Решение №321 жалобу ИП Черняка Г.Е. на положения документации об аукционе... от 6 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 321

05 мая 2017г.                                                                                            г. Иркутск

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…>;

Члены Комиссии: <…>,

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных Индивидуального предпринимателя Черняка Георгия Евгеньевича (далее – ИП Черняк Г.Е., заявитель); Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12 «Якорёк» (далее - заказчик) – ходатайство от 03.05.2017г.),

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме в порядке, предусмотренном ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России поступила жалоба ИП Черняка Г.Е. на положения документации об аукционе в электронной форме на выполнение строительных работ по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий).

В соответствии с доводами жалобы документация об аукционе составлена с нарушением положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Заказчиком представлены возражения, согласно которым электронный аукцион отменен по инициативе заказчика 27.04.2017г.

Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражения заказчика, установила следующее.

Заказчиком 03.04.2017г. на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0334300103017000001 и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на проведение капитального ремонта объекта: «Детский сад № 12 «Якорёк» п. Жигалово» (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 38 610 870 рублей.

Согласно п. 1 ч.1 ст.64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

Требования к товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, содержатся в Ведомости материалов, являющейся приложением к документации об аукционе.

ИП Черняк Г.Е. считает нарушающими положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ требования к характеристикам следующих товаров:

1. Пункт 12 Ведомости материалов «Труба стальная,  электросварная  прямошовная, ∅15 мм, толщиной стенки 2.8 мм».

Комиссией установлено, что в требованиях к характеристикам трубы заказчиком установлено, что толщина стенки трубы должна быть 2-4,5 мм., диаметр: от 20 до 377 мм. При этом, в наименовании товара (столбец 1 таблицы) указан диаметр 15мм., а толщина стенки 2.8мм., что свидетельствует о необъективности описания данного товара и является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

2. Пункт 74 Ведомости материалов «Доски необрезные». Заказчиком указано, что материал должен соответствовать ГОСТ, действующему на территории РФ.

Технические требования к пиломатериалам хвойных пород регламентированы «ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 30.09.1986 N 2933), в п. 2.5 которого указано, что параметр шероховатости поверхности пиломатериалов  для отборного, 1, 2 и 3-го сортов не должен превышать 1250 мкм, а для 4-го сорта - 1600 мкм.

Согласно требованиям заказчика при выполнении работ должны использоваться доски необрезные сорта «не ниже II», то есть требуется доски I либо II сорта, следовательно, с учетом положений ГОСТ 8486-86 параметр шероховатости поверхности  не должен превышать 1250мкм. При этом, заказчик указывает, что данные показатель должен быть не более 1600мкм, который характерен для пиломатериалов 4 сорта.

 Таким образом, установленное заказчиком требование к параметру шероховатости поверхности досок противоречит действующему ГОСТ 8486-86 и вводит участников закупки в заблуждение, позволяя указать в заявке на участие в электронном аукционе конкретные показатели товара, противоречащие положениям стандарта.

3. Пункт 112 Ведомости материалов «Битумы нефтяные строительные». Заказчику требуется битум марки БН-90/10, который должен соответствовать требованиям ГОСТ 6617-76.

В соответствии с «ГОСТ 6617-76. Битумы нефтяные строительные. Технические условия», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 16.08.1976 N 1952), по физико-химическим показателям строительные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

 

Наименование  показателя

Норма для марки

БН 50/50

БН 70/30

БН 90/10

ОКП 02 5624

ОКП 02 5623

ОКП 02 5622

1.Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм

41 - 60

21 - 40

5 - 20

2. Температура размягчения по кольцу и  шару, °С             

50 - 60

70 - 80

90 - 105

3. Растяжимость при  25 °С, не менее      

40

3,0

1,0

4. Растворимость, %, не менее             

99,50

99,50

99,50

5. Изменение массы   после прогрева, %,       

не более             

0,50

0,50

0,50

6. Температура вспышки, °С, не ниже      

230

240

240

7. Массовая доля воды

Следы

В Ведомости материалов определены следующие требования к битуму марки БН-90/10:

- глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм: 21-40, 5-20

- температура размягчения по кольцу и шару, °С: 70-80, 90-105

- растяжимость при 25 °С, не менее: 1,0-3,0

 - растворимость, %, не менее: 99,50

- изменение массы после прогрева, %,не более: 0,50

 - температура вспышки °С, не ниже: 240

- массовая доля воды: следы.

Таким образом, заказчиком в значениях глубина проникания иглы при 25 °С, температура размягчения по кольцу и шару, растяжимость при 25 °С установлены показатели, которые не относятся к физико-химическим показателям битума марки БН-90/10, а являются показателями битума марки БН 70/30, сведения о необходимости применения которого при выполнении работ отсутствуют в Ведомости материалов.

Следовательно, включив в требования битума марки БН-90/10 показатели, относящиеся к битуму иной марки, заказчик вводит участников закупки в заблуждение, позволяя указать в заявке на участие в электронном аукционе конкретные показатели товара, противоречащие положениям ГОСТ 6617-76

4. Пункт 117 Ведомости материалов «Краски масляные земляные».

Согласно требованиям заказчика требуются «краски масляные земляные марки МА-0115 мумия, сурик железный», которые должны соответствовать ГОСТ, действующему на территории РФ.

В соответствии с разъяснением заказчика положений документации, представленный на запрос участника закупки, «знаки «/», «,», «;», «-», «…», «или», указанные в ведомости материалов (приложение № 2 к документации об аукционе), являются перечислением набора и диапазона характеристик, предъявляемого заказчиком к материалам для выбора участникам конкретного значения».

С учетом указанного разъяснения, можно сделать вывод, что при заполнении заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предложить либо краску марки МА-0115 мумия либо краску марки МА-0115 сурик железный, указав при этом конкретные показатели, отвечающие требованиям документации об аукционе и соответствующие требованиям действующего ГОСТ, установленным в отношении краски марки МА-0115 сурик железный.

Выпуск красок масляных марки МА-0115 мумия, сурик железный регламентируется «ГОСТ 8292-85. Краски масляные цветные густотертые. Технические условия» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 18.12.1985 N 4158).

При этом, Комиссией установлено, что все определенные заказчиком требования к показателям значений краски относятся лишь к краски масляной марки МА-0115 мумия.

Следовательно, указание участником закупки в заявке краски марки МА-0115 сурик железный и конкретных показателей в соответствии с требованиями пункта 117 Ведомости материалов, приведет к отклонению заявки данного участника, поскольку представленные конкретные показатели не будут соответствовать требованиям ГОСТ. 

Таким образом, изучив положения документации об аукционе, Ведомость материалов, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ описание товаров «труба стальная», «доски необрезные», «битумы нефтяные строительные», «краски масляные земляные» носит необъективный характер и вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.

Довод заявителя относительно невозможности указания показателя «укрывистостъ невысушенной пленки краски» Комиссия считает несостоятельным, так как в соответствии с положениями документации об аукционе при указании значений показателей не могут быть использованы слова и знаки: «не более», «не менее», «должен», «не выше», «не ниже» или их производные, «от», «до», «или», «<», «>», «/» и т.п., за исключением случаев, если это предусматривается нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара», что говорит о том, что показатели товара могут указываться в соответствии с ГОСТ и иными нормативно-техническими документами.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения требований Федерального закона № 44-ФЗ.

В силу ч. 4 ст. 65 Федерального закона № 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Вместе с тем, в нарушение ч. 4 ст. 65 Федерального закона № 44-ФЗ в размещенных в Единой информационной системе 17.04.2017, 18.04.2017г. разъяснениях на запросы не содержится указание на предмет такого запроса.

Согласно ч. 3 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ установлены единые требования к участникам закупки, которые заказчик должен установить при осуществлении закупки.

При этом, Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу с 09.01.2017г., в ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ внесены следующие изменения:

- дополнен п. 7: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

- введен п. 7.1: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования к участникам закупки определены заказчиком в пункте 13 главы V документации об аукционе, при этом, внесенные Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ изменения в п. 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком при формировании указанных требований не учтены (пп. 6 п. 6 документации об аукционе); требование, установленное п. 7.1 ч. 1 ст. 31 закона, в документации об аукционе отсутствует.

 Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст. 64, п.п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 63 Федерального закона № 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

Часть 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ определяет, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ).

Так, в извещении о проведении электронного аукциона № 0334300103017000001 указано, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.

При этом, в строке «Преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям заказчиком в соответствии с ст. 30 44-ФЗ» документации об аукционе указано «не установлено».

Таким образом, имеются противоречивые сведения относительно преимуществ, предоставляемых в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с информацией, размещенной в Единой информационной системе, электронный аукцион № 0334300103017000001 отменен заказчиком 27.04.2017г.

В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

По истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 28.04.2017г.

Таким образом, заказчик допустил нарушение ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 44-ФЗ, отменив электронный аукцион менее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

В связи с тем, что электронный аукцион отменен заказчиком, предписание об устранении выявленных нарушений не выдается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП Черняка Г.Е. частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 64, п.п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31, ч. 4 ст. 65 Федерального закона № 44-ФЗ.
  3. Направить копии решения сторонам по жалобе.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны