Решение №038/1003/20 Решение по жалобе ООО "Контракт" от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 038/1003/20

 

Резолютивная часть решения объявлена 15.07.2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16.07.2020 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомлённого о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (далее – ООО «Контракт», заявитель),

при участии представителей Администрации Марковского муниципального образования - администрация городского поселения (далее – заказчик) – <…..>);

рассмотрев посредством системы видео-конференц связи жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ и поставка товара на объекте ул. Таежная, мкр. Изумрудный, р.п. Маркова, Иркутский район, извещение № 0134300013020000028 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 14 ноября 2019 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель указывает, что документация об аукционе содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, по мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика:

1) заказчиком ненадлежащим образом установлен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе;

2) заказчиком в Техническом задании установлены требования к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что является излишним

3) в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;

4) заказчиком в проекте контракта в нарушение части 30 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ не установлено обязательное требование о необходимости предоставления не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика, нового обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка, предоставившего банковскую гарантию.

Заказчиком представлены возражения на вышеизложенные доводы заявителя. Из представленных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.  

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 03 июля 2020 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134300013020000028, а также Документация о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ и поставка товара на объекте ул. Таежная, мкр. Изумрудный, р.п. Маркова, Иркутский район (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 755 758 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.

 

1. Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 2 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Частью 1 статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Комиссией установлено, что заказчиком 03 июля 2020 года в 00:00 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ и поставка товара на объекте ул. Таежная, мкр. Изумрудный, р.п. Маркова, Иркутский район, при этом, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен 10 июля 2020 года в 06:00.

Учитывая, что электронная площадка работает в непрерывном режиме, следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в аукционе согласно положениям статьи 194 ГК РФ, части 2 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ должен быть установлен не ранее, чем 10 июля 2020 года 23:59.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 2 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ выразившееся в сокращении сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе.

 

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании объекта закупки доложен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

На основании части 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Так, согласно Приложению № 1 к Техническому заданию, участникам закупки необходимо поставить следующие товары:

Смесь песчано-гравийная

 

 

Обогащенная песчано-гравийная смесь не выше второй группы дoлжна соответствовать требованиям ГОСТ 23735-2014 и иметь наибольшую крупность зерен гравия не более 70 мм. Марка по дробимости гравия, входящего в состав смеси, должна быть не ниже 400. Содержание зерен гравияˡ размером более пяти мм должно составлять не более тридцати пяти процентов. Содержание пылевидных и глинистых частиц в песчано-гравийной смеси не должно превышать три процента по массе, в том числе глины в комках 0,5 % по массе. Потеря массы при испытании гравия на дробимостьˡ должна быть не более 24 %. Содержание зерен слабых породˡ в гравии должно быть не более 15% по массе. Марка гравия по морозостойкости должна быть не ниже F50. Пески, входящие в состав смеси, по зерновому составу должны соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014 и относиться к крупной/средней или мелкой группе. Содержание частиц1, проходящих через сито с сеткой N 016, не должно превышать 10% по массе. Песчано-гравийные смеси не дoлжны содержать засоряющих включений. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов1 песчано-гравийной смеси должна быть не выше 740 Бк/кг.

Бетон тяжелый

Бетон должен соответствовать ГОСТ 26633-2015. Класс бетона по прочности при сжатии должен составлять В15. Марка бетона по морозостойкости по первому базовому методу: не менее F200. Марка щебня по морозостойкости: не менее F200. Марка по водонепроницаемости должна быть не ниже W4. Группа бетонной смеси по показателю удобоукладываемость П или Ж. Марка бетонной смеси по показателю осадка конуса П1 или П2 или П3 или П4. Показатель удобоукладываемости по осадке конуса от 1 до 20 см. Максимально допустимое отклонениеˡ по показателю осадка конуса должно быть не более ±2 см. Расслаиваемость бетонной смесиˡ по показателю раствороотделение должно быть не более 4 %. Допустимое отклонение показателя расслаиваемость по раствороотделениюˡ должно быть не более +1,0 %. Расслаиваемость бетонной смесиˡ по показателю водоотделение должно быть не более 0,8 %. Допустимое отклонение показателя расслаиваемость по водоотделениюˡ должно быть не более +0,2%. Марка бетонной смеси по жесткости должна быть Ж1 или Ж2 или Ж3 или Ж4. Жесткость бетонной смеси должна быть от 5 до 50 с. Содержание пылевидных и глинистых частицˡ в мелком заполнителе дoлжно быть не более 3 % по массе. Щебень должен отвечать требованиям ГОСТ 8267-93. Щебень должен быть из изверженных или осадочных или метаморфических пород или из гравия. Щебень не должен содержать посторонних засоряющих примесей. Набольшая крупность заполнителя: не более 40мм. Группа щебня (крупного заполнителя): 1-4. Крупные заполнители должны иметь среднюю плотность зеренˡ от 2000 до 3000 кг/м3 включительно. Водопоглощениеˡ щебня должно быть не более 2,5% по массе. Содержание отдельной фракции крупного заполнителяˡ в составе бетона: фракция от 5 до 10мм: от 15% до 40% или 100%; фракция св.10 до 20мм: от 20% до 35% или от 60% до 75% или отсутствует; фракция св. 20 до 40мм: от 40% до 65% или отсутствует. Зерновой состав для каждой применяемой фракции щебня дoлжeн соответствовать таблице:

Диаметр отверстий

контрольных сит

d

0,5(d+D)

D

1,25D

Полные остатки на

ситах*, % по массе

от 90 до 100  

от 30 до 60  

до 10  

до 0,5  

Для щебня фракций от 5 до 10 мм применяют дополнительно: нижние сита 2,5 мм, полный остаток* на которых дoлжeн быть от 95% до 100%. Щебень должен обладать стойкостью к химическому воздействию щелочей цемента. Содержание зёрен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм1 в крупном заполнителе не должно превышать 35% массы. Песок, входящий в состав бетона, должен соответствовать ГОСТ 8736-2014 или ГОСТ 31424-2010. Песок дoлжeн быть природный или из отсева дробления или смесь природного песка и отсева дробления. Класс песка 1 или 2. Модуль крупностиˡ: не более 3,5. Содержание зерен крупностью свыше 10 ммˡ: не более 5% по массе. Содержание зерен крупностью свыше 5ммˡ: не более 20% по массе. Содержание зерен крупностью менее 0,16 ммˡ: не более 20% по массе. Цемент, входящий в состав бетона, должен соответствовать ГОСТ 22266-2013 или ГОСТ 31108-2003 или ГОСТ 10178-85. Обозначение цемента должно быть ШПЦ/ПЦ-Д5/ПЦ-Д20/ЦЕМ I/ЦЕМ I CC/ПЦ-Д0/ ЦЕМ II/ЦЕМ II СС/ ЦЕМ III АСС/ ЦЕМ III/ ЦЕМ IV/ЦЕМ V. Цемент с минеральными добавками или без минеральных добавок. Начало схватывания цементаˡ: не ранее 45 мин. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в материалах, применяемых для приготовления бетонных смесей, не должна превышать 740 Бк/кг. Показатели используемого товара дoлжны соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015.

Пиломатериалы хвойных пород

Пиломатериалы дoлжны соответствовать требованиям ГОСТ 8486-86 и изготовляться из древесины хвойных пород. Бруски обрезные хвойных пород должны иметь толщину 50 мм, длина1 которых должна составлять до 6,5 м. Сорт пиломатериала не должен быть ниже IV с параметром шероховатости1 не более 1600 мкм.

Щебеночно-песчаная смесь

 

 

Щебеночно-песчаная смесь должна соответствовать ГОСТ 25607-2009. Зерновой состав готовой смеси1 должен соответствовать требованиям, приведённым в таблице:

 

Номер смеси

Наибольший размер зерен Д, мм

Полный остаток на ситах размером, мм

120

80

40

20

10

5

2,5

0,63

0,16

0,05

Смеси для оснований (непрерывная гранулометрия)

С5

40

0

0

0-10

25-60

45-80

57-85

67-88

80-95

90-97

95-100

Марка щебня по дробимости, входящего в состав смеси, должна быть из изверженных пород: не менее 600 или из метаморфических пород: не менее 400 или из осадочных пород: не менее 400 или щебня из гравия: не менее 400. Марка щебня по пластичности: не ниже Пл3. Содержание зёрен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы1 в щебне не должно быть более 35 % по массе. Содержание глины в комках1 от общего количества пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях не более 20 % по массе. Марка по истираемости щебня, входящего в состав готовой смеси: не ниже И4. Содержание дробленых зерен1 в щебне из гравия не менее: 80 % по массе. Марка по морозостойкости щебня, входящего в состав готовой смеси: не ниже F50. Потеря массы при испытании щебня на дробимость1: из осадочных пород: не более 28 % по массе в насыщенном водой состоянии или из изверженных пород: не более 34 % по массе для интрузивных пород или не более 20 % для эффузивных пород или из метаморфических пород: не более 28 % по массе в насыщенном водой состоянии или щебня из гравия: не более 26 % по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц1 в щебеночно-песчаной смеси должно быть не более 5 % по массе. Группа щебня, входящего в состав смеси, должна быть 1-4. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в готовых смесях не должна превышать 740 Бк/кг.

Опоры дорожных знаков

Опоры дорожных знаков по материалу изготовления должны быть металлические оцинкованные или не оцинкованные и соответствовать требованиям ГОСТ 32948-2014. Опоры дорожных знаков должны быть из электросварных труб, изготовленных из углеродистой стали обыкновенного качества. Опоры должны быть окрашены в белый/серый цвет. Точность изготовления трубы должна быть обычной или повышенной. Марка стали труб должна соответствовать Ст3кп/Ст3пс/Ст3сп/Ст5пс/Ст5сп/Ст2кп/Ст2пс/Ст2сп. Трубы должны быть группы А или Б, с нормированием химического состава (из спокойной /полуспокойной/кипящей стали) или с нормированием механических свойств (из спокойной/полуспокойной/кипящей стали). Наружный диаметр труб должен составлять от 57 до 76 мм с толщиной стенки от 2,8 до 3,5 мм. Длина труб должна составлять не менее 3,8 м. Кривизна труб1 не должна превышать 1,5 мм на 1 м длины. Теоретическая масса одного метра трубы дoлжна быть от 3,74 до 6,26 кг. Предельные отклонения по диаметруˡ не должны быть выше ±0,8%. Нижняя часть опор должна быть окрашена в черный цвет на высоту 0,5 м от поверхности земли. На наружной поверхности опор не должно быть заусенцев и механических повреждений.

Щебень фракции от 20 до 40 мм

По техническим характеристикам щебень дoлжeн соответствовать ГОСТ 8267-93. Горная порода, из которой изготавливается щебень: осадочные или метаморфические или изверженные или из гравия. Марка щебня по дробимости: не менее 800. Содержание дробленых зерен в щебне из гравияˡ: не менее 80 % по массе. Содержание зерен слабых породˡ: не более 10% по массе. Потеря массы щебня при распадеˡ, %: не более 5. Марка щебня по истираемости: не ниже И4. Марка по морозостойкости щебня: не ниже F50. Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня указаны в таблице, где d и D – наименьшие и наибольшие номинальные размеры зёрен:

Диаметр отверстий

контрольных сит

d

0,5(d+D)

D

1,25D

Полные остатки на

ситах*, % по массе

от 90 до 100  

от 30 до 60  

до 10  

до 0,5  

Содержание пылевидных и глинистых частицˡ (размером менее 0,05 мм): не более 2 % по массе. Потеря массы при испытании на дробимость щебняˡ: из осадочных или метаморфических пород: не более 15% в насыщенном водой состоянии или из изверженных пород (интрузивных или эффузивных): не более 25% или щебня из гравия: до 14% включительно. Потеря массы при испытании щебня на истираемостьˡ: не более 60%. Потеря массы при распадеˡ: не более 5 %. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов щебня не должна превышать 740 Бк/кг.

Знаки дорожные

 

Физико-механические показатели щитков дорожных знаков и световозвращающей пленки типа Б/В дoлжны соответствовать ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 14918-80. При этом световозвращающая пленка дорожных знаков должна иметь закрытую оптическую систему и быть устойчивой к воздействию климатических факторов, не допуская существенного растрескивания, шелушения, пузырения, сворачивания краев и других дефектов. Толщина оцинкованной стали дорожного знака должна быть не менее одного миллиметра, с классом толщины покрытия не ниже второго. Изменение размеров пленки в течение десяти минут после удаления защитной подложки не дoлжно превышать 0,5%, в течение двадцати четырех часов после удаления защитной подложки не дoлжно превышать 2%. Размер каждой стороны дорожного знака должен быть не более 900 мм. Толщина оцинкованного покрытияˡ дорожного знака дoлжна быть не более 60 мкм. Коэффициент световозвращенияˡ знаков при угле наблюдения a=20′ дoлжeн быть не менее указанных значений:

Цвет поля

Угол освещения Bv  ( при Bн = 0 о)

изображения

5о

10о

20о

30о

40о

знака

Коэффициент световозвращения, кд.лк-1-2

Белый,

Серебристый

170,0

100,0

85,0

65,0

40,0

Красный

24,0

14,0

12,0

10,0

6,0

Оранжевый

60,0

35,0

30,0

24,0

15,0

Желтый

75,0

45,0

35,0

30,0

18,0

Синий

9,0

7,0

6,0

5,0

3,0

Равномерность распределения коэффициента световозвращения* для одного цвета изображения знака (при одинаковых углах освещения) дoлжна быть не менее девяноста процентов. Коэффициент яркостиˡ элементов изображений знаков, дoлжeн соответствовать следующим значениям: для белого и серебристого цветов не менее 27%, для красного цвета не менее 5%, для флуоресцентной желто-зеленой пленки не менее 60%, для оранжевого цвета не менее 16%, для желтого цвета не менее 25%, для синего цвета не менее 1%.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Федеральный закон № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Однако, из анализа вышеприведенных положений Технического задания следует, что заказчиком в отношении товаров установлены показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.

При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ документов и информации, не допускается.

Вместе с тем, согласно Извещению, объектом закупки является выполнение ремонтных работ и поставка товара на объекте ул. Таежная, мкр. Изумрудный, р.п. Маркова, Иркутский район.

В пункте 23 части II документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1.1        согласие участника электронного аукциона на выполнение работы и поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

1.2.       наименование страны происхождения товара;

1.3.       конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении № 2 к Техническому заданию документации об электронном аукционе и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Техническим заданием (Приложение № 2 к Контракту) установлены требования к товарам, используемых при выполнении работ.

С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно «согласия» при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.

Учитывая изложенное, по мнению Комиссии, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Вместе с тем, учитывая, что Техническим заданием документации об аукционе установлены требования, в том числе, к используемым товарам при выполнении работ ремонтных работ на объекте ул. Таежная, мкр. Изумрудный, р.п. Маркова, Иркутский район, заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в электронном аукционе.

Предметом закупки является, в том числе, используемый товар при выполнении работ, а не поставляемый.

Таким образом, пункт 2 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ указывает, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара только в случаях, если осуществляется закупка товара (то есть речь идет о поставке товара) или объектом закупки является выполнение работ/оказание услуг с условием о поставке заказчику товара при их выполнении/оказании.

Если материалы не передаются заказчику отдельно, а только используются в составе результата работ, участнику, руководствуясь положениями пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, в первой части заявки достаточно дать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

Так, к используемым товарам при выполнении работ, а не поставляемым, относятся следующие товары: Смесь песчано-гравийная; Бетон тяжелый; Пиломатериалы хвойных пород; Щебеночно-песчаная смесь; Щебень фракции от 20 до 40 мм.

Вместе с тем, к поставляемым товарам, которые передаются заказчику, относятся: Опоры дорожных знаков; Знаки дорожные.

Установление в документации об электронном аукционе требования к указанию в заявке конкретных показателей вышеназванных товаров (Опоры дорожных знаков; Знаки дорожные), соответствующих значениям, установленным в Приложении № 2 к Техническому заданию документации об электронном аукционе, является правомерным и законным, не противоречащим положениям Федерального закона № 44-ФЗ, а установление в документации об электронном аукционе требования к указанию в заявке конкретных показателей товаров (Смесь песчано-гравийная; Бетон тяжелый; Пиломатериалы хвойных пород; Щебеночно-песчаная смесь; Щебень фракции от 20 до 40 мм) является неправомерным в силу того, что данные товары являются строительными и расходными материалами, которые не передаются заказчику по результатам исполненного контракта.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, не установившего в документации об электронном аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ.

В связи с тем, что на участие в данном электронном аукционе поступило 6 заявок от участников закупки (все заявки допущены к участию в электронном аукционе), что свидетельствует об отсутствии установленных в аукционной документации требований, не позволяющих участникам закупки подать заявку на участие в торгах.

Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. № 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Приходя к выводу о наличии в действиях заказчика описанных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении вышеназванных нарушений, поскольку такие нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (часть 8 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ).

Так, Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Так, согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ № 1042:

«За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей

Ответственность сторон по контракту установлена в разделе 7 проекта муниципального контракта. Вместе с тем, положения проекта муниципального контракта не содержат вышеназванного размера штрафа, предусмотренного Постановлением Правительства № 1042.

Таким образом, заказчиком в нарушение частей 6,8 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 3 Постановления Правительства № 1042 в проекте контракта ненадлежащим образом установлены размеров штрафов, предусмотренных Постановлением Правительства № 1042.

 

Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ № 1042:

«За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).»

Так, согласно пунктам 7.4, 7.5 проекта муниципального контракта:

«7.4. В случае заключения Контракта с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения Контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, устанавливается штраф в размере ___________ (цифрами и прописью) рублей, определенный постановлением № 1042 и составляющий:

а) 10 процентов начальной (максимальной) цены Контракта в случае, если начальная (максимальная) цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов начальной (максимальной) цены Контракта в случае, если начальная (максимальная) цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент начальной (максимальной) цены Контракта в случае, если начальная (максимальная) цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

7.5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно)».

Таким образом, заказчиком в нарушение частей 6,8 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 5 Постановления Правительства № 1042 в проекте контракта ненадлежащим образом установлены размеров штрафов, предусмотренных Постановлением Правительства № 1042.

 

4. Согласно части 30 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

В пункте 8.6 проекта контракта указано: «В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения Контракта.

Действие указанного пункта не распространяется на случаи, если Подрядчиком предоставлена недостоверная (поддельная) банковская гарантия».

Поскольку в проекте контракта срок предоставления нового обеспечения исполнения контракта сокращен, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком части 30 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» обоснованной;
  2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, части 6,8,30 статьи 34, часть 2 статьи 63, пункт 2 части 3 статьи 66, Федерального закона № 44-ФЗ, пункты 3,5 Постановления Правительства № 1042;
  3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем приведения положений проекта контракта в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ при заключении контракта по итогам электронного аукциона;
  4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
  5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
  6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                          

 

<…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны