Решение №038/372/22 решение от 25 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2022 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <…..> - заместитель руководителя — начальник отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России,

Члены Комиссии:

<…..> - главный специалист-эксперт отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России,

<…..> - ведущий специалист-эксперт отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России (далее – Комиссия),

при участии представителей:

- Муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» (666304, Иркутская область, город Саянск, Олимпийский микрорайон, 30; ОГРН: 1023801911231, дата присвоения ОГРН: 28.10.2002, ИНН: 3814000735, КПП: 381401001) — <…..>, <…..>;

- Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саянск» (666304, Иркутская область, город Саянск, Олимпийский микрорайон, 30; ОГРН: 1153850009708, дата присвоения ОГРН: 06.03.2015, ИНН: 3814022721, КПП: 381401001) — <…..>.

Иные лица о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, представителей не направили,

рассмотрев дело 038/01/11-162/2021 от 08.02.2021 по признакам нарушения ООО «НОРД МЬЮЗИК», ООО «МАСТЕРГРАД» пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) поступило обращение исх. 7/3-55/2020/3387 Прокуратуры Иркутской области о проведении расследования на предмет установления признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ в действиях ООО «МАСТЕРГРАД» (ИНН 7813261033, ОГРН 1167847368138) и ООО «НОРД МЬЮЗИК» (ИНН 7813625308, ОГРН 1187847333409) при участии в закупке, заказчиком по которой являлся Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования МО г. Саянск музыкальных инструментов для ДШИ (г. Саянск мкр. Солнечный) в феврале 2019 г.

По результатам проведения антимонопольного расследования Приказом Иркутского УФАС России 038/31/21 от 08.02.2021 г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства 038/01/11-162/2021 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «НОРД МЬЮЗИК» (197046, г. Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 5, лит. А, пом. 12-Н помещение 614Б; ИНН: 7813625308, КПП: 781301001, ОГРН: 1187847333409, дата присвоения ОГРН: 16.11.2018) и Общества с ограниченной ответственностью «МАСТЕРГРАД» (191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 38/9, литер А, пом. 23Н, офис 17; ОГРН: 1167847368138, дата присвоения ОГРН: 19.09.2016, ИНН: 7813261033, КПП: 782001001) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении указанными лицами антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционе № 0134300084419000009 на поставку музыкальных инструментов (роялей, пианино) для объекта капитального строительства «Детская школа искусств на 650 мест» по адресу: Иркутская область, город Саянск, микрорайон Солнечный.

Определением 038/126/22 от 31.01.2022 действия ООО «НОРД МЬЮЗИК» и ООО «МАСТЕРГРАД» доквалифицированы по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении указанными лицами антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах 0372200254619000003, 0348300288419000006, 0128200000119005122, 0118300004520000048, 0308300072820000001 на поставку музыкальных инструментов для нужд образовательных учреждений.

В рамках рассмотрения дела 038/01/11-162/2021, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкуренции, который приобщен к материалам настоящего дела.

В ходе рассмотрения дела Комиссией у ООО «НОРД МЬЮЗИК» и ООО «МАСТЕРГРАД» неоднократно запрашивались необходимые документы и сведения, однако до настоящего времени указанные документы и сведения в полном объеме не представлены, что явилось препятствием для объективного и всестороннего рассмотрения дела № 038/01/11-162/2021, в связи с чем дело неоднократно откладывалось, а также препятствовало исполнению Иркутским УФАС России государственной функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

ООО «НОРД МЬЮЗИК» и ООО «МАСТЕРГРАД» пояснения по существу рассматриваемого дела не представлены, представителей на заседания Комиссии указанные лица не направили. ООО «НОРД МЬЮЗИК» в материалы дела представлена информация о всех закупках, в которых Общество приняло участие с 01.01.2019 по 22.06.2021, и о наличии у Общества договорных отношений с ООО «МАСТЕРГРАД».

МКУ «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск», Департаментом имущественных и земельных отношений Владимирской области, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 1 им. С.И. Танеева» города Владимира, Администрация МО Кавказский район и Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств станицы Казанской муниципального образования Кавказский район» в Иркутское УФАС России представлены письменные пояснения, согласно которым товар по заключенным контрактам поставлен в установленные сроки, претензии к поставщикам отсутствуют.

В рамках рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по поручению ФАС России (исх. № 22/85274/21 от 08.10.2021) проведена внеплановая выездная проверка ООО «НОРД МЬЮЗИК», в ходе которой антимонопольным органом проведен осмотр помещений, в которых располагается Общество, рабочие места и рабочие компьютеры сотрудников, скопирована информация.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки составлен акт № 06/37548/21 от 24.12.2021 и установлено, что сотрудниками ООО «НОРД МЬЮЗИК» для деловой переписки с контрагентами использовались адреса электронной почты с доменным именем «@spbmg.ru», которые указывались ООО «МАСТЕРГРАД» (ИНН: 7813625308) в качестве контактной электронной почты при участии в электронных торгах (например, № 0134300084419000009). Вместе с тем, при осмотре электронных почтовых ящиков сотрудников ООО «НОРД МЬЮЗИК» не обнаружено электронных писем, касающихся проведения рассматриваемых в рамках настоящего дела торгов и исполнения заключенных по их результатам контрактов. Все электронные письма, содержащиеся в указанных электронных почтовых ящиках, имеют даты отправки/получения не ранее 01.01.2021г.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела 038/01/11-162/2021 от 08.02.2021г., исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения сторон соглашения. Иначе говоря, факт наличия соглашения, ограничивающего конкуренцию, устанавливается исходя из совокупности доказательств по делу.

В силу пунктов 20,21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» статьями 11 и 11.1 Закона о защите конкуренции запрещается монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в форме ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий.

При рассмотрении споров, вытекающих из применения данных антимонопольных запретов, судам необходимо исходить из того, что само по себе взаимодействие хозяйствующих субъектов к общей выгоде, в том числе предполагающее объединение их усилий, взаимное согласование и совместное осуществление действий (бездействие) на товарном рынке (например, заключение договоров простого товарищества для ведения совместной деятельности; привлечение одним хозяйствующим субъектом другого в качестве соисполнителя (субподрядчика) по гражданско-правовому договору; участие хозяйствующих субъектов в решении общих проблем функционирования рынка в рамках деятельности профессиональных ассоциаций), антимонопольным законодательством не запрещается.

Достигнутые между хозяйствующими субъектами договоренности (соглашения), согласованные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках (часть 2 статьи 1, пункты 7 и 18 статьи 4 Закона).

С учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.

Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Вместе с тем схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения. В этом случае необходимо учитывать, имелись ли иные причины для избранного хозяйствующими субъектами поведения, например, если оно соответствует сформировавшимся (изменившимся) на рынке условиям деятельности, обусловлено одинаковой оценкой ситуации на рынке со стороны хозяйствующих субъектов.

Таким образом, соглашением по смыслу антимонопольного законодательства может быть признана договоренность в любой форме, о которой могут свидетельствовать сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" пассивное поведение одного из участников торгов либо отказ от участия в торгах после подачи заявки сами по себе не являются следствием участия в ограничивающем конкуренцию соглашении на торгах.

На основании представленной операторами электронных площадок по запросам антимонопольного органа информации осуществлен анализ участия ООО «НОРД МЬЮЗИК» и ООО «МАСТЕРГРАД» в следующих закупках.

1. 26.02.2019 г. МКУ «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены Извещение и Документация о проведении электронного аукциона № 0134300084419000009 на поставку музыкальных инструментов (роялей, пианино) для объекта капитального строительства «Детская школа искусств на 650 мест» по адресу: Иркутская область, город Саянск, микрорайон Солнечный (реестровый номер торгов – ЭА-08-2019) с начальной (максимальной) ценой контракта 12 337 682 руб. 67 коп.

Заказчик — Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саянск».

На участие в указанном электронном аукционе поданы 3 заявки от следующих участников: ООО «НОРД МЬЮЗИК», дата и время подачи заявки — 13.03.2019 15:35; ООО «МАСТЕРГРАД», дата и время подачи заявки — 13.03.2019 16:34; ИП Харчук В.А., дата и время подачи заявки — 13.03.2019 13:47; ООО «ГЛИНКИ, 3», дата и время подачи заявки — 13.03.2019 19:56.

По итогам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией не допущен до участия в торгах ООО «ГЛИНКИ,3» и ИП Харчук В.А. ввиду несоответствия заявок требования документации по проведению торгов. (протоколу № 0134300084419000009-1 от 18.03.2019).

Согласно протоколу проведения электронного аукциона № 0134300084419000009-2 от 21.03.2019, участниками указанного аукциона подавались следующие ценовые предложения:

Участник, подавший ценовое предложение

Предложенная цена (руб.)

Дата и время подачи ценового предложения

Процент снижения

ООО «НОРД МЬЮЗИК»

12 275 994,25

21.03.2019 10:21

0.5 %

ООО «МАСТЕРГРАД»

12 214 305,85

21.03.2019 10:21

1 %

По результатам проведения указанного аукциона победителем признано ООО «МАСТЕРГРАД» как предложившее наименьшую цену договора. Контракт заключен 03.04.2019г. по цене, предложенной ООО «МАСТЕРГРАД».

2. 20.03.2019 г. Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства "Эдельвейс" Приморского района Санкт-Петербурга в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение, а также Документация о проведении электронного аукциона № 0372200254619000003 на поставку цифрового баяна для ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района Санкт-Петербурга.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 351 966 руб. 67 коп.

На участие в указанном электронном аукционе поданы заявки следующих участников: ООО «НОРД МЬЮЗИК», дата и время подачи заявки — 28.03.2019 14:39; ООО «МАСТЕРГРАД», дата и время подачи заявки — 28.03.2019 15:15; ИП Чудинов Сергей Владимирович , дата и время подачи заявки — 26.03.2019 12:01; ИП Ананьев Кирилл Владимирович, дата и время подачи заявки — 29.03.2019 09:28; ООО «Подъем-Тендер», дата и время подачи заявки — 29.03.2019 09:51.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в указанном электронном аукционе от 01.04.2019, к участию в указанном аукционе допущены ООО «НОРД МЬЮЗИК» и ООО «МАСТЕРГРАД». Остальным лицам, подавшим заявки, отказано в допуске к участию в аукционе на основании пп. 1,2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту — Федеральный закон 44-ФЗ).

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 05.04.2019, участниками указанного аукциона подавались следующие ценовые предложения:

Участник, подавший ценовое предложение

Предложенная цена (руб.)

Дата и время подачи ценового предложения

Процент снижения

ООО «НОРД МЬЮЗИК»

348 447,01

04.04.2019 9:52:32

0.5 %

ООО «МАСТЕРГРАД»

350 206,84

04.04.2019 9:51:38

0.1 %

По результатам проведения указанного аукциона победителем признано ООО «НОРД МЬЮЗИК» как предложившее наименьшую цену договора. Контракт заключен 18.04.2019 г. по цене, предложенной ООО «НОРД МЬЮЗИК».

3. 17.04.2019 г. Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Детская музыкальная школа» закрытого административно-территориального образования городского округа Звёздный городок Московской области в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение, а также Документация о проведении электронного аукциона № 0348300288419000006 на приобретение концертного рояля.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 010 000 руб.

На участие в указанном электронном аукционе поданы заявки следующих участников: ООО «НОРД МЬЮЗИК», дата и время подачи заявки — 25.04.2019 16:30; ООО «МАСТЕРГРАД», дата и время подачи заявки — 26.04.2019 13:40.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в указанном электронном аукционе от 29.04.2019, все лица, подавшие заявки, допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 08.05.2019, участниками указанного аукциона подавались следующие ценовые предложения:

Участник, подавший ценовое предложение

Предложенная цена (руб.)

Дата и время подачи ценового предложения

Процент снижения

ООО «НОРД МЬЮЗИК»

999 900

06.05.2019 10:43

1 %

ООО «МАСТЕРГРАД»

1 004 950

06.05.2019 10:40

0.5 %

По результатам проведения указанного аукциона победителем признано ООО «НОРД МЬЮЗИК» как предложившее наименьшую цену договора. Контракт заключен 20.05.2019 г. по цене, предложенной ООО «НОРД МЬЮЗИК».

4. 12.08.2019г. Департаментом имущественных и земельных отношений Владимирской области в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение, а также Документация о проведении электронного аукциона № 0128200000119005122 на приобретение концертного рояля.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 505 230 руб.

Заказчик — Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 1 им. С.И. Танеева» города Владимира.

На участие в указанном электронном аукционе поданы заявки следующих участников: ООО «НОРД МЬЮЗИК», дата и время подачи заявки — 19.08.2019 16:31; ООО «МАСТЕРГРАД», дата и время подачи заявки — 19.08.2019 15:00.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в указанном электронном аукционе от 21.08.2019, все лица, подавшие заявки, допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 27.08.2019, участниками указанного аукциона подавались следующие ценовые предложения:

Участник, подавший ценовое предложение

Предложенная цена (руб.)

Дата и время подачи ценового предложения

Процент снижения

ООО «НОРД МЬЮЗИК»

6 472 703

22.08.2019 11:08:20

0.005 %

ООО «МАСТЕРГРАД»

6 472 703

22.08.2019 11:05:01

0.005 %

По результатам проведения указанного аукциона победителем признано ООО «МАСТЕРГРАД», с которым заключен Контракт от 09.09.2019г.

5. 07.02.2020 г. Администрацией муниципального образования Кавказский район в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение, а также Документация о проведении электронного аукциона № 0118300004520000048 на поставку музыкальных инструментов.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 452 918 руб. 70 коп.

Заказчик — Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств станицы Казанской муниципального образования Кавказский район».

На участие в указанном электронном аукционе поданы заявки следующих участников: ООО «НОРД МЬЮЗИК», дата и время подачи заявки — 19.02.2020 14:22; ООО «МАСТЕРГРАД», дата и время подачи заявки - 19.02.2020 16:49.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в указанном электронном аукционе 0118300004520000048-0 от 21.02.2020, все лица, подавшие заявки, допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона № 0118300004520000048-2-1 от 27.02.2020, участниками указанного аукциона подавались следующие ценовые предложения:

Участник, подавший ценовое предложение

Предложенная цена (руб.)

Дата и время подачи ценового предложения

Процент снижения

ООО «НОРД МЬЮЗИК»

3 435 650

25.02.2020 11:05

0.5 %

ООО «МАСТЕРГРАД»

3 435 650

25.02.2020 11:16

0.5 %

По результатам проведения указанного аукциона победителем признано ООО «НОРД МЬЮЗИК», 12.03.2020г. с указанным субъектом заключен контракт.

6. 16.02.2020г. Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Параньгинская детская школа искусств» в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение, а также Документация о проведении электронного аукциона 0308300072820000001 на поставку музыкальных инструментов.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 245 405 руб.

На участие в указанном электронном аукционе поданы заявки следующих участников: ООО «НОРД МЬЮЗИК», дата и время подачи заявки — 26.02.2020 11:47; ООО «МАСТЕРГРАД», дата и время подачи заявки — 26.02.2020 15:13; ООО «КОМПАНИЯ "ВИСМЕДИА"», дата и время подачи заявки — 26.02.2020 16:47.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в указанном электронном аукционе № 0308300072820000001-1 от 27.02.2020, к участию в указанном аукционе допущены ООО «НОРД МЬЮЗИК» и ООО «МАСТЕРГРАД». ООО «КОМПАНИЯ "ВИСМЕДИА"» отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона № 0308300072820000001-3 от 03.03.2020, участниками указанного аукциона подавались следующие ценовые предложения:

Участник, подавший ценовое предложение

Предложенная цена (руб.)

Дата и время подачи ценового предложения

Процент снижения

ООО «НОРД МЬЮЗИК»

1 239 177

28.02.2020 11:31:40

0.005 %

ООО «МАСТЕРГРАД»

1 239 200

28.02.2020 11:42:44

0.005 %

По результатам проведения указанного аукциона победителем признано ООО «НОРД МЬЮЗИК». Контракт заключен 16.03.2020 г. по цене, предложенной ООО «НОРД МЬЮЗИК».

Из приведенных данных следует, что участники вышеуказанных электронных аукционовООО «НОРД МЬЮЗИК» и ООО «МАСТЕРГРАД», подавали по одному ценовому предложению, вследствие чего снижение начальной (максимальной) цены контрактов (НМЦК) составило менее 1%. При этом указанные ценовые предложения подавались участниками аукциона с незначительной разницей во времени.

Квалифицирующее значение для доказывания антиконкурентного соглашения имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Известность каждому из субъектов о согласованных действиях лиц, заранее входящих в сговор, может быть установлена не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей извлекать неконкурентные преимущества.

Системность нетипичного для добросовестных участников аукционов поведения, одни и те же совершенные действия, производимых сторонами на ЭТП при проведении электронных аукционов, синхронность внесения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме, а также иные вышеназванные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что такое поведение с высокой долей вероятности обусловлено наличием антиконкурентного соглашения.

Как следует из представленных операторами электронных площадок сведений, ООО «МАСТЕРГРАД» и ООО «НОРД МЬЮЗИК» при подаче заявок на участие во всех вышеуказанных аукционах и ценовых предложений использовались устройства, имевшие следующие IP-адреса:

- ООО «МАСТЕРГРАД» — 85.143.250.162;

- ООО «НОРД МЬЮЗИК» - 85.143.250.102.

Согласно сведениям ООО «ЦМТ и НТС» (оператор телематических услуг связи), IP-адрес 85.143.250.162 предоставлен по договору № 217/И-100 от 01.08.2017г. ООО «МАСТЕРГРАД» по адресу: 197046, БЦ «СИТИ ЦЕНТР, ул. Чапаева, 5, IP-адрес 85.143.250.102 предоставлен по договору № 217/И-106 от 01.12.2017г. ООО «ПСР Инжиниринг» по адресу: 197046, БЦ «СИТИ ЦЕНТР», ул. Чапаева, 5.

ООО «МАСТЕРГРАД» с ООО «СИТИ ЦЕНТР» заключен договор аренды нежилого помещения № 611 по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 5, лит. А. В последующем, до 01.02.2020г. ООО «МАСТЕРГРАД» занимало нежилые помещения №№ 203а, 214, 422а согласно дополнительным соглашениям к указанному договору.

В ходе рассмотрения дела ООО «НОРД МЬЮЗИК» в материалы дела представлена копия договора аренды нежилых помещений с ООО «СИТИ ЦЕНТР», согласно которому с 03.12.2018г. Общество арендовало для размещения офиса помещение № 614 по тому же адресу.

Также, Комиссией Иркутского УФАС России установлено наличие финансвоых взаимоотношений между ответчиками по делу.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Из материалов дела следует, что датой совершения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, являются даты заключения контрактов по результатам проведения рассматриваемых аукционов.

Так, из материалов дела следует, что датой проведения аукциона № 0134300084419000009 на поставку музыкальных инструментов (роялей, пианино) для объекта капитального строительства «Детская школа искусств на 650 мест» по адресу: Иркутская область, город Саянск, микрорайон Солнечный является 21.03.2019, контракт по результатам проведения аукциона заключен 03.04.2019.

Датой проведения аукциона № 0372200254619000003 на поставку цифрового баяна для ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района Санкт-Петербурга является 04.04.2019, контракт по результатам проведения указанного аукциона заключен 18.04.2019.

Таким образом, по вышеуказанным обстоятельствам истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав материалы дела № 038/01/11-162/2021, полагает, что имеющихся доказательств недостаточно для признания ответчиков по делу нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Для квалификации соглашения в качестве запрещенного в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимым условием является то, что такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, т.е. соглашение с учетом конкретных обстоятельств может быть признано недопустимым, если в результате заключения такого соглашения имело место быть как фактическое наступление указанных негативных последствий для конкуренции на соответствующем рынке, так и потенциальная возможность их наступления.

Комиссия при этом отмечает, что для установления нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, установление факта ограничения конкуренции (возможности ограничения конкуренции) должно являться именно следствием заключения соглашения, а не стечением иных, не связанных с соглашением, обстоятельств.

Таким образом, для принятия решения о признании соглашения не соответствующим пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен проанализировать совокупность обстоятельств, установив одновременно наличие следующих обстоятельств: наличие соглашения двух или более хозяйствующих субъектов; наличие отрицательных последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах; наличие причинно-следственной связи между заключением соглашения и наступлением (либо возможностью наступления) отрицательных последствий для конкуренции.

При отсутствии одного из элементов состава действия хозяйствующих субъектов не могут быть квалифицированы как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Исходя из п. 20 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда, само по себе взаимодействие хозяйствующих субъектов к общей выгоде, в том числе предполагающее объединение их усилий, взаимное согласование и совместное осуществление действий (бездействие) на товарном рынке (например, заключение договоров простого товарищества для ведения совместной деятельности; привлечение одним хозяйствующим субъектом другого в качестве соисполнителя (субподрядчика) по гражданско-правовому договору; участие хозяйствующих субъектов в решении общих проблем функционирования рынка в рамках деятельности профессиональных ассоциаций), антимонопольным законодательством не запрещается.

Согласно Разъяснению Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3), при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных.

По результатам анализа собранных по делу документов и информации, Иркутским УФАС России не обнаружена достаточная совокупность прямых и косвенных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о достижении договоренности в письменной или устной форме между ответчиками, которая привела к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах №№ 0348300288419000006, 0128200000119005122, 0118300004520000048, 0308300072820000001.

Таким образом, при указанных обстоятельствах, в соответствии с пунктами 1, 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия Иркутского УФАС России усматривает основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 41.1, пунктами 1, 5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Прекратить дело № 038/01/11-162/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ООО «НОРД МЬЮЗИК» (ИНН: 7813625308) и ООО «МАСТЕРГРАД» (ИНН: 7813261033) по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах 0134300084419000009, 0372200254619000003, в связи с истечением срока давности.

2. Прекратить дело № 038/01/11-162/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ООО «НОРД МЬЮЗИК» (ИНН: 7813625308) и ООО «МАСТЕРГРАД» (ИНН: 7813261033) по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах 0348300288419000006, 0128200000119005122, 0118300004520000048, 0308300072820000001, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.


 

Председатель Комиссии <…..>

 

Члены Комиссии

<…..>

<…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны