Решение №387 Признать ненадлежащей рекламу cалона красоты «Камелия» от 14 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 387

 

        «10» «августа» 2015г.                                                                                            г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» «августа» 2015г.

В полном объеме решение изготовлено «10» «августа» 2015г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе:

председатель Комиссии: (…) – заместитель руководителя Иркутского УФАС России; члены Комиссии: (…) – начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России, (…) – специалист-эксперт отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России,

рассмотрев дело № 1155 от 06.07.2015г., возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в выпусках газеты «Купец» №1 (2) - 19 марта 2015 г. на странице 13, №3 - 2 апреля 2015 г. на странице 12 рекламы следующего содержания: «Будьте всегда красивыми вместе с нами! Салон красоты «Камелия» Наращивание и завивка ресниц, услуги парикмахера, маникюр, педикюр, депиляция, косметолог, визаж. Для мастеров маникюра в продаже имеется продукция CNI Мы являемся официальным представителем CNI. Для женщин При стрижке – укладка в подарок! Хомутово, ул. Колхозная, 198/3 ежедневно с 10 до 20. Записывайтесь: тел: 607-115»,

в присутствии:

- лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламодатель – ИП (…) (ИНН 382703631901 ОГРНИП 314385009700041, адрес: 664540, с.Хомутово, ул. Колхозная, 198/3), рекламораспространитель - ИП (…) (ИНН 383000172318 ОГРНИП 314385005100347, адрес: 664540, с.Хомутово, ул. Кирова, 8).

в отсутствии:

- заявителя (…),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление гр. (…) (вх. № 3699 от 06.04.2015г.) с просьбой проверить на соответствие законодательству РФ о рекламе периодическое печатное издание газету «Купец».

В результате анализа представленных выпусков газеты «Купец» №1 (2) - 19 марта 2015 г. на странице 13, №3 - 2 апреля 2015 г. на странице 12 выявлена реклама следующего содержания: «Будьте всегда красивыми вместе с нами! Салон красоты «Камелия» Наращивание и завивка ресниц, услуги парикмахера, маникюр, педикюр, депиляция, косметолог, визаж. Для мастеров маникюра в продаже имеется продукция CNI Мы являемся официальным представителем CNI. Для женщин При стрижке – укладка в подарок! Хомутово, ул. Колхозная, 198/3 ежедневно с 10 до 20. Записывайтесь: тел: 607-115», имеющая признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

В связи с обнаружением признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 06.07.2015г. Иркутским УФАС России возбуждено дело № 1155 по факту распространения указанной рекламы. К участию в его рассмотрении привлечены: заявитель – (…); рекламодатель - ИП (…); рекламораспространитель - ИП (…).

Рассмотрение данной категории дел осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ № 508 от 17.08.2006г. (далее - Правила) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Приказом ФАС России от 23.11.2012г. № 711/12 (далее – Административный регламент).

Согласно п. 26 и п. 30 Правил, дело рассматривается антимонопольным органом в присутствии лиц, участвующих в деле. Рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

В соответствии с определением № 1237 от 22.07.2015 г. об отложении рассмотрения дела рассмотрение дела назначено на 06.08.2015 г.

В указанную дату в Иркутское УФАС России для участия в рассмотрении дела явились рекламодатель - ИП (…), рекламораспространитель - ИП (…). (…) на рассмотрение дела не явился.

Из материалов дела следует, что 05.08.2015г. с электронной почты (…) поступило сообщение с просьбой рассмотрение дела № 1155 провести в его отсутствие.

Также в материалах дела присутствует телефонограмма № 49 от 05.08.2015г. с информацией о времени и месте рассмотрения дела, полученная (…).

С учетом данных обстоятельств, Комиссией принято решение о возможности рассмотрения данного дела в отсутствии (…).

Комиссией установлено, что 05.08.2015г. ИП (…) в антимонопольный орган представлены письменные пояснения о том,  что ею в марте 2015г. был заключен договор с руководством газеты «Купец» о рекламе салона красоты «Камелия». В заявленной рекламе говорится о наличии в салоне косметолога как специалиста. Косметологические услуги не рекламируются. Под косметологом понимаем специалист косметик-эстетист, который выполняет услуги не медицинского характера и не требующие лицензирования. Так как салон находится в сельской местности, то не всегда местным жителям понятен термин специалист косметик-эстетист и его предназначение. В качестве косметика-эстетиста в салоне работает (…), имеющая специальное образование. В мае 2015г. макет рекламы салона красоты в газете «Купец» был изменен. В нем отсутствует реклама услуг, оказываемых в салоне.

На основании документов и пояснений, имеющихся в материалах дела, Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.

В газете «Купец» №1 (2) - 19 марта 2015 г. на странице 13, №3 - 2 апреля 2015 г. на странице 12 распространена реклама следующего содержания: «Будьте всегда красивыми вместе с нами! Салон красоты «Камелия» Наращивание и завивка ресниц, услуги парикмахера, маникюр, педикюр, депиляция, косметолог, визаж. Для мастеров маникюра в продаже имеется продукция CNI Мы являемся официальным представителем CNI. Для женщин. При стрижке – укладка в подарок! Хомутово, ул. Колхозная, 198/3 ежедневно с 10 до 20. Записывайтесь: тел: 607-115».

ИП (…) в Иркутское УФАС России представлены прейскуранты цен косметика-эстетиста и мастера маникюра и педикюра. Согласно указанным документам мастер маникюра и педикюра осуществляет следующие услуги: различные виды маникюра и педикюра, массаж рук, покрытие лаком, снятие лака, наращивание ногтей, укрепление гелем, коррекция, снятие наращенных ногтей, ремонт ногтя, дизайн ногтя. Косметик-эстетист осуществляет следующие услуги: массаж лица и шеи, маски, гигиеническая чистка лица, уход за кожей области глаз, парафиновые ванночки, депиляция сахаром, визаж, наращивание ресниц, моделирование натуральных ресниц, оформление бровей, коррекция бровей, покраска бровей и ресниц.

В ст. 3 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ указано, что реклама -  это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» закреплено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

На основании части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации N 12 от 19.01.98 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении", медицинская услуга - это мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 от 01.01.1994, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, к медицинским услугам (код 081000) относятся, в том числе, услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (код 081500), которые включают в себя: услуги косметические (код 081501), процедуры врачебные (код 081502), электрохирургия (код 081503), пластическая хирургия (код 081504).

В соответствии с Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санитарно-курортной медицинской помощи, утвержденным Приказом Министерства социального развития РФ от 10.05.2007 N 323 (далее - Порядок), к работам, выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, санаторно-курортной помощи, специализированной медицинской помощи относится косметология (терапевтическая).

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, определено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем (приложение к положению о лицензировании медицинской деятельности): косметология (терапевтическая), косметология (хирургическая) и др.

Таким образом, косметические услуги относятся к косметологическим услугам, которые в свою очередь являются медицинской услугой.

Проведение депиляции (код А14.01.014) относится к медицинской услуге, представляющее собой определенные виды медицинских вмешательств, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющее самостоятельное законченное значение (класс А), в том числе уход за больными или отдельными анатомо-физиологическими элементами организма (ротовая полость, верхние дыхательные пути и т.д.) (раздел 14).

Изложенное свидетельствует о том, что косметология (терапевтическая), к которой также относится услуга по депиляция, является медицинской услугой, а поэтому должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (ч. 7 ст. 24 Закона N 38-ФЗ).

Кроме того, "Номенклатура работ и услуг в здравоохранении", утвержденная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 относит услугу "проведение депиляции" к простой медицинской услуге (А 14.01.014).

Поскольку услуга "депиляция" не поименована в Общероссийском классификаторе услуг населению, то она не относятся к бытовым услугам, а является медицинской услугой и подлежит лицензированию.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются: Салон красоты «Камелия», а также оказываемые медицинские (косметологические, депиляция) услуги.

Вместе с тем, рассматриваемая реклама салона красоты «Камелия» и услуг косметолога не содержит предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

 Поскольку распространенная обществом реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при применении услуг, может привести к неблагоприятным последствиям для лиц, которым противопоказаны данные виды услуг.

В рекламе медицинских услуг, которые предоставляются Салоном красоты «Камелия», отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Следовательно, данная реклама нарушает требования части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» в связи с отсутствием предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Кроме того, согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Иркутским УФАС России в Территориальный орган Росздравнадзора по Иркутской области направлен запрос исх. № 6672 от 10.07.2015г. о предоставлении информации о наличии либо отсутствии у ИП (…) лицензии на оказание медицинских услуг.

16.07.2015г. в Иркутское УФАС России поступил ответ на указанный запрос, из которого следует, что в Едином реестре лицензий на медицинскую деятельность сведения о наличии лицензии у ИП (…)отсутствуют.

В связи с отсутствием у ИП (…) лицензии на оказание медицинских услуг, рассматриваемая реклама нарушает требования п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований статьи 7 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с выходными данными газеты «Купец», рекламораспространителем является ИП (…) (664540, с.Хомутово, ул. Кирова, 8), согласно имеющейся в рекламе пометки, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП (…) (664540, с.Хомутово, ул. Колхозная, 198/3).

Согласно договору № 5 от 05.03.2015г. на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов в газете «Купец» заказчик (ИП (…)) поручает, а исполнитель (ИП (…)) принимает на себя обязанность по размещению рекламы и рекламно-информационных материалов Заказчика в газете «Купец» в 2015 году в объеме и на условиях, предусмотренных указанным договором.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП (…), рекламораспространителем – ИП (…).

Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального   закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42   Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам   нарушения   законодательства   Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Будьте всегда красивыми вместе с нами! Салон красоты «Камелия» Наращивание и завивка ресниц, услуги парикмахера, маникюр, педикюр, депиляция, косметолог, визаж. Для мастеров маникюра в продаже имеется продукция CNI Мы являемся официальным представителем CNI. Для женщин При стрижке – укладка в подарок! Хомутово, ул. Колхозная, 198/3 ежедневно с 10 до 20. Записывайтесь: тел: 607-115», распространенную в выпусках №1 (2) - 19 марта 2015 г. на странице 13, №3 - 2 апреля 2015 г. на странице 12 выявлена газеты «Купец», поскольку данная реклама не соответствует требованиям п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» от 13.02.2006 г. № 38-ФЗ, в связи с распространением рекламы товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, при отсутствия таких разрешений, а также в связи с распространением рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, поскольку нарушения устранены.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном  частями 1 и 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении виновных лиц.

 

Решение изготовлено в полном объеме «10» «августа» 2015г.

Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны