Решение №424 ОАО «Иркутская электросетевая компания» нарушила Федеральный... от 2 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 424

 

«26»  августа    2015г.                                                                                   г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.08.2015г.

В полном объеме решение изготовлено  26.08.2015г.

 

          Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:

          в присутствии представителя ОАО «Иркутская  электросетевая  компания»  (ОАО «Иркутская электросетевая компания» - далее по тексту – ОАО «ИЭСК»)  в отсутствие  заявителя  К. (уведомлена надлежащим  образом), рассмотрев дело № 240 от 09.07.2015г.  по признакам нарушения ОАО «Иркутская электросетевая компания»                      (664033. г.Иркутск,  ул. Лермонтова,  257, ИНН  3812122706), ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося  в нарушении  сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гр-ки К.,   расположенного по адресу: Иркутский район,  ….. максимальной мощностью 15 кВт    по договору об осуществлении  мероприятий  по технологическому  присоединению   № 5071/14-ВЭС    от  05.09.14г., что может иметь своим результатом ущемление интересов гр-ки К. и  нарушает императивно установленные сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению,

УСТАНОВИЛА:

       

        В Иркутское УФАС России поступило заявление гр-ки К.   на действия ОАО «ИЭСК» по нарушению сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: Иркутский район …….  по договору   № 5071/14-ВЭС    от  05.09.14г.  

        В ходе проведенного Иркутским УФАС России антимонопольного расследования и изучения документов, представленных  К.  и ОАО «ИЭСК» по рассматриваемому заявлению, антимонопольным органом в действиях ОАО «ИЭСК»  выявлены признаки нарушения ч.1 ст.10  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции).

        На основании наличия в действиях (бездействии) ОАО «ИЭСК»  признаков нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции Иркутским УФАС России приказом №240 от 09.07.2015г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «ИЭСК».  

         В ходе рассмотрения указанного дела установлено следующее.

         Постановлением Правительства №861 от 27.12.2004г. утверждены "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".

 Так, Правилами технологического присоединения определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Гр. К.  является  собственником земельного участка, расположенного   по адресу: Иркутская обл., Иркутский район,  ……………

       На основании заявки гр. К.  (вх.№2170 от 20.08.2014г.) между ней и ОАО «ИЭСК» был  заключен договор об осуществлении технологического присоединения №5071/14-ВЭС  от 05.09.14г.  энергопринимающего устройства расположенного по адресу: Иркутская обл., Иркутский район…..

       В соответствии с п. 5 договора  № 5071/14-ВЭС  от 05.09.2014г. срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев, т.е. до 05.03.2015г., что соответствует  п.16 Правил технологического присоединения.

       Техническими условиями (ТУ), являющимися приложением №1 к Договору и его неотъемлемой частью предусмотрено выполнение мероприятий, выполняемых сетевой организацией – мероприятия  по строительству  (реконстукции) объектов электросетевого хозяйства, включенных  и /или планируемых к включению в инвестиционную  программу  ОАО «ИЭСК» и  мероприятия  по технологическому присоединению в целях обеспечения  передачи  электрической энергии  до точки  присоединения  строительство  КЛ 0,4 кВ протяженностью   0,185  км .

        В соответствии с п. 2 ст. 51, ст. 52 ГрК РФ строительно-монтажные работы (далее - СМР) объектов капитального строительства выполняются только при наличии разрешения на строительство, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ.

Разрешение на строительство такого объекта оформляется в соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации (ГрК РФ). Пункт 7 ст. 51 ГрК РФ устанавливает перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, в состав которого входят правоустанавливающие документы на земельный участок, проектная документация и др. и только после предоставления указанных документов, разрешение на строительство выдается в течение 10 дней. Завершающим этапом строительства объекта электросетевого хозяйства, позволяющего выполнить мероприятия по технологическому присоединению, является получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Получение данного документа регламентируется ст. 55 ГрК РФ и требует предоставления указанных в п. 3 данной статьи документов.

ОАО «ИЭСК» с целью выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями договора, заключенного с Кварацхелия  А.В.  для получения разрешения на строительство и последующего его осуществления в соответствии с указанными требованиями законодательства РФ, осуществило следующие действия:

- 10.10.2014г.  разработало техническое  решение № 5936/14.

В связи  с тем, что  строительство   линий  электропередач  в соответствии     со схемой  частично должно  проходить   по муниципальным  землям, где не было предусмотрено  в соответствии с генеральным планом  и правилами  землепользования  застройки  (ПЗЗ) строительство  линий  электропередач  ОАО «ИЭСК»  неоднократно  обращалось  в  администрацию Иркутского   района, а также  к главе  Хомутовского  мунициапльного  образования  о внесении   изменений   в ПЗЗ   ( исх.  от 10.11.2014, исх. от  20.11.14г.) .

Изменения  в  ПЗЗ  Хомутовского муниципального   образования   внесены решением Думы Хомутовского  МО только  30.01.2015г. В связи с тем, что   были внесены  изменения  в ПЗЗ Хомутовского  муниципального образования,  было  разработано  новое  техническое решение  № 6479/14 для   строительства объекта.

По истечении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору №5071/14-ВЭС    от  05.09.14г.  

        - 16.04.2015г. ОАО «ИЭСК»  составило  ведомость  объемов работ  на  землеустроительные  ( кадастровые ) работы  и   планировало провести  конкурс  для определения подрядчика для  определения подрядчика по  оформлению  земельных участков для строительства, получению разрешений  на строительство объекта.

        1. С учетом срока, установленного пунктом 16 Правил, обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, принятые договором №4187/14-ВЭС от 09.07.2014г., подлежат выполнению не позднее 05.03.2015г. (6 месяцев).     

             Однако,  06.05.2015г. ОАО «ИЭСК»  заключило дополнительное соглашение  №1 к договору  об осуществлении  технологического присоединения № 5071 /14-ВЭС.          

Срок  исполнения обязательств  сторонами по договору  № 5071/14-ВЭС от 05.09.2014г.  истек 05.03.2015г. Таким  образом,  дополнительное  соглашение  №1 к договору  об осуществлении  технологического присоединения № 5071 /14-ВЭС было  заключено по истечению срока  исполнения  обязательств  сетевой организацией.

            По состоянию на 06.05.2015г. мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: Иркутский район   со стороны ОАО «ИЭСК» не выполнены.

В соответствии с выданными гр-ке К.   техническими условиями к договору № 5071/14-ВЭС    от  05.09.14г.   сетевая организация обязана выполнить  следующие мероприятия:

- п.10.1: мероприятия по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных и/или планируемых к включению в инвестиционную программу ОАО «ИЭСК» и мероприятия по технологическому присоединению в целях обеспечения передачи электрической энергии до точки присоединения.

Строительство  КЛ 0,4 кВ протяженностью 0, 185 км

         - п.10.2: оформляет акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон с заявителем на максимальную мощность;

- п.10.3: монтаж ввода до кронштейна, установленного на стене здания (сооружения), либо на подставной опоре, но не далее 25 метров от границы земельного участка заявителя со стороны ВЛ-0,4 кВ;

- п.10.4: установку трехфазного счетчика электроэнергии со встроенным устройством контроля величины максимальной мощности и возможностью интеграции в систему АИИСКУЭ или систему дистанционного снятия показаний счетчиков (производитель оборудования – ЗАО «Радио и микроэлектроника»);

- п.10.5: действия по фактическому присоединению объекта заявителя (подача напряжения) к своим электрическим сетям после выполнения условий настоящего договора.

По информации ОАО «ИЭСК» (исх. №001-07/339  от 06.05.15; вх №5066 от 06.05.15г.  (в пределах срока, установленного договором) представителем К. было подано уведомление о выполнении с её стороны технических условий.

Проведенным  06.04.15г.  осмотром  электроустановки  сетевой организацией  было  установлено  выполнение  технических условий  со стороны  заявителя, что подтверждено актом  осмотра №5071/14-ВЭС  от 06.04.15г.

 

ОАО «ИЭСК» не представило Комиссии   документы (сведения, информацию), которые бы свидетельствовали о выполнении сетевой организацией  своей части технических условий, а именно: пунктов 10.2, 10.3, 10.4, 10.5 Технических условий в срок, установленный договором № 5071/14-ВЭС от 05.09.2014г. и в соответствие с требованиями  п.16 Правил технологического присоединения.

          Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения содержится в пункте 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства №861 от 27.12.2004г. ( далее по тексту – Правил).

           Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:

- 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

- 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности

     Указанными Правилами законодательно установлены максимальные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению и не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку абзац 2 подпункта "б" пункта 16 Правил N861 носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон в сторону увеличения.

       Исходя из вышеуказанной нормы, сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению могут быть изменены по соглашению сторон только в сторону уменьшения.  

         Таким образом, ОАО «ИЭСК»   вследствие невыполнения мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный правилами, нарушены требования п.п.«б» п.16 Правил.

        В соответствии со ст.307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статья 310 ГКРФ предусматривает недопустимость односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

        Договор является соглашением сторон, в соответствии с которым каждая из сторон обязана выполнить те или иные условия в предусмотренный законом и договором срок.

        2.   Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861 определил Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу по тарифам в рамках своих полномочий уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

       ОАО «ИЭСК» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава. В соответствии с Уставом основным видом деятельности ОАО «ИЭСК» является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям.

        Приказом от 19.03.2014 г. №70-спр Службой по тарифам Иркутской области для ОАО «ИЭСК» установлен тариф за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «ИЭСК».

        Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 26.12.2014 N 763-спр ОАО «ИЭСК» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2015 г.

       Таким образом, ОАО «ИЭСК» является сетевой организацией в силу п.2 Правил недискриминационного доступа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Географические границы товарного рынка – это характеристика рыночной среды, которая характеризуется доступностью товаров для конечных потребителей в рамках этой рыночной среды, при этом, конечный потребитель не имеет доступа к товарам, находящимся вне этой рыночной среды. 

Определение географических границ товарного рынка – это определение границ территории, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар и не имеют такой возможности за ее приделами.

          Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике".

  Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка, что согласуется с правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.09.2009 №6057/09.

        Установленное законом определение услуг по передаче электрической энергии не содержит указания на передачу электроэнергии лишь по линиям электропередач, выходящим за пределы электростанции или подстанции и предназначенным для передачи электрической энергии на расстояние.

       Напротив, определение носит более широкий характер и включает в себя передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, к которым относятся не только линии электропередач, но и иные устройства, не исключая технические устройства объектов электросетевого хозяйства какого-либо определенного населенного пункта.        

Товарный рынок по передаче электрической энергии является единым и не делится на категории покупателей, мощность и т.д.

Согласно ГОСТ 24291-90, утвержденному Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27 декабря 1990г. N3403, "электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии". В соответствии с настоящим ГОСТом под электрической подстанцией понимается "электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств". Под линией электропередачи ГОСТ понимает "электроустановку, состоящую из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенную для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором".

Под линией электропередачи (ЛЭП) понимается электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы (п.2 ГОСТ 24291-90).     

Электропередача представляет собой совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой (п.5 ГОСТ 24291-90).

Как видно из вышеприведенных определений, энергопередача представляет собой процесс движения электрической энергии в рамках электрических сетей. Указанный процесс включает в себя также технологически необходимое действие по преобразованию электрической энергии, под которым понимается изменение рода тока, напряжения, частоты или числа фаз. (п.20  Государственного стандарта Союза ССР ГОСТ 19431-84 «Энергетика и электрификация. Термины и определения").

При этом производство (генерация) электроэнергии представляет собой отдельный процесс, не связанный с преобразованием энергии.

ГОСТ 19431-84 предусмотрено, что для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла используется отдельный тип энергоустановок – электростанция (п.27).

При этом согласно тому же стандарту линия электропередачи представляет собой электрическую линию, выходящую за пределы электростанции или подстанции и предназначенную для передачи электрической энергии на расстояние. (п.34 ГОСТ 19431-84).

Производство электроэнергии заканчивается внутри электростанции, и там же начинается ее передача, что подтверждается тем, что токопровод, а именно устройство, выполненное виде шин или проводов с изоляторами и поддерживающими конструкциями, предназначено для передачи и распределения электрической энергии в пределах электростанции, подстанции или цеха. (п.64 ГОСТ 24291-90).             

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Как следует из п.10 Правил недискриминационного доступа, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Пункт 3 Правил недискриминационного доступа, обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а п.6 Правил недискриминационного доступа – устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения (договор является публичным).

Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

       В силу п.3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.

Таким образом, ОАО «ИЭСК» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.

ОАО «ИЭСК» как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995г. №147-ФЗ определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Обязательство по совершению действий, указанных в ст.3 ФЗ «Об электроэнергетике», возникает у сетевой организации в силу ст.26 этого закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электрической энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются неразрывной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В силу части 2 статьи 1  Закона N135-ФЗ «О защите конкуренции» его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункты 4 и 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона  от 26.06.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии.

Согласно п.3.35. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв.Приказом ФАС РФ от 25.05.2012г. №339 (далее - Регламент), при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в пункте 3.42 настоящего Регламента.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N345.

В п.3.36 Регламента указано, что при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС РФ от 28.04.2010г. №220 (зарег. в Минюсте 02.08.2010г. №18026) (далее - Порядок).

Доминирующее положение ОАО «ИЭСК» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии (в том числе по технологическому присоединению), в географических границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей и (или) объектов электросетевого хозяйства ОАО «ИЭСК», расположенных на территориях муниципальных образований, входящих в состав Иркутской области, установлено на основании Аналитического отчета по наличию признаков доминирующего положения ОАО «ИЭСК» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии (в том числе по технологическому присоединению), в географических границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей и (или) объектов электросетевого хозяйства ОАО «ИЭСК», расположенных на территориях муниципальных образований, входящих в состав Иркутской области

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Так, п.7 Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Из анализа данного пункта, можно сделать вывод, что каждая сторона обязана выполнить мероприятия, предусмотренные договором.

Требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом - в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, установлены в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а" пункта 16 Правил технологического присоединения); срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора (подпункт "б" пункта 16 Правил технологического присоединения), который  не может превышать, в данном случае, 6 месяцев.

Таким образом, ОАО «ИЭСК» вследствие невыполнения мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный правилами, нарушены требования п.п.«б» п.16 Правил.

В силу части 1 статьи 10 Закона N135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как указано в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N30), арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Сфера применения Закона N135-ФЗ ограничена определенным кругом общественных отношений. Нарушением же антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам. При этом злоупотребление субъективным правом как оценочная категория может выражаться в создании результата (последствий), количественно и (или) качественно негативного для охраняемых законом общественных отношений, с учетом определенной периодичности (систематики) или устойчивой направленности или очевидных и (или) предполагаемых мотивов. Вместе с тем общественно опасной признается и сама возможность наступления соответствующего результата.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что ОАО «ИЭСК» совершено действие, свидетельствующее  о злоупотреблении  доминирующим положением на рынке.

В соответствии сч.1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие)  занимающего  доминирующее  положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых  являются или могут являться  допущение, ограничение, устранение конкуренции  и  (или) ущемление интересов других лиц.

Сам факт неисполнения обязательств по заключенным договорам технологического присоединения, в нарушение императивно установленных Правилами срок свидетельствуют о реальной угрозе ущемления интересов заявителя.

На сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целый ряд подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).    При этом из подпункта "б" пункта 25 и подпункта "б" пункта 25.1 Правил технологического присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей. Так, согласно пункту 2 статьи 23.3 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. Эти мероприятия направлены на обеспечение технической возможности технологического присоединения. В Правилах технологического присоединения имеется перечень возлагаемых на сетевую организацию мероприятий, который соответствует общей норме пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, относящей мероприятия по разработке технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), к обязанностям сетевой организации по договору об осуществлении технологического присоединения. Пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации не охватываются и не регулируются вопросы содержания публичного договора, поэтому нет оснований полагать, что при утверждении оспариваемого в части нормативного правового акта Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, определив содержание публичного договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике и включив в перечень принимаемых на себя сетевой организацией обязательств по реализации мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения, в том числе перечисленные выше подготовительные мероприятия, обеспечивающие создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к такой организации заявителя.

В ходе рассмотрения  дела № 240 от 09.07.2015г. Комиссия  рассмотрела заявленное  ходатайство ОАО «ИЭСК» ( исх. от 19.08.2015г.) о прекращении  рассмотрения  указанного дела  в связи  с отсутствием  в действиях сетевой организации    нарушения  антимонопольного законодательства, так как  обязательства  по осуществлению технологического присоединения по договору № 5071/14-ВЭС  сторонами выполнены в полном  объеме,  и считает его не подлежащим   удовлетворению.

        Исходя  из представленного ОАО «ИЭСК»   акта  №3187  об осуществлении  технологического  присоединения  № 5071/14-ВЭС  от 10.08.2015г. подписанного  сторонами  без разногласий  и подтверждающего  выполнение обязательств по договору об  осуществлении  технологического  присоединения  следует, что   мероприятия  по технологическому присоединению  энергопринимающего  устройства, расположенного  по адресу: Иркутский район, осуществлены в полном  объеме 10.08.2015г., т.е. за пределами  6-месячного   срока, предусмотренного   договором, заключенным сетевой организацией  с гр. К.   и в нарушение  требований, установленных п.16 Правил технологического  присоединения.

       Таким образом, действия (бездействие) ОАО «ИЭСК», как лица, занимающего доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению в географических границах электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «ИЭСК» и расположенных на территории Иркутской области, путем необоснованного уклонения от осуществления мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный Правилами (то есть для граждан-заявителей с максимальной мощностью энергопринимающего устройства 15кВт),  которое могло привести к ущемлению интересов заявителя, нарушают часть 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

       Учитывая вышеизложенное, Иркутским УФАС России сделан вывод о том, что в действиях (бездействии) ОАО «ИЭСК» присутствуют признаки намеренного затягивания сроков выполнения технических условий со своей стороны в соответствии со сроками, указанными в договоре, заключенном с гр. К. и предусмотренных п.п. «б» п.16 Правил технологического присоединения.                

    На основании изложенного в действиях ОАО «ИЭСК» имеются нарушения  части 1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции».

   Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в действии (бездействии)  ОАО «ИЭСК», занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «ИЭСК» и расположенных на территории Иркутской области,  имеются нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся:

- в  нарушении  сроков выполнения  мероприятий  по технологическому присоединению в срок, установленный пп.«б» п.16 Правил технологического присоединения и п.5 договора № 5071/14-ВЭС  от 05.09.2014г. энергопринимающего устройства  гр. К.,   результатом  которого  является или может  являться ущемление   ее интересов    в пользовании электрической энергии;

- в необоснованном внесении изменений в п.5 договора №5071/14-ВЭС от 05.09.2014г., путем заключения дополнительного соглашения от 06.05.2015г. увеличивающего срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению с 6-и месяцев до 12 месяцев при  заключении  дополнительного  соглашения – со дня заключения  дополнительного соглашения  к договору, что нарушает императивно установленные сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению, результатом которых являются ущемление прав и законных интересов гр.Кварацхелия А.В.. в пользовании электрической энергии в личных (бытовых) целях. 

 

                                               РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Иркутская электросетевая компания» ( далее – ОАО «ИЭСК»)  (664033,  г.Иркутск, ул.Лермонтова, 257, ИНН 3812122706)  нарушившим часть  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в  нарушении  сроков выполнения  мероприятий  по технологическому присоединению в срок, установленный пп.«б» п.16 Правил технологического присоединения и п.5 договора № 5071/14-ВЭС  от 05.09.2014г. энергопринимающего устройства  гр. К..,   результатом  которого  является или может  являться ущемление   ее интересов    в пользовании электрической энергии.

          2. Копию решения направить в адрес ОАО «ИЭСК».

          3. Копию решения направить в адрес  К

 4. Материалы  дела    передать должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении ОАО «ИЭСК»    по ст.14.31 КоАП РФ.

 

       Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (ст.52 ФЗ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

           

     

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны