Решение №476 Решение по заявлению СПАО «Ингосстрах» на действия САО «ВСК» от 25 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №  476

 

«23» сентября 2015 г.                                                                                 г. Иркутск

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» сентября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен «23» сентября  2015 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <…>;

Членов Комиссии: <…>, <…>, <…>;;

при участии представителей:

- СПАО «Ингосстрах» <…>, <…>;

- САО «ВСК» <…>;

представителя ОГКУ «Центр ГО и ЧС» <…>;

представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области <…>;

рассмотрев дело № 281 от 07.08.2015г. по признакам нарушения САО «ВСК»  ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Иркутское УФАС России поступило заявление СПАО «Ингосстрах» на действия САО «ВСК» в лице Иркутского филиала о  совершении действий по указанию коэффициентов страховых тарифов в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для Областного государственного казенного учреждения «Центр по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее - ОГКУ «Центр ГО и ЧС»), извещение № 0134200000115001168, в нарушение действующего законодательства РФ, направленных на получение преимуществ при осуществлении обязательного страхования, которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам (в данном случае   добросовестным участникам данного открытого конкурса).

В ходе проведенного антимонопольного расследования установлено следующее.

СПАО «Ингосстрах» (ИНН 7705042179, КПП 775001001), юридический адрес: 117997, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2, зарегистрировано в качестве юридического лица 11.10.2002г.  17.06.2015г. внесены изменения в организационно-правовую форму: Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах» (СПАО «Ингосстрах»).

Основным видом деятельности является «Страхование жизни и накопление» (код по ОКВЭД 66.01), один из дополнительных видов - «Страхование ответственности» (66.03.3).

САО «ВСК» (далее – Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1027700186062, ИНН 7710026574, местонахождение: 121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4.

Согласно п. 4.1, 4.2 ст. 4 Устава САО «ВСК» от 18.04.2014г. предметом деятельности Общества является страхование и перестрахование, а также иная деятельность, направленная на извлечение прибыли в рамках действующего законодательства. Общество осуществляет указанную деятельность по страхованию и перестрахованию на основании лицензии С № 0621. На территории Иркутской области имеется филиал, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, д. 109Б, созданный на основании решения Совета директоров от 08.10.1993г. № 4.

Филиал является обособленным подразделением САО «ВСК», осуществляет все функции Общества или их часть, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическим лицом, действует от имени и в интересах Общества на основании Положения, утвержденного решением Совета директоров САО «ВСК», Протокол № 23 от 17.12.2010г., иных нормативных и распорядительных актов Общества. 

В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) ОГКУ «Центр ГО и ЧС» (далее – Заказчик) объявлен открытый конкурс на право заключения контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств.

  В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 № 236-пп Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 15) (далее – Министерство, Организатор) является уполномоченным органом государственной власти Иркутской области на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса.

24.03.2015 г. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Министерством опубликовано извещение
№ 0134200000115001168 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для ОГКУ «Центр ГО и ЧС» (далее – Извещение). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 224998 руб. 72 коп.

Согласно Протоколу № 9-ОК/15-2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе  от 22.04.2015г. (далее – Протокол рассмотрения и оценки заявок) на участие представлено 3 заявки: № 1 – САО «ВСК» (цена контракта 213807 руб. 89 коп.), № 2 – СПАО «Ингосстрах» (цена контракта 214342 руб. 32 коп.), № 3 – ОАО «СГ «Хоска» (цена контракта 214343 руб. 07 коп.), все соответствуют требованиям Документации.

Победителем признано САО «ВСК», как участник, предложивший наименьшую цену контракта, а именно 213807 руб. 89 коп., с которым 08.05.2015 г. заключен контракт № 192 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (далее – контракт) на указанную сумму. 18.05.2015г., на основании ч. 1 ст. 95  Закона № 44-ФЗ заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому цена контракта составила 213 273 руб. 46 коп., при этом предусмотренный контрактом объем услуг, их качество остались без изменения.

СПАО «Ингосстрах» полагает, что действия САО «ВСК» представляют собой недобросовестную конкуренцию, выраженные в незаконном снижении стоимости договора страхования в нарушение действующего законодательства об обязательном страховании (в связи со снижением коэффициента КБМ), в результате чего САО «ВСК» признано победителем в открытом конкурсе.

Так, п. 2 ст. 8 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту - Закон об ОСАГО) предусмотрено, что страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Центральным Банком РФ в соответствии с п. 1 указанной статьи.

В соответствии с п.п. 4, 10 Указания Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указания ЦБ РФ) по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника   транспортного   средства   применительно   к   транспортному   средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3. Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.

При расчете цены контракта, отличной от предложенного двумя другими участниками, САО «ВСК» могли применить один коэффициент КБМ, так как страховые тарифы у страховых компаний одинаковые (что подтверждается документально на внешних ресурсах страховых компаний), а иные коэффициенты, необходимые для расчета, в связи с достаточностью информации применялись согласно сведениям, указанным в конкурсной документации (это территория, мощность/разрешенная масса, использование с прицепом, управление неограниченным количество лиц).

Анализ протокола № 9-ОК/15-2 от 22.04.2015 показывает, что по позиции № 21 а/м ГАЗ-САЗ участник открытого конкурса СОАО «ВСК» применил КБМ меньше, чем это предусмотрено законодательством об ОСАГО:

Согласно конкурсной документации КБМ по транспортному средству, указанному в п. 21 = 1, дата заключения полиса- 31.08.2015.

 

Расчет страховой премии по ОСАГО для служебного автотранспорта министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской

области подлежащего страхованию на 2015-2016 год

Марка, модель

транспор

тного средства

 

 

Срок действ

ия страхо

вых

полисо

в

 

 

Место

регистра

ции

 

 

Катего рия ТС

 

 

Мощн ость

л.с.

 

 

Кол ичес

тво един

иц

 

 

Базовая

ставка, ТБ,

руб.

 

 

Коэффициенты страховых тарифов

итого

страховая премия, руб.

КО

КПр

КТ

КМ

КС

КБМ

кн

 

ГАЗ-CA3-

2505-10

с 31.08.

2015

Иркутск

С

152

1

4212

1,8

1,25

1,7

1

1

1

1

10147,94

 

Данное транспортное средство  страховалось с 2013 год по 2014 год с КБМ = 0,95 (согласно АИС РСА, дата окончания полиса 30.08.2014 - согласно КД прошлогоднего конкурса).

Согласно п. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Центральным Банком России в соответствии со ст. 8 настоящего Федерального закона. Установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

В извещении о проведении открытого конкурса были представлены достаточные сведения для корректного расчета страховой премии и определения цены контракта, следовательно, все страховые компании могли предложить только одинаковый размер страховой премии, равный 214 342 руб. 32 коп.

Несмотря на вышеуказанные императивные положения законодательства, САО «ВСК» предложило цену, меньшую, чем цена контракта, рассчитанная в соответствии с установленными Указанием ЦБ РФ страховыми тарифами и их предельными уровнями, в результате чего признано победителем.

На основании изложенного, Иркутским УФАС России приказом № 281 от 07.08.2015 г. в отношении САО «ВСК» (121552, г. Москва, ул. Островная, 4, ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062) в лице Иркутского филиала (664009, г. Иркутск, ул. Советская, 109 Б) возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий по указанию коэффициентов страховых тарифов в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств - ОГКУ «Центр ГО и ЧС» (извещение № 0134200000115001168) в нарушение действующего законодательства РФ, направленных на получение преимуществ при осуществлении обязательного страхования, которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам (в данном случае добросовестным участникам данного открытого конкурса).

Определением № 1328 от 07.08.2014 г. о назначении дела № 281 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены: организатор открытого конкурса - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (334003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 15), участник открытого конкурса - ПАО «Страховая группа «ХОСКА» в лице Филиала Иркутского (680000, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 23А, филиал в г. Иркутске: 664075, г. Иркутск, ул. Байкальская, 244/1, оф. 9, ИНН 2702030634).

В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии Иркутского УФАС России Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении. СПАО «Ингосстрах» полагает, что по автомобилю ГАЗ-САЗ-2505-10 (поз. № 21) САО «ВСК» применил КБМ меньше, чем предусмотрено законодательством вопреки тому, что по данной позиции отсутствует точная информация о страховании в период 2014-2015 гг. Данное транспортное средство страховалось с 2013 г. по 2014 г. с КБМ=0,95, дата окончания полиса 30.08.2014 г., в связи с чем невозможно сделать достоверный вывод о том, что данный автомобиль страховался в указанный период. В случае если транспортное средство не страховалось, спустя 1 год КБМ «сгорает» и на новый срок страхования КБМ должно быть равен 1 (как и было указано в документации). САО «ВСК» необоснованно применен КБМ=0,95, предполагая, что договор страхования будет заключен с разрывом в страховании менее 1 года.

САО «ВСК» с доводами Заявителя не согласен в связи с тем, что коэффициент КБМ в расчете ОСАГО (для ГАЗ-САЗ-2505-10) был применен на основании расчета КБМ из информации РСА=0,95 (запрос от 13.04.2015), соответственно, цена предложения заявки составила 213807 руб. 89 коп.

Согласно разделу III «Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)» Документации в позиции № 21 указан VIN автомобиля, дата выпуска, государственный регистрационный знак К499АА138, категория «С», срок страхования 12 мес., мощность двигателя 152 л.с., дата окончания предыдущего договора страхования 30.08.2015 г. В разделе IV Документации указано обоснование начальной (максимальной) цены контракта, согласно которому базовая ставка автомобиля ГАЗ-САЗ-2505-10 (поз. № 21) указан КБМ 1, страховая премия составила 10147, 94 руб.  Указанных выше сведений об автомобиле достаточно для обращения в информационную базу РСА.

Расчет КБМ автомобиля ГАЗ-САЗ-2505-10 (поз. № 21) вызвал сомнения у САО «ВСК», по которому базовый тариф (ТБ) не может составлять 4212 руб., т.к. согласно техническим характеристикам автомобиля грузоподъемность составляет менее 16 тонн. Соответственно верный базовый тариф равен 2632 руб., коэффициент Кпр (использование прицепа)=1,4. Заказчиком применен базовый тариф 4212 руб., при этом учитывалась грузоподъемность автомобиля более 16 тонн. Следовательно, из расчета Заказчиком итоговой суммы в размере 10147, 94 руб. (ГАЗ-САЗ-2505-10 (поз. № 21))  следует, что коэффициент КБМ должен составлять 0,9, однако при обращении в информационную базу РСА установлено, что значение КБМ по указанному автомобилю равно 0,95, а не 1 (как указано в Документации). В подтверждение своих доводов САО «ВСК» представило скрин-шот страницы «Информации РСА для расчета КБМ по договору» от 13.04.2015 г., где КБМ=0,95, данное значение КБМ действительно до 12.05.2015г.

Заказчик - ОГКУ «Центр ГО и ЧС» представил письменные пояснения о том, что начальная (максимальная) цена, указанная в Документации, равна 224998,72 руб., расчет которой производился на основании Указаний ЦБ РФ с учетом применения максимальной базовой ставки страхового тарифа, действовавшей на момент направления заявки на закупку в Министерство. Также представлен расчет страховой премии на 2015-2016 годы предыдущего страхователя транспортных средств - Восточно-Сибирского филиала ООО «СК «Согласие» (далее – предыдущий страхователь), в соответствии с которым указано, что грузоподъемность автомобиля ГАЗ-САЗ-2505-10 (поз. № 21) составила 3200 кг., коэффициент КБМ=0,9 (Заказчик опубликовал в документации КБМ=1). Кроме того, предыдущим страхователем представлено информационное письмо - уведомление о том, что ОГКУ «Центр ГО и ЧС» за период страхования 31.08.2014 - 30.08.2015г.г. на транспортное средство ГАЗ-САЗ-2505-10 (государственный регистрационный знак К499АА138) страховые выплаты по полису ССС № 0686274434 отсутствовали.

Министерством представлены письменные пояснения, из которых следует, что в конкурсной документации Заказчиком указано обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Все заявки участников признаны соответствующими требованиям, указанным в конкурсной документации. Победителем признано САО «ВСК», предложивший наименьшую стоимость в размере 213807, 89 руб. У членов Комиссии Министерства отсутствовали основания для отклонения данной заявки.

Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев представленные материалы по делу № 281 от 07.08.2015 г., заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

24.03.2015г. на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru Министерством опубликовано извещение № 0134200000115001168 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для ОГКУ «Центр ГО и ЧС» с указанием начальной (максимальной) цены контракта, равной 224998 руб. 72 коп.

На участие представлено 3 заявки: № 1 – САО «ВСК» (цена контракта 213807 руб. 89 коп.), № 2 – СПАО «Ингосстрах» (цена контракта 214342 руб. 32 коп.), № 3 – ОАО «СГ «Хоска» (цена контракта 214343 руб. 07 коп.), все соответствуют требованиям Документации.

По результатам открытого конкурса победителем признано САО «ВСК», как участник, предложивший наименьшую цену контракта - 213807 руб. 89 коп., с которым 08.05.2015 г. заключен контракт № 192 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). 18.05.2015г., на основании ч. 1 ст. 95  Закона № 44-ФЗ заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому цена контракта составила 213 273 руб. 46 коп., при этом предусмотренный контрактом объем услуг, их качество остались без изменения.

В ходе рассмотрения заявления Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в Документации при расчете премии ОСАГО для автомобиля ГАЗ-САЗ-2505-10 Заказчиком допущена техническая ошибка, а именно: согласно технических характеристик автомобиля грузоподъемность составляет менее 16 тонн, тогда как при расчетах Заказчиком использовались сведения о грузоподъемности свыше 16 тонн, что повлекло за собой увеличение расчета КБМ данного автомобиля (4212 руб., как указано в Документации, вместо 2632 руб.).

В ответ на запрос САО «ВСК» в информационную систему РСА от 13.04.2015 г. получен ответ, согласно которому коэффициент КБМ для ГАЗ-САЗ-2505-10 составил 0,95. На основании изложенного, в заявку внесены изменения в части осуществления расчета итоговой суммы страховой премии по данному автомобилю, данные изменения представлены в адрес Заказчика 14.04.2015 г.

Согласно Указаниям Банка сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя) могут быть получены из   автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, если иное не установлено  Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств».

В ходе рассмотрения дела представитель Заказчика - ОГКУ «Центр ГО и ЧС» подтвердил наличие технической ошибки в конкурсной документации (неверно применен базовый тариф в размере 4212 руб. в связи с неверным расчетом и применением грузоподъемности автомобиля ГАЗ-САЗ-2505-10 более 16 тонн), что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Из вышеизложенного следует, что САО «ВСК» воспользовалось правом получения сведений из автоматизированной информационной системы обязательного страхования и верно применило коэффициент КБМ=0,95 при расчете страховой премии на автомобиль ГАЗ-САЗ-2505-10 (поз. № 21).

Действия САО «ВСК» по расчету тарифа по ОСАГО не противоречат положениям Закона об ОСАГО, Указаниям ЦБ РФ, следовательно, не причинили и не могли причинить убытки хозяйствующим субъектам конкурентам – добросовестным участникам данной закупки, в том числе СПАО «Ингосстрах».

Кроме того, у всех участников, в том числе СПАО «Ингосстрах», имелась возможность доступа к информационной системе РСА для проверки сведений, отраженных в конкурсной документации Заказчика, однако участники не воспользовались данным правом и рассчитали стоимость контракта только исходя из сведений, представленных Заказчиком в конкурсной документации.

При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что в действиях САО «ВСК» в лице Иркутского филиала отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренное ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции,  выразившееся в совершении действий по указанию коэффициентов страховых тарифов в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для ОГКУ «Центр ГО и ЧС», извещение № 0134200000115001168, в нарушение действующего законодательства РФ, направленных на получение преимуществ при осуществлении обязательного страхования, которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам (в данном случае   добросовестным участникам данного открытого конкурса).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 23, 39, 41, 48, 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

КОМИССИЯ РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 281 от 07.08.2015 г., возбужденное по признакам нарушения Страховым акционерным обществом «ВСК» в лице Иркутского филиала (125373 г. Москва, ул. Островная, 4; адрес филиала: 664009, ул. Советская, 109 б; ИНН 77710026574, ОГРН 1027700186062) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по указанию коэффициентов страховых тарифов в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для Областного государственного казенного учреждения «Центр по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее - ОГКУ «Центр ГО и ЧС»), извещение № 0134200000115001168, в нарушение действующего законодательства РФ, направленных на получение преимуществ при осуществлении обязательного страхования, которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам (в данном случае добросовестным участникам данного открытого конкурса) на основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

2. Копии решения направить сторонам по делу.

   

 

 

Председатель Комиссии                                                           <…>

 

Члены Комиссии:                                                                     <…>, <…>, <…>.

                                                                                                        

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны