Решение №461 Признать Думу МО «Осинский район» нарушившей пункта 2 части ... от 7 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 461

 

«04» сентября 2015г.                                                                           г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» сентября 2015 г.

Полный текст решения изготовлен «04» сентября 2015г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – /…………../; члены Комиссии: /…………../, /…………../, при участии представителей ответчика – Думы МО «Осинский район» по доверенности/…………..//…………../., рассмотрев дело № 275 от 30.07.2015г., возбужденное в отношении Думы МО «Осинский район», по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом № 275 от 30.07.2015г. на основании акта № 30 по результатам плановой выездной проверки от 29.04.2015г., возбуждено дело в отношении Думы МО «Осинский район» по признакам нарушения пункта 2 части  1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с принятием Решения № 6 от 05.11.2014г. «Об утверждении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО «Осинский район» и признании утратившим силу пункта 2 решения Думы МО «Осинский район» от 25.02.2010 № 64 «Об утверждении «Методики расчета размера арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления МО «Осинский район» подпунктами 5.7, 5.8, 5.14, 6.1 Приложения №1 которого установлены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за земельные участки, для одного вида разрешенного использования: «для размещения торговли продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления», дифференцированные от вида и размера торгового помещения, (магазин, универмаг, супер-, гипермаркет), а также установлением различных коэффициентов для одного вида разрешенного использования земельного участка: «для размещения и эксплуатации гостиничных комплексов, гостинец, и отелей», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, поскольку предоставляют преимущества одним хозяйствующим субъектам и ущемляют интересы других на соответствующем товарном рынке.

Определением № 1301 от 30.07.2015 года дело № 275 назначено к рассмотрению на 01.09.2015 года в 15 часов 00 минут. К участию в деле в качестве ответчика привлечена Дума МО «Осинский район» (669201, Осинский район, с. Оса, ул. Свердлова, д. 59).

Согласно устным и письменным пояснениям представителя ответчика – Думы МО «Осинский район», по доверенности, Решение № 6 от 05.11.2014г. «Об утверждении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО «Осинский район» и признании утратившим силу пункта 2 решения Думы МО «Осинский район» от 25.02.2010 № 64 «Об утверждении «Методики расчета размера арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления МО «Осинский район», Осинским районным судом Иркутской области признано противоречащим федеральному законодательству, в том числе закону о защите конкуренции и недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Комиссия, оценив доказательства и доводы, представленные лицом, приходит к следующим выводам.

Инспекцией исследовано Решение № 6 от 05.11.2014г. «Об утверждении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО «Осинский район» и признании утратившим силу пункт 2 решения Думы МО «Осинский район» от 25.02.2010 № 64 «Об утверждении «Методики расчета размера арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления МО «Осинский район» и выявлены признаки нарушения запрета, установленного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с принятием Думой МО «Осинский район» Решения № 6 от 05.11.2014г. «Об утверждении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО «Осинский район» и признании утратившим силу пункта 2 решения Думы МО «Осинский район» от 25.02.2010 № 64 «Об утверждении «Методики расчета размера арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления МО «Осинский район» подпунктами 5.7, 5.8, 5.14, 6.1 Приложения №1 которого установлены коэффициенты, применяемые  к размеру арендной платы за земельные участки, для одного вида разрешенного использования: «для размещения торговли продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления», дифференцированные от вида и размера торгового помещения, (магазин, универмаг, супер-, гипермаркет), а также установлением различных коэффициентов для одного вида разрешенного использования земельного участка: «для размещения и эксплуатации гостиничных комплексов, гостинец, и отелей», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, поскольку предоставляют преимущества одним хозяйствующим субъектам и ущемляют интересы других на соответствующем товарном рынке.

Установлено, что данным решением подпунктами 5.7, 5.8, 5.14, 6.1 Приложения № установлены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за земельные участки, с одним видом разрешенного использования: «для размещения и эксплуатации гостиничных комплексов, гостинец, отелей» в размере 14; «для размещения и эксплуатации гостиничных комплексов, гостинец,  отелей» в размере 9; «для размещения магазинов, универмагов» в размере 14; «для размещения рынков, супер-, гипермаркетов, ярмарок торговых»  в размере 13.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс РФ) статьей 1 устанавливает принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно части 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, а также в силу действующих до 1 марта 2015 г. положений п. 3 ст. 65 ЗК РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 3 постановления администрации Иркутской области от 31.07.2008 № 213-па «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем 1 пункта 3 настоящего Положения.

Следовательно, действующим законодательством, предоставлено органу местного самоуправления право устанавливать корректирующие коэффициенты к арендной плате исходя из таких критериев как категория земель и (или) вид разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы.

Вместе с тем, как следует из Решения Думы МО «Осинский район», которым установлены коэффициенты, применяемые  к размеру арендной платы за земельные участки, дифференцированы по виду и размеру торгового объекта с функциональным назначением для размещения объектов торговли продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления для лиц, занимающихся одним видом деятельности – розничной торговлей, в частности: для типа «магазин, универмаг» коэффициент установлен в размере 14, а для типа «супер-, гипермаркет», установлен коэффициент равный 13.

 Таким образом, Думой установлены различные коэффициенты, для одного разрешенного использования внутри одного вида функционального использования земельных участков. Размер арендной платы за земельные участки под торговыми помещениями для хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, поставлен в зависимость от вида и размера торгового помещения (магазин, универмаг, супер-, гипермаркет) «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.

Следовательно, для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в магазинах, универмагах установлен больший коэффициент, а соответственно и больший размер арендной платы за 1 кв.м. земли, чем для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность через супер-, гипермаркет.

В связи с чем, хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю на территории Осинского муниципального образования на арендуемых земельных участках, поставлены Думой в заведомо неравные условия хозяйствования в зависимости от вида торгового помещения, расположенного на земельном участке.

Кроме того, Решением Думы МО «Осинский район» установлены коэффициенты на земельные участки с основным видом разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания, и бытового обслуживания с разрешенным видом использования «для размещения и эксплуатации гостиничных комплексов, гостинец, отелей» в размере 14; а на земельные участки с основным видом разрешенного использования: для размещения гостинец с разрешенным видом использования «для размещения и эксплуатации гостиничных комплексов, гостинец, отелей» в размере 9.

Установление разных коэффициентов, применяемых для одного вида разрешенного использования земельного участка, необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, поскольку предоставляет преимущества одним хозяйствующим субъектам и ущемляет интересы других на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

На основании вышеизложенного принятие Думой МО «Осинский район» Решения № 6 от 05.11.2014г. «Об утверждении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО «Осинский район» и признании утратившим силу пункта 2 решения Думы МО «Осинский район» от 25.02.2010 № 64 «Об утверждении «Методики расчета размера арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления МО «Осинский район» подпунктами 5.7, 5.8, 5.14, 6.1 Приложения №1 которого установлены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за земельные участки, для одного вида разрешенного использования: «для размещение торговли продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления», дифференцированные от вида и размера торгового помещения, (магазин, универмаг, супер-, гипермаркет), а также установлением различных коэффициентов для одного вида разрешенного использования земельного участка: «для размещения и эксплуатации гостиничных комплексов, гостинец, и отелей», приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, поскольку предоставляют преимущества одним хозяйствующим субъектам и ущемляют интересы других на соответствующем товарном рынке.

На рассмотрение дела Думой МО «Осинский район» предоставлено решение Осинского районного суда Иркутской области от 20.05.2015 о признании противоречащим федеральному законодательству, в том числе закону о защите конкуренции и недействующим со дня вступления решения в законную силу Приложения №1 и Приложения №2 к Решению Думы МО «Осинский район» от 05.11.2014 №6 «Об утверждении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО «Осинский район», оставленное без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 04.08.2015.

Комиссия считает, что оснований для прекращения дела о нарушении законодательства не имеется, а равно и основания для выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Думу МО «Осинский район» нарушившей пункта 2 части  1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с принятием Решения № 6 от 05.11.2014г. «Об утверждении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО «Осинский район» и признании утратившим силу пункта 2 решения Думы МО «Осинский район» от 25.02.2010 № 64 «Об утверждении «Методики расчета размера арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления МО «Осинский район», подпунктами 5.7, 5.8, 5.14, 6.1 Приложения №1 которого установлены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за земельные участки, для одного вида разрешенного использования: «для размещение торговли продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления», дифференцированные от вида и размера торгового помещения, (магазин, универмаг, супер-, гипермаркет), а также установлением различных коэффициентов для одного вида разрешенного использования земельного участка: «для размещения и эксплуатации гостиничных комплексов, гостинец, и отелей», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, поскольку предоставляют преимущества одним хозяйствующим субъектам и ущемляют интересы других на соответствующем товарном рынке.

2. Думе МО «Осинский район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Копию решения направить в адрес Думы МО «Осинский район».

 

Председатель Комиссии                                                         /…………../

Члены Комиссии                                                                    /…………../

 

                                                                                                /…………../

                                                                                             

 

Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны