Решение №428 Решение по ООО «Аналит-Сервис» на действия ОАО «РЖД» в лице ... от 31 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  № 428

 

24 августа 2015 г.                                                                                              г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Иркутского УФАС России), в составе:

Председателя Комиссии: <…>;

Членов Комиссии: <…>, <…>;

при участии представителя ООО «Аналит-Сервис» <…>, действующего на основании доверенности от 24.08.2015г.

Представителей ОАО «РЖД» в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД»:

<…>, действующего на основании доверенности от 08.12.2014 г. № 320/240,

<…>, действующей на основании доверенности от 18.05.2015 г. № 320/160,

в присутствии <…>;

рассмотрев жалобу ООО «Аналит-Сервис» (далее – Заявитель) на положения Документации, действия ОАО «РЖД» в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» (далее – Заказчик), связанные с проведением открытого аукциона в электронной форме № 6515/ОАЭ-ЦДМВ/15 на право заключения договора по разработке проекта санитарно-защитной зоны моторвагонного депо Иркутск-Сортировочный, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

14.08.2015 г. в Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО «Аналит-Сервис» на положения документации, действия ОАО «РЖД» в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» (далее – Заказчик, Организатор), связанные с проведением открытого аукциона в электронной форме № 6515/ОАЭ-ЦДМВ/15 на право заключения договора по разработке проекта санитарно-защитной зоны моторвагонного депо Иркутск-Сортировочный (извещение № 31502601618), а именно:

- в п. 2.2 аукционной документации содержится требование о наличии конкретных марок и моделей оборудования, относящегося к низшей ценовой   категории, снятого с производства и обслуживания, не отвечающего современным требованиям к измерениям, в связи с чем, данное оборудование не используется большинством организаций в сфере лабораторных измерений;

- в п. 2.3 Документации содержится требование о наличии квалифицированного персонала в лице инженера по охране окружающей среды (эколога), имеющего высшее экологическое либо биологическое образование.

Заявитель считает, что данное требование к участникам предъявлено необоснованно, т. к. разработка санитарно-защитных зон предприятий связана с оценкой воздействия негативных факторов на здоровье населения, что относится к компетенции специалистов санитарно-гигиенического профиля. Проектные материалы подлежат экспертизе на соответствие санитарно-гигиеническим правилам и нормам в органах Роспотребнадзора в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 (п.п. 1.1., 1.5., 2.10.-2.12., 4.2., 4.3.). Вопросы сферы природоохранного и экологического законодательства в комплексе работ по разработке санитарно-защитных зон не затрагиваются. Заказчик составил аукционную документацию таким образом, что это привело к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявитель поддержал изложенные доводы, при этом пояснил, что заявку на участие в аукционе не подавал, за разъяснениями к Заказчику не обращался.

В ходе рассмотрения жалобы ОАО «РЖД» в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» представлены письменные возражения, из которых следует, что с доводами Заявителя не согласно по следующим основаниям.

1. Квалификационные требования к участникам аукциона соответствуют требованиям п. 159 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД». Пункт 2.2. аукционной документации корреспондирует к п.п. 2 части 2 ст. 159 Положения (наличие на праве собственности или на ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора). Пунктом 2.2 аукционной документации установлено квалификационное требование о наличии у участника производственных мощностей (ресурсов), в том числе, шумомер ИШВ1 и прибор ИЗВ-ЗМ.

Указанные приборы являются наиболее простыми и доступными моделями данной категории оборудования, в связи с этим, круг участников установленным требованием к квалификации расширяется, а не уменьшается, как указывает заявитель. Если у участника имеются более современные приборы (оборудование), то данное обстоятельство не препятствует участнику подать заявку и не является основанием для отклонения такой заявки экспертной группой. Марки оборудования приведены для понимания участниками минимальных требований к оборудованию (приборам). Таким образом, данное квалификационное требование соответствует требованиям антимонопольного законодательства, и не создает для участников ограничения конкуренции.

2. Пункт 2.3 Документации корреспондирует к п.п. 5 ч. 2 ст. 159 Положения (наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора).

В соответствие с п. 2.3. аукционной документации участник должен располагать квалифицированным персоналом (инженер по охране окружающей среды (эколог)) не менее 1 человека. В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить копии дипломов о наличии у задействованных сотрудников образования (высшее экологическое либо биологическое) образование. Квалификационные требования к специалистам также определяются заказчиком самостоятельно, исходя из вида (существа) оказываемых услуг по договору.

Предметом аукциона является закупка услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны моторовагонного депо Иркутск-Сортировочный. В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитная зона - специальная выделенная территория с особым режимом использования вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, которая обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического). Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Порядок разработки проекта санитарно-защитной зоны определяется федеральным законодательством, а также рядом санитарных норм и правил, который включает в себя работы по проведению производственного экологического контроля, а именно, расчет размера санитарно-защитной зоны, натурные исследования и измерения химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух в зависимости от характеристики промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека (п. 3.4, 3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).

ОАО «РЖД» осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией объектов повышенной опасности для окружающих и несет ответственность за организацию работы предприятий железнодорожного транспорта, деятельность моторвагонного депо Иркутск-Сортировочный направлена на обеспечение и организацию безопасности процесса движения железнодорожного подвижного состава (эл/поездов) в сфере пригородных перевозок, их технического обслуживания и является особоопасным технически сложным объектом (зарядка и обслуживание аккумуляторов, кислоты, нефтепродукты и др.).

Исходя из деятельности предприятия и требованиям к заявленным работам в соответствии с указанными выше нормативными актами, в проекте санитарно-защитной зоны моторвагонного депо должны быть определены размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (п. 3.10. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Поскольку при осуществлении деятельности необходим производственный экологический контроль и, учитывая предъявляемые требования к работам, необходимо привлечение специалиста высокого уровня знаний - инженера по охране окружающей среды (эколог), который, согласно квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37), соответствует указанным выше требованиям. Однако это не препятствует и не сужает круг участников аукциона, данный специалист может как находится в штате участника, так и привлечен по гражданско-правовому договору.

Таким образом, требование о привлечении специалиста-эколога применено в связи с тем, что работы связаны с разработкой документов регламентированных экологическим законодательством.

Кроме того, ООО «Аналит-Сервис» заявку на участие в открытом аукционе не подавало, следовательно, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 18.1 Закона о  защите конкуренции имеет право обжалования действий организатора торгов только в случае нарушения  Заказчиком установленного порядка размещения информации о его проведении, порядка подачи заявок на участие в торгах при условии, что указанными нарушениями права и законные интересы заявителя могут быть ущемлены или нарушены.

На основании  изложенного, ОАО «РЖД» в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» просит оставить жалобу ООО «Аналит-Сервис» без рассмотрения.

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы и пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

Закупка ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Во исполнение Закона о закупках Советом директоров ОАО «РЖД» от 30.06.2014 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее – Положение), пунктами 277-304 которого предусмотрены требования к документации при проведении аукциона, а также порядок его проведения.

На основании данного Положения разработана Аукционная документация по проведению открытого аукциона № 6515/ОАЭ-ЦДМВ/15, утверждена 24.07.2015 г. заместителем Председателя Конкурсной комиссии ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» В.А. Протопоповым (далее – Документация).

24.07.2015г. на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) опубликовано извещение № 31502601618 на проведение открытого аукциона № 6515/ОАЭ-ЦДМВ/15 на право заключения договора по разработке проекта санитарно-защитной зоны моторвагонного депо Иркутск-Сортировочный (далее – Извещение), согласно которому дата и время окончания подачи заявок – 17.08.2015 04:00 час. по местному времени, дата и время вскрытия заявок та же; дата и время рассмотрения заявок – 25.08.2015 в 04:00 час. местного времени; дата и время проведения аукциона – 27.08.2015 в 11:30 час. местного времени. Начальная (максимальная) цена договора составляет 457 000 руб.

Получив уведомление Иркутского УФАС России, Заказчик, руководствуясь ч. 18 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, приостановил  торги, заявки участников не рассматривались.

Согласно пп. 2 п. 2 Документации «Квалификационные требования к участникам аукциона» Заказчиком предусмотрено требование о том, что Участник   должен   располагать   производственными   мощностями ресурсами) для оказания услуг по предмету аукциона, в том числе: шумомер ИШВ-1 - не менее 1 шт., прибор ИЗВ-ЗМ - не менее 1 шт. Таким образом, согласно указанному в Документации оборудованию конкретных марок, требования Заказчика о наличии в том числе данного оборудования кроме имеющегося у потенциального участника, является обязательным

Пояснения Заказчика, представленные в ходе рассмотрения жалобы, о том, что требования, предъявленные к участнику закупки в пп. 2.2 Документации, являются минимальными, наличие указанных шумомера ИШВ-1 и прибора ИЗВ-ЗМ не является обязательным требованием, допускается иметь в наличии иные производственные   мощности (ресурсы) с аналогичными техническими характеристиками и свойствами, не соответствуют действительности, т.к в Документации однозначно указано, что участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами), в том числе указанными шумомером ИШВ-1 и прибором ИЗВ-ЗМ.

Из вышеизложенного следует, что Комиссия ОАО «РЖД» по закупкам в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» рассматривает заявки участников на соответствие положений Документации, в том числе  пп. 2.2. Таким образом, потенциальные участники, не имеющие указанных марок оборудования, ограничены в участии в закупке, т.к. наличие у участника иного оборудования с аналогичными свойствами и их взаимозаменяемость Документацией не предусмотрено. 

Следовательно, при закупке товаров для соблюдения принципа равноправия Заказчика по отношению к участникам закупки в Документации следует установить технические характеристики и свойства оборудования, необходимого для осуществления закупки.   

В п. 2.3 Документации предусмотрено наличие у участника квалифицированного персонала, при этом в качестве указанного персонала предусмотрен только инженер по охране окружающей среды (эколог), имеющий высшее экологическое либо биологическое образование.

Предметом аукциона является оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны моторовагонного депо Иркутск-Сортировочный.

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) санитарно-защитная зона - специальная выделенная территория с особым режимом использования вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, которая обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического). Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Так как разработка санитарно-защитных зон предприятий связана с оценкой воздействия негативных факторов на здоровье населения, то при разработке проекта требуются специалисты санитарно-гигиенического профиля, соответственно, отсутствие в п. 2.3. Документации сведений о наличии у участника закупки квалифицированного персонала данного профиля влечет ограничение круга участников.

Согласно пп. 1 п. 201 раздела 28 Положения «Документация о закупке» в документации о закупке должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.   

Поскольку закупка осуществляется для нужд Восточно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» допускается включение в Документацию требований о наличии у участника инженера по охране окружающей среды (эколога). Однако, действующим законодательством РФ, в том числе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, предусмотрено, что для разработки проекта санитарно-защитной зоны требуется квалифицированный персонал санитарно-гигиенического профиля.

Учитывая вышеизложенное, Заказчик своими действиями по указанию в Документации сведений о наличии у потенциального участника производственных мощностей (ресурсов) конкретных марок и наименований, а также отсутствие в п. 2.3. Документации сведений о наличии у участника закупки квалифицированного персонала санитарно-гигиенического профиля влечет ограничение круга участников, что является нарушением п.п. 1 п. 201 раздела 28 Положения, ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия Иркутского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.                      Признать жалобу ООО «Аналит-Сервис» на положения документации, действия ОАО «РЖД» в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» обоснованной.

2.                      Признать ОАО «РЖД» в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» нарушившим  п.п. 1 п. 201 раздела 28 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.211г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.                      Выдать ОАО «РЖД» в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в п.п. 2.2, 2.3 Аукционной документации по проведению открытого аукциона № 6515/ОАЭ-ЦДМВ/15

- об установлении всех необходимых требований к техническим характеристикам оборудования (аналогичные технические характеристики, свойства), необходимого для осуществления закупки;

- об установлении требований к участнику о наличии квалифицированного персонала не только в лице инженера по охране окружающей среды (эколог), но персонала санитарно-гигиенического профиля. 

  1. Копии решения, предписания направить сторонам по жалобе.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Председатель комиссии:                                                     <…>

 

Члены комиссии:                                                                 <…>, <…>.                                                                                    

ПРЕДПИСАНИЕ № 232

 

«24» августа 2015г.                                                                         г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:   

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>, <…>,

при участии представителя ООО «Аналит-Сервис» <…>, действующего на основании доверенности от 24.08.2015г.

Представителей ОАО «РЖД» в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД»:

<…>, действующего на основании доверенности от 08.12.2014 г.,

<…>, действующей на основании доверенности от 18.05.2015 г.,

в присутствии <…>,

 

руководствуясь ст. 18.1., п. 3¹ ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.                Организатору торгов – ОАО «РЖД» в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД»  в 3-дневный срок с момента получения данного предписания устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в п.п. 2.2, 2.3 Аукционной документации по проведению открытого аукциона № 6515/ОАЭ-ЦДМВ/15

- об установлении всех необходимых требований к техническим характеристикам необходимого для осуществления закупки оборудования с учетом аналогичных технических характеристик и свойств;

- об установлении требований к участнику о наличии квалифицированного персонала не только в лице инженера по охране окружающей среды (эколог), но и персонала санитарно-гигиенического профиля.

 

2.                ОАО «РЖД» в лице ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» незамедлительно представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение п. 1 данного предписания.

 

 

Председатель Комиссии:                                                   <…>

       Члены Комиссии:                                                               <…>, <…>.                                                                                                       

                                                                                                   

                                                                                                   

 

                                                                                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны