Решение №357/18 Жалоба АО «Дорожная службы Иркутской области» на действия чл... от 6 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 357/18

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии <….>;

Члены Комиссии: <….>; <….>;

при участии представителя Акционерного общества «Дорожная службы Иркутской области» (далее – заявитель; АО «Дорожная службы Иркутской области») – <….> по доверенности, при участии представителя Администрации Шелеховского городского поселения Иркутской области (далее – заказчик) – <….>  по доверенности, рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные рассмотрением заявок на участие в электронном аукционе на ремонт автомобильных дорог, реестровый номер торгов 0134300011418000006 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федеральный закон №44-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 29 марта 2018 года поступила жалоба заявителя на действия членов аукционной комиссии заказчика.

Заявитель считает, что принятое аукционной комиссией решение об отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе противоречит требованиям Федерального закона №44-ФЗ, поскольку его заявка на участие в электронном аукционе полностью соответствовала требованиям документации об аукционе и нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 27 февраля 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0134300011418000006, а также документация об электронном аукционе на ремонт автомобильных дорог (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 130 972 рублей 00 копеек.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.

23 марта 2018 года размещен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0134300011418000006.

Согласно названном протоколу, участнику закупки, подавшему заявку под номером «14» ‒ заявителю, ‒ отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию:

«Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). Несоответствие информации, предусмотренной пунктом 4 раздела 4 главы V документации об электронном аукционе, пунктом «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» «Информационной карты электронного аукциона» (п.п. 2 п. 4 раздел 15 глава V документации об электронном аукционе), требованиям документации об аукционе (части III «Техническое задание», абз. 10-28 пункта 4 раздела 4 главы V документации об электронном аукционе), а именно:

Товар «Билборд» указано «Для воспроизведения логотипа будет использована только оригинальная векторная версия. Изменений цветов, пропорций и начертания логотипа не будет… Будет указана общая информация об отремонтированных участках в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». Вместо слов «улица ЛЕНИНА» будет указано «проспект Строителей и монтажников»», что не соответствует абз. 28 пункта 4 раздела 4 главы V документации об электронном аукционе (Предоставляемые участником закупки сведения о конкретных показателях товара, требования к которым установлены в документации об аукционе не должны быть указаны в будущем времени и допускать разночтение или двоякое толкование);

Товар «Грунтовка В-КФ-093 краснокоричневая, серая, черная» указано «адгезия пленки грунтовки, баллы, 1», что не соответствует абз. 26 пункта 4 раздела 4 главы V документации об электронном аукционе (В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке);

Товар «Шнур» указано «максимальная температура плавления от 215 °С», что не соответствует абз. 26 пункта 19 раздела 4 главы V документации об электронном аукционе (В случае если диапазон значений (значение) показателя сопровождается словами «не менее», «более», «менее», «не более», «уже», «шире», «не уже», «не шире», «от», «до», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «максимальное значение показателя», «минимальное значение показателя», участник должен указать одно точное значение параметра товара (за исключением перечисленных в настоящей инструкции случаев);

Товар «Щитки металлические» указано «Толщина хомутов из стального оцинкованного листа 3 мм. Толщина хомутов из стального оцинкованного листа для знаков индивидуального проектирования 3мм. Коэффициент яркости элементов изображений знаков, соответствует следующим значениям: для белого и серебристого цветов 25%; для красного цвета 6%; для флуоресцентной световозвращающей пленки 65%; для желтого цвета 27%; для синего цвета 2%; коэффициент флуоресцентной яркости флуоресцентной световозвращающей пленки 36%.», что не соответствует абз. 26 пункта 4 раздела 4 главы V документации об электронном аукционе (В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке».

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.

Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе урегулирован статьей 67 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 4 указанной статьи участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с частью 5 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ не допускается.

В соответствие с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ установлено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, при рассмотрении заявок участников аукционная комиссия должна руководствоваться исключительно положениями документации об электронном аукционе.

Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, установлены заказчиком в части III документации о закупке «Техническое задание» и приложении №1 к Техническому заданию «Технические требования к показателям материалов, используемых при выполнении работ» к документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе содержит, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкцию по ее заполнению.

В пункте 4 раздела 4 главы V части I документации об электронном аукционе содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе и предписывает участникам заполнять заявки по следующим правилам:

«Предоставляемые участником закупки сведения о конкретных показателях товара, требования к которым установлены в документации об аукционе не должны быть указаны в будущем времени и допускать разночтение или двоякое толкование.

В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке.

В случае если диапазон значений (значение) показателя сопровождается словами «не менее», «более», «менее», «не более», «уже», «шире», «не уже», «не шире», «от», «до», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «максимальное значение показателя», «минимальное значение показателя», участник должен указать одно точное значение параметра товара (за исключением перечисленных в настоящей инструкции случаев)».

Комиссия, изучив первую часть заявки заявителя, установила, что информация, содержащаяся в заявке, не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, так как показатели, указанные заявителем, противоречат требованиям инструкции по заполнению заявке.

Таким образом, комиссия по осуществлению закупок заказчика, рассматривая заявки на соответствие требованиям документации об электронном аукционе, правомерно приняла решение об отклонении заявки заявителя.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссия приходит к выводу, что инструкция входящая в состав аукционной документации является излишней и создает сложности при заполнении заявок на участие в электронном аукционе.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссий также выявлены следующие нарушения положений Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должны содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу части 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В части III Техническое задание документации об электронном аукционе, заказчиком установлено: «Подрядчик устанавливает билборд в начале и окончании ремонтируемого участка автомобильной дороги, в соответствии с прилагаемым образцом с использованием логотипа «Безопасные и качественные работы». Для воспроизведенния логотипа используйте только оригинальную векторную версию, прилагаемую и Руководству. Недопустимы какие-либо в изменения цвета, пропорций и начертания логотипа».

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе содержит, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкцию по ее заполнению.

Из пункта 4 раздела 4 главы V части I документации об электронном аукционе следует, что функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг) указаны в настоящей аукционной документации (часть III Техническое задание).

Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что документация об электронном аукционе, не содержит в отношении «Билборда» функциональные, технические и качественные характеристики и значения таких характеристик, конкретные показатели которые участники закупки обязаны приводить в первых частях свои заявок на участие в электронном аукционе.

Кроме того, Комиссией установлено, что билборд будет устанавливаться подрядчиком в процессе производства работ, для информирования населения.

При этом, сам билборд и предъявляемые к нему требования не могут относиться к характеристикам материалов (товаров), которые непосредственно используются в процессе выполнения работ по ремонту автомобильной дороги и влияют на качество этих работ.

Таким образом, участники электронного аукциона не обязаны приводить в составе своих заявок на участие в электронном аукционе конкретные показатели билборда, а также иные предъявляемые к нему характеристики.

Более того, Комиссия Иркутского УФАС отмечает, что вышеприведенные положения документации об электронном аукционе, устанавливающие требования к участникам закупки, не предусмотрены действующим законодательством и накладывают на участника закупки дополнительные обременения, которые в значительной степени ограничивают количество участников закупки.

Данный факт, ограничения количества участников закупки также подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0134300011418000006-1 от 23.03.2018. Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе было подано 14 заявок, из них 10 заявок отклонено, 4 заявки допущено.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

При формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности.

Вместе с тем такое описание должно быть обусловлено потребностями заказчика и являться обоснованным.

При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в электронном аукционе.

В приложение №1 к Техническому заданию «Технические требования к показателям материалов, используемых при выполнении работ» к документации об электронном аукционе заказчиком установлены следующие характеристики по позиции «Щитки металлические»:

«Физико-механические показатели щитков дорожных знаков и световозвращающей пленки должны соответствовать ГОСТ Р 52290-2004. Световозвращающая пленка (дорожные знаки) не ниже типа В. Толщина оцинкованной стали дорожного знака не менее 0,8мм, с 1 классом покрытия. Толщина хомутов из стального оцинкованного листа должна превышать 2 мм. Толщина хомутов из стального оцинкованного листа для знаков индивидуального проектирования должна превышать 2,5мм. Коэффициент яркости элементов изображений знаков, должен соответствовать следующим значениям: для белого и серебристого цветов минимум 27%; для красного цвета минимум 5%; для флуоресцентной световозвращающей пленки минимум 60%; для желтого цвета минимум 25%; для синего цвета минимум 1%; коэффициент флуоресцентной яркости флуоресцентной световозвращающей пленки минимум 35%».

Представителем заказчика при рассмотрении жалобы не была обоснована потребность в указание соответствующих характеристиках товара. Также, представитель заказчика не смог пояснить, каким образом будет осуществляться проверка вышеуказанных требований при поставке товара. Документов, подтверждающих возможность такой проверки, представителем также не представлено.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона №44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

При установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участникам закупки товаров следует учесть, что Федеральный закон №44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи, с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Таким образом, требования к указанию в составе заявки характеристик химического состава расходных материалов, является избыточным требованием, что приводит к ограничению количества участников закупки.

Также, факт отклонения 9 заявок из 14 поданных на участие в указанном электронном аукционе по вышеуказанным показателям свидетельствует об ограничения количества участников закупки.

Следовательно, заказчиком допущено нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу заявителя необоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 3 статьи 33, части 8 статьи 8 Федерального закона №44-ФЗ.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений требований Федерального закона №44-ФЗ путем аннулирования электронного аукциона.

4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного заказчику предписания.

5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

<….>

 

Члены комиссии

 

 

<….>

 

<….>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны