Решение №34 Признать ненадлежащей рекламу ООО "Гольфстрим" от 1 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 34
«26» января 2017 г. г. Иркутск
Резолютивная часть решения оглашена «24» января 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено «26» января 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <…>; члены Комиссии: <…>, <…>,
рассмотрев дело № 1454 от 29.09.2016г., возбужденное по признакам нарушения части 6 статьи 5 закона о рекламе, по факту распространения в мае 2016 года в городе Ангарске на Ленинградском проспекте, в квартале 85а, северо-западнее дома № 15 на рекламной конструкции рекламы следующего содержания: «Гольфстрим. 67-68-67.67-68-68. Болгария»,
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
рекламодателя – ООО «Гольфстрим»,
УСТАНОВИЛА:
Иркутским УФАС России установлено, что в мае 2016 года в городе Ангарске на Ленинградском проспекте, в квартале 85а, северо-западнее дома № 15 на рекламной конструкции распространялась реклама следующего содержания: «Гольфстрим. 67-68-67.67-68-68. Болгария».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 2 и пункт 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).
01.07.2016 г., Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Иркутском УФАС России обсудил рекламу, распространенную на рекламной конструкции в городе Ангарске на Ленинградском проспекте, в квартале 85а, северо-западнее дома № 15 следующего содержания: «Гольфстрим. 67-68-67.67-68-68. Болгария». Текст рекламы выполнен на фоне двух государственных флагов: Турецкой Республики с изображением неоформленной массы коричневого цвета с глазами и флага республики Болгария с надписью: «Болгария» с изображением жеста кисти руки со сложенными четырьмя пальцами в кулак, большой палец вверх, обозначающим одобрение.
По вопросу о том, содержит ли реклама оскорбительные, непристойные образы, сравнения и выражения, члены экспертного совета большинством голосов проголосовали: «Да, содержит».
Данная реклама, по мнению Иркутского УФАС России является непристойной и оскорбительной, нарушает информационно-психологическую безопасность, общепринятые нормы морали, нравственности гуманности, вызывает непристойные ассоциации, образы, реакцию. Рекламодатель, пользуясь политической напряженностью и обострением взаимоотношений между Россией и Турцией привлекает внимание потребителей к своим услугам.
Члены Экспертного совета пришли к выводу о том, что изображение коричневой массы в рекламе является изображением фекалий. Соответственно, рекламный слоган, является оскорбительным, поскольку в общераспространенном представлении "фекалии" - это испражнения человека, и в данном контексте использованы для формирования у потребителя рекламы негативного отношения к Турецкой республике и всему, что с ней связано: товарам, работам, услугам, в том числе туристическим направлениям отдыха.
В связи с чем, использование стилизованного изображения фекалии в сравнении с государственным флагом Турецкой Республики несет явный оскорбительный подтекст, что усиливается изображением альтернативного одобрительного жеста на фоне государственного флага Болгарии. Реклама является оскорбительной по отношению к жителям, гражданам Турецкой Республики, также людям турецкой национальности, поскольку создает впечатление неравного статуса двух государств, формирует негативное отношение к Турецкой Республике. В данном случае имеют место оскорбление государственной символики, пропаганда национальной неприязни, унижение достоинства граждан Турецкой республики.
Альтернативное расположение государственного флага Болгарии с одобряющим жестом усиливает внимание потребителя, сосредотачивая его именно на противопоставлении двух государств, придавая изображению «фекалии» дополнительную смысловую нагрузку и заставляя задуматься о негативных оценках Турецкой республики и отдыха на ее территории, ставя ее достоинства ниже по отношению к Республике Болгария, оскорбляя потребителей, выбравших Турцию в качестве места отдыха. В данном случае имеет место использование такого механизма социально-психологического воздействия как косвенное внушение.
В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Следовательно, данная реклама содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
02.08.2016 года Иркутским УФАС России направлен запрос в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ангарска (далее – Комитет) о представлении информации о владельце рекламной конструкции, установленной в г.Ангарске на Ленинградском проспекте, в квартале 85а, северо-западнее дома № 15.
Согласно пояснениям Комитета, владельцем рекламной конструкции с информацией туристической фирмы «Гольфстрим» является ООО «Гольфстрим» - директор <…>.
Таким образом, установлено, что рекламодателем является ООО «Гольфстрим», в лице директора <…>
В связи с обнаружением признаков нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе», 29.09.2016г. Иркутским УФАС России определением № 1454 возбуждено дело по факту распространения в мае 2016 года в городе Ангарске на Ленинградском проспекте, в квартале 85а, северо-западнее дома № 15 на рекламной конструкции рекламы следующего содержания: «Гольфстрим. 67-68-67.67-68-68. Болгария».
К участию в его рассмотрении привлечено лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламодателя – ООО «Гольфстрим».
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее – Правила).
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 6 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Иркутским УФАС России установлено, что рекламодателем данной рекламы является ООО «Гольфстрим», в лице директора <…>
Следовательно, действия ООО «Гольфстрим», являющегося рекламодателем рекламы, распространённой в мае 2016 года в городе Ангарске на Ленинградском проспекте, в квартале 85а, северо-западнее дома № 15 на рекламной конструкции следующего содержания: «Гольфстрим. 67-68-67.67-68-68. Болгария», нарушают требования ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии со статьей 38 ФЗ «О рекламе», нарушение рекламораспространителями, рекламодателями, рекламопроизводителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.
В связи с отсутствием доказательств прекращения нарушения требований рекламного законодательства – доказательств прекращения распространения рекламы в мае 2016 года в городе Ангарске на Ленинградском проспекте, в квартале 85а, северо-западнее дома № 15 на рекламной конструкции следующего содержания: «Гольфстрим. 67-68-67.67-68-68. Болгария» с использованием бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, Комиссией Иркутского УФАС России принято решение о выдаче ООО «Гольфстрим» соответствующего предписания.
Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в мае 2016 года в городе Ангарске на Ленинградском проспекте, в квартале 85а, северо-западнее дома № 15 на рекламной конструкции следующего содержания: «Гольфстрим. 67-68-67.67-68-68. Болгария», с нарушением ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе», а именно в связи с использованием непристойных и оскорбительных образов, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов).
2. Выдать ООО «Гольфстрим» предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня его принятия.