Решение №038/146/22 решение от 15 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» февраля 2022г.

В полном объеме решение изготовлено «­15» февраля 2022г.                                                              г. Иркутск

 

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии; члены Комиссии,

в присутствии в режиме ВКС представителя АО «Иркутскоблгаз», в отсутствии представителя Администрации Шелеховского городского поселения,

рассмотрев дело №038/01/10-1709/2021 от 01.10.2021г.  по признакам нарушения АО «Иркутскоблгаз» (664009, г. Иркутск, ул. Советская, 109-г, ИНН 3800000750) части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в создании угрозы прекращения поставки сжиженного углеводородного газа через групповые газгольдерные установки абонентам (население), результатом которого может явиться ущемление интересов неопределенного круга лиц (добросовестных потребителей услуг),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России поступило заявление (вх. № 11067-ЭП/21 от 23.08.2021г.) Администрации Шелеховского городского поселения (666034, г. Шелехов, ул. Ленина, д. 15) по вопросу угрозы прекращения поставки сжиженного углеводородного газа через газгольдерные установки населению на территории г. Шелехова со стороны АО «Иркутскоблгаз», по результатам рассмотрения которого установлено следующее.

АО «Иркутскоблгаз» осуществляет деятельность на рынке реализации сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытового потребления, в том числе, на территории г. Шелехова.

Реализация сжиженного углеводородного газа (далее СУГ) для коммунально-бытового потребления осуществляется через газгольдерные установки или в баллонах.

Покупателями СУГ для коммунально-бытового потребления являются физические лица, заключившие с АО «Иркутскоблгаз» договор поставки СУГ.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее Правила поставки газа), поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

Согласно пункту 3 Правил поставки газа абонентом является сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

В соответствии с  пунктом 3 Правил поставки газа под "поставкой газа" понимается выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке (далее - границы раздела собственности).

16.08.2021г. в адрес Администрации Шелеховского городского поселения поступило уведомление (вх. 578-ю) АО «Иркутскоблгаз» о прекращении поставки сжиженного углеводородного газа через групповые газгольдерные установки абонентам (населению) в связи с отсутствием денежных средств на его закупку и отсутствием решения Правительства Иркутской области о поддержке АО «Иркутскоблгаз».

В соответствии с п. 45 Правил поставки газа поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих случаях:

а) нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа;

б) отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки;

в) неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд;

г) использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре;

д) поступление уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям;

е) отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.

До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа (Пункт 46 Правил поставки газа).

Кроме того, на основании пункта 47 Правил поставки газа подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях:

а) авария в газораспределительной сети;

б) авария внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо утечка газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;

в) техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании указанного оборудования, создает угрозу возникновения аварии.

Абоненты г. Шелехова о приостановке подачи сжиженного углеводородного газа в жилые дома в соответствии с Правилами поставки газа уведомлены не были.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Объективной стороной правового состава антимонопольного правонарушения охватывается сама возможность (угроза) недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц как результат действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов (пункт 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции установлено, что АО «Иркутскоблгаз» в 2019-2020гг. на рынке реализации сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытового потребления на территории г. Шелехова имеет долю 100%.

Следовательно, на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытового потребления на территории г. Шелехова АО «Иркутскоблгаз» занимает доминирующее положение в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции направлен, в том числе, на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается, в том числе, в одной из следующих форм: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Иркутским УФАС России установлено, что в действиях АО «Иркутскоблгаз», занимающего доминирующее положение на рынке розничной реализации сниженного углеводородного газа для коммунально-бытового потребления в границах г. Шелехова, содержаться признаки нарушения  ч. 1 статьи 10 Закона  о защите конкуренции, выразившиеся в создании угрозы прекращения поставки сжиженного углеводородного газа через групповые газгольдерные установки абонентам (население), результатом которого может  явиться ущемление интересов неопределенного круга лиц (добросовестных потребителей услуг).

На основании изложенного, приказом Иркутского УФАС России от 01.10.2021г. №038/262/21 возбуждено дело №038/01/10-1709/2021 по признакам нарушения АО «Иркутскоблгаз» ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №038/01/10-1709/2021 Администрация Шелеховского городского поселения пояснила, что 16.08.2021г. поступило письмо (№ 925 от 13.08.2021) АО «Иркутскоблгаз», в котором указано на прекращение с 30.09.2021г. поставки сниженного углеводородного газа через групповые газгольдерные установки абонентам (населению) в связи с отсутствием денежных средств на его закупку и отсутствием решения Правительства Иркутской области о поддержке АО «Иркутскоблгаз».

Администрация Шелеховского городского поселения обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, к Уполномоченному по правам человека в Иркутской области, а также в Прокуратуру Иркутской области, в Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявлением о даче правовой оценки на предмет нарушения действующего законодательства действий АО «Иркутскоблгаз».

На основании обращения Администрации Прокуратурой Иркутской области генеральному директору АО «Иркутскоблгаз» выдано предостережение от 10.09.2021г. №7/1-07-2021/7 о недопустимости нарушения федерального законодательства.

Изложенные доводы и представленные доказательства, по мнению Администрации, свидетельствуют о незаконности действий АО «Иркутскоблгаз», наличии угрозы прекращения поставки сниженного углеводородного газа через групповые газгольдерные установки абонентам (населению).

В ходе рассмотрения дела №038/01/10-1709/2021 АО «Иркутскоблгаз» факт нарушения антимонопольного законодательства не признало, пояснило следующее.

В связи с отсутствием денежных средств на закупку СУГ и отсутствием решения Правительства Иркутской области о поддержке АО «Иркутскоблгаз», Общество направило в адрес Администрации  Шелеховского городского поселения  письмо (№ 925 от 13.08.2021), в котором информировало о прекращении с 30.09.2021г. поставок сниженного углеводородного газа через групповые газгольдерные установки абонентам (населению) и необходимости поиска альтернативных источников энергии в целях «пищеприготовления» для населения области .

При этом из пояснений АО «Иркутскоблгаз» следует, что Общество не прекращало и не планирует прекращать поставку и реализацию СУГ через групповые газгольдерные установки для населения г. Шелехов и Иркутской области. В муниципальные образования и в Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области направлены письма, целью которых было проинформировать правительство Иркутской области и глав муниципальных образований о сложившейся критической ситуации с поставками СУГ населению. На момент направления уведомления о прекращении поставки СУГ населению материальные и финансовые возможности Общества позволяли осуществлять поставку только до 30.09.2021г.

Несмотря на утверждение АО «Иркутскоблгаз» о том, что Общество не планирует прекращать реализацию СУГ населению через газгольдерные установки, в своих пояснениях АО «Иркутскоблгаз» также указывает на то, что в случае, если Общество не сможет приобретать газ в связи с отсутствием финансовых средств для его закупки, «заливать» в газгольдерные установки будет нечего, и подача СУГ остановиться самопроизвольно (исх. АО «Иркутскоблгаз» от 08.09.2021г. №1009).

Одной из главных причин возможного прекращения поставок СУГ, по мнению АО «Иркутскоблгаз», является крайне тяжелое финансовое состояния Общества, значительный рост закупочных биржевых и внебиржевых цен на СУГ в стране.

АО «Иркутскоблгаз» была представлена справка о финансово-хозяйственной деятельности, в которой отражено, что в 2020г. Обществом был получен убыток в размере 6948 тыс./руб., за 6 мес. 2021г. убыток составил 19125 тыс.руб.

При этом никаких пояснений о том, что Правилами поставки газа не предусмотрено приостановление исполнения обязательств по поставке газа гражданам в связи с тяжелым финансовым состоянием газоснабжающей организации, АО «Иркутскоблгаз» не представлено.

О сложившейся финансовой ситуации и возможном прекращении поставки СУГ для населения АО «Иркутскоблгаз» проинформировало Правительство Иркутской области, в связи с чем достигнуты договоренности с ООО «Иркутская нефтяная компания» о топливообеспечении АО «Иркутскоблгаз» и о возможном выделении СУГ в объеме 120 тонн с 23.09.2021г. по цене 42000 руб./тонну учитывая авансирование за счет средств областного бюджета в размере 9,6 млн.руб.

Также 03.09.2021г. под председательством Губернатора Иркутской области состоялось совещание по вопросу поставок сниженного углеводородного газа на территории Иркутской области, по результатам которого АО «Иркутскоблгаз» было рекомендовано постоянно обеспечивать поставку СУГ через газгольдерные установки населению и обратиться в адрес акционеров для обеспечения СУГ за счет собственной располагаемой ресурсной базы ПАО «Газпром».

Кроме того, Приказом Службы по тарифам Иркутской области № 79-235-спр от 29.09.2021г. внесены изменения  в приказ службы по тарифам Иркутской области от 18 декабря 2020 года N 410-спр , согласно которого  утверждены тарифы на реализацию сжиженного углеводородного газа из групповых газгольдерных установок, при этом   компенсация выпадающих доходов АО "Иркутскоблгаз" от реализации сжиженного газа населению по цене, не обеспечивающей возмещение экономически обоснованных издержек, будет осуществляться за счет средств областного бюджета, предусмотренных в законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В ходе рассмотрения дела №038/01/10-1709/2021 АО «Иркутскоблгаз» представило письмо от 02.09.2021г. №1009, адресованное мэру г. Шелехов и направленное на электронный адрес: adm@sheladm.ru, согласно которого, в связи с принятием Правительством Иркутской области ряда мер,  направленных на стабилизацию финансового состояния АО «Иркутскоблгаз» по закупке СУГ для коммунально-бытовых нужд населения, реализуемого через газгольдерные установки, Общество отозвало письмо от 13.08.2021г.№925 о прекращении поставки СУГ населению г. Шелехов.

Однако, Администрация Шелеховского городского поселения указала, что в их адрес не поступало писем АО «Иркутскоблгаз» об отзыве уведомления (№1009 от 02.09.2021). При этом электронный адрес: adm@sheladm.ru не принадлежит Администрации, а официальным адресом электронной почты для получения корреспонденции является адрес: adm@gorod.shelehov.ru.

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы заявителя и ответчика, приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на  действия  занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

АО «Иркутскоблгаз» являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке розничной реализации сжиженных углеводородных газов для коммунально-бытового потребления, обязано соблюдать требования действующего законодательства, в том числе, касающиеся поставки сжиженного углеводородного газа через групповые газгольдерные установки абонентам (население).

Направление АО «Иркутскоблгаз» в адрес Администрации Шелеховского городского поселения письма от 13.08.2021г. № 925 о полном прекращении   поставок сжиженного углеводородного газа потребителям (жителям г.Шелехов) по причине отсутствия денежных средств на его закупку и отсутствия решения Правительства Иркутской области о поддержке  в нарушение установленного порядка приостановления исполнения обязательств по поставке газа гражданам, противоречит законодательно закрепленному порядку и  свидетельствует об угрозе ущемления интересов неопределенного круга потребителей.

Угроза АО «Иркутскоблгаз» прекращения поставки СУГ населению при отсутствии задолженности потребителей была воспринята как реальная, в связи с чем Администрацией Шелеховского городского поселения были приняты меры по предотвращению   срыва поставки СУГ (направлены обращения в адрес Правительства Иркутской области, Прокуратуры Иркутской области, Иркутское УФАС России, Уполномоченному по правам человека в Иркутской области).

Довод АО «Иркутскоблгаз» о том, что Общество не намерено прекращать поставки СУГ населению через газгольдерные установки противоречит имеющимся в деле доказательствам (исх. АО «Иркутскоблгаз» от 08.09.2021г. №1009).

Также Комиссия Иркутского УФАС России полагает недоказанным факт отзыва АО «Иркутскоблгаз» 02.09.2021г.  письма от 13.08.2021г. № 925 о полном прекращении   поставок сжиженного углеводородного газа потребителям (жителям г. Шелехов), поскольку   отсутствуют доказательства его направления в адрес именно Администрации Шелеховского городского поселения по электронной почте либо посредством Почты России, следовательно, угроза прекращения поставки СУГ населению г. Шелехов через газгольдерные установки сохраняется.

На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела №038/01/10-1709/2021, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о нарушении АО «Иркутскоблгаз», занимающим  доминирующее положение  на рынке розничной реализации сжиженных углеводородных газов для коммунально-бытового потребления, части  1 статьи  10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в создании угрозы прекращения поставки сжиженного углеводородного газа через групповые газгольдерные установки абонентам (население), результатом которого может явиться ущемление интересов неопределенного круга лиц (добросовестных потребителей услуг).

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Определением №038/62/22 от 20.01.2022г. рассмотрение дела №038/01/10-1709/2021 отложено в связи с принятием заключением об обстоятельствах дела и направлением в адрес лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Администрация Шелеховского городского поселения, АО «Иркутскоблгаз» возражений не представили.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно п.5 ч.1 ст.49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

По состоянию на дату рассмотрения дела №038/01/10-1709/2021 угроза со стороны АО «Иркутскоблгаз» по прекращению поставки СУГ населению г. Шелехова сохраняется.

Поскольку АО «Иркутскоблгаз» не представлено доказательств отзыва уведомления о возможном прекращении поставок сжиженного углеводородного газа через газгольдерные установки абонентам (население), направленного в адрес Администрации Шелеховского городского поселения, Комиссия Иркутского УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения представленных материалов, документов, письменных и устных пояснений сторон, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Иркутского УФАС России, РЕШИЛА:

1. Признать АО «Иркутскоблгаз», занимающее доминирующее положение на рынке реализации сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытового потребления на территории г. Шелехова, нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в создании угрозы прекращения поставки сжиженного углеводородного газа через групповые газгольдерные установки абонентам (население), результатом которого может явиться ущемление интересов неопределенного круга лиц (добросовестных потребителей услуг).

2. Выдать АО «Иркутскоблгаз» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции путем отзыва в 10-дневный срок со дня получения предписания уведомления о возможном прекращении поставок сниженного углеводородного газа через газгольдерные установки абонентам (население), направленного в адрес Администрации Шелеховского городского поселения.

3. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Направить копию решения сторонам, предписание в адрес АО «Иркутскоблгаз».

 

Председатель Комиссии                                                                              

 Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                     

 Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (ст.52 от 26.07.2006г. №135-ФЗ ФЗ «О защите конкуренции»).

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной Законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны