Решение №462 Признать Думу МО «Осинский район» нарушившей Федеральный зак... от 7 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 462

 

«03» сентября 2015г.                                                                                  г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» сентября 2015 г.

Полный текст решения изготовлен «03» сентября 2015г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – /……………./; члены Комиссии: /……………./, /……………./, при участии представителей ответчика – Думы МО «Осинский район» по доверенности /……………./, /……………./, рассмотрев дело № 274 от 30.07.2015г., возбужденное в отношении Думы МО «Осинский район», по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Приказом № 274 от 30.07.2015г., на основании акта № 30 по результатам плановой выездной проверки от 29.04.2015г., возбуждено дело в отношении Думы МО «Осинский район» по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с бездействием, выразившемся в не приведении в соответствие с действующим законодательством пунктов 2.2 и 2.6 раздела 2 «Порядок передачи имущества в аренду» Положения, которыми предусмотрена возможность заключения договора аренды без проведения торгов, в нарушение действующего законодательства,  что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку создает определенной категории арендаторов преимущества перед другими хозяйствующими субъектами в виде предоставления права аренды муниципального имущества на внеконкурсной основе, и препятствует доступу к муниципальному имуществу потенциально заинтересованным лицам, имеющим намерение пробрести вышеуказанные права в отношении соответствующего муниципального имущества.

Согласно устным и письменным пояснениям представителя ответчика – Думы МО «Осинский район», по доверенности, выявленные признаки нарушения, в связи с бездействием, выразившемся в непривидении в соответствие с действующим законодательством текста Положения о порядке передачи в аренду муниципального имущества муниципального образования «Осинский район», утвержденного решением Думы МО «Осинский район» от 03.11.2009 № 39, ответчиком устранены.

Комиссия, оценив доказательства и доводы, представленные лицом, приходит к следующим выводам.

На основании приказа Иркутского УФАС России № 78 от 17.03.2015г. «О проведении плановой, выездной проверки» была проведена проверка соблюдения требований ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ в отношении Думы муниципального образования «Осинский район» Иркутской области (адрес: 669201, Иркутская область, Осинский район, с. Оса, ул. Свердлова, 59).

Инспекцией исследовано Решение № 39 от 03.11.2009г. «Об утверждении Положения о порядке передачи в аренду муниципального имущества МО «Осинский район» (действующее в настоящий момент) и выявлены признаки нарушения запрета, установленного статьей 15 ФЗ «О защите конкуренции», в частности: признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в не приведении в соответствие с действующим законодательством пунктов 2.2 и 2.6 раздела 2 «Порядок передачи имущества в аренду» Положения, которыми предусмотрена возможность заключения договора аренды без проведения торгов, в нарушение действующего законодательства,  что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку создает определенной категории арендаторов преимущества перед другими хозяйствующими субъектами в виде предоставления права аренды муниципального имущества на внеконкурсной основе.

Пунктом 1.2 раздела 1 «Общие положения» Решения Думы МО «Осинский район» № 39 от 03.11.2009г. «Об утверждении Положения о порядке передачи в аренду муниципального имущества МО «Осинский район» (далее – Положение) предусмотрено, что настоящее положение регулирует правоотношения, возникающие в связи с предоставлением в аренду объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Осинский район».

Пунктом 2.2 раздела 2 «Порядок передачи имущества в аренду» Положения предусмотрено, что передача в аренду объектов, находящихся в муниципальной казне, в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных организаций, осуществляется без проведения торгов (конкурса или аукциона) при заключении договора аренды, заключенного до 1 июля 2008г., на новый срок предельные размеры которого устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, с арендатором – субъектом малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 2.6 раздела 2 «Порядок передачи имущества в аренду» Положения установлено, что до установления Правительством РФ порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды имущества, конкурсы на право заключения таких договоров в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях, а аукционы на право заключения таких договоров в порядке, установленном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

07.03.2010 вступил в силу Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», изданный во исполнение части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

С момента вступления в силу Приказа № 67 лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, в том числе договоров субаренды, переуступки права аренды, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом № 67.

 Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

Порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества регламентирован федеральным законодательством «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции).

Частью 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных законом случаях, а равно заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, которое закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, соответственно.

Таким образом, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Заключение договора аренды заключенного до 1 июля 2008г., на новый срок, предельные размеры которого устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, с арендатором – субъектом малого и среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством, не является исключением,  установленным частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на основании которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а равно закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, можно осуществлять без проведения торгов.

Необходимо отметить, что частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции (ред. от 30.12.2012) разрешалось заключать на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоры аренды, указанные в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенные до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды было возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

  В связи с вступлением 1 июля 2013г. Федерального закона от 02.07.2013 № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», часть 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции утратила силу.

Местное самоуправление в Российской Федерации реализует право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, а также осуществлять владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 Конституции РФ). Неразрывное единство правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом представляет собой право собственности (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ). Право муниципальной собственности наряду с государственной, частной и иными формами признается и защищается в РФ (статья 8 Конституции РФ).

В процессе управления муниципальной собственностью, в частности предоставляя ее в аренду, муниципальное образование не просто реализует свои властные полномочия, предусмотренные также пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности), а вступает в гражданско-правовые отношения. В связи с этим органы местного самоуправления должны руководствоваться положениями пунктов «а» и «о» статьи 71 Конституции РФ, устанавливающей исключительное ведение Российской Федерации в сфере принятия федеральных законов и гражданского законодательства, соответственно.

Следовательно, в компетенцию органов местного самоуправления не входит принятие нормативных правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения, направленные на установление, изменение порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, а акты принимаемые органами местного самоуправления в этой области правоотношений должны быть направлены на правоприменение норм гражданского законодательства, а не на его изменение или дополнение.

Кроме того, в соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статей 2, 8, 18, 46, 55 Конституции Российской Федерации, правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2000 N 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, следует, что деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также право частной собственности.

Закрепленный, приведенной нормой, запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Заключение договора аренды, заключенного до 1 июля 2008г., на новый срок, предельные размеры которого устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, с арендатором – субъектом малого и среднего предпринимательства, без проведения торгов, приводит к предоставлению данной категории арендаторов преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, в виде предоставления права аренды муниципального имущества на внеконкурсной основе.

Стоит отметить, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании вышеизложенного бездействие Думы МО «Осинский район», выразившееся в не приведении в соответствие с действующим законодательством пунктов 2.2 и 2.6 раздела 2 «Порядок передачи имущества в аренду» Положения, которыми предусмотрена возможность заключения договора аренды без проведения торгов, в нарушение действующего законодательства,  привило или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку создает определенной категории арендаторов преимущества перед другими хозяйствующими субъектами в виде предоставления права аренды муниципального имущества на внеконкурсной основе, и препятствует доступу к муниципальному имуществу потенциально заинтересованным лицам, имеющим намерение пробрести вышеуказанные права в отношении соответствующего муниципального имущества.

Вместе с тем, Комиссии Иркутского УФАС на рассмотрении дела Думой МО «Осинский район» предоставлено решение № 63 от 31.08.2015 «О внесении изменений в Положение «О порядке передачи в аренду муниципального имущества муниципального образования «Осинский район», согласно которому пункты 2.2 и 2.6 раздела 2 «Порядок передачи имущества в аренду» Положения признаны утратившими силу. Однако, как установлено Комиссией указанное решение не опубликовано в официальном печатном издании – районной газете «Знамя труда» в соответствии с уставом муниципального образования «Осинский район».

Комиссия считает, что оснований для прекращения дела о нарушении законодательства не имеется, вместе с тем, имеются основания для выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать Думу МО «Осинский район» нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с бездействием, выразившемся в не приведении в соответствие с действующим законодательством пунктов 2.2 и 2.6 раздела 2 «Порядок передачи имущества в аренду» Положения, которыми предусмотрена возможность заключения договора аренды без проведения торгов, в нарушение действующего законодательства,  что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку создает определенной категории арендаторов преимущества перед другими хозяйствующими субъектами в виде предоставления права аренды муниципального имущества на внеконкурсной основе, и препятствует доступу к муниципальному имуществу потенциально заинтересованным лицам, имеющим намерение пробрести вышеуказанные права в отношении соответствующего муниципального имущества.

2.  Выдать Думе МО «Осинский район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в пункты 2.2 2.2 и 2.6 раздела 2 «Порядок передачи имущества в аренду» Положения, утвержденного решением от 03.11.2009 № 39, в соответствии с действующим законодательством, в срок до 30.09.2015.

3. Копию решения и предписания направить в адрес Думы МО «Осинский район».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                          /……………./

 

Члены Комиссии                                                                                       /……………./

 

                                                                                                                     /……………./

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны