Решение №363/18 ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» призн... от 6 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 363/18

 

                                                                                                               г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2018 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <….>;

члены Комиссии: <….>;                                                                                                  

при участии представителя ответчика - ФГБУ «Иркутская МВЛ» «…», в отсутствие представителей заинтересованных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, рассмотрев дело № 326 от 27.11.2017г., возбужденное по признакам нарушения ФГБУ «Иркутская МВЛ» требований ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.10.2017г. Иркутским УФАС России рассмотрена жалоба ИП «…» на действия заказчика – ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория», связанные с установлением в документации требований, нарушающих действующее законодательство РФ, при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту (извещение №31705564597).

По результатам рассмотрения указанной жалобы принято решение №1064 от 24.10.2017г. о прекращении рассмотрения жалобы в связи с отсутствием правовых оснований для ее рассмотрения в порядке ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и передаче материалов жалобы в ответственное структурное подразделение Иркутского УФАС России для рассмотрения по существу в порядке, установленном Административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации., утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012г. №339.

Отделом антимонопольного контроля Иркутского УФАС России на основании поступивших материалов проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в том числе бюджетными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». (далее по тексту – Закон о закупках).

Во исполнение норм указанного закона ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» (далее по тексту – Заказчик, Учреждение) 03.10.2017г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Учреждения.

27.09.2017г. Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №31705564597 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту  электрической проводки, ВРУ, освещения помещений 4-го этажа здания по адресу: улица Боткина, дом 4. Начальная (максимальная) цена договора составляет 2673344,56 рублей.

Требования к участникам аукциона установлены в документации об аукционе, в том числе в Техническом задании, являющемся Приложением №1 к документации об аукционе.

Положениями п.4 Технического задания установлено требование о наличии у лиц, желающих участвовать в аукционе, выписки из допуска СРО.

Необходимо отметить, что представление самой выписки из допуска СРО в составе заявки не требуется, то есть участники аукциона при подаче первой части заявки на участие в аукционе должны заполнить форму, рекомендуемую Заказчиком в Приложении №4 к документации об аукционе, и задекларировать наличие требуемой выписки.

12.10.2017г. в адрес Заказчика поступил запрос на разъяснение положений документации об аукционе следующего содержания: «если цена контракта 3 млн. руб., и менее, то  участники аукциона не обязаны быть членами СРО в силу ч.2.1 ст.52 ГрК РФ».

13.10.2017г. заказчиком в ответ на запрос были опубликованы разъяснения к документации об аукционе, согласно которым в силу «ч.2.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей. В данном случае «Текущий ремонт электрической проводки. ВРУ, освещения помещений 4-го этажа здания по адресу: улица Боткина, дом 4» не является объектом капитального строительства».

На участие в аукционе было подано 8 заявок.

По результатам рассмотрения первых частей заявок допущены к участию в аукционе были 6 заявок с порядковыми номерами «1», «3», «4», «6», «7», «8».

Заявки с порядковыми номерами «2», «5» были отклонены.

Заявка участника аукциона, которой присвоен порядковый номер «5» отклонена по следующим причинам.

В заполненной участником аукциона форме первой части заявки в п.4 было указано: «Допуск СРО не требуется на текущий ремонт стоимость до 3-х млн. на основании ч.2.1 ст.52 ГрК РФ».

В протоколе  об определении участников открытого аукциона в электронной форме от 20.10.2017г. аукционной комиссией единогласно принято решение о несоответствии указанной заявки положениям документации об аукционе и о не допуске к аукциону подавшему заявку участника закупки и не признании его участником аукциона, в частности, указано, что участник аукциона в электронной форме не допускается к участию в нем в соответствии с п.9.6.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «Иркутская МВЛ» от 03.10.2017г. (п.5.1.4 Аукционной документации), не предоставление и несоответствие информации, предусмотренной пунктом 9.5.3 Положения, или предоставление недостоверной информации (п.3.2.2 Аукционной документации).

Как следует из письменных пояснений ФГБУ «Иркутская МВЛ», требование о наличии у участника аукциона выписки из СРО обусловлено следующим.

В соответствии с требованиями Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009г. №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ Минрегиона от 30.12.2009г. №624) выполнение видов и групп видов работ, отмеченных «*», требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.п. «а» п.11 ч.1 ст.48.1 ГрК РФ к опасным производственным объектам, подлежащим регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов относятся в том числе опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

Поскольку организация деятельности лаборатории основана на действующих в области ветеринарии нормативных документах для работы с патологическими биологическими агентами  (ПБА) II-IV групп патогенности и направлена на обеспечение профилактики и ликвидации болезней животных, выпуска доброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продукции и сырья животного происхождения, а также на охрану населения от болезней общих для человека и животных (данный вид деятельности Учреждение осуществляет на основании лицензии, выданной в соответствии с Санитарными правилами – СП 1.2.006-93,  Санитарными правилами – СП 1.2.011-94), в лаборатории предусмотрено проведение исследований с использованием паталогоанатомических и гистологических методов, люминисцентной микроскопии, бактериологических, вирусологических, биологических, гематологических, паразитологических, микологических методов, а также традиционных серологических и современных методов, по мнению Учреждения, установление требования о наличии выписки из допуска СРО не ограничивает круг потенциальных участников торгов и не создает никому из участников преимуществ при участии в аукционе.

Вместе с тем, документация об аукционе не содержит данных, свидетельствующих о том, что требуемые работы необходимо выполнять на опасном производственном объекте.

Кроме того, как следует из письменных пояснений  ФГБУ «Иркутская МВЛ», лаборатория не зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов. 

В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств приказом Иркутского УФАС России от 27.11.2017г. №326 возбуждено дело в отношении ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» по признакам нарушения ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 326 Комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела № 326 от 27.11.2017г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее – Порядок проведения анализа).

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды установлено следующее.

Временной интервал исследования товарного рынка.

В соответствии с требованиями п.2.1 Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте zakupki.gov.ru 27.09.2017г.

В качестве временного интервала исследования товарного рынка принимается интервал с даты размещения извещения – с 27.09.2017г. по настоящее время.

Определение предмета торгов.

Предмет торгов по проведению открытого аукциона в электронной форме - выполнение работ по текущему ремонту  электрической проводки, ВРУ, освещения помещений 4-го этажа здания по адресу: улица Боткина, дом 4.

Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

В указанный в извещении о проведении электронного аукциона срок поступили заявки следующих участников:

- ООО «УВК»;

- ООО «Энергосервис»;

- ООО «Мегастрой»;

- ООО «СПК-Электро-Щит»;

- ИП «…»;

- ИП «…»;

- ООО ПСК «Подрядчик»;

- ООО «Строительные технологии».

Вместе с тем, ввиду установления в документации об аукционе противоречащего законодательству РФ требования о наличии у участников аукциона выписки из допуска СРО, потенциальные участники торгов могли отказаться от подачи заявки на участие в аукционе.

Таким образом, состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, не ограничен участниками, подавшими заявки на участие в аукционе, и включает в себя также потенциальных участников торгов.

В ходе рассмотрения дела №326 представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях ФГБУ «Иркутская МВЛ».

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 326, исследовав имеющиеся доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 15.5. Устройство системы электроснабжения <*>, п. 15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений <*> Приказа Минрегиона от 30.12.2009г. №624 на выполнение данных видов и групп видов работ требуется получение свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.3.3 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017г. N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Приказ Ростехнадзора N 58) утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Вместе с тем, согласно Приказу Ростехнадзора N 58 от 16.02.2017г. сведения в отношении перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске, не применяются с 01.07.2017.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, предусмотренной формой, утвержденной Приказом Ростехнадзора N 58 от 16.02.2017г.

В силу положений п.п. «а» п.11 ч.1 ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ к опасным производственным объектам, подлежащим регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов относятся в том числе опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

Положениями п.2 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственых объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.2 Закона о промышленной безопасности опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (п.4 ст.3 Закона о промышленной безопасности).

Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ст.2 Закона о промышленной безопасности).

Отсутствие государственной регистрации опасного производственного объекта является административным правонарушением, влекущим за собой ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

ФГБУ «Иркутская МВЛ» не представлено доказательств, свидетельствующих о регистрации лаборатории в государственном реестре опасных производственных объектов.  В ходе рассмотрения дела представитель Учреждения подтвердил отсутствие сведений о лаборатории в указанном реестре.

Таким образом, для выполнения работ, являющихся предметом договора, заключаемого по итогам аукциона, не требуется членство в СРО, следовательно, установление в п.4 Технического задания, являющегося Приложением №1 к документации об аукционе, требования о наличии выписки из допуска СРО является неправомерным.

В связи с установлением неправомерного требования, отказ в допуске на основании несоответствия данному требованию невозможен, ввиду чего отклонение заявки и отказ в допуске к участию в аукционе ИП «…» (порядковый номер «5») по причине отсутствия у предпринимателя членства в СРО, подтвержденного выпиской, является незаконным.

Согласно положениям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов (в рассматриваемом случае в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц), и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду. Таким образом, антимонопольному органу не требуется доказывать недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Достаточно доказать возможность наступления указанных последствий.

Установление в документации об аукционе незаконного требования повлекло/ могло повлечь невозможность участия в торгах лиц, не являющихся членами в СРО, однако имеющих намерение участвовать в аукционе и бороться за право заключения договора по итогам аукциона.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что действия заказчика - ФГБУ «Иркутская МВЛ», выразившиеся в установлении в документации об аукционе противоречащего законодательству РФ требования о наличии у участников аукциона выписки из допуска СРО, а также в незаконном отказе в допуске к участию в аукционе и не признанию участником аукциона ИП «…», содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория», выразившиеся в установлении в документации об аукционе на выполнение работ по текущему ремонту  электрической проводки, ВРУ, освещения помещений 4-го этажа здания по адресу: улица Боткина, дом 4 (извещение №31705564597) противоречащего законодательству РФ требования о наличии у участников аукциона выписки из допуска СРО, а также в незаконном отказе в допуске к участию в аукционе и не признанию участником аукциона ИП «…», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции по ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Лицам, привлеченным к участию в рассмотрении дела, направлено заключение Комиссии об обстоятельствах дела от 08.11.2017г. Возражений на заключение об обстоятельствах дела лицами, участвующими в рассмотрении дела, не представлено.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 326 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о наличии в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  установлении в документации об аукционе на выполнение работ по текущему ремонту  электрической проводки, ВРУ, освещения помещений 4-го этажа здания по адресу: улица Боткина, дом 4 (извещение №31705564597) противоречащего законодательству РФ требования о наличии у участников аукциона выписки из допуска СРО, а также в незаконном отказе в допуске к участию в аукционе и не признанию участником аукциона ИП «…», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в связи с совершением действий, выразившихся установлении в документации об аукционе на выполнение работ по текущему ремонту  электрической проводки, ВРУ, освещения помещений 4-го этажа здания по адресу: улица Боткина, дом 4 (извещение №31705564597) противоречащего законодательству РФ требования о наличии у участников аукциона выписки из допуска СРО, а также в незаконном отказе в допуске к участию в аукционе и не признанию участником аукциона ИП «…», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 2. Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» предписание о  недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства при утверждении документации о проведении торгов, проводимых учреждением, и рассмотрении заявок, поданных на участие в торгах, в срок до 15.05.2018г.

3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле, копию предписания – ответчику.

4.  Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 90/18

                                                                                                          г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: «…», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 326 от 27.11.2017г. о нарушении Федеральным государственным бюджетным учреждением «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Федеральному государственному бюджетному учреждению «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» не допускать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства при утверждении документации о проведении торгов, проводимых учреждением, и рассмотрении заявок, поданных на участие в торгах, в срок до 15.05.2018г.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Иркутское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны