Решение №038/1288/20 Решение по жалобе ООО "ТД "Уральская марка" от 22 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ 038/1288/20

 

Резолютивная часть решения объявлена 17.09.2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22.09.2020 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – уполномоченный орган) – <…..>, представителя Областного государственного бюджетного учреждения «Спортивная школа по хоккею с мячом «Сибскана» (далее – заказчик) – <…..>;

в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Уральская марка» (далее – ООО «Торговый дом «Уральская марка», заявитель);

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку универсальной малогабаритной машины (мини-погрузчик), извещение № 0134200000120003383 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 10 сентября 2020 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель указывает, что документация об аукционе содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку заказчиком в Техническом задании установлены такие технические требования к требуемому к поставке товару, которым соответствует две конкретных модели погрузчика, одна из которых (ANT-1000, производителем которого является АО «КЭМЗ») не включена в реестр, утвержденный Постановлением Правительства № 719, что свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Как следует из жалобы заявителя, к требованиям, содержащимся в документации о проведении электронного аукциона и которые влекут, по его мнению, за собой ограничение количества участников закупки отнесены следующие характеристики товара:

- Преодолеваемый уклон (вверх) - не менее 180;

- Преодолеваемый уклон (поперечный) - не менее 120;

-Управление рабочим ходом - сервоуправление (ход, стрела, ковш) электроуправление (доп. оборудование);

- Ёмкость аккумулятора - 12 В/140 А/ч;

- Высота разгрузки - не менее 3600 мм;

- Высота разгрузки с опущенным ковшом - не менее 2900 мм.

Кроме того, по мнению заявителя, заказчиком, уполномоченным органом при определении начальной (максимальной) цены контракта такая цена установлена на технику, которая не входит в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.           

Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 19 августа 2020 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134200000120003383, а также Документация о проведении электронного аукциона на поставку универсальной малогабаритной машины (мини-погрузчик) (далее – документация об электронном аукционе).

27 августа уполномоченным органом внесены изменения в документацию об электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 015 000 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.

 

Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, а также перечень необходимых к оказанию услуг указаны в части III документации о проведении электронного аукциона «Техническое задание».

В соответствии с «Техническим заданием» объектом закупки является универсальная малогабаритная машина (мини-погрузчик) со следующими характеристиками:

 

Год выпуска

2020 года

Рабочая масса (с ковшом, оператором, заправленным баком)

не менее 3250 не более 3450 кг

Масса в транспортном положении без ковша

не менее 3090 не более 3290 кг

Объем ковша

0,6 м3

Номинальная грузоподъемность

не менее 900 не более 1000 кг

Опрокидывающая нагрузка

не менее 1900 не более 2000 кг

Максимальная скорость движения

не менее 12 не более 14 км/ч

Преодолеваемый уклон (вниз)

не менее 250

Преодолеваемый уклон (вверх)

не менее 180

Преодолеваемый уклон (поперечный)

не менее 120

Тяговое усилие (расчётное)

не менее 19(26) кН

Расход топлива

не более 5,5 л/час

Трансмиссия

гидростатическая

Привод

Роликовая цепь со звездочками, смазываемыми маслом, в герметичном картере цепной передачи. По две цепи с каждой стороны.

Тормоза

Гидравлические, встроенные в гидромотор

Управление рабочим ходом

сервоуправление (ход, стрела, ковш)

электроуправление (доп. оборудование)

Напряжение

12 В

Ёмкость аккумулятора

12 В/140 А/ч

Фары (передняя/задняя рабочая зона)

В наличии

Двигатель

Дизельный

Система охлаждения

Жидкостная

Мощность двигателя

не менее 55 кВт

Количество цилиндров

4

Расположение цилиндров

Рядное

Масса двигателя

не более 390 кг

Высота по кабине

не более 2100 мм

Ширина по шинам

не менее 1720 мм

Длина с ковшом

не менее 3600 мм

Высота мини-погрузчика с поднятой стрелой

не менее 3745 мм

Высота разгрузки

не менее 3600 мм

Высота разгрузки с опущенным ковшом

не менее 2900 мм

Ширина по ковшу

не менее 1730 мм

Межосевое расстояние

не менее 1120 мм

Виллы

1200мм

Щетка для уборки листьев и рыхлого снега

В наличии

Отвал

В наличии

 

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно статьи 10 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что документация о проведении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в аукционной документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам навигационных систем в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в документации отсутствуют, следовательно, документация о проведении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

В Техническом задании документации об аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд заказчика, непосредственно применяющего закупаемые погрузчики.

В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Из содержания жалобы и представленных материалов дела следует, что заявителем дважды в рамках статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ направлялись в адрес заказчика запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе с предложением внести изменения в Техническое задание.

27 августа 2020 года, на основании поступившего запроса заказчиком, уполномоченным органом внесены изменения в документацию об электронном аукционе, в частности в следующие характеристики товара, предусмотренные Техническим заданием:

Наименование параметра товара

Характеристики товара в редакции от 19.08.2020г.

Характеристики товара в редакции от 27.08.2020г.

Объем ковша

1 м3

0,6 м3

Ширина по шинам

не менее 1720 мм

не менее 1895 мм

Высота мини-погрузчика с поднятой стрелой

не менее 4500 мм

не менее 3745 мм

Ширина по ковшу

не менее 1990 мм

не менее 1730 мм

Межосевое расстояние

не менее 1230 мм

не менее 1120 мм

  

В своих письменных и устных пояснениях к жалобе заказчик обосновал причину невнесения изменений в следующие характеристики товара:

- преодолеваемый уклон (вверх) не менее 13° - не позволит преодолевать уклон (вверх) не менее 18°, из этого следует что предлагаемая характеристика является ухудшающей;

  • преодолеваемый уклон (поперечный) не менее 10° - не позволит преодолевать уклон (поперечный) не менее 12°, из этого следует что предлагаемая характеристика является ухудшающей;

управление:          стрела, ковш механическое – ухудшающая характеристика, приведет к уменьшению точности управления рабочими органами универсально малогабаритной машины (мини-погрузчик);

  • управление дополнительным оборудованием – механическое - ухудшающая характеристика, приведет к уменьшению точности управления рабочими органами универсально малогабаритной машины (мини-погрузчик);
  • высота разгрузки не менее 2920 - не позволит производить погрузку современных самосвалов, высота борта стандартного современного самосвала составляет от 3050 до 3400;
  • высота разгрузки с опущенным ковшом не менее 2220 - не позволит производить погрузку современных самосвалов, высота борта стандартного современного самосвала составляет от 3050 до 3400;
  • ёмкость аккумулятора - 14 В/140 А/ч - при ухудшении характеристики отрицательно повлияет на запуск двигателя в зимний период времени.

Кроме того, довод заявителя жалобы о том, что что на сегодняшний день на территории Российской Федерации производится только два погрузчика с дизельным двигателем и жидкостной системой охлаждения, с запрашиваемой по техническому заданию грузоподъемностью, но не более 1000 кг, один из которых ANT-1000 производства АО «КЭМЗ» не находит своего подтверждения на основании следующего.

Так, Федеральный закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. №11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов

Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.

Кроме того, предметом данного электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающие установленным заказчиком требованиям.

Вместе с тем из пояснений заказчика, уполномоченного органа следует, что на территории Российской Федерации производятся погрузчики с заявленными техническими характеристиками следующими производителями: модель МКСМ 1000Н (ПАО «Курганмашзавод», г. Курган), модель Термит 1000 (АО «Кургандормаш» г. Курган), модель МКСМ 1000А (ООО «ПК Промтрактор» (бренд Четра) г. Саранск), модель АНТ 1000 (АО «КЭМЗ» (Ковровский электромеханический завод) г. Ковров), в связи с чем уполномоченный орган, заказчик делают выводы о наличии необходимого к поставке товара у нескольких производителей.

Таким образом, Комиссия, оценив условия аукционной документации, пришла к выводу о том, что сформулированные в ней требования к объекту закупки не являются обстоятельством, свидетельствующим об ограничении количества участников закупки, поскольку действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.

Кроме того, требование к предмету закупки, установленное в документации об электронном аукционе, распространяло свое действие на всех участников закупки, и каждый из них имел возможность его исполнить, так как погрузчики имеют каналы дистрибуции, свободно обращаются на российском рынке.

Довод жалобы о том, что погрузчик модели ANT-1000 (АО «КЭМЗ») не включен в реестр, утвержденный Постановлением Правительства № 719 не находит своего подтверждения на основании следующего.

В документации об электронном аукционе установлен запрет на поставку иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 года № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

В соответствии с указанным Постановлением участники закупки должны предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции с указанием совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 года № 719.

Вместе с тем, заказчиком представлено заключение Минпромторга России, подтверждающее производство погрузчика модели ANT-1000 (АО «КЭМЗ») на территории Российской Федерации.

 

В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Согласно пункту 3.33 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.

Из приведенных положений Федерального закона № 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона № 44-ФЗ заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части того, что под указанные технические характеристики товара подпадает товар только одного производителя, а также доказательств того, каким образом действия заказчика, уполномоченного органа нарушают его права и законные интересы, доказательств наступления последствий в виде ограничения конкуренции.

      

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Торговый дом «Уральская марка» необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления

определения поставщика в части подписания контракта.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                              

<…..>

Члены комиссии                                                                         

<…..>

 

<…..>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны