Решение №038/897/22 решение от 27 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 26.09.2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27.09.2022 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью «Курдсибстрой» (далее – ООО «Курдсибстрой», Заявитель) – <…..>, представителя Отдела по регулированию контрактной системы в сфере закупок администрации города Черемхово (далее – Уполномоченный орган) – <…..>, представителя единой комиссии администрации г. Черемхово (далее – Единая комиссия по рассмотрению заявок) – <…..>;

в отсутствие представителей Отдела капитального строительства администрации города Черемхово (далее – Заказчик) – ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей;

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, связанные с отменой электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги местного значения по ул. Фереферова в г. Черемхово (извещение № 0134600005122000049), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 20 сентября 2022 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, связанные с отменой электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги местного значения по ул. Фереферова в г. Черемхово (извещение № 0134600005122000049).

Из содержания жалобы следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно отменена процедура определения поставщика в нарушение сроков, предусмотренных частью 1 статьи 36 Федерального закона № 44-ФЗ.

Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Уполномоченным органом отменен электронный аукцион на основании поступившего обращения Заказчика от 16 сентября 2022 года о необходимости отмены закупки в связи с необходимостью внесения изменений в сметную документацию по ремонту автомобильной дороги местного значения по ул. Фереферова в г. Черемхово и снятием бюджетных ассигнований из местного бюджета.

По мнению Уполномоченного органа, указанные обстоятельства подпадают под обстоятельства непреодолимой силы, в связи с чем Уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 22 августа 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона № 0134600005122000049 на ремонт автомобильной дороги местного значения по ул. Фереферова в г. Черемхово (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 195 069 770,40 руб..

На участие в указанном электронном аукционе подано 3 заявки.

Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 30.08.2022 №ЦПА1 минимальное ценовое предложение поступило от участника № 191 (ООО «Курдсибстрой») – 136 548 839, 40 руб.

Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.09.2022 №ИЭА2 заявка ООО «Курдсибстрой» признана победителем электронного аукциона.

16 сентября 2022 года Уполномоченным органом в ЕИС размещено Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.09.2022 №ИО1.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 44-ФЗ при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной.

Из представленных на обозрение Комиссии документов следует, что Уполномоченным органом, Заказчиком принято решение об отмене закупки уже после определения победителя и подписания протокола подведения итогов определения поставщика.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ обстоятельствами непреодолимой силы являются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», пункте 7 Постановления Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 № 3352/12 по делу № А40-25926/2011-13-230 разъяснено, что чрезвычайность предполагает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого в конкретных условиях является необычным. Это выход за пределы нормального, обыденного, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Непредотвратимость означает, что любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Непредотвратимость должна быть объективной, а не субъективной.

К обстоятельствам непреодолимой силы можно отнести природную чрезвычайную ситуацию, явление общественной жизни.

Торгово-промышленная палата России включает в перечень обстоятельств непреодолимой силы стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций и другие обстоятельства, не зависящие от воли сторон договора (контракта) (п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы, утв. Постановлением Правления ТПП России от 23.12.2015 № 173-14, п. 1.3 Положения о свидетельствовании уполномоченными ТПП обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утв. Постановлением Совета ТПП России от 24.06.2021 № 7-2).

При этом следует иметь в виду, что непреодолимой силой не признаются обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, в частности, отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами.

Письмо ФАС России от 24.04.2020 № ИА/35242/20 «По вопросу отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с отзывом бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств», на который ссылается Уполномоченный орган, издано ФАС России в развитие положений Постановления Правительства от 12 апреля 2020г. № 483 «Об утверждении Правил внесения изменений в 2021 году в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели» с целью формирования единообразной практики рассмотрения жалоб территориальными органами ФАС России на нарушения части 1 статьи 36 Федерального закона № 44-ФЗ, а также практики применения пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП в случае внесения изменений в федеральный бюджет в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, связанные с осуществлением бюджетных инвестиций и предоставлением субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.

Таким образом, данное письмо не содержит выводов о том, что отзыв бюджетных ассигнований местного бюджета на выполнение иных расходных обязательств муниципального образования, относится к обстоятельствам непреодолимой силы.

Кроме того, из письменных и устных пояснений Уполномоченного органа не следует, на какие цели перераспределены бюджетные ассигнования местного бюджета.

Таким образом, Комиссия не может согласиться с доводами Уполномоченного органа, что отсутствие бюджетных ассигнований и необходимость внесения изменений в сметную документацию является обстоятельством непреодолимой силы в понимании Гражданского кодекса РФ, поскольку не содержит таких признаков как чрезвычайность и непредотвратимость, а также Уполномоченным органом не представлено достаточных доказательств и сведений, подтверждающих признание данных обстоятельств обстоятельствами непреодолимой силы.

В связи с тем, что Уполномоченным органом была отменена закупка после определения победителя закупки и контракт не заключен с ним в связи с отсутствием обстоятельствам непреодолимой силы, Комиссия полагает, что необходимо выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Курдсибстрой» обоснованной;

2. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими часть 1 статьи 36 Федерального закона № 44-ФЗ;

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены Извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.09.2022 №ИО1 и дальнейшего совершения действий, направленных на заключение контракта с победителем электронного аукциона № 0134600005122000049 в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящего решения;

4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;

5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                              

<…..>

Члены комиссии                                                                         

<…..>

 

<…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны