Решение №038/534/22 решение от 9 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09.06.2022 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутская государственная областная детская клиническая больница (далее – Заказчик) – <…..>, при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью «Нутритек Кострома» (далее – ООО «Нутритек Кострома», Заявитель) – <…..>;

рассмотрев посредством системы видео-конференц связи жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0334200004622000148 на поставку детского питания (специализированная сухая молочная смесь), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 03 июня 2022 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.

Заявитель указывает, что извещение об осуществлении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, по мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) Заказчиком в Техническом задании установлены характеристики требуемых к поставке товаров, не соответствующие таким характеристикам, содержащимся в ТР ТС 033/2013 и ТР ТС 027/2012, а также в нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ Техническое задание не содержит обоснование необходимости использования других показателей;

2) Заказчиком в Техническом задании установлены излишние требования к фасовке закупаемой продукции, что может повлечь ограничение количества потенциальных участников закупки;

3) Заказчиком неправильно произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта.

Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 26 мая 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение об осуществлении электронного аукциона № 0334200004622000148 на поставку детского питания (специализированная сухая молочная смесь) (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 256 248, 10 руб..

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о частичной обоснованности доводов жалобы на основании следующего.

 

1,2. Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в Техническом задании.

В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является поставка детского питания (специализированная сухая молочная смесь), соответствующего следующим характеристикам:

№ п/п

Наименование товара

Технические, качественные, функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики Товара и иные характеристики и показатели товара

1

2

4

1

Начальная молочная смесь для детского питания (КТРУ 10.86.10.133-00000002)

 

Характеристики товара по КТРУ:

Вид смеси: пресная.

Форма выпуска смеси: сухая.

Дополнительные характеристики товара:

Смесь для смешанного и искусственного вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев.

Показатели пищевой ценности в 100 г продукции, готовой к употреблению:

кальций, мг: не менее 44,00 и не более 52,70;

магний, мг: не менее 4,00 и не более 5,40;

селен, мкг: не менее 1,50 и не более 2,10.

Упаковка, гр: не менее 400,00 не более 600,00.

2

Последующая молочная смесь для детского питания

(КТРУ 10.86.10.133-00000007)

Характеристики товара по КТРУ:

Вид смеси: пресная.

Форма выпуска смеси: сухая.

Тип смеси: адаптированная

Дополнительные характеристики товара:

Смесь для вскармливания здоровых детей с 6 до 12 месяцев

Показатели пищевой ценности в 100 г продукции, готовой к употреблению:

железо, мг: не менее 0,97 и не более 1,00;

токоферол (Е), мг: не менее 0,90 и не более 1,19;

цианкобаламин (В12), мкг: не менее 0,18 и не более 0,21.

Упаковка, гр: не менее 400,00 не более 600,00.

3

Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания

(КТРУ: 10.86.10.192-00000003)

Характеристики товара по КТРУ:

Возрастная категория, месяц: ≥ 0 и ≤ 6.

Степень гидролизации смеси: полностью гидролизованная смесь.

Тип гидролизованного белка: белок молочной сыворотки.

Дополнительные характеристики товара:

Сухая быстрорастворимая смесь на основе полностью гидролизованных белков молочной сыворотки для лечебного питания детей с первых дней жизни с длительной диареей, непереносимостью коровьего молока, пищевой аллергией к белкам коровьего молока, лактазной недостаточностью и другими формами кишечной мальабсорбции.

Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта):

кальций, мг: не менее 50,00 и не более 51,00;

фосфор, мг: не менее 27,00 и не более 34,00;

медь, мг: не менее 0,04 и не более 0,05.

Упаковка, гр: не менее 400,00 и не более 450,00.

4

Смесь для детского питания на основе аминокислот

КТРУ: 10.86.10.191-00000004

Характеристики товара по КТРУ:

Форма выпуска: Сухая. Возрастная категория: ≥ 0  и  ≤ 12 (мес);   > 12 (мес).

Дополнительные характеристики товара:

Смеси на основе аминокислот (100%) для вскармливания детей с тяжёлыми проявлениями пищевой аллергии с рождения

Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта):

калий, мг: не менее 72,50 и не более 76,00;

фосфор, мг: не менее 47,1 и не более 49;

медь, мг: не менее 0,05 и не более 0,06.

Упаковка жестяная  банка:  не менее 400 грамм и не более 500 грамм.

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Как было установлено Комиссией, действующим стандартом (регламентом) для продуктов детского питания на молочной основе, адаптированных или частично адаптированных начальных или последующих молочных смесей является Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), а также Технический регламент Таможенного союза «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (ТР ТС 027/2012).

Из содержания ТР ТС 033/2013 и ТР ТС 027/2012 следует, что требуемые к поставке товары в своем составе должны содержать показатели пищевой ценности в иных диапазонах, не соответствующих установленным Заказчиком в Техническом задании. Вместе с тем, указанные Заказчиком в Техническом задании показатели пищевой ценности входят в диапазон, установленный ТР ТС 033/2013 и ТР ТС 027/2012 и соответствуют крайним верхним и нижним пределам таких показателей.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Извещение об осуществлении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в Извещении установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в Извещении отсутствуют, следовательно, Извещение об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

В Техническом задании Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика для обеспечения потребности пациентов в надлежащем питании.

В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Также Федеральный закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. №11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Заказчик в ходе заседания Комиссии обосновал свою потребность в товаре с указанными характеристиками тем, что ГБУЗ ИГОДКБ является многопрофильным специализированным учреждением стационарного типа. Организация лечебного питания детей до 1-года жизни проводится в соответствии с Приказом Минздрава России от 23.09.2020г. № 1008н «Об утверждении порядка обеспечения пациентов лечебным питанием» и Приказом ГБУЗ ИГОДКБ № 272 от 16.11.2017г. «О протоколе ведения истории болезни в ГБУЗ ИГОДКБ. При назначении индивидуальной диеты детям до года выявлены наиболее «популярные» домашние адаптированные детские смеси, указанные как эквиваленты, смена которых при поступлении в стационар в активной фазе лечения может вызвать различные диспепсические расстройства, аллергические высыпания на коже. Вследствие этого при составление технических характеристик объекта закупки были детализированы количественные параметры по микроэлементному и витаминному составу, исходя из целей осуществления закупки, а именно обеспечение детей грудного возраста медицинской услугой надлежащего качества – лечебным питанием.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы Заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.

Кроме того, как следует из письменных возражений Заказчика, установленным Техническим заданием характеристикам по каждой позиции соответствует детское питание как минимум трех различных производителей, что также не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки и нарушении положений Федерального закона № 44-ФЗ.

 

 Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает, что в извещении о проведении закупки должны содержаться наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно части 5 статьи 23 ФЗ № 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно требованиям части 6 статьи 23 ФЗ № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ № 145).

Согласно пункту 4 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

На основании пункта 5 Постановления Правительства РФ № 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом в силу пункта 6 Постановления Правительства РФ № 145 использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Заказчиком в Техническом задании установлены следующие позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Начальная молочная смесь для детского питания (КТРУ 10.86.10.133-00000002); Последующая молочная смесь для детского питания (КТРУ 10.86.10.133-00000007), Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания (КТРУ: 10.86.10.192-00000003), Смесь для детского питания на основе аминокислот (КТРУ: 10.86.10.191-00000004).

Установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики к закупаемому товару, не предусмотренные примененными кодами КТРУ.

Вместе с тем, в нарушение требований части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 6 Постановления Правительства РФ № 145 Заказчиком не включено в описание объекта закупки надлежащее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не установленных в позициях КТРУ.

 

Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. № 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Приходя к выводу о наличии в действиях Заказчика вышеназванных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку на участие в данной закупке поступила 1 заявка, а также установленным Техническим заданием характеристикам по каждой позиции соответствует детское питание как минимум трех различных производителей, что не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.

3. Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении, том числе, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, у Комиссии Иркутского УФАС России нет правовых оснований для рассмотрения жалобы по существу в части довода, касающегося обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Нутритек Кострома» частично обоснованной;
  2. Признать заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи

42 Федерального закона № 44-ФЗ, пункт 6 Постановления Правительства РФ № 145;

3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;

4. Направить копии решения сторонам по жалобе;

5. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта;

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

<…..>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны