Решение №302/18 Жалоба ООО «Перспектива» на положения документации об электр... от 27 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 302/18

 

Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27.03.2018 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

члены Комиссии: <…..>;

при участии представителей МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1» (далее – заказчик) – <…..>,

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – заявитель);

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на реконструкцию здания МКДОУ Детский сад № 1 г. Киренска, извещение № 0834300005818000004 (далее – электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 15 марта 2018 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель указывает, что заказчиком в проекте контракта не установлена ответственность, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017г. № 1042 за нарушение подрядчиком требования к надлежащему исполнению обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, установленных  Постановлением Правительства  РФ от 15.05.2017 № 570.

Кроме того, заявитель считает, что заказчик в проекте контракта не установил обязанность по оплате выполненных субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций работы в течение 15 рабочих дней, требование к установлению которой предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 28 февраля 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0834300005818000004, а также Документация о проведении электронного аукциона на реконструкцию здания МКДОУ Детский сад № 1 г. Киренска (далее – Документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 286 503 000 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ  Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства Ф от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570) установлены:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является - реконструкция здания МКДОУ Детский сад № 1 г. Киренска.

Код ОКПД 2 - 41.20.40.000 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)».

Комиссией установлено, что в Приложении № 5 к технической части документации об электронном аукционе установлены возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.

Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Частью 5 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 8 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г № 1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Так, пунктом 7 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Заказчиком в пункте 10.8 проекта контракта установлено:

«За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в соответствии с постановлением Правительства 1042 в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей».

Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку размеры штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту в виде фиксированной суммы могут быть установлены заказчиком в соответствии с требованиями Правил только после подведения итогов электронного аукциона, при составлении контракта на основании цены контракта, полученной по результатам проведения электронного аукциона. При этом заказчиком в проекте контракта указана ссылка на Правила, которыми установлен порядок определения фиксированной суммы размеров штрафов.

Учитывая изложенное, довод заявителя жалобы не нашел своего подтверждения.

В отношении довода заявителя о том, что заказчик в проекте контракта не установил обязанность по оплате выполненных субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций работ в течение 15 рабочих дней, требование к установлению которой предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Часть 6 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ определяет, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ).

Данные типовые условия определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее — Постановление № 1466), в котором в пункте 5 установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Предусмотренное частью 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ право заказчика определено в пункте 20 части Х документации об аукционе, в пункте 7.2.29 проекта контракта, в соответствии с которыми подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций с передачей им работ на сумму 20% от общей цены Контракта.

Согласно пункту 7.2.33 проекта контракта подрядчик обязано «оплачивать выполненные субподрядчиком, соисполнителем работы (ее результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания Подрядчиком (исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора».

Таким образом, установленный заказчиком срок для оплаты подрядчиком выполненных субподрядчиком работ не соответствует положениям Постановления № 1466, следовательно, заказчиком допущено нарушение части 7 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, пункт 5 Постановления № 1466.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Иркутского УФАС России выявлены следующие нарушения.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ); показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

При изучении ведомости материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, установлены противоречия в значениях показателей следующих товаров:

«Труба (ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80)» имеет характеристику «марка стали должна быть: 10, или 15, или Ст2пс, или Ст4сп, или 08».

В абзацах 2,3 подпункта 15.4 инструкции установлено:

- если заказчиком указано несколько значений показателей, позволяющих определить соответствие закупаемой работы его требованиям, при их перечислении используется союз «и» или запятые – это означает, что Заказчику требуются товары одновременно с каждым из указанных значений показателей. В этом случае участнику закупки необходимо указать все перечисленные заказчиком значения таких показателей (абз. 2);

- если заказчиком указано несколько значений показателей, позволяющих определить соответствие закупаемой работы его требованиям, при их перечислении используется союз «или» или знак «;» (точка с запятой), то это свидетельствует о том, что необходимо выбрать один из указанных товаров (материалов) и представить для данного товара (материала) сведения о показателях качества (абз. 3).

Таким образом, требуемые заказчиком значения, указанные выше, перечислены одновременно с использованием знака «,» и союза «или», имеющих противоположное значение для заказчика.

По материалу «Гидроизоляционный материал «Изопласт ЭПП» или эквивалент (ГОСТ 32805-2014)» установлено, что «Разрывная сила при растяжении, не менее – 360 (минимальное значение показателя) Н».

При этом, инструкция содержит следующие требования:

- если заказчиком для определения соответствия закупаемой работы его требованиям используются показатели, сопровождаемые словами «не допускается», «допускается», «не ниже», «не выше», «минимальное значение показателя», «максимальное значение показателя», то в таком случае участник закупки в своей заявке должен указать конкретные значения таких показателей (без слов «не допускается», «допускается», «не ниже», «не выше», «минимальное значение показателя», «максимальное значение показателя»), которые не должны превышать максимального или не должны быть меньше минимального значений показателей, установленных Заказчиком (абз. 4).

- если в ведомости материалов устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается фразой «в пределах диапазона», «не более», «не менее», «свыше», «от» и «до» участником закупки должен быть предложен товар с таким же значением показателя, либо значение диапазона, попадающее в обозначенный диапазон (сопровождающееся словами «в пределах диапазона», «не более», «не менее», «свыше», «от» и «до») в соответствии с представленными показателями товара и в соответствии с указанными ГОСТ (абз. 6).

Таким образом, требуемые заказчиком значения, сопровождаются одновременно словами «не менее» и «минимальное значение показателя», имеющими противоположное значение для заказчика.

Описание объекта закупки содержится в Техническом задании документации об аукционе, приложением к которому является проектная документация и ведомость материалов, используемых при выполнении работ.

Также одновременно с документацией об аукционе заказчиком размещены локальные ресурсные сметные расчеты, которые являются обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.

Так, Комиссией установлено, что в стоимость начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, документации об аукционе, входит стоимость технологического оборудования, которым должен быть оснащен детский сад в рамках выполнения работ по рассматриваемой закупки.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика подтвердили, что указанное в локальном ресурсном сметном расчете № 02-01-04 оборудование предусмотрено проектной документацией, включено в стоимость работ и должно быть приобретено и установлено подрядчиком при выполнении работ.

Следовательно, заказчик при описании объекта закупки должен установить требования в том числе к технологическому оборудованию, и требование о предоставлении участниками закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей в отношении указанного оборудования.

Вместе с тем, данное технологическое оборудование заказчиком в ведомости материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, не указано, требования (помимо размеров) к технологическому оборудованию отсутствуют. В требованиях о составе первой части заявки на участие в электронном аукционе и в инструкции по ее заполнению также отсутствует ссылка на локальный ресурсный сметный расчет № 02-01-04 и требование о предоставлении конкретных показателей в отношении технологического оборудования.

Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки документации об аукционе допущены нарушения пунктов 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Перспектива» частично обоснованной;
  2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1, часть 2 статьи  33, пункты 1,

2 части 1 статьи 64, часть 7 статьи 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункт 5 Постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1226 «О внесении изменений в типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций»;

  1. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений

Федерального закона № 44-ФЗ путем аннулирования электронного аукциона;

  1. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения

выданного предписания;

  1. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе;
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу

Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                         

 

 

<…..>

<…..>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 75/18

 

Резолютивная часть предписания объявлена 22.03.2018 года.

Предписание в полном объеме изготовлено 27.03.2018 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

члены Комиссии: <…..>;

при участии представителей МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1» (далее – заказчик) – <…..>,

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – заявитель);

на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России № 302/18 от 22 марта 2018 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона на реконструкцию здания МКДОУ Детский сад № 1 г. Киренска, извещение № 0834300005818000004.

2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

3. В срок до 09 апреля 2018 года заказчику представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

<…..>

<…..>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны