Решение №038/124/23 Решение;прекращение;14.4;ИП от 16 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 

г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» февраля 2023 года.

Полный текст решения изготовлен «___» февраля 2023 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

;

,

в отсутствие ИП Г, надлежащим образом уведомленного и времени и месте рассмотрения дела;

в присутствии представителя ИП Ф (доверенность),

в отсутствие представителя ООО «Мир упаковки Иркутск», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело №038/01/14.4-1949/2022 возбужденное в отношении ИП Ф по признакам нарушения ч.1 ст.14.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее — Иркутское УФАС России) по заявлению ИП Г. на действия ИП Ф  о недобросовестной конкуренции проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.

Согласно доводам заявления, между ИП Г. Лицензиаром и ООО «Мир упаковки Иркутск» - Лицензиатом, заключен лицензионный договор от 28.05.2021 о предоставлении права использования товарного знака. В соответствии с договором Лицензиар предоставляет право использовать товарный знак «МИР УПАКОВКИ» (№ свидетельства 586040) на основании которого ФИПС выдано изменение к свидетельству на товарный знак (знак обслуживания) № РЖО371894 от 17.08.2021. Товарный знак «Мир упаковки», зарегистрированный в 35 классе Международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков. Как следует из данной классификации, к 35 классу относятся реклама; менеджмент в сфере бизнеса; деятельность административная в сфере бизнеса; служба офисная. В соответствии с указанным договором Лицензиар предоставляет Лицензиату право применять товарный знак на территории Российской Федерации путём его размещения.

По мнению заявителя, ИП Ф. (ИНН 3811093404126) использует сходное с указанным товарным знаком до степени смешения обозначение.

17.02.2021 заявителем ИП Ф. была направлена претензия с просьбой прекратить незаконное использование товарного знака «МИР УПАКОВКИ».

Таким образом, по мнению заявителя ИП Ф. нарушены нормы действующего законодательства при приобретении и использовании исключительных прав на полное и сокращенное фирменное наименование, товарный знак, сходное до степени смешения с полным и сокращённым фирменным наименованием, товарным знаком МИР УПАКОВКИ, что является нарушением части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

В том числе, ИП Г.  в адрес Иркутского УФАС России направлено дополнение к заявлению, исходя из которого следует, что ИП Ф.  также неправомерно использует в сети Интернет в доменных именах и на сайтах обозначений, сходных до степени смешения с фирменным наименованием и товарными знаками ООО «Мир упаковки», что нарушает его исключительные права на принадлежащие ему средства индивидуализации https://mirupak-irk.ru без согласия общества и без иного законного основания.

Иркутским УФАС России установлено, что правообладатель товарного знака по свидетельству №586040 ИП Г. (ИНН 27210870728) исходя из выписки ЕГРЮЛ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в г. Хабаровск и осуществляет в качестве основной деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20.2); в качестве дополнительных - деятельность по производству пластмассовых изделий для упаковывания товаров (ОКВЭД 22.22), деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенную в другие группировки (ОКВЭД 82.99), а также иные.

Лицензиат - ООО «Мир упаковки Иркутск» (ИНН 3849082680) осуществляет основной вид деятельности, исходя из выписки ЕГРЮЛ торговлю оптовую неспециализированную (ОКВЭД 46.90).

ИП Филатов А.А. (ОГРИП 304381120500016) осуществляют свою деятельность на территории г. Иркутска и Иркутской области и исходя из выписки ЕГРЮЛ основным видом деятельности предпринимателя является торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.78.9), в качестве дополнительной в том числе торговля оптовая неспециализированная (ОКВЭД 46.90).

Также установлено, что ИП Ф. не использует в качестве товарного знака или фирменного наименования словосочетание «Мир упаковки». При этом ИП Ф. . с 2001 года (с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) использует наименование «Мир упаковки» в качестве коммерческого обозначения.

Исходя из письменных пояснений и представленных документов ИП Ф. ., по адресу г. Иркутск, ул. Российская, 19Д работает магазин одноразовой посуды и упаковки. С 2001 года данный магазин работает под коммерческим обозначением «Мир упаковки». То есть он известен своим потребителям не как магазин ИП Ф, а как магазин «Мир упаковки». Магазин по адресу г. Иркутск, ул. Красногвардейская, 20/2 работает под коммерческим обозначением «Мир упаковки» с 2010 года. С использованием коммерческого обозначения «Мир упаковки» ИП Ф.существлялось размещение рекламы в периодических печатных изданиях (журналы «Капитал», «Деловая Сибирь», Большой телефонный справочник), в базах данных Справочной 223- 223, 2ГИС. Интенсивное использование маркетинговых инструментов для привлечения потребителей осуществлялось в период с 2010 по 2015 годы, что подтверждается документами прилагаемыми к письменным пояснениям.

Иркутским УФАС России дополнительно направлен запрос в Федеральную службу по интеллектуальной собственности о даче пояснения о тождественности или степени сходства обозначения "Мир упаковки" (словесного и визуального) с товарным знаком по свидетельству No586040 «Мир упаковки».

Исходя из представленной справки Федеральной службы по интеллектуальной собственности, обозначение «Мир упаковки» является сходным до степени смешения с товарным знаком «Мир упаковки» по свидетельству №586040, поскольку ассоциируется с ним в целом в силу фонетического и семантического тождества словесных элементов «Мир упаковки».

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента.

Из части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции следует, что не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

При этом под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, для выявления акта недобросовестной конкуренции необходимо наличие в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции, установленных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а именно:

    • осуществление действий хозяйствующим субъектом — конкурентом;

    • направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

    • противоречие указанных действий положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

    • причинение или способность причинения указанными действиями убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения ущерба его деловой репутации.

Иркутским УФАС России установлено:

    • Заявитель — ИП Г. (через лицензиата ООО «Мир упаковки Иркутск» (ИНН 3849082680) и ИП Ф. осуществляют на территории Иркутской области торговлю оптовую неспециализированную (реализация одноразовой посуды и иное), то есть являются хозяйствующими субъектами — конкурентами;

    • ИП Ф. достоверно знает о присутствии на товарном рынке Иркутской области организации ООО «Мир упаковки Иркутск». Указанное обстоятельство позволяет говорить о направленности действий ИП Ф. на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

    • рассматриваемые действия ИП Ф.  противоречат статье 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883;

    • для квалификации действий в качестве акта недобросовестной конкуренции нет необходимости в установлении наличия реальных убытков у хозяйствующего субъекта - конкурента. Из определения недобросовестной конкуренции следует, что достаточно возможности нанесения действиями хозяйствующего субъекта убытков или вреда деловой репутации хозяйствующего субъекта - конкурента. По мнению Иркутского УФАС России, в указанном случае существует объективная возможность нанесения убытков ООО «Мир упаковки Иркутск» в форме упущенной выгоды, ввиду реальной возможности перераспределения потребительского спроса.

Следовательно, в действиях ИП Ф. содержатся все признаки недобросовестной конкуренции и нарушения части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, приказом от 08.11.2022г. №038/356/22 в отношении ИП Ф.возбуждено дело №038/01/14.4-1949/2022 по признакам нарушения ч.1 ст.14.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции» в связи с совершением действий, выразившихся в приобретении и использовании исключительного права на средство индивидуализации - товарный знак «Мир упаковки» (N свидетельства 586040), исключительное право на который принадлежит ИП Г., что является актом недобросовестной конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №038/01/14.4-1949/2022 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Заявителем - ИП Г. представлены следующие письменные пояснения в ходе рассмотрения дела.

ИП Ф. является прямым конкурентом ООО «Мир упаковки Иркутск» (пользователя товарным знаком), участником рынка по продаже аналогичного товара, в связи с чем у потребителей создавалось ложное впечатление о том, что сайт https://mirupak-irk.ru принадлежит ИП Ф., а не правообладателю (ИП Г.)/пользователю (ООО «Мир упаковки Иркутск»). При этом, ИП Ф.не имел прав в отношении данного доменного имени. Данные обстоятельства подтверждаются копиями фотоматериалов, скриншотами интернет-страниц, представленные в материалы дела.

По мнению ИП . имеет негативную репутацию в г. Иркутск. Это подтверждается отзывами покупателей на сайте 2ГИС. При наборе на сайте 2ГИС «Мир упаковки» в поисковой строке отображаются магазины «мир упаковки ИП ». Далее отображается адрес магазина и отзывы клиентов. Все магазины ИП, которые отображаются на сайте как «Мир упаковки» «ИП » имеют отрицательные отзывы. ООО «Мир упаковки Иркутск» имеет положительные отзывы. Этим клиенты ООО «Мир упаковки Иркутск» вводятся в заблуждение. Следовательно, данные факты свидетельствуют о нанесении прямого ущерба деловой репутации ООО «Мир упаковки Иркутск». Данное обстоятельство влияет на деловую репутацию всей торговой сети «Мир упаковки».

В соответствии с п. 2 ст. 1539 Гражданского кодекса РФ: не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определённому лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащему другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации, принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках.

Коммерческое обозначение может использоваться только правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий.

Разрешение вопроса о причинении убытков ИП . может быть актуален только после предварительного признания действий ИП противоречащими закону по окончании проверки Антимонопольного органа. Взыскание убытков ИП  будет следствием признания действий ИП незаконными, а до признания данного факта таковым, освобождает ИП от обязанности доказывания причинения убытков в данном административном разрешении спора, так как это предмет для судебного разбирательства спорящих сторон.

Согласно действующего российского законодательства, для признания средств идентификации участников гражданского оборота и производимых ими товаров и услуг сходными до степени смешения достаточно уже самой опасности, а не реального смешения обозначений в глазах потребителя.

Ответчиком - ИП представлены следующие письменные пояснения в ходе рассмотрения дела.

По мнению заявителя ИП незаконно использует на территории г. Иркутска фирменное наименование «Мир упаковки».

Согласно ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Учредительные документы ИП  не содержат указание на фирменное наименование «Мир упаковки», также оно не включено в единый государственный реестр юридических лиц, что влечет за собой отсутствие факта незаконного использования фирменного наименование «МИР упаковки», принадлежащего ИП 

Словосочетание «Мир упаковки» используется ИП в качестве коммерческого обозначения по смыслу ст. 1538 ГК РФ, согласно которой юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно п. 6 ст. 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации являются тождественными или сходными до степени смешения, преимущество имеет то из них, исключительное право на которое возникло ранее. Данные факты подтверждаются в том числе вступившими в силу решениями судов (прим. Определение от 28.06.2010 М ВАС- 8458/10), а также практикой Палаты по патентным спорам (прим. решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 11 апреля 2017 г. по заявке № 2015704305).

ИП  использует коммерческое обозначение «Мир упаковки» с 2001 г. и с этого момента известен широкому кругу потребителей. Доказательства использования представлены в материалы дела (договоры с контрагентами, содержащие указание на обозначение «Мир упаковки», накладные, выписки, счета, договоры на рекламу (в том числе в Интернете), заказы на изготовление рекламной продукции, содержащие указание на обозначение «Мир упаковки», дипломы выставок) были приложены к ранее поданным заявлениям и имеются в материалах дела.

Товарный знак «Мир упаковки» №586040 зарегистрирован 07.09.2016 г. в 35 классе МКТУ. Данный класс предусматривает деятельность в сфере рекламы, менеджмент в сфере бизнеса, административная деятельность в сфере бизнеса, офисная служба. То есть, ИП Филатов А.А. имеет право на использование коммерческого обозначения «Мир упаковки» в силу закона, поскольку его использование началось ранее даты приоритета товарного знака ИП., о чем ИП  было сообщено в ответе на претензию.

Более того, ни одним из выше перечисленных видов деятельности ИП не занимается, с 17.11.2022 г. ИП является владельцем товарного знака «Мир упаковки» №905232 в 21 классе услуг, то есть непосредственно связанным с деятельностью предприятия.

Согласно ст. 1484 ГК РФ, лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом.

Заявителем не представлено доказательств осуществления ИП  деятельности, направленной на получение преимуществ, поскольку такие действия отсутствуют, а деятельность предприятия ведется в рамках правового поля РФ уже более 20 лет, также не доказаны заявителем убытки для его деятельности, а также их размер.

Таким образом, ИП полагает, что в его деятельности отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции, в связи с чем просит дело № №038/01/14.4-1949/2022 прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

В данном случае ИП  также считает, что следует рассматривать как акт недобросовестной конкуренции именно действия ИП  который, обладая правом на товарный знак в категории реклама и маркетинг, административными методами пытается ограничить деятельность других хозяйствующих субъектов.

Комиссия Иркутского УФАС России заслушав доводы лиц, участвующих в деле и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

    1. монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

    2. недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 3 ФЗ "О защите конкуренции", настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) в качестве актов недобросовестной конкуренции запрещаются все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или деятельности конкурентов.

В пункте 10 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, разъяснено, что совокупность условий, необходимых для квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции, определяется положениями пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции (применяемого с учетом пункта 16.1 и абзацев третьего и четвертого пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Согласно ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции", недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения понятия "недобросовестная конкуренция" следует, что для квалификации совершенных деяний в качестве акта недобросовестной конкуренции, действия конкретного лица должны выполнять одновременно следующие условия:

    • лицо, совершившее данное деяние, обладает признаком хозяйствующего субъекта (а также наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами);

    • наличие действия хозяйствующего субъекта (группы лиц);

    • направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

    • противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

    • совершенные действия способны причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Недоказанность хотя бы одного из вышеперечисленных признаков исключает признание действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции.

В свою очередь, антимонопольный орган осуществляет рассмотрение заявления и приложенных к нему доказательств в том объеме, в котором они представлены заявителем, а также оценивает те действия лица, которые заявителем указываются в качестве нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 14.4 Закон о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Так, между ИП Г.- Лицензиаром и ООО «Мир упаковки Иркутск» - Лицензиатом, заключен лицензионный договор от 28.05.2021 о предоставлении права использования товарного знака. В соответствии с договором Лицензиар предоставляет право использовать товарный знак «МИР УПАКОВКИ» на основании которого ФИПС выдано изменение к свидетельству на товарный знак (знак обслуживания) № РЖО371894 от 17.08.2021. В соответствии с указанным договором Лицензиар предоставляет Лицензиату право применять товарный знак на территории Российской Федерации путём его размещения.

По мнению заявителя, что ИП Ф.(ИНН 3811093404126) использует сходное с указанным товарным знаком до степени смешения обозначение. 17.02.2021 ИП Ф.была направлена претензия с просьбой прекратить незаконное использование товарного знака «МИР УПАКОВКИ».

Таким образом, по мнению заявителя ИП Ф.нарушены нормы действующего законодательства при приобретении и использовании исключительных прав на полное и сокращенное фирменное наименование, сходное до степени смешения с полным и сокращённым фирменным наименованием МИР УПАКОВКИ с нарушением части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

Правообладатель товарного знака по свидетельству №586040 ИП Г (ИНН 27210870728) исходя из выписки ЕГРЮЛ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в г. Хабаровск и осуществляет в качестве основной деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20.2); в качестве дополнительных - деятельность по производству пластмассовых изделий для упаковывания товаров (ОКВЭД 22.22), деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенную в другие группировки (ОКВЭД 82.99), а также иные.

Лицензиат - ООО «Мир упаковки Иркутск» (ИНН 3849082680) осуществляет основной вид деятельности, исходя из выписки ЕГРЮЛ торговлю оптовую неспециализированную (ОКВЭД 46.90).

Иркутским УФАС России установлено, что ИП (ОГРИП 304381120500016) осуществляют свою деятельность на территории г. Иркутска и Иркутской области и исходя из выписки ЕГРЮЛ основным видом деятельности предпринимателя является торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.78.9), в качестве дополнительной в том числе торговля оптовая неспециализированная (ОКВЭД 46.90).

Также установлено, что ИП на момент рассмотрения заявления не использовал в качестве товарного знака или фирменного наименования словосочетание «Мир упаковки», товарный знак не был зарегистрирован в установленном законом порядке.

При этом, как пояснил ИП , с 2001 года (с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) использует наименование «Мир упаковки» в качестве коммерческого обозначения.

Исходя из письменных пояснений и представленных документов ИП, по адресу г. Иркутск, ул. Российская, 19Д работает магазин одноразовой посуды и упаковки. С 2001 года данный магазин работает под коммерческим обозначением «Мир упаковки». То есть он известен своим потребителям не как магазин ИП , а как магазин «Мир упаковки». Магазин по адресу г. Иркутск, ул. Красногвардейская, 20/2 работает под коммерческим обозначением «Мир упаковки» с 2010 года.

Как установлено Комиссией Иркутского УФАС России, с использованием коммерческого обозначения «Мир упаковки» ИП  осуществлялось размещение рекламы в периодических печатных изданиях (журналы «Капитал» за 2008-2009 г.г., «Деловая Сибирь», Большой телефонный справочник с 2007-2008 г.г.), в базах данных Справочной 223-223, 2ГИС. Интенсивное использование маркетинговых инструментов для привлечения потребителей осуществлялось в период с 2010 по 2015 годы, что подтверждается документами прилагаемыми к письменным пояснениям.

В том числе, исходя из информации и фотографий общедоступной справочно-информационной системы 2ГИС ИП с 2018 года использует коммерческое наименование «Мир упаковки» на вывесках магазинов (павильонов) и складских помещений по адресам: г. Иркутск, ул. Российская, 19д; г. Иркутск, ул. Красногвардейская, 20/2; г. Иркутск, ул. Трактовая, 1/16 (павильон 91), г. Иркутск, ул. Трактовая, 1/18 (павильон 116), г. Иркутск, ул. Трактовая, 1/5 (павильон 75), г. Иркутск, ул. Трактовая, 1/12 (34-1 складское помещение) (территория рынка ООО «Бакалея»).

Исходя из информации представленной ООО «Бакалея», с ИП  более 20-ти лет (с 2003г.) заключаются краткосрочные договоры аренды ежегодно (павильоны №№ 75,91,116, склад №34-1). Краткосрочные договоры аренды между ООО «Бакалея» ООО «Мир упаковки Иркутск» заключаются с 02.12.2021г.

Более того, между ООО «Бакалея» и ИП 01.09.2003г. согласовывалась вывеска с наименованием «Мир упаковки», расположенная на павильонах арендованных ИП (приложение к договору №236*к на участие в оптовом рынке «Бакалея» от 01.09.2003г.).

Также, дополнительно в подтверждение использования наименования «Мир упаковки» ИП представлены награды и дипломы, которые были выданы в 2011г. где указано, что диплом выдан «Мир упаковки» ИП за участие в выставке «Сибпродовольствие Напитки», которая проходила в период 19-22 апреля 2011г. в ОАО «Сибэкспоцентр» г. Иркутск.

Исходя из вышеизложенных фактов, по мнению Комиссии Иркутского УФАС России, следует вывод, что широкому кругу потребителей соответствующей специальной продукции в г. Иркутске известно, что по вышеуказанным адресам расположены магазины одноразовой посуды и упаковки под коммерческим обозначением «Мир упаковки» (бело-голубая вывеска).

Как пояснил ИП , сложившаяся деловая репутация среди бизнес-сообщества также позволяют идентифицировать торговое предприятие ИП  как магазин одноразовой посуды и упаковки под коммерческим обозначением «Мир упаковки». Именно широкая узнаваемость среди розничных и мелкооптовых покупателей, поставщиков и других контрагентов, возникшая в результате многолетней непрерывной деятельности, позволила использовать ИП коммерческое обозначение «Мир упаковки» на основании статьи 1539 ГК РФ в качестве средства индивидуализации.

Товарный знак «Мир упаковки» принадлежащий ИП , зарегистрирован в 35 классе Международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков. Как следует из данной классификации, к 35 классу относятся реклама; менеджмент в сфере бизнеса; деятельность административная в сфере бизнеса; служба офисная. При этом, как установлено Комиссией Иркутского УФАС России, использование товарного знака не связано с торговлей розничной непродовольственными товарами, в том числе одноразовой упаковкой и посудой.

При этом в соответствии с прилагаемыми правоустанавливающими документами ИП  не осуществляет виды деятельности, относящиеся к 35 классу Международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков.

Согласно пункту 6 статьи 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

В соответствии с Государственным реестром прав на товарные знаки и знаки обслуживания, исключительное право заявителя на товарный знак «Мир упаковки» №586040 возникло 02.07.2015 г. (дата регистрации - 07.09.2016 г.).

Осуществление своей предпринимательской деятельности под товарным знаком по свидетельству №586040 на территории г. Иркутска ООО «Мир упаковки Иркутск» осуществляет с мая 2021 года (с момента заключения лицензионного договора, исходя из справочно-информационной системы 2ГИС, выписки ЕГРЮЛ).

Установленные обстоятельства свидетельствуют, что ИП Филатовым А.А. задолго до регистрации ООО «Мир упаковки Иркутск» товарного знака использовал наименование «Мир упаковки» в качестве коммерческого обозначения.

Также, относительно визуального сходства представленного товарного знака по свидетельству №586040 принадлежащего ИП (красно-белое оформление товарного знака) и коммерческого наименования «Мир упаковки» (бело-голубое оформление) ИП  Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что сходство до степени смешения между данными обозначениями отсутствует, обозначения отличны по цветовой гамме (красно-белое, бело-голубое), по шрифту написания текста обозначения. При общем анализе не создается зрительного впечатления того, что обозначения принадлежат одному и тому же лицу. Поскольку вопрос о сходстве обозначений до степени смешения является вопросом факта и не требует специальных познаний, то он может быть разрешен антимонопольным органом с точки зрения рядового потребителя.

При этом, ИП Гне представлено доказательств того, что действия ИП каким-либо образом влияют на коммерческую деятельность ООО «Мир упаковки ИРКУТСК», причинили или могли причинить своими действиями убытки ООО «Мир упаковки ИРКУТСК» и ИП , либо нанести указанным организациям ущерб деловой репутации.

ИП Гпредставлены только доказательства из справочно-информационной системы 2ГИС, где в отношении магазином «Мир упаковки» ИП  распространены отрицательные отзывы. При этом, Комиссия Иркутского УФАС России относится к данным доказательствам критично, в силу того, что данные отзывы носят субъективный, оценочный характер того или иного лица, воспользовавшегося услугами магазина «Мир упаковки» ИП  и объективно не могут быть документально подтверждены.

Также, в ходе рассмотрения дела ИП  не представлено доказательств направленности действий или их совершения ИП а получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности перед ООО «Мир упаковки ИРКУТСК», либо за счет известности зарегистрированного товарного знака. При том, что признак направленности на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности является одним из ключевых признаков при квалификации нарушения как акта недобросовестной конкуренции.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает в том числе возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. Таким образом, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

В материалах дела отсутствуют доказательства, на основании которых Комиссия могла бы однозначно прийти к выводу о том, что ИПреследовал нечестные (недобросовестные) цели, когда использовал коммерческое обозначение «Мир упаковки» в своей предпринимательской деятельности. В материалы дела не представлены доказательства того, что ИП  решил воспользоваться репутацией конкурента ИП , ООО «Мир упаковки ИРКУТСК» и (или) устранить их с общего товарного рынка.

Заявителем не доказано наличие у ИП  намерения (цели) посредством использования коммерческого обозначения «Мир упаковки» получить необоснованные преимущества за счет использования известного обозначения, причинить вред хозяйствующим субъектам - конкурентам или вытеснить их с товарного рынка путем предъявления требований, направленных на пресечение использования спорного обозначения.

Особое внимание необходимо уделить установлению намерений правообладателя, поскольку для признания действий нарушителя актом недобросовестной конкуренции необходимы сведения о целеполагании предполагаемого нарушителя (осознанном совершении им действий, направленных на нечестную конкуренцию), а также о масштабах и возможности влияния нарушения на конкуренцию в целом.

Данная правовая позиция отражена в решении Суда по интеллектуальным правам от 26 января 2015 г. по делу N СИП-626/2013, где указано, что недобросовестность поведения проявляется прежде всего в умысле на получение преимуществ над конкурентами. Отсутствие конкурентов или монопольное положение нарушителя делает такие действия бессмысленными.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения как недобросовестной конкуренции следует обратить внимание на цель совершения противоправных действий. Для такой квалификации они должны быть направлены на получение преимуществ перед конкурентами при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что определяющим для признания конкретных действий недобросовестными является не упоминание их в главе 2.1 Закона "О защите конкуренции", а то, охватываются ли они составом недобросовестной конкуренции в том виде, в котором этот состав охарактеризован в пункте 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" и статье 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883.

Также, как установлено Комиссией Иркутского УФАС России, ИП 28.12.2021г. в Федеральную службу по интеллектуальной собственности подана заявка на регистрацию товарного знака «Мир упаковки», которая использовалась ранее в качестве коммерческого обозначения ИП 

17.11.2022г. товарный знак ИП «Мир упаковки» зарегистрирован под №905232 с приоритетом от 28.12.2021г. в отношении 21 класса МКТУ: бадьи; банки для печенья; баночки для создания свечи; бонбоньерки; бутыли; бутыли оплетенные; горшки для цветов; горшки ночные; горшочки для клея; графинчики для уксуса или масла; графины; диспенсеры для туалетной бумаги; диспенсеры мыла; емкости бытовые или кухонные; емкости кухонные; емкости стеклянные [бутыли для кислот]; емкости термоизоляционные; емкости термоизоляционные для напитков; емкости термоизоляционные для пищевых продуктов; емкости шаровидные стеклянные [сосуды]; изделия бытовые керамические; изделия из майолики; изделия из фарфора, керамики, фаянса, терракота или стекла художественные; кашпо, за исключением бумажных; клетки для комнатных животных; клетки для птиц; колбы стеклянные [сосуды]; контейнеры из алюминиевой фольги одноразовые бытовые; копилки; копилки-свиньи; корзинки для хлеба бытовые; корзины бытовые; корзины для бумаги; коробки для завтрака; коробки для конфет; коробки для печенья; коробки для чая; крышки силиконовые многоразовые для пищевых продуктов; кувшины; масленки; мельницы для перца ручные; мельницы ручные бытовые; мешки изотермические; мешочки кондитерские; несессеры для пикников с набором посуды; несессеры для туалетных принадлежностей; пакеты охлаждающие для продуктов питания и напитков; перечницы; предметы домашней утвари для косметики; приборы дезодорирующие индивидуальные; приборы для специй; пудреницы пустые; солонки; стаканчики бумажные или пластмассовые; стаканы [емкости]; стаканы для напитков; сумки-холодильники переносные неэлектрические; тазы [емкости]; термосы; утварь бытовая; утварь кухонная; флаконы; фляги карманные; фляги спортивные; футляры для расчесок; хлебницы; чехлы для гладильных досок; ящики для выдачи бумажных салфеток; ящики для мусора; ящики для растений; ящики стеклянные.

По мнению Комиссии Иркутского УФАС России, факт регистрации свидетельствует о том, что при рассмотрении заявки на регистрацию товарного знака Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) не было выявлено сходства до степени смешения с ранее зарегистрированными товарными знаками (пункты 6 и 10 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

Таким образом, при наличии действующей правовой охраны двух противопоставленных товарных знаков действует презумпция того, что противопоставленные зарегистрированные товарные знаки являются несходными.

Вместе с тем данная презумпция может быть опровергнута путем подачи в Роспатент возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку (статьи 1512, 1513 ГК РФ).

Если товар предполагаемого нарушителя оформлен с использованием принадлежащего ему товарного знака в том виде, в котором ему предоставлена правовая охрана, действует презумпция отсутствия вероятности смешения с используемым заявителем товарным знаком.

При таких обстоятельствах не представляется возможным установить в действиях предполагаемого нарушителя направленность на получение необоснованных преимуществ, нарушение положений действующего законодательства, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости, а также возможность причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации заявителя, то есть квалифицирующих признаков недобросовестной конкуренции по смыслу пункта 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции".

Сведений о наличии и подаче возражений относительно регистрации товарного знака ИП  не представлено.

С учетом изложенного, ИП не представил в материалы дела №038/01/14.4-1949/2022 бесспорные доказательства того, что ИП при использовании коммерческого обозначения «Мир упаковки» и в последующем его регистрации преследовал недобросовестные цели. Данный факт исключает возможность признания в действиях ИП акта недобросовестной конкуренции, запрет на который установлен статьей 14.4 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России не усматривает в действиях ИП нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии п.1 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в том числе в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Иркутского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Прекратить рассмотрение дела №038/01/14.4-1949/20220 на основании п. 1 ч. 1 статьи 48 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ИП (ИНН 3811093404126).

    2. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «Мир упаковки Иркутск»
ИНН 3849082680, ОГРН 1213800009378