Решение №325 Признать Министерство по физической культуре, спорту и молод... от 17 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 325

«14» июля 2015 г.                                                                      г. Иркутск

Резолютивная часть решения оглашена «30» июня 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «14» июля 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: (…),

в отсутствие представителей заявителя - КСП Иркутской области; представителей ответчика-Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области; представителей заинтересованного лица - Иркутской областной общественной организации детей и молодежи «Байкальский скаут»,

при участии представителя заинтересованного лица – ОГАУ «Центр развития спортивной инфраструктуры» (…)  по доверенности от 22.05.2015 г. № 38,

рассмотрев дело № 116 от 06.04.2015 г. по признакам нарушения Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области пункта 2 части 1 статьи 15, части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

Приказом № 116 от 06.04.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по результатам рассмотрения материалов, поступивших из Контрольно-счетной палаты Иркутской области, возбуждено дело в отношении Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области по признакам нарушений пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившихся в :

- издании приказа от 04.06.2014 №50-мпр «О внесении изменений в ведомственную целевую программу «Выявление, поддержка и обеспечение самореализации талантливой и социально-активной молодежи» на 2014 – 2018 годы, которым внесены изменения в Ведомственную целевую программу в части включения в качестве ответственного за реализацию мероприятия «организация и проведения международного молодежного лагеря «Байкал-2020» - Областного государственного автономного учреждения «Центр развития спортивной инфраструктуры»;

- издании поручения министра по физической культуре, спорту и молодежной политике №96-76-216/14 от 16.06.2014 директору Областного государственного автономного учреждения «Центр развития спортивной инфраструктуры»: 1) о включении в план закупок учреждения позиции «услуги по организации и проведению Международного молодежного лагеря «Байкал-2020»; 2) и о проведении процедуры закупки и осуществлении выбора исполнителя услуги по организации и проведению мероприятия без проведения публичных процедур, предусмотренных законодательством для закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (с единственным поставщиком) в порядке п. 12.3.34, 12.3.40 положения о закупках ОГАУ ЦРСИ, в соответствии с техническим заданием, являющимся приложением 1 к поручению,

повлекшие фактическое предоставление Областному государственному автономному учреждению «Центр развития спортивной инфраструктуры» субсидии из бюджета области на иные цели, не связанные с выполнением государственного задания, в размере 7 486,2 тыс. руб., и последующее заключение ОГАУ «Центр развития спортивной инфраструктуры» договора на оказание услуг по организации и проведению Международного молодежного лагеря «Байкал-2020» № 0230-р/А/14 от 25.06.2014 с ИООО детей и молодежи «Байкальский скаут» на сумму 7 486,2 тыс. рублей, в порядке п. 12.3.34, 12.3.40 положения о закупках ОГАУ ЦРСИ, т.е. без проведения публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов,

что привело и (или) могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в связи с созданием преимущественных условий осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к работам (услугам) на конкурентном рынке предоставления услуг по организации и проведению международного молодежного лагеря, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств при проведении публичных процедур, и в случае признания победителями - оказывать соответствующие услуги на соответствующих товарных рынках, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном  порядке могут быть выявлены потенциальные контрагенты, предлагающие наилучшие условия, а также хозяйствующих субъектов, действующие на соответствующих товарных рынках,

и по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившихся в наделении хозяйствующего субъекта Областного государственного автономное учреждение «Центр развития спортивной инфраструктуры» функциями и правами государственного заказчика по определению исполнителя услуг для обеспечения государственных нужд.

Определениями № 792 от 18.05.2015 г., № 1026 от 17.06.2015 г. рассмотрение дела откладывалось.

Из обращения заявителя следует, что Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области (далее-Министерство) допущено нарушение антимонопольного законодательства в связи с предоставлением областному государственному автономному учреждению «Центр развития спортивной инфраструктуры» (далее - ОГАУ ЦРСИ) субсидии на иные цели, не связанные с выполнением государственного задания, для заключения ОГАУ «Центр развития спортивной инфраструктуры» договора на оказание услуг по организации и проведению Международного молодежного лагеря «Байкал-2020» без проведения публичных процедур.

Из пояснений ответчика следует, что организация и проведение лагеря «Байкал-2020» предусмотрена пунктом 9 Приложения 2 к ведомственной целевой программе «Выявление, поддержка и обеспечение самореализации талантливой и социально-активной молодежи на 2014-2018 годы, утвержденной приказом министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике от 21 октября 2013 года № 91-мпр (далее - ВЦП).

Во исполнение ВЦП в части организации и проведения лагеря, Министерством принято распоряжение от 7 февраля 2014 года № 96-мр «О распределении объемов финансовых средств», предусматривающее расходы на организацию и проведение лагеря «Байкал-2020» в размере 7 500 000 рублей.

В план-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2014 год были внесены заказы (лоты) под №№ 020011400037, 020011400038 и 020011400077.

В связи с тем, что возникли трудности с определением места проведения мероприятия «Байкал-2020», отсутствовала возможность включения в документацию места оказания услуг, что является обязательным условием, и как следствие этого, заявка на торги не была вовремя размещена в единой информационной системе.

Для недопущения срыва проведения лагеря «Байкал-2020», Министерством в рамках полномочий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 2 статьи 5, статьей 3 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», подпунктом 5 пункта 6 и подпунктом 44 пункта 7 Положения о министерстве по физической культуре, спорту и молодежной политике, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 9 марта 2010 года № 32-пп, были предприняты срочные меры, выразившиеся в издании приказа от 4 июня 2014 года № 50 - мпр «О внесении изменений в ведомственную целевую программу «Выявление, поддержка и обеспечение самореализации талантливой и социально-активной молодежи» на 2014-2018 года», в части внесения ОГАУ ЦРСИ в качестве ответственного за реализацию мероприятия «Организация и проведение международного молодежного лагеря «Байкал-2020».

На основании статей 20 - 23 постановления Правительства Иркутской области от 31 декабря 2010 № 348-пп « О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» субсидии бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области на иные цели предоставляются исполнительным органом государственной власти Иркутской области на цели, установленные законом Иркутской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, не связанные с выполнением учреждением государственного задания.

Предоставление ОГАУ ЦРСИ субсидии на иные цели, а именно на выполнение мероприятия ведомственной целевой программы в течение финансового года осуществлено на основании Соглашения об условиях предоставления субсидии на иные цели ОГАУ ЦРСИ от 9 июня 2014 года № З-ау-цс/14.

ОГАУ ЦРСИ является государственным автономным учреждением и при проведении закупки руководствуется Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.

Условия, при которых ОГАУ ЦРСИ правомочно заключать договор поставки с единственным поставщиком, определены Положением о закупке товаров, работ, услуг ОГАУ «Центр развития спортивной инфраструктуры», утвержденного протоколом Наблюдательного совета от 20 февраля 2014 года № 1.

Поскольку возникла срочная потребность в закупаемых услугах, в связи с чем применение других видов процедур закупки было невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения и, учитывая, что осуществляется закупка на оказание услуг, необходимых для проведения культурно-массового мероприятия мирового, континентального, общероссийского уровня, директору было дано поручение министра от 16.06.2014 года № 96-76-216/14 о включении в план закупки позиции: услуги по организации и проведению международного молодежного лагеря «Байкал - 2020» и проведении процедуры закупки и осуществления выбора исполнителя услуги, согласно пунктам 12.3.40, 12.3.34, в соответствии с техническим заданием.

Распоряжением министерства от 26 июня 2014 года № 526-мр было произведено распределение средств, в разрезе исполнителей программных мероприятий с выделением ОГАУ ЦРСИ денежных средств на проведение лагеря «Байкал-2020».

Из пояснений законного представителя заинтересованного лица – ОГАУ ЦРСИ следует, что учреждение, принимая решение о заключении договора с единственным поставщиком, руководствовалось поручением Министерства об осуществлении выбора исполнителя услуги согласно п. 12.3.40, п. 12.3.34 положения автономного учреждения о закупке товаров, работ, т.е. с единственным поставщиком, поскольку проведение конкурентных процедур закупки не предоставлялось возможным в виду ограничения по времени. Так, поручение министерства было издано 16.06.2014 г., а в соответствии с техническим заданием срок проведения мероприятия: с 01 по 08 июля 2014 г.

Заинтересованное лицо – Иркутская областная общественная организация детей и молодежи «Байкальский скаут» письменных пояснений на рассмотрение дела не представила.

Рассмотрев представленные материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 116 установила следующее.

В рамках реализации ВЦП «Выявление, поддержка и обеспечение самореализации талантливой и социально-активной молодежи» на 2014-2018 годы» Государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» на 2014-2018 годы, целью которой является стимулирование инновационной деятельности молодых людей, реализации научно-технического и творческого потенциала молодежи, подготовки молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении, предусмотрено финансирование расходов на организацию и проведение международного молодежного лагеря «Байкал-2020» в сумме 7 500,0 тыс. рублей с количеством участников 700 человек и сроком проведения июнь 2014 года.

Исполнителем данного мероприятия (в редакции ВЦП от 29.01.2014) указано Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области (далее - Минспорт).

Приказом Минспорта от 04.06.2014 №50-мпр в ВЦП внесены изменения в части дополнения ответственных за реализацию мероприятия – ОГАУ ЦРСИ, а также скорректированы направления объемов финансирования: с вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» финансирование в сумме 7 486,2 тыс. рублей перемещено на вид расходов 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели».

Предоставление ОГАУ ЦРСИ субсидии на иные цели, а именно: на выполнение ВЦП «Выявление, поддержка и обеспечение самореализации талантливой и социально-активной молодежи» на 2014-2018 годы подпрограммы «Качественное развитие потенциала и воспитание молодежи» на 2014 – 2018 годы, государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» на 2014-2018 годы в течение финансового года осуществлено на основании Соглашения об условиях предоставления субсидии на иные цели ОГАУ ЦРСИ от 9 июня 2014 года № З-ау-цс/14.

Поручением министра по физической культуре, спорту и молодежной политике №96-76-216/14 от 16.06.2014 директору ОГАУ ЦРСИ даны указания о включении в план закупок учреждения позиции «услуги по организации и проведению Международного молодежного лагеря «Байкал-2020», а также о проведении процедуры закупки и осуществлении выбора исполнителя услуги по организации и проведению мероприятия в порядке п. 12.3.34, 12.3.40 положения о закупках ОГАУ ЦРСИ, в соответствии с техническим заданием, являющимся приложением 1 к поручению.

Пунктом 12.3.34, 12.3.40 положения о закупках ОГАУ ЦРСИ предусмотрено заключение договора с единственным поставщиком в случаях, когда:

-возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

-осуществляется размещение закупки на поставку товаров, оборудования, оказания услуг, выполнение работ, необходимых для проведения спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятий мирового, континентального, общероссийского уровня в соответствии с требуемыми стандартами качества данных мероприятий.

Согласно техническому заданию к участию в мероприятии необходимо привлечь 600 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, 100 экспертов и лекторов, а также 100 почетных гостей, мероприятие провести с 1 по 8 июля 2014 года в п. Большое Голоустное Иркутского района. Техническое задание, направленное министром, отражает нарушение сроков проведения мероприятия и превышение количества участников на 100 человек, определенное ВЦП.

Платежными поручениями от 18.06.2014 г. № 470349, от 21.07.2014 г. № 594747 ОГАУ «ЦРСИ» перечислены, соответственно, суммы субсидии в размере 3 430 000 рублей и 4 056 152 рубля.

В соответствии с отчетом (протоколом) ОГАУ ЦРСИ от 24.06.2014 г. о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), обоснование цены контракта (договора) и иных существенных условий контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), основанием размещения заказа у единственного поставщика  является поручение  министра о размещении заказа согласно п. 12.3.40, п. 12.3.34 Положения о закупке  в связи с ограничением во времени, цена договора на организацию и проведения мероприятия установлена в соответствии с коммерческими предложениями.

Договор № 0230-р/А/14 от 25.06.2014 на проведение лагеря заключен между ОГАУ ЦРСИ и ИООО детей и молодежи «Байкальский скаут» на сумму 7 486,2 тыс. рублей без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком.

Из представленной ИООО детей и молодежи «Байкальский скаут» информации следует, что данная некоммерческая организация является хозяйствующим субъектом (вх. № 7205 от 29.06.2015 г.)

Приложением №1 к договору оформлено техническое задание на предоставление услуги по проведению мероприятия, утвержденное директором и согласованное с исполнителем, соответствующее техническому заданию Минспорта (с числом участников 800 человек). Калькуляция стоимости (приложение №2) соответствует коммерческому предложению ИООО, при этом не соответствует п. 1.1 технического задания в части количества участников.

Подпунктами 3.21 и 3.2.2 договора предусмотрены обязательства заказчика (ОГАУ ЦРСИ) оплатить и принять оказанные услуги.

Приказом директора ОГАУ ЦРСИ №76 от 26.06.2014 главному бухгалтеру поручено запланировать расходы в кассовом прогнозе, провести оплату и принять расходы.

В соответствии с платежным поручением № 265 от 27.06.2014 г. исполнителю перечислен авансовый платеж за оказание услуг по договору  в размере 3 430 000 руб., платежным поручением № 312 от 25.07.2015 г. исполнителю перечислен остаток платежа за услуги – 4 056 152 рубля.

Таким образом, Комиссией установлено, что ОГАУ ЦРСИ, являясь ответственным лицом за реализацию мероприятий ВЦП, получившим субсидию на иные, не связанные с выполнением государственного задания, цели, никаких функций, кроме проведения процедуры закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (заключении договора с отдельным хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур) и оплаты по заключенному договору на сумму 7 486,2 тыс. рублей, не выполняло.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации является нуждой субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно ст. 24 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурсы, аукционы, запрос котировок, предложений или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями законодательства о закупках. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Пункт 5 ст. 5 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ устанавливает, что государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Разделом 7 «Описание системы управления реализацией ведомственной целевой программы» ведомственной целевой программы «Выявление, поддержка и обеспечение самореализации талантливой и социально-активной молодежи» на 2014-2018 годы» Государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» на 2014-2018 годы предусмотрено, что закупка товаров, работ, услуг для организации и проведения мероприятий ведомственной целевой программы осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из представленных документов и пояснений Министерства, а также положений законодательства о контрактной системе следует, что Министерство- лицо, ответственное за реализацию мероприятий ВЦП, как государственный заказчик в соответствии с требованиями законодательства о закупках, обязано было осуществить закупку услуг путем проведения конкурентного способа определения исполнителя услуги по организации и проведению Международного молодежного лагеря «Байкал-2020», а именно: аукцион в электронной форме и не имело возможности осуществить закупку путем заключения договора (контракта) с единственным поставщиком (информация о размещении закупки в единой информационной системе, письменные пояснения ответчика).

ОГАУ ЦРСИ, является государственным автономным учреждением и обязано применять положения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», только в случае получения средств бюджета на осуществление капитальных вложений.

При проведении закупок в соответствии с законодательством автономное учреждение руководствуется иным законодательством, а именно: Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.

Из пояснений ответчика следует, что изменение в ВЦП в части дополнения ответственных за реализацию указанного мероприятия – ОГАУ ЦРСИ, корректировка направления объемов финансирования: с вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» финансирование в сумме 7 486,2 тыс. рублей перемещено на вид расходов 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели» были совершены с целью заключения договора на оказание услуги по организации и проведению  международного лагеря «Байкал – 2020» в ином порядке, чем предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно: заключение договора с единственным поставщиком.

Поскольку Положением о закупке товаров, работ, услуг ОГАУ «Центр развития спортивной инфраструктуры», утвержденного протоколом Наблюдательного совета от 20 февраля 2014 года № 1, предусмотрены условия, при которых ОГАУ ЦРСИ правомочно заключать, в том числе, договор поставки с единственным поставщиком, а именно: возникла срочная потребность в закупаемых услугах, в связи с чем применение других видов процедур закупки было невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения и, учитывая, что осуществляется закупка на оказание услуг, необходимых для проведения культурно-массового мероприятия мирового, континентального, общероссийского уровня.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Часть 7 ст. 2 ФЗ "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ предусматривает, что автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

Статья 4 ФЗ "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ устанавливает, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

Статья 78.1. Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели из бюджетов субъектов РФ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами).

Статьями 20 - 23 постановления Правительства Иркутской области от 31 декабря 2010 № 348-пп «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса РФ» предусмотрено, что субсидии бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области на иные цели предоставляются исполнительным органом государственной власти Иркутской области на цели, установленные законом Иркутской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, не связанные с выполнением учреждением государственного задания.

Как указывалось выше, автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, а также иные виды служащие достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) путем выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с действующим законодательством, автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания государственных услуг юридическим или физическим лицам в предусмотренных законодательством сферах.  

Из положений ФЗ "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ следует, что автономные учреждения создаются для самостоятельного оказания услуг (выполнения работ) и не обладают полномочиями по распоряжению бюджетными средствами и определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд.

Организация и проведение международного молодежного лагеря «Байкал – 2020» являются нуждой Иркутской области, в целях исполнения региональной целевой программы и финансирование выполнения указанной услуги должно осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ органом, который является заказчиком услуг или специализированной организацией, привлеченной заказчиком путем проведения конкурса или аукциона (ст. 40 ФЗ № 44-ФЗ).

В рассматриваемом случае автономное учреждение путем заключения договоров с иным хозяйствующим субъектом удовлетворяло не свои нужды, обусловленные оказанием услуг в рамках своей уставной деятельности, а нужды Министерства - государственного органа, наделенного статусом государственного заказчика.

Предоставление субсидий из бюджета автономному учреждению для выполнения работ (оказания услуг) для субъекта РФ, или для закупки услуг для государственных нужд не предусмотрено ни Федеральным законом "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

Передача органом власти, являющимся государственным заказчиком, бюджетных средств для закупки услуг для государственных нужд областному государственному автономному учреждению, не обязанного соблюдать обязательные требования ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, установленные для государственного заказчика и последующее привлечение учреждением для отдельных хозяйствующих субъектов на основании договоров, заключаемых без осуществления процедуры размещения заказа в порядке, предусмотренном Законом о закупках является совмещением автономным учреждением функций хозяйствующего субъекта и органа власти (государственного/муниципального заказчика).

Часть 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  устанавливает запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Кроме того, не проведение в случаях, предусмотренных законодательством, публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия (цену), что обеспечивает соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующих товарных рынках.

Действия Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике, выразившиеся в:

- издании приказа от 04.06.2014 №50-мпр «О внесении изменений в ведомственную целевую программу «Выявление, поддержка и обеспечение самореализации талантливой и социально-активной молодежи» на 2014 – 2018 годы, которым внесены изменения в указанную программу в части включения в качестве ответственного за реализацию мероприятия «организация и проведение международного молодежного лагеря «Байкал-2020» - Областного государственного автономного учреждения «Центр развития спортивной инфраструктуры»;

- поручения министра по физической культуре, спорту и молодежной политике №96-76-216/14 от 16.06.2014 директору ЦРСИ: 1) о включении в план закупок учреждения позиции «услуга по организации и проведению Международного молодежного лагеря «Байкал-2020»; 2) о проведении процедуры закупки и осуществлении выбора исполнителя услуги по организации и проведению мероприятия без проведения публичных процедур, предусмотренных законодательством для закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (с единственным поставщиком),

повлекшие предоставление ОГАУ ЦРСИ субсидии в размере 7 486,2 тыс. руб. из бюджета области на иные цели, не связанные с выполнением государственного задания, или осуществлением иных видов деятельности, путем выполнения работ, оказания услуг юридическим или физическим лицам в предусмотренных законодательством сферах для достижения целей, ради которых создано учреждение, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) для последующего заключения ОГАУ «Центр развития спортивной инфраструктуры» договора на оказание услуг по организации и проведению Международного молодежного лагеря «Байкал-2020» № 0230-р/А/14 от 25.06.2014 с отдельным хозяйствующим субъектом - ИООО детей и молодежи «Байкальский скаут» на сумму 7 486,2 тыс. рублей, за счет бюджетных средств, предоставленных государственному автономному учреждению на основании соглашения об условиях предоставления субсидии на иные цели от 9 июня 2014 года № З-ау-цс/14, без проведения конкурентных процедур по определению исполнителя работ, услуг для нужд Иркутской области в порядке, предусмотренном ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в связи с созданием преимущественных условий осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к товарному рынку предоставления услуг по организации и проведению международного молодежного лагеря, в порядке, установленном законодательством, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств при проведении публичных процедур, и в случае признания победителями - оказывать соответствующие услуги на соответствующих товарных рынках.

Часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ предусматривает, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

На основании выше изложенного, Комиссия приходит к выводу, что выше указанные действия Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации содержат признаки нарушения п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

Статья 41.1. ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Из выше изложенного следует, что срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с действиями, совершенными в 2014 г. не истек.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ответчику предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч. 1-4 ст.41, ст. 41.1, ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия,

РЕШИЛА

 

  1. Признать Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, нарушившим п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, в связи с:

- наделением хозяйствующего субъекта - Областное государственное автономное учреждение «Центр развития спортивной инфраструктуры» функциями и правами государственного органа по определению исполнителя услуг для обеспечения государственных нужд;

- изданием приказа от 04.06.2014 №50-мпр «О внесении изменений в ведомственную целевую программу «Выявление, поддержка и обеспечение самореализации талантливой и социально-активной молодежи» на 2014 – 2018 годы, которым внесены изменения в указанную программу в части включения в качестве ответственного за реализацию мероприятия «организация и проведение международного молодежного лагеря «Байкал-2020» - Областного государственного автономного учреждения «Центр развития спортивной инфраструктуры»;

- поручения министра по физической культуре, спорту и молодежной политике №96-76-216/14 от 16.06.2014 директору ЦРСИ: 1) о включении в план закупок учреждения позиции «услуга по организации и проведению Международного молодежного лагеря «Байкал-2020»; 2) о проведении процедуры закупки и осуществлении выбора исполнителя услуги по организации и проведению мероприятия без проведения публичных процедур, предусмотренных законодательством для закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (с единственным поставщиком),

повлекшие предоставление ОГАУ ЦРСИ субсидии в размере 7 486,2 тыс. руб. из бюджета области на иные цели, не связанные с выполнением государственного задания, или осуществлением иных видов деятельности, путем выполнения работ, оказания услуг юридическим или физическим лицам в предусмотренных законодательством сферах служащие достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) для последующего заключения ОГАУ «Центр развития спортивной инфраструктуры» договора на оказание услуг по организации и проведению Международного молодежного лагеря «Байкал-2020» № 0230-р/А/14 от 25.06.2014 с отдельным хозяйствующим субъектом - ИООО детей и молодежи «Байкальский скаут» на сумму 7 486,2 тыс. рублей, за счет бюджетных средств, предоставленных государственному автономному учреждению на основании соглашения об условиях предоставления субсидии на иные цели от 9 июня 2014 года № З-ау-цс/14, без проведения конкурентных процедур по определению исполнителя работ, услуг для нужд Иркутской области в порядке, предусмотренном ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в связи с созданием преимущественных условий осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к товарному рынку предоставления услуг по организации и проведению международного молодежного лагеря, в порядке, установленном законодательством, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств при проведении публичных процедур, и в случае признания победителями - оказывать соответствующие услуги на соответствующих товарных рынках.

  1. Выдать Министерству по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области предписание о совершении в срок до 31.12.2015 г. действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем недопущения фактического предоставления областным государственным автономным учреждениям (в частности, ОГАУ «Центр развития спортивной инфраструктуры») субсидии из бюджета области на иные цели, не связанные с выполнением государственного задания, или осуществлением иных видов деятельности, путем выполнения работ, оказания услуг юридическим или физическим лицам в предусмотренных законодательством сферах для достижения целей, ради которых создано учреждение, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах (уставе) автономных учреждений для последующего заключения учреждениями договоров с отдельными хозяйствующими субъектами, за счет бюджетных средств, предоставленных на основании соглашения об условиях предоставления субсидии на иные цели, без проведения конкурентных процедур по определению исполнителя работ, услуг для нужд Иркутской области в порядке, предусмотренном ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
  2. Копию решения и предписания направить в адрес ответчика - Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области (664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 26).
  3. Копию решения направить в адрес заявителя – Контрольно-счетной палаты Иркутской области; заинтересованных лиц: областному государственному автономному учреждению «Центр развития спортивной инфраструктуры»; Иркутской областной общественной организации детей и молодежи «Байкальский скаут».

 

Председатель Комиссии                                                                 

Члены Комиссии                                                                              

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 178

«14» июля 2015 г.                                                                                г. Иркутск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: (…),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 325 от «14» июля 2015 г. по делу № 116 от 06.04.2015 г. о признании Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области нарушившем пункт 2 части 1 статьи 15, часть 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Министерству по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области (664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 26) совершить в срок до 31.12.2015 г. действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем недопущения фактического предоставления областным государственным автономным учреждениям (в частности, ОГАУ «Центр развития спортивной инфраструктуры») субсидии из бюджета области на иные цели, не связанные с выполнением государственного задания, или осуществлением иных видов деятельности, путем выполнения работ, оказания услуг юридическим или физическим лицам в предусмотренных законодательством сферах для достижения целей, ради которых создано учреждение, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах (уставе) автономных учреждений для последующего заключения учреждениями договоров с отдельными хозяйствующими субъектами, за счет бюджетных средств, предоставленных на основании соглашения об условиях предоставления субсидии на иные цели, без проведения конкурентных процедур по определению исполнителя работ, услуг для нужд Иркутской области в порядке, предусмотренном ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

2. Информацию об исполнении настоящего предписания (с приложением подтверждающих документов) предоставить в УФАС по Иркутской области  в срок до «31» декабря 2015 г.

 

Председатель Комиссии:                                                               

 

Члены Комиссии                                                                           

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны