУ» в одностороннем порядке посредством направления уведомления о намерении расторгнуть договор в адрес ООО «ОКХ» (вход. № 68 от 22.06.2017г.).

                26.06.2017г. МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М» заключили договор № 2/17 безвозмездного пользования от 26.06.2017г., предметом которого, как и в договоре №1/19 от 21.05.2019г., являлись объекты теплоснабжения, а именно здание котельной с оборудованием согласно приложению № 1 к указанному договору. Заключение указанного договора было произведено без проведения конкурсных процедур, в нарушение требований законодательства.

                Во время рассмотрения Иркутским УФАС России дела №1-00-30/38—18 от 19.03.2018г., ООО «ОКХ» и Прокуратурой Иркутской области был заявлен иск в Арбитражный суд Иркутской области о признании договора аренды муниципального имущества №2/17 от 26.06.2017 г., заключенного между МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М» недействительным. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2018 года по делу № А19-21487/2017 договор № 2/17 безвозмездного пользования от 26.06.2017г. признан недействительным. Постановлением Четвертого Апелляционного суда Российской Федерации от 30 мая 2018 г. указанное Решение оставлено без изменения.

                14.06.2018г. Иркутским УФАС России принято решение №767/18 от 27.06.2018г. о признании администрации Михайловского городского поселения (665448, РФ, Иркутская область, Черемховский район, р.п. Михайловка, ул. Советская, дом 10; ИНН/ОГРН 3820010393/1053820016800) нарушившей п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с совершением действий (бездействия), выразившихся в допущении заключения договора № 2/17 временной эксплуатации объектом теплоснабжения от 26.06.2017г. между МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М» без проведения конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения, в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

                Администрации Михайловского городского поселения выдано предписание №199/18 от 27.06.2018г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления передачи прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанного договора, с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством РФ, в том числе антимонопольным законодательством. Во исполнение требований настоящего предписания договор №2/17 временной эксплуатации объектом теплоснабжения от 26.06.2017г. между МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М» был расторгнут.

                Как поясняет Администрация Михайловского городского поселения, в 2018г. без проведения конкурсных процедур вышеназванное имущество также было передано на основании договора безвозмездного пользования между МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М».

                Принимая во внимания тот факт, что действия МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М» носят системный характер (с 2017 г. объекты теплоснабжения по вышеуказанным договорам передаются ООО «СТЭК-М» без проведения конкурсных процедур), совместные действия МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М» фактически направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий рынок на территории Михайловского городского поселения.

                Согласно ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

                В силу ч. 4 ст. 47 Устава Михайловского муниципального образования Черемховского района Иркутской области, Михайловское муниципальное образование может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

                Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

                Следовательно, администрация Михайловского городского поселения допустила заключение вышеназванных договоров и не обеспечила равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию.

                Более того, Администрация Михайловского городского поселения с 2017г. знает о неправомерности данных действий, однако преднамеренно допускает заключение таких договоров с участием тех же сторон.

                Действия, направленные на соблюдение Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», со стороны администрации Михайловского городского поселения носили формальный характер. Администрация, из представленных сведений Министерства, на протяжении года (а именно с 18.09.2018г. по 07.08.2019г.) не принимало никаких мер по исправлению ошибок, указанных Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

                К тому же, Администрация Михайловского городского поселения не представила доказательств того, что силами МУП «МКУ» невозможно обеспечение теплоснабжения в р.п. Михайловка Черемховского района Иркутской области. Из представленных письменных пояснений представителем МУП «МКУ», целями деятельности предприятия  является не обеспечение теплоснабжения в р.п. Михайловка Черемховского района Иркутской области, а заключение договоров с поставщиками услуг по предоставлению тепловой энергии и горячей воды. Однако, согласно выписки из ЕГРЮЛ, основной вид деятельности предприятия является обеспечение работоспособности котельных (35.30.4).

                Более того, согласно представленным сведениям МУП «МКУ» в штатном расписании предприятия насчитывается только 1 штатная единица, в частности директор предприятия, что подтверждает тот факт, что Администрация Михайловского городского поселения, передавая вышеназванное имущество в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию, знало о том, что предприятие не в состоянии обеспечить теплоснабжение в р.п. Михайловка Черемховского района Иркутской области. Однако, Администрация Михайловского городского поселения с 2017 г. не предприняла никаких мер  по увеличению штата предприятия.   

                Довод ООО «СТЭК-М» о том, что заключение вышеназванного договора являлась вынужденной мерой, ввиду необходимости подготовки котельной к отопительному сезону и отсутствием в штате МУП «МКУ» соответствующего персонала подтверждает наличие договоренности между Администрацией Михайловского городского поселения и МУП «МКУ». Обеспечение теплоснабжения на территории р. п. Михайловка происходит ежегодно, и не является неожиданностью для предприятия, в управлении которого находится имущество по его обеспечению. Подготовка к отопительному сезону происходит заблаговременно до его начала. Таким образом, заключение данного договора не является вынужденной мерой, а является следствием заключения антиконкурентного соглашения, так Администрация Михайловского городского поселения до начала отопительного сезона 2019-2020гг. не предпринимало никаких действий по соблюдению требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Кроме этого, ООО «СТЭК-М» осведомлен о противоправности указанных действий при заключении договора №1/19 безвозмездного пользования от 21.05.2019г., так как привлекался к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по неправомерному заключению аналогичных договоров ранее, а также  неоднократно выступал ответчиком в судебных делах по таким же спорам по искам прокуратуры.

                В соответствии со ст. 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

                Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

                Признаки ограничения конкуренции приведены в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

                Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

                Изложенное позволяет прийти к выводу о заинтересованности администрации Михайловского городского поселения и МУП «МКУ» в привлечении к оказанию на территории Михайловского городского поселения услуг по теплоснабжению именно ООО «СТЭК-М».

                В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Администрация Михайловского городского поселения была осведомлена о заключении МУП «МКУ» указанного договора, но при этом не предпринимала должных мер по обеспечению соблюдения действующего законодательства. Более того, передача имущества в хозяйственное ведение МУП «МКУ», который был не в состоянии содержать и эксплуатировать данное имущество, а в последующем его передача на праве безвозмездного пользования ООО «СТЭК-М», свидетельствует о том, что орган местного самоуправления осведомлен о допускаемом правонарушении порядка передачи имущества коммунального хозяйства.

                Таким образом, систематическое и целенаправленное заключение договоров безвозмездного пользования муниципального имущества (а именно котельной и ее оборудования), заключаемых между МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М», с ведома Администрации Михайловского городского поселения, а также ее бездействие в части проведения конкурентных процедур направленных на заключение концессионного соглашения в установленном законе порядке (непринятие должных мер по устранению выявленных ошибок в проекте концессионного соглашения Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и его согласования) свидетельствует о реализации достигнутого антиконкурентного соглашения.

                В связи с этим следует, что между администрацией Михайловского городского поселения, МУП «МКУ» и ООО «СТЭК-М» существовало соглашение, направленное на передачу и создание условий для использования ООО «СТЭК-М» на протяжении длительного периода времени муниципального имущества без проведения конкурентных процедур, обеспечение ему возможности ведения предпринимательской деятельности с использованием указанного имущества, результатом которого явилось ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам на рынок теплоснабжения на территории Михайловского городского поселения Черемховского района Иркутской области на конкурентной основе ввиду лишения их возможности получить в пользование муниципальное имущество, необходимое для ведения предпринимательской деятельности на указанном рынке, что противоречит статье 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной нормы.

Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела №038/01/16-1611/2019 от 14.10.2019г., исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении администрацией Михайловского городского поселения, муниципальным унитарным предприятием «Михайловское коммунальное управление» и ООО «СТЭК-М» п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения, результатом которого стало заключения договора №1/19 безвозмездного пользования от 21.05.2019г. без проведения конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения, в нарушение действующего законодательства, что приводит к ограничению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, 27.01.2020г. направлено заключение Комиссии об обстоятельствах дела № 038/01/16-1611/2019.

                Письменных возражений на заключение об обстоятельствах дела лицами, участвующими в деле не представлено.

В настоящее время соглашение реализовано в полном объеме. Основания для выдачи предписания об устранении нарушений отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Михайловского городского поселения (665448, Иркутская обл., Черемховский р-н, рп. Михайловка, ул. Советская, 10; ИНН 3820010393), муниципальное унитарное предприятие «Михайловское коммунальное управление» (665448, Иркутская обл., Черемховский р-н, рп. Михайловка, ул. Горького, д.11; ИНН 3851019149) и ООО «СТЭК-М» (664081, Иркутская обл., г. Иркутск, м-н Крылатый, д. 24/5; ИНН: 3808199819) нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в связи с совершением действий, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, результатом которого стало заключения договора №1/19 безвозмездного пользования от 21.05.2019г. без проведения конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения, в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок.

2. Предписание не выдавать.

3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

4. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

 

                Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        

 

Члены Комиссии                                                                                                                        

 

                                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны